Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 02:58, дипломная работа
Цель исследования - изучить социальное и правовое положение бездомных и определить социальные технологии реабилитации лиц без определенного места жительства. Задачи:
1. Охарактеризовать понятие лица без определенного места жительства и особенности социального положения бездомных.
2. Определить причины бездомности и бродяжничества.
3. Рассмотреть требования к социальным работникам при работе с лицами без определенного места жительства.
4. Рассмотреть социальные технологии реабилитации лиц без определенного места жительства.
5. Рассмотреть деятельность государственных социальных учреждений и благотворительных организаций по отношению к лицам без определенного места жительства.
Введение 3
Глава I. Бездомность как социальная проблема 5
1.1. Сущность и особенности бездомности 5
1.2. Причины бездомности и бродяжничества 13
1.3. Положение бездомных в России 20
Глава II. Опыт практической социальной работы с лицами без определенного места жительства 32
2.1 Требования к социальным работникам при работе с лицами без определенного места жительства 32
2.2.Технология социальной работы с лицами без определенного места жительства 35
Глава III. Деятельность государственных и благотворительных организаций в решении проблем и поддержке бездомных 47
3.1. Деятельность государственных социальных учреждений по решению проблемы бездомности 47
3.2. Деятельность благотворительных организаций по социальной поддержке бездомных 61
Заключение 70
Список использованной литературы 76
Приложение 77
Негативное влияние самого существования бомжей на жизнь остальных граждан проявляется в значительном усложнении не только санитарно-эпидемиологической, но и криминальной обстановки. Примерно в 80 случаях из 100 бомж уже имеет в своем послужном списке судимость. Причем нередко и по самым серьезным статьям Уголовного кодекса РФ — разбой, грабеж, убийство. Каждое пятое уголовное преступление совершается бездомными. Наибольшее число преступлений, связанных с хищением, происходит с участием тех, кто раньше уже отбывал наказание за подобные виды преступлений. Чаще всего преступления совершаются от невозможности заработать иным путем, безразличия окружающих. Из-за отсутствия работы многие вынуждены вставать на криминальный путь, еще более усугубляя свое положение.
Находясь в ситуации безысходности, люди вынуждены идти на преступления не только ради средств к существованию, но и для того, чтобы холодное время «пересидеть» в тюрьме.
Только в Москве в 2007 г. бомжами совершено в три раза больше преступлений, чем в 2006 г. Среди вокзальных бродяг отмечен наибольший процент лиц, освободившихся из мест заключения. Средний срок пребывания в местах лишения свободы — 8 лет. Лица, имеющие судимость, фактически диктуют свои условия, другим обитателям вокзала, усиливая криминальную составляющую бездомности.
Стаж бездомности среди мужчин и женщин примерно одинаков. По возрастным группам доля бездомных с непродолжительным (до полугода) стажем больше всего среди тех, кому до 24 и после 65 лет. Стаж бездомности больше всего у бывших заключенных (у 59 % из них — свыше года). Среди тех, у кого стаж бездомности до полугода, преобладают беженцы, жертвы пожаров, стихийных бедствий, мигранты, люди, лишившиеся документов. Среди тех, для кого бездомность уже становится образом жизни (со стажем до пяти лет), — бывшие заключенные и те, кто потерял жилье вследствие продажи или преступных махинаций. Каждый пятый бездомный, не имея стабильного заработка, продал жилье. Многие были выселены наймодателями за неоплату жилья. Около 5 % бездомных стали жертвами афер с жилплощадью.
Главные проблемы бездомных связаны с неудовлетворенностью базовых потребностей, включая питание, одежду, кров, деньги на лечение и т. д. Для большинства бездомных источниками получения одежды и обуви являются благотворительная, гуманитарная помощь, подарки знакомых и родственников, использованные вещи, найденные на свалках и в мусорных ящиках. Для бомжа опрятная, чистая одежда имеет большое значение. В приличной одежде он может зайти куда-нибудь, посидеть, погреться.
Экзистенциальные проблемы — это «жизненные крушения», одиночество и безвыходность. Поведение бездомного человека состоит из действий, которые направлены на поиск средств к существованию (милостыня, воровство, помощь благотворительных организаций и эпизодические заработки). Большинство бездомных живут закрыто от внешнего мира на временные, случайные заработки, пенсии, пособия по безработице. Очень малое число полагается на сбережения или помощь родственников, еще меньше — пользуется регулярными доходами.
По результатам социологического исследования, проведенного Ярославским государственным университетом им. П. Г. Демидова, был составлен следующий портрет бездомного, который обращается за помощью в социальные службы. Это лицо, находящееся на территории РФ, как правило, не имеет документов, удостоверяющих его личность и род занятий; не имеет постоянного места жительства на той территории, где оно проживает; не имеет постоянной работы или занятий и соответствующих средств к существованию; имеет, как правило, признаки хронического заболевания (психического, алкоголизма, туберкулеза, венерических заболеваний, педикулеза и т.д.); имеет внешний вид, не соответствующий физиологическим нормам человека (грязные одежда и тело), а также признаки деградации человека как личности.
Отношение людей из благополучного мира к бездомным весьма неоднозначное. Специальные опросы выявили четыре типа отношений:
Однако в большей степени доминирует сложившийся стереотип отношения к бездомным как к стойкой маргинальной социальной группе, члены которой разорвали связи с обществом, отвергают его ценности и традиции и утверждают собственную систему ценностей и норм. У большинства населения присутствие бездомных личностей вызывает повышенный уровень враждебности. В восприятии общества все бездомные объединены в одну социальную группу, вне зависимости от причин, по которым они оказались на улице. При этом подавляющее большинство граждан уверено, что бездомные «сами виноваты, что оказались на улице». В общественном сознании господствует миф об опасности, исходящей от бездомных. Ужасы бездомной жизни воспринимаются обществом как норма. Большинство граждан не удивит смерть бездомного на улице от холода или голода. Навешивание на бездомных ярлыка БОМЖ наделяет их отрицательными качествами, снижая жизненные шансы и косвенно подавляя их конституционные права. В повседневном столкновении бездомных с окружающими их людьми происходит присвоение им негативного статуса. Это проявляется как в прямом словесном осуждении, подразумевающем моральную ответственность бездомных за их образ жизни, так и в очевидном отчуждении. Большинство людей делает вид, что не видит бездомного, собирающего бутылки или копающегося в мусоре. Такое отсутствие внимания еще сильнее поддерживает статус бомжа как изгоя.
Бездомные постоянно подвергаются не только стигматизации, но и всесторонней дискриминации. Они часто становятся жертвами физического насилия со стороны не только сограждан, но и должностных лиц (преимущественно милиционеров). Большинство граждан одобряют репрессивные меры против бездомных.
Опросы бездомных показывают, что более половины из них предпринимали попытки изменить свое положение. Вместе с тем желание обратиться за помощью в официальные органы выразили только 13,8 % опрошенных, возвратиться домой в семью — 9,4 %, найти работу — 15,6 %, найти жилье — 27,5 %, лечиться, чтобы жить нормально, — 13,8 %.
Если в Западной Европе основными характеристиками бездомных и бродяг являются бедность, безработица, неграмотность, то несколько другая картина наблюдается в России. По результатам социологических опросов, среди бездомных в России 86 % имели полное среднее или среднее специальное образование, 9 % — высшее образование (по данным за 2007 г.). Опросы выявили, что среди бездомных со стажем до одного года около 60 % тех, кто имеет начальное образование, 43 % — среднее образование. Из лиц с высшим образованием бездомными со стажем больше одного года являются 22 %.
Представленные данные свидетельствуют о значительном трудовом и образовательном потенциале бродяг, который не был востребован. Они вынуждены выполнять малоквалифицированные
Таблица №2. Уровень образования лиц, занимающихся бродяжничеством в (%).
Образование |
Годы наблюдения | |||||||||
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2007 | |
Начальное |
5 |
4 |
2 |
2,3 |
1,8 |
1,8 |
1,9 |
1,5 |
0,8 |
1 |
Неполное среднее |
5 |
23 |
18 |
17,4 |
14,1 |
13 |
13,4 |
20,3 |
19,7 |
4 |
Среднее |
62 |
43 |
49 |
53,3 |
52,1 |
55,7 |
55,8 |
54,7 |
56,7 |
44 |
Среднее специальное |
19 |
21 |
21 |
18 |
22 |
19,7 |
21,7 |
19,3 |
19,1 |
42 |
Высшее |
9 |
9 |
9 |
8,8 |
9,3 |
8,5 |
6,5 |
3,6 |
3,8 |
9 |
Без образования |
0 |
0 |
1 |
0,2 |
0,7 |
1,3 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0 |
работы на строительстве, чтобы иметь хоть какой-нибудь доход. Для большинства бродяг основным источником существования были нетрудовые доходы, так как на постоянной работе были заняты лишь 2 %, еще 69 % имели временные, эпизодические подработки. Молодые трудоспособные мужчины, чтобы как-то выжить, занимались сбором банок, бутылок, попрошайничеством.
Социальными последствиями длительности бездомности являются:
Люди без определенного места жительства не рассматривают свое положение как преступное и не признают силовых методов борьбы с ними. Они надеются на социальное содействие и понимание их проблем со стороны общества.
В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.
В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но, тем не менее, ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?
Во-первых, милосердие. Именно милосердие как состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.
Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных и одухотворенных видов деятельности.
Ценностные установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.
Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.
Нравственный человек осознает необходимость действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.
Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального работника.
В социальной работе, как нигде, необходим профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.
Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:
Наша система образования не всегда правильно готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.
Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает возможность вбирать в себя различную информацию, подвергать ее чувственной и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.
Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.
Информация о работе Социальные технологии реабилитации с лицами БОМЖ