Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;
ВВЕДЕНИЕ
Наиболее характерные изменения института семьи, обусловленные трансформацией традиционных обществ в современную форму, характерны и для института семьи в России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество. Вместе с тем, в нашей стране на функционирование и развитие института семьи и общества в целом на протяжении как минимум последнего столетия оказывали существенное влияние многочисленные специфические факторы, не присущие большинству индустриально развитых стран Европы и США, являющихся наиболее яркими примерами современных обществ.
На это указывают ряд отечественных исследователей семьи (А.И. Антонов, М.С. Мацковский), выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России. Во-первых, это - объективные процессы изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, во-вторых - специфические условия функционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих - современное состояние российского общества.
Проблемы семьи представляют
интерес для специалистов, т.к. эти
проблемы касаются каждого и являются
одним из показателей качества жизни
населения и благополучия общества.
Социальные проблемы семьи отражают тесную
зависимость семьи от общества.
Семья выполняет важные
социальные функции в обществе
и по этой причине государство
и общественные организации
Из этого следует, что сегодня семье, как никогда, требуется гарантированная социальная помощь и защита государства. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.
В настоящее время социальная
защита семьи, в отличие от действующей
прежде системы социального
Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории
семей, нуждающихся в
- исследовать основные
задачи государственной
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;
Объект исследования - семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, в контексте современной действительности. Современная российская семья.
Предмет исследования – проблемы современной семьи, взаимоотношения в семьях. Технологии социальной помощи семье.
Методы исследования: метод анализа литературы, метод анализа документов, историко-компаративный метод.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ
1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»
Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения, из семьи выходит в большой мир, чтобы потом вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно [14, с. 4].
Древнегреческий философ Платон, например,
считал, что каждый мужчина обязан
жениться до 35 лет. Брак входил в общественные
повинности граждан. Отказ от женитьбы,
по Платону, — преступление. «Пренебрегающий
этой обязанностью должен был ежегодно
платить налог, чтобы не воображал,
что жизнь без брака удобна
и выгодна». При этом немаловажное
значение имело то, как молодые
люди, особенно женщины, подготовлены
к семейной жизни. По мнению Платона,
они должны обучаться тем же искусствам,
что и мужчины, так же, как и
они, овладевать воинскими навыками.
При заключении брака важно знать,
из какой семьи молодой человек
берет жену, или в какую семью
родители отдают свою дочь. К тому же
и сами молодые люди должны хорошо
знать друг друга до брака. Главным
назначением семьи Платон считал
рождение здоровых детей (граждан). Поэтому
он приводил конкретные рекомендации
относительно того, как обеспечить
здоровое потомство. По его мнению,
самых крепких детей рожают женщины
в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин
не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал
Платон, зачатие в состоянии
О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль о том, что семья — неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают проблемы общества, а с другой — семья воздействует на отношения в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни [11, с. 17]. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.
Проблемы возникновения
и развития семьи, семейно-брачных
отношений, роли семьи в жизни
общества и каждого индивида в
отдельности на протяжении многих веков
занимали лучшие умы человечества.
В то же время эти проблемы не
являются сегодня досконально
Возникновение родовой общины
и функционирование группового брака
привели к новой угрозе для
выживания людей: росту числа
неполноценных детей как
По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился и принял форму полигамии (многобрачия).
При полигамии одно лицо могло иметь брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа [11, с. 21].
Для позднепервобытной общины
характерно усложнение хозяйственной
деятельности, социальных связей, что
привело к дальнейшему
На Руси переход к семье,
состоящей из супругов и детей, завершился
в VIII-IX вв. На первом этапе семья была
многодетной, что гарантировало
ее хозяйственную надежность. Дом, семья
становились начальной
Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются на небесах» [14, с. 142].
С развитием общества значительная
часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных
отношений переносится с
Любая семья создается
с целью удовлетворения каких-то
значимых для ее членов потребностей,
которые по мере развития семейных
отношений дополняются
Выделяют два главных типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью [18, с. 412].
Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников.
Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи [11, с. 31].
Различают также родительскую
семью, или семью происхождения,
и прокреационную, или новообразованную
(она создается взрослыми
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.
Социальные функции семьи имеют два основных источника их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением как масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме этого воспроизводства [7, с. 62].
Итак, семья может рассматриваться как социальный институт, и как семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:
Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция привлекает всеобщее внимание: Сколько современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального воспроизводства населения в семье должно быть три ребенка [18, с. 415].