Социальных проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Наиболее характерные  изменения института семьи, обусловленные  трансформацией традиционных обществ  в современную форму, характерны и для института семьи в  России, поскольку процесс модернизации в полной мере затронул и российское общество. Вместе с тем, в нашей  стране на функционирование и развитие института семьи и общества в  целом на протяжении как минимум  последнего столетия оказывали существенное влияние многочисленные специфические  факторы, не присущие большинству индустриально  развитых стран Европы и США, являющихся наиболее яркими примерами современных  обществ.

На это указывают ряд  отечественных исследователей семьи (А.И. Антонов, М.С. Мацковский), выделяя следующие группы факторов кризиса семьи в современной России. Во-первых, это - объективные процессы изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах, во-вторых - специфические условия функционирования российской семьи в «советский» период, в-третьих - современное состояние российского общества.

Проблемы семьи представляют интерес для специалистов, т.к. эти  проблемы касаются каждого и являются одним из показателей качества жизни  населения и благополучия общества. 
Социальные проблемы семьи отражают тесную зависимость семьи от общества.

 Семья выполняет важные  социальные функции в обществе  и по этой причине государство  и общественные организации объективно  заинтересованы в том, чтобы  создавать необходимые условия,  проводить социальную работу, направленную  на совершенствование семейно-брачных  отношений укрепления семьи. 

 

 

 Из этого следует,  что сегодня семье, как никогда, требуется гарантированная социальная помощь и защита государства. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей  прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к  различным группам населения  и структурированную по разным министерствам  и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические  условия, продиктованные переходом  к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов  и форм социальной защиты населения.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и  анализе современных социальных технологий помощи семье.

Задачами курсовой работы являются:

- рассмотреть феноменологию  семьи

- выявить основные категории  семей, нуждающихся в социальной  поддержке;

- исследовать основные  задачи государственной семейной  политики;

- провести анализ зарубежного  опыта работы с семьей;

Объект исследования - семьи, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, в контексте современной  действительности. Современная российская семья.

Предмет исследования –  проблемы современной семьи, взаимоотношения в семьях. Технологии социальной помощи семье.

Методы исследования: метод  анализа литературы, метод анализа  документов, историко-компаративный  метод.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

 

1.1. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЬЯ»

 

 

Семья — первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря  которой он приобщается к ценностям  культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного  поведения. В ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости  и огорчения, из семьи выходит  в большой мир, чтобы потом  вернуться обратно, когда в этом мире ему станет неуютно [14, с. 4].

Древнегреческий философ Платон, например, считал, что каждый мужчина обязан жениться до 35 лет. Брак входил в общественные повинности граждан. Отказ от женитьбы, по Платону, — преступление. «Пренебрегающий  этой обязанностью должен был ежегодно платить налог, чтобы не воображал, что жизнь без брака удобна и выгодна». При этом немаловажное значение имело то, как молодые  люди, особенно женщины, подготовлены к семейной жизни. По мнению Платона, они должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и  они, овладевать воинскими навыками. При заключении брака важно знать, из какой семьи молодой человек  берет жену, или в какую семью  родители отдают свою дочь. К тому же и сами молодые люди должны хорошо знать друг друга до брака. Главным  назначением семьи Платон считал рождение здоровых детей (граждан). Поэтому  он приводил конкретные рекомендации относительно того, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению, самых крепких детей рожают женщины  в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не старше 55 лет. Недопустимо, подчеркивал  Платон, зачатие в состоянии алкогольного опьянения, так как это чревато  тяжелыми последствиями для будущих  детей [11, с. 15].

О необходимости и пользе супружества, особенностях взаимоотношений мужа и жены, роли каждого из них в  семье говорил в «Никомаховой этике» Аристотель. Он считал, что семья - это первый вид социального взаимодействия людей, она является той первоначальной ячейкой, из которой возникло государство. Объединение нескольких семей Аристотель называл «селением», считая его переходной формой от семьи к государству. Именно от Аристотеля берет свое начало мысль  о том, что семья — неотъемлемый элемент социальной структуры общества: с одной стороны, в семью проникают  проблемы общества, а с другой —  семья воздействует на отношения  в обществе, влияет на характер всех процессов социальной жизни [11, с. 17]. Каждый член семьи сохраняет определенную автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, в социальные группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

Проблемы возникновения  и развития семьи, семейно-брачных  отношений, роли семьи в жизни  общества и каждого индивида в  отдельности на протяжении многих веков  занимали лучшие умы человечества. В то же время эти проблемы не являются сегодня досконально изученными: в них остается много спорных  вопросов. Общепризнанным считается  взгляд на семью как на продукт  длительного исторического развития. За историю своего существования  она изменялась, что связано с  развитием человечества, с совершенствованием форм регулирования отношений между  полами, другие имели более широкое  распространение [11, с. 18]. Половые отношения в первобытном человеческом стаде носили животноподобный характер. Они проявлялись в неупорядоченных половых связях, в которые вступала женщина с любым мужчиной (и наоборот, мужчина с любой женщиной) этого стада. Такие отношения, будучи сопряжены с конфликтами, драками и другими негативными проявлениями, вносили дезорганизацию в жизнь первобытного стада, для выживания которого требовались сплоченность и единство в обеспечении условий существования. В результате сложилась объективная потребность – ввести общественные санкции, направленные на упорядочение половых отношений. Появились запреты, всякого рода «табу», которые сдерживали беспорядочное удовлетворение половых инстинктов. Важнейшим из этих запретов стал запрет на половые связи между кровными родственниками (предками и потомками, родителями и детьми), в результате чего стал формироваться род. Таким образом, в первобытном обществе складываются первые механизмы (табу, обычаи) социального регулирования сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, направленные на поддержание непрерывности жизни. Иными словами, возникают брачные отношения между полами [11, с. 21].

Возникновение родовой общины и функционирование группового брака  привели к новой угрозе для  выживания людей: росту числа  неполноценных детей как результата кровного родства отца и матери, автономному существованию каждого  рода, ограничению социальных связей с другими общинами. Для устранения этих негативных явлений появилась экзогамия, запрещающая половые связи внутри одного рода. Групповой брак превратился в союз двух родов, но не привел к созданию семьи: дети принадлежали всему роду и воспитывались его сообществом.

По мере социального расслоения общества групповой брак видоизменился  и принял форму полигамии (многобрачия).

При полигамии  одно лицо могло иметь брачные отношения с несколькими или многими лицами противоположного пола. В историю человечества вошли две формы полигамии: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Пережитки второй формы сохранилась в некоторых странах Востока в форме семьи гаремного типа [11, с. 21].

Для позднепервобытной общины характерно усложнение хозяйственной  деятельности, социальных связей, что  привело к дальнейшему упорядочению брачных отношений: они приняли  форму моногамного парного брака, который отличался большей прочностью по сравнению с групповым браком. Парный брак знаменует начало домашне-семейного воспитания, которым занимаются родители, другие члены рода. Возникает хозяйственная ячейка, состоящая из мужа, жены, детей, но основным кормильцем постепенно становится мужчина. Поэтому половые отношения начинают регулироваться не только социальными, но и экономическими факторами: жена, дети не могут обойтись без мужа и отца. Верность жены обеспечивалась ее подчинением власти мужа (патриархальный уклад). Постепенно меняется и сам характер брака: его целью становится создание семьи, содержание и воспитание детей (а не только регулирование половых отношений, как это было ранее). Семья усиливала чувство личной ответственности взрослых за воспитание детей, укрепляла новые оценочные категории: авторитет родителей, супружеский долг, честь семьи.

На Руси переход к семье, состоящей из супругов и детей, завершился в VIII-IX вв. На первом этапе семья была многодетной, что гарантировало  ее хозяйственную надежность. Дом, семья  становились начальной образовательной  школой для детей, своеобразной «домашней  академией», где учили трудиться, заботиться друг о друге, передавали «по наследству» мальчику отцовскую, девочке – материнскую профессию, а заодно и их мировоззрение, стереотипы поведения, готовили к выполнению роли родителей [11, с. 25].

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи: шли столетия, менялись экономические уклады, а моногамия  сохранилась. Установление моногамии, единобрачия не следует объяснять  лишь достижениями социально-экономического характера человечества. В этом процессе свое достойное место занимают мораль и нравственное развитие живущих  на земле людей, рост их эстетической культуры, усиление роли религии, поддерживающей святость брака: «Браки заключаются  на небесах» [14, с. 142].

С развитием общества значительная часть нагрузки по стабилизации брачно-семейных отношений переносится с внешних  регуляторов (социальный контроль, общественное мнение, законы, экономическая зависимость и подчиненность женщин, религиозный страх) на внутренние (чувство любви, долга, взаимная заинтересованность членов семьи в сохранении и поддержании семейного единства).

Любая семья создается  с целью удовлетворения каких-то значимых для ее членов потребностей, которые по мере развития семейных отношений дополняются общесемейными, групповыми и общественными.

Выделяют два главных  типа семьи - расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью [18, с. 412].

Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром  семьи, отвечающим за воспроизводство  новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр  любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется расширенной. Она  расширяется за счет 3-4 поколений  прямых родственников.

Нуклеарная семья может  быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой  есть два супруга, неполной - семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность  после брака жить отдельно от родительской семьи [11, с. 31].

Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).

По числу детей различают  бездетную, однодетную и многодетную  семьи. По критерию господства в семье  мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства - патернальную (глава семьи  мужчина), материальную (глава семьи  женщина) и эквалитарную (оба супруга  в равной степени считаются главой семьи).

Также современные семьи  различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам  жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д.

Социальные функции семьи  имеют два основных источника  их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому  каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием  других функций, с изменением как  масштабов, так и характера ее социальной деятельности. Однако при  всех указанных изменениях общество на любой ступени своего развития нуждается в воспроизводстве  населения поэтому оно всегда заинтересовано в семье как механизме  этого воспроизводства [7, с. 62].

Итак, семья может рассматриваться  как социальный институт, и как  семейная группа, выполняющая определенную социальную задачу. Можно выделить следующие основные функции семьи, способствующие реализации этой задачи:

Репродуктивная функция  выполняет две основных задачи: общественную - биологическое воспроизводство  населения, и индивидуальную - удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических  и сексуальных потребностей, побуждающих  людей противоположных полов  объединяться в семейный союз. Выполнение этой функции семьей зависит от всей совокупности общественных отношений. В последние годы эта функция  привлекает всеобщее внимание: Сколько  современной семье иметь детей? Социологи отмечают, что для нормального  воспроизводства населения в  семье должно быть три ребенка [18, с. 415].

Информация о работе Социальных проблемы современной семьи