Социальных проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

В семье воспитываются  и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами  семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального  опыта, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием [18, с. 418].

Выполняя хозяйственно-экономическую  функцию, семья обеспечивает прочные  экономические связи между своими членами, поддерживает материально  несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.

Восстановительная функция  направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных  и духовных сил человека после  трудового рабочего дня. В нормально  функционирующем обществе реализации этой функции семьи способствуют сокращение общей продолжительности  рабочей недели, увеличение свободного времени, рост реальных доходов.

Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы  регулировать и упорядочивать отношения  между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный  контроль за соблюдением членами  семьи общественных норм личной, групповой  и общественной жизни [18, с. 419].

Семья как социальная общность является первичным элементом, опосредующим связь личности с обществом: она  формирует у ребенка представление  о социальных связях и включает в  них его с рождения. Отсюда следующая  важнейшая функция семьи - социализация личности. Потребность человека в  детях, их воспитании и социализации придает смысл самой человеческой жизни. Эта функция тесно связана  с естественной и социальной сущностью  семьи как воспроизводительницы человеческого рода, а также с хозяйственно-экономической функцией семьи, поскольку воспитание детей начинается с их материального обеспечения и ухода за ними [18, с. 420].

Все большее значение социологи  придавали и придают коммуникативной  функции семьи. Можно назвать  следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая  печать).

Досуговая функция осуществляет организацию рационального досуга и осуществляет контроль в сфере  досуга, кроме того, удовлетворяет  определенные потребности индивида в проведении досуга. Досуговая функция  ориентирована на оптимизацию организации  свободного семейного времени на удовлетворение потребностей членов семьи  в общении, повышение уровня культуры, улучшение состояния здоровья, восстановление сил. В счастливых семья происходит взаимообогащение интересов супругов и их детей, досуговая деятельность носит преимущественно развивающий  характер.

Социально-статусная функция  связана с воспроизводством социальной структуры общества, так как предоставляет (передает) определенный социальный статус членам семьи. Эмоциональная функция  предполагает получение эмоциональной  поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия [18, с. 420].

Функция духовного общения  предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.

Сексуальная функция семьи  осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных  потребностей супругов.

Делая вывод по главе можно  сказать что, социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной  системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения, возникновение  и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи [10, с. 7].

Итак, социальные функции  семьи имеют два основных источника  их возникновения: потребности общества и потребности самой семейной организации. Можно выделить следующие  основные функции семьи: репродуктивная функция, в ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных  потребностей. Хозяйственно – экономическая  функция, оказывает помощь и поддержку  тем членам семьи, у которых возникают  материальные и финансовые трудности. Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психологических, эмоциональных и  духовных сил человека после трудового  рабочего дня. Регулятивная функция  состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между  полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии. Досуговая  функция осуществляет организацию  рационального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга. Социально-статусная  функция связана с воспроизводством социальной структуры общества. Под  эмоциональной функцией понимается получение эмоциональной поддержки. Функция духовного общения направлена на духовное взаимообогащение. Сексуальная  функция семьи осуществляет сексуальный  контроль. Каждая из этих функций имеет  больше значение в институте семьи [18, с. 421].  

Таким образом, семья является фундаментальным институтом, важнейшей  социальной ценностью, первоосновой общества. Семья обеспечивает всем своим членам экономическую, социальную, духовную и  физическую безопасность, заботу о  малолетних, престарелых и больных; условия для социальной защиты детей  и молодежи.

Семья обеспечивает как целостность  общества, так и удовлетворенность  потребностей человека. Все функции  находятся в логической взаимосвязи, и деградация любой из них ведет к деградации семьи как таковой.

 

1.2. Категории семей, нуждающихся в социальной защите

 

Основные трудности семьи  и ее потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом.

Причиной возникновения  социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия) [13, с. 127].

 Доход женщины, как  правило, значительно ниже дохода  мужчины в силу ее отставания  на социальной лестнице, вызванного  выполнением обязанностей по  уходу за детьми. Доход от алиментов,  если дети имеют на них право  и получают их, как; правило,  покрывает не более половины  стоимости их содержания. Социально-экономические  проблемы присущи не всем неполным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социально-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей [13, с. 129].

Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после  развода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи — это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им достаточно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вымещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность — затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители [13, с. 130].

Хотя полоролевое поведение  людей в различных культурах  изучено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип предписывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, которые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жесткая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воздействие, если человек слаб, а стереотип требует от него доминирования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной семье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социализации ребенка или изначально была неполной), ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в различных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собственной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Основная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родителей одного из молодых супругов (или обоих супругов) — их неадекватная полоролевая социализация.

Хотя неполных семей, в  которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ориентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов создать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (детьми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми) [22, с. 136].

.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей — неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство — чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения [16, с. 23].

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности) [16, с. 24].

  Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

- семьи, многодетность  в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

- семьи, образовавшиеся  в результате второго и последующих  браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

- неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов  имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей [16, с. 29].

Семьи, имеющие в составе инвалидов, вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности [16, с. 29].

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования показывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетворенность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет работу и хочет работать (эти две категории испытывают большую удовлетворенность) [13, с. 128]. Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации инвалидов как части их социальной реабилитации включает в себя социально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотивации к занятию трудом.

Информация о работе Социальных проблемы современной семьи