Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат [16, с. 35]. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.
Грачевым Л.К. автором
"Программы социальной работы
с семьями, имеющими детей-
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [17, с. 22].
Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия [17, с. 24].
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.
Среди них — проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.
Таким образом, каждая из категорий
семей характеризуется
II. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ
2.1. Государственная семейная политика
Одной из основных стратегических
задач семейной политики является создание
необходимых условий для
а) повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;
б) повышение воспитательного потенциала семьи;
в) создание социально - экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия для самореализации молодежи, в том числе получения общего и профессионального образования, работа с достойной заработной платой, а также возможность обеспечить семью жилищными условиями;
г) обеспечение работникам, имеющим детей условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и выполнения семейных обязанностей [1, с. 57].
В этих целях предусмотрено реализовать первоочередные меры в области поддержки семьи, детей и молодежи [1, с. 57], в том числе:
- совершенствование системы
государственных социальных
гарантий поддержки
- развитие новых форм
социальных технологий
- создание благоприятных
условий для более полного
использования возможностей
- совершенствование
В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей [15, с. 23].
Основные направления государственной семейной политики включают:
а) обеспечение условий для преодоления негативных тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
г) усиление помощи семье в воспитании детей.
В Российской Федерации основными принципами государственной семейной политики провозглашены:
а) самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
б) равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
в) приоритет интересов каждого ребенка;
г) равноправие между мужчинами
и женщинами в достижении более
справедливого распределения
д) единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
е) партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
ж) принятие на себя
государством обязательств по безусловной
защите семьи от нищеты и лишений,
связанных с вынужденной
з) осуществление дифференцированного
подхода в предоставлении гарантий
по поддержанию социально
и) преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Таким образом, семейная политика является частью социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей [10, с. 9]. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.
Нормативно-правовая база семейной
политики в РФ складывается из следующих
уровней правового
- международные акты в
области охраны семьи и
- Конституция РФ, конституционные и федеральные законы;
- Законы субъектов Федерации;
- указы, постановления местной власти.
Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования семейных отношений имеет, предусмотренная ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства [10, с. 11].
В настоящее время
Отраслевые федеральные законы, касающиеся социального обеспечения семьи и детей, могут быть условно подразделены на три категории представленные далее.
1. Федеральные законы,
устанавливающие порядок
и условия предоставления
того или иного вида
2. Федеральные законы,
согласно которым социальное
обеспечение, меры социальной
поддержки предоставляются
Например, Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).
3. Федеральные законы,
регулирующие вопросы
социального обеспечения