Социальных проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат [16, с. 35]. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком — инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше — отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

 Грачевым Л.К. автором  "Программы социальной работы  с семьями, имеющими детей-инвалидов"  замечено, что в семьях, в которых  дети-инвалиды получают даже элементарную  помощь специалистов по социальной  реабилитации, уровень разводов ниже среднего для такой категории семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной [8, c. 214].

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и  детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность — в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных [17, с. 22].

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия [17, с. 24].

Семейные проблемы (дисфункциональность  семейных связей, патологизация отношений  между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального  статуса семьи и могут быть присущи и,  обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее  время могут оказывать помощь такой семье преимущественно  на этапе ее кризиса, в момент конфликта  или распада, заниматься же профилактикой  семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии  большинство социальных учреждений пока не  в состоянии. Между тем  это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на задний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений займут первое место.

Среди них — проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регулировании своих психологических состояний, отсутствием навыков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, нередко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учитывать факторы личностного риска, а также варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.

Таким образом, каждая из категорий  семей характеризуется протекающим  в ней социально-психологическим  явлением и процессом, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические  аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов  членов семьи, социально-психологические  цели семьи и индивидуально-психологические  потребности ее членов.

 

 

 

 

 

II. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СЕМЬИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: ПРИКЛАДНОЙ АСПЕКТ

 

2.1.  Государственная семейная политика

 

Одной из основных стратегических задач семейной политики является создание необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно - психологической  функций, повышение уровня жизни  семей. В этой связи Концепцией демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной распоряжением  Правительства РФ от 24.09.2001 г. № 1270-р, предусмотрено всестороннее укрепление института семьи как формы  гармоничной жизнедеятельности  личности, обеспечение адресной социальной защиты семьи и создание предпосылок  для повышения рождаемости, исходя из таких приоритетов, как:

а) повышение материального  благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

б) повышение воспитательного  потенциала семьи;

в) создание  социально - экономических   условий,   благоприятных   для  рождения, содержания и воспитания нескольких детей, включая условия  для самореализации молодежи, в том  числе получения общего и профессионального  образования, работа с достойной  заработной платой, а также возможность  обеспечить семью жилищными условиями;

г) обеспечение       работникам,       имеющим      детей     условий, благоприятствующих сочетанию трудовой деятельности и  выполнения семейных обязанностей [1, с. 57].

В этих целях предусмотрено  реализовать первоочередные меры в  области поддержки семьи, детей  и молодежи [1, с. 57], в том числе:

- совершенствование  системы   государственных  социальных  гарантий поддержки благосостояния  семей с детьми;

- развитие новых форм  социальных технологий поддержки  семьи, детей и молодежи, расширение  перечня оказываемых ими социальных, в том числе консультативных и психотерапевтических услуг по выходу из кризисных ситуаций, социально-психологической адаптации к новым условиям;

 

- создание  благоприятных   условий  для  более  полного  использования возможностей негосударственного  сектора для решения проблем  улучшения положения семьи, женщин, детей и молодежи;

- совершенствование  законодательства  в  области  защиты  прав  и интересов семьи, женщин, детей  и молодежи.

В мае 1996 г. Указом президента страны были утверждены «основные направления государственной семейной политики». В них дано определение государственной семейной политики, которая является составной частью государственной политики и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного и кадрового характера, направленную на улучшение условий и качества жизни семей [15, с. 23].

Основные направления  государственной семейной политики включают:

а) обеспечение   условий   для   преодоления   негативных   тенденций бедности и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;

г) усиление помощи семье  в воспитании детей.

В Российской Федерации основными  принципами государственной семейной политики провозглашены:

а) самостоятельность  и  автономность  семьи  в  принятии  решений относительно своего развития;

б) равенство семей и  всех  их членов в праве на поддержку  независимо от социального положения, национальности, места жительства и  религиозных убеждений;

в) приоритет интересов  каждого ребенка;

г) равноправие между мужчинами  и женщинами в достижении более  справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

д) единство  семейной  политики  на  федеральном  и  региональном уровнях;

е) партнерство  семьи  и государства, разделение ответственности  за семью, сотрудничество с общественными  объединениями, благотворительными организациями  и предпринимателями;

ж) принятие  на  себя  государством обязательств по безусловной  защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами  и вооруженными конфликтами;

з) осуществление  дифференцированного  подхода  в  предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого  уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для  обеспечения благосостояния на трудовой основе;

и) преемственность  и  стабильность  мер  государственной  семейной политики.

Таким образом, семейная политика является частью социальной политики государства. Приоритетное место в ряду мер, направленных на улучшение положения семей, занимает реализация государственной семейной политики, направленной на укрепление стабильности семей, профилактику бедности и улучшение материального положений семей с детьми, обеспечение условий работающим женщинам для рождения и воспитания детей, повышение роли отцов в воспитании детей [10, с. 9]. Социальные условия перехода к более высокому типу развития в XXI веке требуют высокой вертикальной мобильности, а это предполагает совершенно иной тип социальной политики, заключающийся в переходе от узко понимаемой социальной защиты к выравниванию стартовых возможностей молодежи. Мировой опыт убедительно доказывает решающую роль образования как главной выравнивающей силы в современных условиях.

Нормативно-правовая база семейной политики в РФ складывается из следующих  уровней правового регулирования:

- международные акты в  области охраны семьи и семейной  политики;

- Конституция РФ, конституционные  и федеральные законы;

- Законы субъектов Федерации;

- указы, постановления  местной власти.

Исключительно важное значение в реализации основных начал (принципов) семейного законодательства и достижении целей правового регулирования  семейных отношений имеет, предусмотренная  ст. 7 и 38 Конституции РФ, принята  всенародным голосованием 12.12.1993 (в  ред. от 2006 г.) и п.1. ст.1. Семейного кодекса РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2006 г.), обязательная государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства [10, с. 11].

В настоящее время конституционный  принцип защиты семьи, материнства, отцовства и детства реализуется  в законодательстве РФ и ее субъектов, включая не только семейное законодательство, но и иные отрасли законодательства: в том числе об охране здоровья, о социальном обеспечении, о труде  и охране труда, жилищное законодательство и т. д. Заложенные в Конвенции  о правах ребенка принципы защиты интересов ребенка нашли свое отражение при развитии различных  отраслей законодательства России [10, с. 12].

Отраслевые федеральные  законы, касающиеся социального обеспечения  семьи и детей, могут быть условно  подразделены на три категории представленные далее.

1. Федеральные   законы,   устанавливающие   порядок   и   условия предоставления  того или иного вида социального  обеспечения в отношении всех  граждан, в том числе детей.  Основные начала деятельности  учреждений социального обслуживания, в том числе по предоставлению  различного вида услуг семьям  с детьми, находящимся в трудной  жизненной ситуации, закреплены Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

2. Федеральные  законы,  согласно  которым  социальное  обеспечение, меры социальной  поддержки предоставляются определенным категориям граждан.

Например, Порядок установления статуса ребенка-инвалида, в соответствии с которым он впоследствии приобретает право на социальное обеспечение, закреплен в Федеральном законе о «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 31.12.2005).

3. Федеральные    законы,    регулирующие    вопросы   социального обеспечения только  в связи с материнством и  детством. Например, Федеральный закон  «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних» от 24.06.1999 №  120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) устанавливает  основы правового регулирования  отношений, возникающих в связи  с деятельностью по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних, в том числе  предоставления услуг учреждениями  социального обслуживания, которые  в силу данного закона входят  в систему профилактики.

Информация о работе Социальных проблемы современной семьи