Социальных проблемы современной семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении социальных проблем современной семьи и анализе современных социальных технологий помощи семье.
Задачами курсовой работы являются:
- рассмотреть феноменологию семьи
- выявить основные категории семей, нуждающихся в социальной поддержке;
- исследовать основные задачи государственной семейной политики;
- провести анализ зарубежного опыта работы с семьей;

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 73.82 Кб (Скачать файл)

Сюда же относятся Федеральный  закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 22.12.2005), а также вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» согласно которым установлена выплата следующих пособий:

а) пособие по беременности и родам;

б) единовременное    пособие    женщинам,    вставшим    на    учет    в медицинских учреждениях в  ранние сроки беременности;

в) единовременное пособие  при рождении ребенка;

г) единовременное  пособие  при  передаче  ребенка  на  воспитание  в семью;

д) ежемесячное пособие  по уходу за ребенком.

Вопросы социального обеспечения  семей с детьми регулируются, главным  образом, в рамках законодательных  актов, которые регламентируют социальное обеспечение как семей с детьми, так и других категорий граждан, причем в большей степени это  характерно для нормативных правовых актов, издаваемых Российской Федерацией.

В системе мероприятий  по защите материнства и детства  особое место принадлежит мерам  по защите законных прав и интересов  детей. Постановлением Правительства  РФ от 25.08.2000г. № 625 «О федеральных целевых  программах по улучшению положения  детей в Российской Федерации» [2, c. 85] утверждены федеральные целевые программы: «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Дети – сироты», «Дети – инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Безопасное материнство», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в составе президентской программы «Дети России».

Хотелось бы отметить замечание, высказанное в научных публикациях  о том, что подход к семейной политике направленный «на улучшение условий  и повышение качества жизни семей», сформированный в Указе Президента Российской Федерации объясним, но является частичным. В большинстве  развитых стран, несмотря на то, что  качество жизни там достаточно высокое  также происходит снижение рождаемости, уменьшение числа детей в семье, увеличение числа неполных семей, рост числа семей с двумя работающими  супругами [6, с. 109].

Итак, государственная семейная политика на современном этапе развития реализуется в социальном и материальном обеспечении семьи и детства. Особенное внимание уделяется охране семей, имеющих детей, и всячески стимулируется рождаемость. Приоритетным направлением является формирование имиджа семьи среди молодого населения страны.

 

2.2. Зарубежный опыт социальной работы с семьей 

 

Социальная и социально-педагогическая работа с семьей и детьми имеет  длительную историю развития в западных странах. Она представляет собой  целую индустрию, включающую помощь со стороны государства, общественных, религиозных, коммерческих организаций и частных лиц. В каждой стране создана своя система социальной работы [20, с. 241].

В США, например, одним из центров работы с семьей является община. Под общиной понимается совокупность населения тех или иных территориально-административных единиц, включающих ряд жилых кварталов в городах или поселениях и состоящих из индивидуальных домов в пригороде. Государственные законы закрепили существование общинных центров, и часто ими становятся школы. Термин «общинная школа» в смысле «центр общественной жизни общины» применяется к тем школам, которые предоставляют населению свое здание, оборудование и т.д. Такие школы, преобразованные в центры, открыты с утра и до позднего вечера в течение всего года [20, с. 246].

Для оказания помощи американской семье необходимо предоставить программу, под которую затем выделяют деньги из государственного или местного бюджета. Интересной, на наш взгляд, является программа «устроители семьи», распространенная в общинах Такота штата Вашингтон и нацеленная на сохранение семей, находящихся на грани развода.

Одной из основных является Программа помощи нуждающимся семьям с детьми на иждивении. Программа создана еще в 1935 г. в основном для оказания помощи вдовам с детьми. Она действует и по сей день. В 1990-х гг. помощь по ее каналам получили 11 млн. чел., 90 % из них – матери-одиночки.

Выделяется материальная помощь детям и семьям, в которых небольшой доход, несовершеннолетним матерям и матерям-одиночкам, чтобы они могли окончить школу. Отцы, даже если брак не зарегистрирован, обязаны содержать ребенка. В некоторых штатах за уклонение от содержания детей полагается уголовная ответственность, вплоть до тюремного заключения.

В ряде штатов функционирует  программа «Хелп» («Помощь»), по которой матерям до 20 лет предоставляется место в специальных приютах, где детям обеспечен присмотр и уход, а мать может учиться и работать. Приюты содержат частные лица и некоммерческие организации, их финансирует Федерально-штатная программа детской помощи.

Существуют дошкольные учреждения, в большинстве коммерческие, в которых для детей из бедных семей выделяются деньги из федерального бюджета. Детям из бедных семей программа «Школьные завтраки» обеспечивает ежедневное питание. С 1996 г. осуществляется программа «Хендстарт» (примерно «Приготовились к старту») по воспитанию и развитию детей с замедленным развитием из бедных семей. Программа охватывает в среднем до 450 чел. в год [20, с. 260].

Отличительной чертой системы  социальной защиты детей в США  является ее децентрализация. Она проявляется  в наличии и реализации многочисленных программ на различных уровнях: федеральном, штата, местном. Работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска», например, строится на основе базовых программ полиции, предусматривающих, в частности, работу полицейских клубов с целью привлечения несовершеннолетних к полезным делам; судов по делам несовершеннолетних, направленных главным образом на реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей; школ, в том числе программ для стандартных и специальных школ, для трудных и осужденных подростков [20, с. 261].

В США функционируют специальные  учреждения социальной помощи детям, предоставляющие малообеспеченным семьям бесплатно следующие услуги: помощь в трудоустройстве; в присмотре за детьми в дневное и вечернее время; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержку служб защиты детей, перенесших насилие; инспектирование детских домов; работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие служб помощи детям в получении образования; помощи родителям в ведении домашнего хозяйства.

Интересным является и  опыт социально-педагогической помощи семье в Германии. Начиная с первого дня образования семьи, молодоженам направляется приглашение на консультацию. Существует специальная «скорая помощь» из социальных работников по оказанию неотложной помощи семьям, где случаются скандалы и агрессия. Работают специальные центры по оказанию помощи мужчинам, женщинам и детям, пережившим развод [18, с. 26].

В Германии рождается значительное число внебрачных детей у несовершеннолетних матерей. Если в семье нет подходящих условий, такого ребенка с согласия матери (иногда и без согласия) молодежный отдел коммунального органа управления отправляет в приют или передает на воспитание приемным родителям. Для временного устройства несовершеннолетних матерей и их детей государство совместно с общественной организацией «Союз в защиту юных матерей» создает на базе недорогих жилых домов дома-общежития. Воспитательницы, социальные работники и психологи помогают юным мамам получить образование, профессию, а главное – сформировать чувство ответственности за ребенка. Каждая молодая мама, живущая в таком доме, получает от государства ежемесячное пособие (650 евро), достаточное для питания, приобретения одежды и других расходов. Жилье, обслуживающий персонал содержатся за счет Союза защиты юных матерей, спонсоров, благотворительности [18, с. 26]. 

Кроме того, в Германии в  настоящее время насчитывается более 70 материнских центров. В них предлагаются так называемые соседские услуги: устанавливаются соседские связи, которые затем могут продолжаться на коммерческой основе. Одновременно мамы имеют возможность на равноправной основе обмениваться опытом своей повседневной работы по воспитанию детей. Всю деятельность организуют и проводят в центре сами мамы. Специалисты работают только амбулаторно, по воскресным дням, хотя постоянно готовы дать любую консультацию. В материнских центрах вся работа ориентируется на жизненный ритм матери и ребенка, а не наоборот, когда мамы вынуждены приспосабливаться к ритму работы учреждения. Материнский центр открыт всегда, т.е. туда можно заглянуть в любое время, когда и как это наиболее удобно с точки зрения ритма семейной жизни. Ежедневно в него приходят от 30 до 40 мам с детьми (детей обычно в два раза больше). Очень важна в деятельности центров сопутствующая образовательная работа с женщинами.

В Германии социальный работник включен в штат школы, работает с  трудными подростками и их семьями, занимается предупреждением детской  преступности, привлекает детей и  подростков к работе с престарелыми одинокими людьми в доме инвалидов, больницах [20, с. 274].

В Финляндии с конца XIX в. существует множество общественных ассоциаций, деятельность которых включает оказание помощи семьям по различным проблемам: помощь в критической ситуации, воспитание детей, предупреждение насилия, преодоление конфликтности и т.д.

В течение 70 лет там действует Маннергеймская лига защиты детей и молодежи. Она организует педагогическое просвещение родителей, спортивно-оздоровительную и культурно-массовую работу с семьей. В семейных центрах лиги можно получить советы и помощь, принять участие в разнообразных мероприятиях, отдохнуть. Всего там существует более 100 различных видов деятельности. Особую помощь Маннергеймская лига оказывает семье в кризисные периоды (создание семьи, первые годы брака, беременность, воспитание детей). В консультационном центре лиги обязательно есть детский омбудсмен – адвокат, который защищает права подростков [21, с. 115].

Каждому ребенку до 18 лет  независимо от семейного дохода государство выплачивает «детские деньги» – примерно 100 евро в месяц. Столько же получают матери-одиночки в качестве пособия. Все образование в Финляндии, вплоть до университетского, бесплатное. Родителям также не нужно оплачивать учебники и школьное питание.

Одной из эффективных форм социально-педагогической помощи семье в Швейцарии являются «Письма родителям», которые осуществляет частный фонд «Pro Juventute» («За юность») [20, с. 276]. Они рассылаются бесплатно всем родителям и состоят из двух иллюстрированных буклетов. Первое поздравительное письмо вручается родителям сразу после рождения ребенка, затем каждый месяц в течение первого года жизни, а потом через два месяца в течение второго года жизни ребенка и через три – в течение третьего года жизни. Главная цель этой помощи – создание нормальных взаимоотношений в семье, повышение воспитательного потенциала. «Письма родителям» имеют форму совета и освещают семейные проблемы: ребенок и родительские конфликты, семейный климат, вопросы интимной жизни, появление второго ребенка и т.д. В них, например, отмечается, что каждый ребенок индивидуален, что дает родителям пищу для размышлений, объясняются психолого-педагогические основы воспитания. В каждом буклете есть специальный раздел для тех, у кого материнство чем-либо омрачено. В нем публикуются адреса клубов страны, объединяющих родителей, оказавшихся в подобных ситуациях, предлагаются варианты проведения семейных отпусков, путешествий, уик-эндов с ребенком.

Многие церковные общины в Швейцарии, благополучные в  финансовом отношении, помогают женщинам, матерям, вдовам. Они реализуют особые проекты: организуют благотворительные обеды, отдых для семьи и детей [20, с. 276]. Иногда Церковь проводит межобщинные социальные мероприятия (дежурный телефон, специальные консультативные пункты для женщин, подростков и пр.).

Богатым представляется опыт Австрии и Франции по оказанию помощи семье. Федеральная секция молодежи Австрии совместно с коммерческими  организациями ежемесячно предлагает свои программы, которые включают организацию различных видов деятельности для семьи: спортивно-оздоровительную, культурно-досуговую, технического творчества и т.д. [20, с. 278].

Во Франции социально-педагогическая помощь осуществляется со стороны государственных и общественных организаций. Францию выгодно отличают от других стран центры каникул и досуга, руководство которыми осуществляет Педагогическое движение обучения активным методам воспитания. Центры организуют отдых для детей и родителей: туризм, посещение исторических мест, спортивные игры, художественные выставки. В распоряжении семей находятся спортивные залы, художественные и музыкальные салоны, бассейны, библиотеки, различные мастерские. Одним из наиболее крупных и современных центров является «Городок Вилетт», расположенный на огромной территории (55 га) в восточной части Парижа.

Интересен во Франции и  опыт социальной помощи семье, имеющей  ребенка-инвалида. Лечение ребенка  для родителей – бесплатное [21, с. 117].  
Семье выплачивается пособие для услуг третьего лица (например, няни) в размере примерно трех четвертей средней заработной платы.  
Помимо этого, ребенку-инвалиду выплачивается пенсия, равная пособию по уходу за ним. Она сохраняется и в том случае, если ребенка содержит государственное учреждение. Размер пособия и пенсии в соответствии с инфляцией пересматривается каждые полгода. Всем нуждающимся детям выделяется инвалидная коляска, при необходимости – две: для дома и для посещения школы. За обучение ребенка-инвалида государство поощряет и администрацию школы, и педагогов.

В Болгарии создан государственный  алиментный фонд. В случае, если разведенные родители нерегулярно выплачивают алименты на детей, заботу по обеспечению этих выплат берет на себя государство, которое потом взыскивает выплаченную сумму с родителя.

Европейские государства, широко используя общественные фонды, берут  на себя значительную часть расходов, связанных с воспитанием детей, путем выплаты единовременных и ежемесячных денежных пособий, дотаций на содержание детей в детских учреждениях, дотаций на детское питание и одежду. Европейское право предоставляет семьям, имеющим несколько детей, систему льгот по трудовому и жилищному праву, по социальному обеспечению и страхованию, налоговому обложению и т.д. [18, с. 27].   

Информация о работе Социальных проблемы современной семьи