Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа
Цель исследования курсовой работы – определить место социальной работы в структуре социального знания.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:
- выявить основные положения социальной работы: объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины и модели теоретического обоснования теории социальной работы;
- определить состояние социальной работы в условиях современной России путем определения связи социальной политики и социальной работы и путем рассмотрения проблем реформирования социальной сферы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные положения теории социальной работы 6
1.1 Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины 6
1.2 Социальная работа в разных моделях теоретического обоснования 14
2.Состояние социальной работы в условиях современной России 26
2.1 Связь социальной политики и социальной работы 26
2.2. Проблемы реформирования социальной сферы в России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)
Экономический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальная работа как вид научного знания
Специальность 040101 «Социальная работа»
Научный руководитель: канд. филос. наук, доцент кафедры «Социальная работа» |
________________ О.И. Спесивцева |
Курсовую работу выполнил: студент группы ЭС-301 |
_________________ Р. Г. Зайнутдинов |
Оценка __________________________ |
Челябинск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные положения теории социальной
работы
1.1 Объективные предпосылки возникновения
и развития теории
1.2 Социальная работа в разных
моделях теоретического обоснования 14
2. Состояние социальной работы в условиях
современной России
26
2.1 Связь социальной политики
и социальной работы
2.2. Проблемы реформирования
социальной сферы в России
Заключение
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источникоВ
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к рыночным отношениям
знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развит
Осуществляющиеся
В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.
При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.
В России все еще сильно влияние
централизованного управления и
распределительно-
Существовавшая в течение
Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная, по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово- экономическую базу.
Таким образом, актуальность темы нашей
курсовой работы заключается в необходимости
определения взаимосвязи и
Объект исследования курсовой работы - социальная работа.
Предмет исследования курсовой работы – место социальной работы в структуре современного социального знания.
Цель исследования курсовой работы – определить место социальной работы в структуре социального знания.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:
- выявить основные положения социальной работы: объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины и модели теоретического обоснования теории социальной работы;
- определить состояние социальной работы в условиях современной России путем определения связи социальной политики и социальной работы и путем рассмотрения проблем реформирования социальной сферы в России.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается
актуальность курсовой работы, степень
научной разработанности
В первой главе «Основные
положения теории социальной работы»
рассмотрены объективные
Во второй главе «Состояние социальной работы в условиях современной России» показаны связь социальной политики и социальной работы, а также проблемы реформирования социальной сферы в России.
В заключении говорится о достигнутых цели и задачах курсовой работы, а также сделаны общие выводы по работе.
Курсовая работа написана на 44 страницах, список литературы составляет 15 наименований.
1. Основные положения теории социальной работы
1.1 Объективные предпосылки
Современное науковедение, социология
науки, основные предпосылки, факторы
и условия возникновения
Во-первых, отмечается возникновение новых реальностей в окружающей среде обитания человека, новых проблем воспроизводства и поддержания его жизненных сил, индивидуальной и социальной субъектности, удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования.
Во-вторых, обычно констатируется саморазвитие
научного знания как такового, опирающегося
на традиционный для него и обновляющийся
научный категориально-
В-третьих, учитывается феномен индивидуально-личностной субъектности ученого исследователя, потенциал знаний которого, его научная интуиция, исследовательские возможности существенным образом воздействуют на возникновение и развитие новых отраслей знаний, научных дисциплин.
Третья группа рассматриваемых причин обычно характеризуется только как субъективный фактор развития научного знания. Это верно, но лишь отчасти. Очевидно и то, что само существование выдающихся ученых, определяющих новые горизонты науки о человеке, обществе и природе, - явление объективное, характеризующее известным образом общественную жизнь, прежде всего эволюцию научного знания [14]. При этом, конечно, следует учитывать индивидуально-личностные характеристики, способности, характер, темперамент исследователя и гражданина каждого ученого, что во многом определяет масштаб и характер приращения научного знания.
Рассмотрим с учетом названных групп факторов и условий, определяющих развитие научного знания, основные предпосылки возникновения и прогрессивной эволюции теории социальной работы как науки. Прежде всего, обратимся к тем реалиям жизни современного человека, которые стали объектом изучения новой научной дисциплины.
Большинство специалистов по социальной истории и истории социальной работы сходятся в признании необходимости определения периода возникновения социальной работы как современного общественного явления, потребовавшего разработки специальных теоретических основ, особой теории. Этим периодом обычно называется последняя четверть прошлого века. Именно в это время в целом ряде индустриально развитых стран возникают группы специалистов, которые начинают профессионально заниматься социальной работой, создаются учебные заведения, готовящие социальных работников, открываются первые факультеты социальной работы университетов [15]. Так, еще в начале 90-х годов XIX в. был открыт факультет социальной работы в Колумбийском университете (США).
Что же обусловило потребность в подготовке социальных работников-профессионалов, развитии теории социальной работы как научной и учебной дисциплины? Какие реалии общественной и индивидуальной жизни человека во второй половине XIX в. привели к развертыванию массовой подготовки профессиональных социальных работников, широкому развертыванию научных исследований проблем социальной защиты населения, поддержки «слабых» социальных групп?
Историко-социологические, статистические,
социально-экономические
Массовая интенсивная
Отчетливо обозначилась специфика образа жизни людей не только в регионально-национальном, территориальном разрезе, но и по различным типам, а также видам поселений (крупный город, средний или малый город, поселок городского типа, село, деревня, хутор и др.). При этом явными оказались и различия в системах жизнеобеспечения населения, проживающего в разных типах поселений, их зависимость от профиля хозяйственно-экономического развития регионов.
Усложнение общественного производства, рост оснащенности работника, в целом - труда, повышение в нем роли и ответственности человека за результаты деятельности больших коллективов, ассоциаций работников, усиление их взаимозависимости, разностороннего влияния на эффективность повышения общих результатов профессиональной деятельности потребовали особого внимания к носителю рабочей силы, его здоровью, настроению, благополучию, жизненным ориентациям. И государственные органы, и крупные фирмы начинают во второй половине XIX - начале XX в. все более активно вкладывать капитал не только в образование, профессиональную подготовку населения, что само по себе тоже весьма примечательно, но и в то, что называется сферой поддержания жизнеобеспечения человека, социальной сферой [12].
В свою очередь опережающее развитие индустрии услуг в развитых странах приводит на рубеже веков, и особенно в XX в., к изучению закономерностей поведения человека во все более развитой и технически оснащенной социальной сфере. Не в последнюю очередь это произошло и потому, что индустрия услуг требовала точного прогнозирования и формирования определенного спроса на товары и услуги, а также вследствие кардинального изменения, усложнения материально-вещественной среды обитания современного человека, изменившей его образ жизни, типичные формы жизнедеятельности, способы поддержания своих жизненных сил, их формирование, реабилитацию.
Информация о работе Социльная работа как вид научного знания