Социльная работа как вид научного знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы – определить место социальной работы в структуре социального знания.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие исследовательские задачи:
- выявить основные положения социальной работы: объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины и модели теоретического обоснования теории социальной работы;
- определить состояние социальной работы в условиях современной России путем определения связи социальной политики и социальной работы и путем рассмотрения проблем реформирования социальной сферы в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основные положения теории социальной работы 6
1.1 Объективные предпосылки возникновения и развития теории социальной работы как научной дисциплины 6
1.2 Социальная работа в разных моделях теоретического обоснования 14
2.Состояние социальной работы в условиях современной России 26
2.1 Связь социальной политики и социальной работы 26
2.2. Проблемы реформирования социальной сферы в России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42

Файлы: 1 файл

Социальная работа как вид научного знания.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

в) психодинамические теории требуют  учесть то, как они оказываются  полезными в процессе осуществления  конкретной помощи нуждающимся, отдельному человеку;

г) в рамках психодинамической концепции  совершается не только анализ «статус-кво», но и использование опыта анализа эволюции отношений между клиентом и социальным работником, характера отношений между персонами в конкретной среде обитания нуждающихся;

д) психодинамическая модель социальной работы предполагает, как правило, возможность  изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах.

Экзистенциалистская и гуманистическая  модели теоретического обоснования  социальной работы также занимают существенное место в теории социальной защиты.

В экзистенциональном обосновании  социальной работы акцент делается на особенностях восприятия клиентом отношения  в системе взаимодействия «субъект-объект-субъект». Осмысление и выводы об этих отношениях - главное в экзистенциальной теории модели социальной работы.

В этой связи обычно рассматриваются: 1) правила и роли внутри системы  «субъект-объект-субъект»; 2) более широкие системы, в контексте которых существует подсистема «субъект-объект-субъект» и которые оказывают на нее определенное влияние; 3) системы ценностей, в которые верит клиент; 4) как клиент борется со страхом, отсутствием безопасности; 5) связь всех связанных аспектов решения проблемы.

Экзистенциальная модель теоретического обоснования социальной работы исходит из того, что большинство эмоциональных проблем клиента возникает из четырех источников отчуждения: а) когда люди, которые значимы в глазах клиента, не признают его таковым; б) непоследовательность или обман в решении проблемы оценочных конфликтов; в) разочарование, хаос или потеря личных ценностей; г) потеря близких людей (их смерть, уход, измена и др.).

Главная цель экзистенциальной технологии влияния на клиента - помочь людям  приобрести удовлетворительный стиль  жизни, начать получать удовлетворение от жизни. При этом используются три возможных правила экзистенциальной терапии:

во-первых, установка на изменение  опыта, практической деятельности клиента;

во-вторых, ориентировка на понимание  личности клиента;

в-третьих, личностная включенность, погружение социального работника в мир ценностей, чувств, отношений клиента.

Гуманистическая модель теоретического обоснования социальной работы в  значительной мере играет роль философско-гуманистической  базы экзистенциальной технологии оказания помощи нуждающимся, как впрочем, и всей практики социальной работы [4]. В этой связи социальный работник должен исходить из самоценности индивидуального мира жизни клиента, признания его способностей многое решать самостоятельно, опираясь на личный духовный и практический опыт.

Процесс оказания помощи в рамках таких оснований ведения социальной работы включает в себя: 1) обретение  смысла существования, которое дает клиенту ощущение, что его дела идут хорошо, жизнь изменяется по пути прогрессивного развития. При этом необязательно заниматься постоянно самоизучением; 2) центрирование, акцентировка проблем, когда социальные работники показывают клиентам, что они готовы заняться их делами, доказывая это практически, начиная знакомиться с проблемами каждого из нуждающихся; 3) действие, когда социальный работник демонстрирует деятельную открытость, мобильность, а клиент видит, что поддержание безопасности, ее ощущение не всегда необходимо. Нужно просто заниматься делом, актуальным для жизни каждого из нас.

Существенно важно и то, что у социального работника в данной ситуации не должно быть жестко заданной модели, каким следует быть клиенту или обществу, среде, которая его окружает, а следовательно, нет диагнозов или прогнозов, основанных на этих идеальных представлениях, цель же работы соционома видится в том, чтобы воодушевить клиента, понять реальные возможности его жизни, активно включиться в их реализацию [15].

Конечно, при всей универсальности  таких экзистенциально-гуманистических  подходов к оказанию помощи нуждающимся их нельзя одинаково конкретно использовать во всех формах организации социальной работы.

 Во-первых, это разные формы  социальной помощи, которые существуют  нередко по разному поводу, решают  неодинаковые проблемы.

 Во-вторых, следует учитывать  ведомственную разобщенность учреждений социальной работы, препятствующую массовой унификации. Кроме того, мы имеем дело всякий раз с различными людьми и разной сферой их обитания.

Наконец, гуманистической модели обоснования  социальной работы чужд подход, когда  требуется навязывать кому-то определенную модель, стандарт действия. В этом смысле социальный работник, опирающийся на рассматриваемые модели социальной работы, свободен в выборе форм и средств воздействия на клиента, сотрудничества с ним.

Весьма показательна задача - ориентированная и кризис-интервентная модели теоретического обоснования социальной работы.

Две названные и также довольно близкие друг другу модели обоснования  социальной работы для отечественной  традиции являются достаточно новыми. По крайней мере в таком терминологическом контексте в трудах по проблемам социальной работы они в нашей стране не интерпретировались.

Общность и сходство этих теоретических  подходов к социальной работе заключается, прежде всего, в том, что оба они ориентируют на кратковременное, относительно фрагментарное вмешательство соционома в процесс решения клиентом его проблем, хотя эти вмешательства и могут при необходимости соединяться в серии [14]. Организационно за рубежом такие вмешательства часто основываются на контрактах, соглашениях между клиентом и социальным работником.

Кризис-интервентный подход основан  в главном на психодинамической  концепции и эгопсихологии. В  свою очередь индивидуальная задача-ориентированная  работа не признает какую-либо специфическую  или социологическую основу для технологии, методов своего осуществления. Она полностью опирается на оперативный прагматический подход, который распространился в силу неудовлетворенности долгосрочной стационарной психодинамической помощью, индивидуально-психологической поддержкой личности в ряде индустриально развитых стран.

Кризисное вмешательство социального  работника обосновывается как его  целесообразное действие, которое прерывает  серию событий жизни клиента, усугубляющих либо ведущих к кризису, нарушению нормальной жизни людей. В свою очередь задача-ориентированная работа обосновывается как деятельность, сосредоточенная на определенных категориях проблем.

Обе модели пытаются улучшить способность людей иметь дело с их проблемами и жизни, разрешать  их оптимальным образом. Кризисное вмешательство опирается на теорию происхождения трудностей и различных жизненных условиях. А задача-ориентированная модель берет проблемы как таковые, чтобы решать их в актуальном плане чисто прагматически [7].

Социолого-ориентированные теории

Перейдем к рассмотрению некоторых  социолого-ориентированных моделей  теории социальной работы. Среди них  наиболее отчетливо обнаруживают себя, во-первых, те, что формируются на базе теории социальных систем, а во-вторых, те, что опираются на радикально-марксистские подходы. В этой связи охарактеризуем наиболее существенное в их специфике, подчеркнув то обстоятельство, что эти концепции составляют основу так называемой структурной социальной работы.

Особенности модели теоретического обоснования  социальной работы, опирающейся на системные представления о строении и развитии общества также полезно подчеркнуть. Системные идеи восходят к общей теории социальных систем Берталанфи. В первоначальном своем варианте эта теория, как известно, была разработана на биологическом материале и показывала, что все организмы являются системами, составленными из подсистем, а сама система в спою очередь есть часть сверхсистем. Так, человек представлялся как часть общества, но состоящая из циркулирующих систем кровообращения, пищеварения, а также клеток, которые в свою очередь состоят из атомов, включающих в себя еще более мелкие частицы. Эта теория стала широко применяться для анализа социальных систем, включающих социальные группы и общественные институты, семьи, малые сообщества, коллективы.

Сегодня традиционно различают  две формы использования теории систем в социальной работе: а) использование  положений общей теории систем, о  чем было сказано выше; б) разработка и использование экологической  теории систем. Узловым понятием теории экологических систем в социальной работе стала категория «модели жизни». Модель жизни рассматривает людей как системно организованных субъектов жизнедеятельности, которые постоянно приспосабливаются в их взаимодействии к многообразию условий бытия. Она исходит из того, что там, где человек может развиваться через изменение, где его в этом поддерживает среда, окружение, существует взаимная адаптация [9].

Социальные проблемы (бедность, загрязнение  природы, дискриминация и пр.) осложняют  условия бытия человека, сокращают возможность взаимной адаптации. Жизненные системы (люди, их объединения) согласно теории экосистем должны пытаться поддерживать хорошее равновесие со своим окружением.

Главной целью социальной работы в  теории экосистем провозглашается  обычно усиление адаптивных способностей людей, влияние на их окружение так, чтобы сделать компромиссы человека и среды обитания более адаптивными. Таким образом, социальный работник в данном подходе к решению проблем клиента воздействует не только на него, но и на среду его обитания.

В структурной социальной работе системно-экологический  подход наиболее масштабно проявляется  в организации работы системы  социального обеспечения и поддержки  населения. Он ориентирован как на группы населения, пользующегося спланированной официально централизованной поддержкой, так и на массовую или индивидуальную неформальную помощь, в том числе друзьям, соседям, членам семьи, которые в этом нуждаются. Такая помощь бывает либо личная, либо общественная. Личная использует по-преимуществу психологические возможности социономов и клиентов. Общественная (социальная) помощь использует воспитание и обратную связь, эффект воздействия специальных учреждений.

Теперь обратимся к радикальной  и марксистской моделям обоснования теории социальной работы. Обе эти модели теоретического обоснования социальной работы характеризуются острой критикой традиционных подходов к пониманию сути, содержания, а также общественной значимости социальной работы. Их близость и 70-80-е годы стала очевидной.

Радикальная критика традиционных форм социальной работы уже и 70-е  годы привела к обоснованию таких  ее форм, как «наделение полномочиями», социальная адвокатура, повышение уровня и развитие самосознания. Обозначилась акцентировка на социальную самозащиту, повышение роли социальной субъектности [14].

Более длительным радикально-критическим  отношением к социальной работе характеризовалась  марксистская традиция ее научного осмысления. В этой связи вполне определенно  обозначились три позиции по отношению к социальной работе:

1) прогрессивная позиция, согласно  которой социальная работа представляется  как положительный фактор перемен,  так как она связывает буржуазное  общество с его эксплуатацией  трудящихся слоев населения и  нуждающиеся социальные группы. Социальный работник в этом контексте характеризуется как важная сила, способствующая коллективным действиям, подъему самосознания людей, осуществлению перемен;

2) репродуктивная позиция представляет  социальных работников как агентов,  служащих, осуществляющих классовый контроль, который в эксплуататорском обществе усиливает угнетение рабочего класса, всех трудящихся;

3) противоречивая позиция характеризует  социальную работу, с одной стороны,  как полезное для трудящихся  явление общественной жизни,  которое дает возможность помогать нуждающимся, содействовать ослаблению капиталистического общества, обеспечивая консолидацию трудящихся слоев. С другой стороны, социальные работники выполняют функции ослабления социальной напряженности в капиталистическом обществе, усиливая его, обеспечивая стабильность.

По преимуществу к социолого-ориентированным  моделям теоретического обоснования  социальной работы принадлежит и  так называемая разрешающая модель. Она предусматривает достижение следующих целей: 1) помочь клиентам увидеть и осмыслить себя как «каузальных агентов», способных к поиску решений существующих проблем; 2) содействовать восприятию клиентом социального работника как специалиста, имеющего знания и умения, которые могут быть полезными ему; 3) воспринимать клиентом социального работника как партнера в решении некоторого круга своих проблем; 4) помочь воспринимать властную, полномочную структуру организации социальной помощи, общества в целом, как сложную и частично открытую влиянию.

Из числа психолого-ориентированных моделей теоретического обоснования социальной работы к комплексным тяготеют ролевая и коммуникативная. Среди социолого-ориентированных моделей ближе других к комплексным примыкает разрешающая и экологическая модели. Комплексно-ориентированные модели теоретического обоснования социальной работы.

Рассмотрим, однако, собственно-комплексные  модели теоретического обоснования  социальной работы. К ним мы относим, прежде всего, когнитивную, социально-педагогическую и виталистскую модели.

Все более известной становится когнитивная (познавательная) модель теоретического обоснования социальной работы. Строго говоря, при оценке данного подхода к теоретическому обоснованию социальной работы следует говорить о целом ряде когнитивных теорий, которые заявили о себе в последние одно-два десятилетия [3].

Когнитивная теория сочетает психосоциальные, социологические, поведенческие и  социальные элементы в подходе к  осмыслению и решению проблем  социальной работы. Представляя развитие рационального мышления человека в отношении защиты им своих индивидуальных и социальных интересов через оптимальное поведение, когнитивные теории ориентируют клиента и соционома не только на изменение себя, адаптацию к среде, но и на совершенствование последней, оптимизацию своего социального окружения.

Таким образом, когнитивный подход, ориентируясь на рациональные аспекты  поведения человека и обустройства среды его обитания, подходит к  решению задач социальной работы более или менее комплексно. При  этом делается акцент на рациональные аспекты индивидуальной субъектности личности, что нередко побуждает относить эту модель теоретического обоснования социальной работы к психолого-ориентированным или социально-педагогическим.

Информация о работе Социльная работа как вид научного знания