Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:20, контрольная работа
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и н. Михайловского
3. Психологическое направление
4. Легальный марксизм П.Струве и М. Туган-Барановский.
5. Плюралистическая социология М. Ковалевского
6. Социологический непозитивизм П.А. Сорокина.
7. Заключение.
8. Литература.
«общности привычек, интересов, эффектов или убеждений»,[19] все это
обусловливает сходство поведения и деятельности людей.
Разумеется, поведение и деятельность людей определяются многими
объективными обстоятельствами – природными и социальными. Этого Лавров не
отрицал. Однако главными факторами, направляющими деятельность людей он
считал их внутренние мотивы, их идеалы и волю. А потому «объективный»
анализ явлений общественной жизни, то есть постижение «правды истины»,
легко соединялся с субъективным оценочным подходом к ним. Данный подход
заключался в нахождении «правды – справедливости», призванной осветить путь
к обществу, в котором бы гармонически сочетались интересы всех людей. В
этом и заключается, так сказать, социальная направленность субъективного
метода в социологии.
В своих работах П. Лавров ставил и по своему решал целый ряд
фундаментальных проблем социологии, в том числе о движущих факторах
исторического процесса, его объективной и субъективной сторонах, роли
личности в истории, механизме и направленности общественного прогресса. Он
размышлял о «социологических законах» развития общества, которые он пытался
истолковать с позиций того же субъективного метода. Для этого, пояснял он,
надо стать на место страждущих и наслаждающихся членов общества, а не на
место бесстрастного постороннего наблюдателя происходящих в обществе
событий. Только тогда станет ясной закономерная направленность воли людей и
их действий.
Основным двигателем истории по мнению П. Лаврова, являются действия
критически мыслящих личностей, составляющих передовую часть интеллигенции.
«Развитие критической мысли в человечестве, ее укрепление и расширение
есть… главный и единственный агент прогресса в человечестве» – писал
он.[20]
Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н.
Михайловский. Он прямо заявил, что «объективная точка зрения, обязательная
для естествоиспытателя совершенно непригодна для социологии», что в
социологии этот метод бессилен.[21] А бессилен он потому, что он не
выполним. Он неизбежно оценивает их и не только с познавательных, но и
иных, прежде всего с нравственных позиций, принимает их или отвергает.
Поэтому делает вид Н. Михайловский, «в социологии неизбежно применение
субъективного метода».[22] Подобный метод породил его субъективную
социологию. По характеристике Н. Бердяева, Н. Михайловский – «самый
талантливый сторонник субъективного метода» и «главный его творец»[23]
Как и Лавров, Михайловский придерживался мнения о существовании правды
– истины и правды – справедливости. Сам он поэтому поводу высказывался так:
«Безбоязненно глядеть в глаза действительности и ее отражению – правде-
истине, правде объективной, и в тоже время, сохранять и правду
–справедливость, правду субъективную – такова задача всей моей жизни».[24]
Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе
объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он
рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе
социологии, этики, эстетики, политики и т.д.
При этом
он постоянно подчеркивал, что
субъективный метод в
не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти
явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на
объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных
явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны
социолога исходя из нравственных и иных позиций. Другого быть просто не
может. К тому же и сами явления общественной жизни – политические,
экономические, нравственные и другие – несут в себе, писал Михайловский,
большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов,
вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.
Можно
указать на две основные
стороны субъективного
социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный
учет многообразных помыслов и чувств людей, той «критической мысли в
человечестве», о которой говорил П. Лавров. К тому же необходимо учитывать
субъективную позицию самого социолога, исследующего те или иные
общественные явления. С другой стороны, субъективный метод направлен на
поиск оптимальных «форм солидарности между людьми», т.е. такого
общественного устройства при котором каждая личность, все классы и сословия
смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать
и развиваться. Это важная сторона субъективного метода народничества
нередко оставалась в тени, либо вообще замалчивалась в литературе, из-за
чего сам этот метод трактовался весьма односторонне. Исходя из требований
научной объективности мы должны указать на обе стороны субъективного метода
в социологии, чтобы полнее и правильнее судить о его содержании,
теоретической и практической направленности.
Много внимания уделял Михайловский решению проблемы взаимодействия
личности и общества. На первом плане у него, разумеется, личность,
обладающая своей особой индивидуальностью и неповторимостью. Критически
мыслящие личности с их более или менее яркими индивидуальностями являются
главными действующими лицами в обществе, определяют развитие его культуры и
переход к высшим формам общественного устройства. «Социологическая теория
борьбы за индивидуальность проходит красной нитью через все его
произведения»[25].
Сосредоточив
усилия на защите
опускает, не анализирует проблему влияния социальной среды на формирование
социальных потребностей и интересов человека и тем самым на его поведение.
Он больше привлекает внимание человека к сформулированному им закону
антагонизма между быстро развивающимся и усложняющимся обществом и
превращением личности в носителя его частной функции. В результате развития
общественного разделения труда не только крестьяне, но и рабочие
превращаются в односторонне развитых людей в «палец от ноги общественного
организма».
Михайловский
считает, что указанный
предоставления личности
большей свободы и
обществу. Он обосновывает принцип верховенства личности над обществом.
Критикуя этот несколько прямолинейный подход, Г.В. Плеханов предложил,
пожалуй, более гибкое решение проблемы взаимодействия личности и общества в
плане создания условий для гармонического сочетания их интересов.
Исходя из
своих мировоззренческих
вопрос о взаимодействии «героев и толпы». Этот вопрос он решает больше в
социально-психологическом плане. Героем он называет человека, увлекающего
своим примером на хорошее или дурное дело. Толпа же – это масса людей,
способная увлекаться примером, опять-таки высоко благородным или низким,
или же нравственно безразличным. Подражанием масс своему герою – явление,
по Михайловскому, почти гипнотическое. Теряется независимость в восприятии
происходящих событиях и в собственных суждениях растет внушаемость. Толпа
легко подчиняется своим вождям, слепо верит им, теряет способность
критически относиться к их словам и делам. Представляется, что высказанные
сто лет назад эти суждения Михайловского не потеряли своей актуальности и
в настоящее время.
Во многом сохраняет свое теоретическое и практическое значение теория
общественного прогресса Михайловского, его критика позитивиста Г. Спенсера,
который по сути дела игнорировал особенности развития общества по сравнению
с природой. Михайловский же считал, что в основе развития общества лежат не
биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба
нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и
общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности.
Ни один из этих видов прогресса не должен осуществляться за счет другого.
Важно чтобы общество в своем развитии создавало необходимые условия для
всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и
нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н. Михайловского,
которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П.
Лавровым.
Оба этих
мыслителя, выдающиеся
народничества, оказали значительное влияние на развитие социологической
мысли в России. Они «завершили течение Русской мысли, идущее от Герцена и
Белинского», и стали «властителями дум эпохи вхождения в народ и кающегося
дворянства»[26].
Психологическое направление.
Психологическое
направление социологии в
годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его
представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кореева и других. В теоретическом
отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Т. Тардом
и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, Х. Штейнталем, американцами Н. Уордом и
Ф. Гиддингом, а так же русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским,
которые, как и указанные мыслители запада были склонны к известной
психологизации в объяснении явлений общественной жизни.
Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кореева (1850-1931)
касались фундаментальных
проблем общественного
причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и
регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и так далее.
Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении
и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.
Такой
теоретический и
общественных явлений Е.В. Де-Роберти развивал в своих трудах «социология»,
«Социальная психика», «Новая постановка основных вопросов социологии»,
«Философия и ее задачи в 20 веке», и д.р. Его работы по теоретической
социологии тесно смыкались с работами по социальной психологии и философии.
Е.В. Де-Роберти не редко называют представителем позитивистской
философии. Это имеет свои основания. В соответствии с основными
установками философско-социологического позитивизма Де-Роберти стремился
«поднять империческое знание общественных фактов на высоту точной
теории»[27]. При этом он заявлял, что «всемирная история рас, народов,
государств является колоссальным по своим размерам сплошным социологическим
опытом»[28]. В духе позитивизма О. Конта он называл социологию опытной
наукой об обществе, как и В.Парета, говорил о необходимости использовать
экспериментальный метод «в изучении социальных явлений и ввести этот метод
в так называемые нравственные политические науки»[29].
В своей
«психологической социологии»
все общественные явления представляют собой результат деятельности людей,
которая направляется присущими им психическими факторами, прежде всего их
желаниями, эмоциями, страстями, образом мысли, волей и т.д. Делается вывод,
что «все общественные явления в известной мере совпадают с явлениями
собственно психическими». Поэтому социология, как опытная наука об
обществе, должна быть тесно связана с психологией, предметом который
является психическая деятельность людей, определяющая их социальную
деятельность. Правда, Де-Роберти пояснял, что психическая деятельность
людей развивается под влиянием биологических факторов и их социальной
деятельности[30]. Однако, ведущим звеном в данном взаимодействии он называл
именно психическую
видел в познании «законов психического взаимодействия».[31] Он писал, что
социология делает свои выводы на основе постижения психологических
механизмов деятельности и поведения людей и законов их психического
взаимодействия.
Говоря о психическом взаимодействии людей, Де-Роберти указывал на
значение как индивидуальной, так и коллективной психики. Последнее
предстает как совокупность коллективных восприятий, чувств, настроений
образа мыслей тех или иных социальных групп, определенных масс людей и