Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:20, контрольная работа
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и н. Михайловского
3. Психологическое направление
4. Легальный марксизм П.Струве и М. Туган-Барановский.
5. Плюралистическая социология М. Ковалевского
6. Социологический непозитивизм П.А. Сорокина.
7. Заключение.
8. Литература.
основы своего бюрократического господства.[58] Таких подражателей немало и
теперь. В то же время Ковалевский считал необходимым и полезным
заимствование опыта других народов, при котором не терялись бы общественная
культура и самобытность народа. Такое заимствование предполагает элементы
самостоятельности и творчества.
Подобно
Тарду, Ковалевский
проявление личностной и социальной психологии людей и потому как важнейший
фактор их общественной жизни. Он считал, что «основы социологии не могут
лежать вне психологии» (имеется ввиду прежде всего коллективная, социальная
психология). Речь шла о том, чтобы изучать «Психологию народов»[59]. Это
необходимо для более глубокого понимания духовного состояния народов,
разностороннего проявления их культур.
Положительное отношение к многим социологическим направлениям и
школам, стремление понять их и обнаружить связи между ними, рано как и
готовность применять их учения при анализе тех или иных общественных
явлений – еще одно проявление социологического плюрализма М. Ковалевского.
Каждое направление в социологии по своему показывает значение тех или иных
факторов в развитии общества, будь то биологический, демографический,
экономический, политический, или психологический фактор.
В своих
основных социологических
«Социология» М. Ковалевский говорит о множественности факторов
общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него
фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие
другие.[60] Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и
параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В
этом заключается одно из основных методологических требований его
социологической концепции.
С позиции подобного плюрализма, т.е. необходимости учета влияния на
развитие общества многих факторов, он подвергал критике однородность
доктрин Спенсера, Дюркгейма, Тарда и других социологов. Более того, он
считал, что в методологическом плане нет смысла говорить о более или менее
важных факторах. Каждый из них может выступать в роли главного,
сопутствующего или
рассмотрения того или иного общественного явления.
Исходя из основных установок социологического плюрализма М.
Ковалевский разработал теорию общественного прогресса, которую иногда
называют ядром его социологии. Он писал, что основным законом социологии
является закон прогресса. Задача же социологии состоит в том, чтобы
«раскрыть те перемены в общественном и политическом укладе, в который
вылился этот прогресс и те причины, которыми он обусловлен».[61]
Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный поступательный
характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих
факторов застоя или топтания общества на месте, ни понятных, регрессивных
движений, которые так же бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон
прогресса» – всеобщий социологический закон, проявляющийся «в расширении
сферы человеческой солидарности».[62] В этом он видел основное содержание
общественного прогресса.
В своей
теории общественного
что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно.
Это обстоятельство делает необходимым использование историко-сравнительного
метода. С помощью этого метода можно получить представление о прошлом
народов, ознакомившись с современной общественной жизнью отсталых стран, а
так же о будущем последних, учитывая достижения современных передовых
стран.
По Ковалевскому,
«все народы участвуют в
должен привести к их объединению в единое «мировое солидарное
общество».[63] Обосновывая эволюционный характер общественного прогресса,
он отвергал марксистскую теорию классовой борьбы и социальной революции,
считал, что при нормальном течении общественной жизни столкновения
классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением,
компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея
солидарности всех членов общества.
Социологический плюрализм Ковалевского служил теоретическим
обоснованием его платформы умеренного либерализма, основная направленность
которого заключалась в преобразовании экономической и политической системы
российского общества по образцам западных буржуазных демократий.
Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина.
Достойным
продолжением развития
ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима
Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения
формировались преимущественно под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М.
Ковалевского и иЕ.В. Де-Роберти - виднейшего российского представителя
психологического направления в социологии.
П. Сорокин издал множество работ, получивших широкое международное
признание. Среди них «Социология революции», «Современные социологические
теории», «Социальная и культурная мобильность» и многие другие. Надо,
однако, сказать, что социологическое учение П. Сорокина исходило в целом из
одних и тех же принципов,
поэтому выделение в нем
периодов весьма условно. В «Системе социологии» Сорокин подробно разъясняет
научные принципы, на которых основан этот труд. Он считает, что, во-первых,
социология, как наука должна строиться по типу естественных наук. Ни о
каком противопоставлении «наук о природе» и «наук о культуре» не может быть
и речи. Различны объекты изучения тех и других наук, но методы изучения
этих объектов одни и те же. Во-вторых, социология должна изучать мир таким,
каков он есть. Всякий нормативизм, то есть субъективное вмешательство в
науку с позиций нравственных и других норм, должен быть изгнан из
социологии. В этом смысле Истина должна быть отъединена от Добра
,Справедливости и подобных принципов и норм. В-третьих, социология должна
быть «объективной дисциплиной», то есть изучать реальные взаимодействия
людей, доступные объективному измерению и изучению. В-четвертых, поскольку
социология хочет быть опытной и точной наукой, она должна прекратить всякое
«философствование» в смысле создания умозрительных, недоказанных наукой
построений. В этом отношении, писал Сорокин хорошая статистическая
диаграмма стоит любого социально-философского трактата. В-пятых, разрыв с
философствованием означает и разрыв с идеей монизма, т.е. сведения любого
явления к одному какому-нибудь началу. Ибо, как утверждал еще
М.Ковалевский, монизм в социологии – это попытка решать бесконечно сложные
задачи общественных явлений
по методу уравнений с одним неизвестным.
монизма Сорокин провозгласил последовательный социологический
плюрализм[64].
Таковы
«основные и руководящие
Сорокина.
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую.
Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную
аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика
изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы.
Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы
взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми
оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие
социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов[65]. Понятно, что
развитие социального явления определяется его строением (структурой) и
взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы
содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется Сорокиным, как прикладная
дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая
социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными
силами в соответствии с поставленными целями[66]. Практическая социология
проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает
последнюю.
Объектами изучения неопозитивистской социологии Сорокина являются
прежде всего социальное поведение и деятельность людей, социальные группы и
структура общества в целом, а так же происходящие в нем социальные
процессы. В то же время вся общественная жизнь и все социальные процессы
могут быть разложены, по словам Сорокина, на явления и процессы
взаимодействия двух или большего числа индивидов[67]. Вот эти то
взаимодействия людей и объявляются им непосредственно предметом изучения
социологии. Речь идет о «психико-рефлекторном» взаимодействии индивидов,
проявляющихся внешне и в их поведении и деятельности.
В этом
заключается существенное
Сорокина от классического позитивизма Конта. Если позитивистская социология
Конта направлена прежде всего на изучение общества как целостного
социального организма, то предметом непосредственного изучения
неопозитивистской социологии Сорокина выступает взаимодействие двух или
более лиц ,образующие так называемые малые группы. Из такого рода
элементарных взаимодействий складываются, как он считал, разного рода
социальные процессы.
Взаимодействие двух индивидов характеризуется Сорокиным как
простейшее социальное явление. Оно имеет место тогда, «когда изменение
психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается
переживаниями и внешними актами другого»[68]. Такие взаимодействия
называются Сорокиным «социальными клеточками», из которых образуются все
остальные более или менее сложные общественные явления.
П. Сорокин предложил свои критерии классификации социальных групп-
односторонние и многосторонние. В соответствии с этими критериями
выделяются социальные группы по одному какому-либо признаку, например
языку, территории, полу, возрасту, или же по многим признакам. По многим
признакам выделяются классы, нации или другие сложные, часто социально не
однородные группы.
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные
группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации
и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на
различные слои – старты,
которые различаются между
видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К
основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин
отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению,
социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние
общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением
труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и
т.п.
Меняя
профессию или вид
или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в
другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин
подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной
социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной
стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако
профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная
мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в
иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий
или же обратно – из высшего слоя в низший.
Объективной
основой существования
в частности, экономическое неравенство людей, «которое выражается в
различие доходов, уровня жизни в существовании богатых и бедных слоев
населения»[69]. При это этом «люди, принадлежащие к высшему слою в каком то
одном отношении, обычно принадлежат к тому же слою и по другим параметрам,