Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:20, контрольная работа
Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и н. Михайловского
3. Психологическое направление
4. Легальный марксизм П.Струве и М. Туган-Барановский.
5. Плюралистическая социология М. Ковалевского
6. Социологический непозитивизм П.А. Сорокина.
7. Заключение.
8. Литература.
и наоборот. Представители
высших экономических слоев
к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие же, как правило,
лишены гражданских прав и находятся в низших слоях профессиональной
иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений»[70].
Как считал
Сорокин, социальная
неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она
существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной
мобильности в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по
социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как «социальное
пространство», суть которого раскрывается через понятие «высшие и низшие
классы», «продвижение по социальной лестнице», «социальная дистанция» и
др[71].
Большое
значение П. Сорокин придавал
вопросам социального
Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального
равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому
человеку материальных и духовных благ «по его заслугам», т.е. «по степени
его личного социально-полезного труда»[72].
Однако
этим экономическим
не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы стало реальностью равенство
всех перед законом, равенство для занятия публичных должностей, право на
равный политические блага – избирательное право, свобода слова, печати,
союзов, совести и т.д. Исключительное значение имеет «более или менее
равномерное распределения знаний и образований», без чего, по его мнению,
вообще невозможна эгалитарная, т.е. основанная на социальном равенстве,
система общества[73]. П. Сорокин был глубоко убежден в том, что все
возникающие в обществе проблемы следует решать на основе разумного
управления, сознательного разрешения социальных противоречий и
предоставления каждому человеку возможностей для творческого самовыражения.
Он был противником всяких социальных потрясений, в том числе революций, и
выступал за нормальный, как он писал, эволюционный путь развития. В своем
труде «Социология революции» он утверждал, что более или менее
благополучное развитие общества после разрушающей его революции наступает
благодаря его «возврату к своим ценностям, прошлым инстинктам и традициям,
созидательному труду, сотрудничеству, взаимопомощи и единению всех его
членов и социальных групп»[74].
В фундаментальном
четырехтомном труде «
динамика» П. Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает
теорию ценностей. Понятие «ценность» выступает как одно из важнейших в его
социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и
социальных групп, их взаимодействие по самым разным направлениям. Большое
значение предается
сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как
ученый и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей
конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и
коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье
интегральное общество, которое «объединит большинство позитивных ценностей
и освободится от серьезных дефектов каждого типа»[75].
Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых
выдающихся в области социологии мыслителей ХХ века.
Социология есть наука об обществе. Этот ее основной смысл выражает и
термин «социология» (латинское – societas – общество и греческое – logos –
учение). Данный термин ввел в науку французский ученый и философ Опост
Конт, которого нередко называют основоположником социологии как
самостоятельной науки об обществе. До этого различные учения о
функционировании и развитии общества выступали как составные части
общефилософских концепций мыслителей Востока и Запада.
Характерно, что социология, выступая как часть тех или иных
философских учений, сама не ограничивалась лишь проблемами общества как
целого, движущих сил его развития и т.п. По сути дела она касалась всех
сторон развития общества,
в том числе проблем
экономики, морали, искусства, религии, других сторон общественного
развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных наук.
Однако, с развитием общества, по мере накопления знаний об отдельных
его сторонах социология постепенно теряла роль единой универсальной теории
общества. От нее отпочковались психология, правоведение, политическая
экономия, этика, эстетика, и ряд других. И сама она отныне развивалась как
самостоятельная наука.
Предметом внимания и изучения социологии все более становились
фундаментальные основы развития общества как целостного социального
организма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика
материального и духовного в историческом процессе, факторы социального
прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной
справедливости. В результате в 19 веке появился ряд общечеловеческих
концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них
наибольшее признание получили социальные теории Георга Вильгельма Фридриха
Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии Эмиля
Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала
нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые
отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-
политических течений.
Весьма
содержательные и
движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей
19-20 веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н.
Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве,
М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
Каждый из названных мыслителей внес существенный вклад в научное
объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития,
содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью вопросы,
сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем.
На протяжении XIX века происходило постепенно размежевание между
гуманитарно-филологическим комплексом наук о духовной жизни общества и
социальными науками, основанными на теоритическом осмыслении его
закономерностей, структур и процессов. Важнейшим достижением этого сдвига в
научном познании стало формирование социологии как науки, изучающей
общество как объективную взаимосвязанную целостную систему отношений,
процессов и институтов. Наряду с ростом описательных и гуманитарных
исследований происходило постепенное совершенствование социологического
познания социальных и культурных явлений.
Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального
общества, данные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих
концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе
эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут быть почерпнуты не
из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества
мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно,и эти
источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые
существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не
перекрывая значения обыденных ориентаций различных слоев и групп населения.
На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным
мыслителям -–социологам второй половины 19 – начала 20 века пришлось
провести основательную работу по признанию первичности и специфичности
социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в
самых разных вариантах своей деятельности. Уже в период становления
социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные
представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его
социальную среду.
-----------------------
[1] Бакунин М.А. Бог и государство. Полное собрание сочинений. Е.1. СПб,
1907., С.13
[2] Кропоткин П.Л. Этика Ь.:Политиздат. 1991. С. 307.
[3] Бакунин М.А. Бог и государство. Полное собрание сочинений. Е.1. СПб.,
1907., С.13
[4] Там же С. 14.
[5] Там же. С. 17-18.
[6] Бакунин М.А. Бог и государство. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб.,
1907. С. 67-68
[7] Там же. С. 70.
[8] Там же. С. 72.
[9] Там же. С. 77.
[10] Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990. С. 382.
[11] Кропоткин П.А. Этика. М.: политиздат, 1991. С. 14.
[12] Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1990. С. 378.
[13] Кропоткин П.А. Этика. 1991. С. 300-301.
[14] Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат, 1991. С. 301.
[15] Там же. С. 307.
[16] Лавров П.Л. Исторические письма. Избр. Произв. В 2 т. Т. 2. М; 1965.
С. 43.
[17] Там же. С. 45.
[18] См.: Памяти П.Л. Лаврова. Пг; 1922. С. 250.
[19] Там же. С. 250-251
[20] Лавров П.Л. Избранные сочинения. М., 1934. Т. 1. С417-418.
[21] Михайловский Н.К. Сочинения. Издание 4.Т.1. СПб. 1906. С.72.
[22] Там же. С. 73.
[23] Бердяев Н. Субъективизм
и индивидуализм в
1901.-с. 16.
[24] Михайловский Н.К. Сочинения. Т.1. СПб. 1898. С.3.
[25] Бердяев Н. Субъективизм
и индивидуализм в
1901. с. 141.
[26] Брюллова-Шаскольская Н.В. Лавров и Михайловский // Памяти П.Л.
Лаврова. Пг. 1922. С. 404
[27] Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М.:
1909. С. 63.
[28] Там же. С. 64.
[29] Де-Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880. С. 166.
[30] Де-Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880. С. 301-302.
[31] Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М.:
1909. С. 86.
[32] Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М.:
1909. С. 94.
[33] Введение в изучение социальных наук. СПб., 1903. С.31.
[34] Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб., 1907. С. 106.
[35] Там же. С. 110.
[36] Кареев Н.И, Введение в изучение социологии. СПб., 1907. С.116.
[37] Там же. С.120.
[38] Там же. С.120.
[39] Там же. С.318.
[40] Струве П. Марксистская теория социального развития. Киев, 1905. С.4.
[41] См.: Социологическая мысль России/Под ред. Б.А. Чагина. Л.: Изд-во
ЛГУ, 1978. С. 22.
[42] Струве П. Марксистская теория социального развития. С.22.
[43] Струве П. Идеи и политика в современной России. М., 1906. С. 19.
[44] Там же. С. 4
[45] Туган-Барановский М.И.
Теоретические основы
1918. С. 86
[46] Туган-Барановский М.И.
Теоретические основы
1918. С. 87
[47] Туган-Барановский М.И.
Теоретические основы
1918. С. 87
[48] Туган-Барановский М.И. Современный социализм в своем историческом
развитии. СПб.; 1906. С. 89-90
[49] Туган-Барановский М.И. Современный социализм в своем историческом
развитии. СПб.; 1906. С. 257
[50] Туган-Барановский М.И. О кооперативном идеале. М., 1918. С. 5-6
[51] Туган-Барановский М.И. О кооперативном идеале. М., 1918. С. 16.
[52] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.3.
[53] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.6.
[54] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.126.
[55] Ковалевский М.М. Ученый,
государственный и
гражданин.Сборник статей.
Пг., 1917. С.111.
[56] Там же. С.139.
[57] Ковалевский М.М. Ученый,
государственный и
гражданин.Пг., 1917. С.155.
[58] Ковалевский М.М. Теория взаимствования Тарда. М. 1903. С. 7.
[59] Там же. С. 15-16.
[60] Ковалевский М.М. Социология. Т.1. С.8, 14, 98-105,115-117; Т.2. С.119,
174 И др.
[61] Ковалевский М.М. Социология. С.57
[62] Ковалевский М.М. Современная социология. СПб., 1905. С.108.
[63] Казаков А.П. Теория
прогресса в русской
Изд-во ЛГУ, 1969. С. 106.
[64] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 9-12.
[65] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 38-40.
[66] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 42.
[67] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 81.
[68] Сорокин П.А. Система социологии. Т. 1. Пг., 1920. С. 44.
[69] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.
302.
[70] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.
303.
[71] Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.
297.
[72] Сорокин П. Проблема социального равенства. Пг., 1917. С. 23.