Социологическая мысль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 20:20, контрольная работа

Описание работы

Социологическая мысль в России XIX была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общесственно-политических течений. Различные социологические доктрины теоретически обосновывали направленность, цели, а порой и программные установки этих течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей XIX-XX вв., в том числе П. Чаадаева, А. Герцена, В. Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М. Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

Содержание работы

2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и н. Михайловского
3. Психологическое направление
4. Легальный марксизм П.Струве и М. Туган-Барановский.
5. Плюралистическая социология М. Ковалевского
6. Социологический непозитивизм П.А. Сорокина.
7. Заключение.
8. Литература.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 63.70 Кб (Скачать файл)

и наоборот. Представители  высших экономических слоев одновременно  относятся

к высшим политическим и профессиональным слоям. Неимущие  же,  как  правило,

лишены  гражданских  прав  и  находятся  в  низших  слоях   профессиональной

иерархии. Таково общее правило, хотя существует и немало исключений»[70].

       Как считал  Сорокин, социальная мобильность  – такое же естественное  и

неизбежное явление, как  и социальная стратификация, на  основе  которой  она

существует.  Это  касается  как  восходящей,  так  и  нисходящей  социальной

мобильности  в  процессе  которых  люди  перемещаются  вверх  или  вниз   по

социальной  лестнице.  Он   обосновал   такое   понятие,   как   «социальное

пространство», суть которого раскрывается через  понятие  «высшие  и  низшие

классы», «продвижение по  социальной  лестнице»,  «социальная  дистанция»  и

др[71].

       Большое  значение П. Сорокин придавал  вопросам социального  равенства.

Указывая  на  сложный  и  многосторонний   характер   проблемы   социального

равенства, он считал,  что  главное  в  ней  –  это  предоставление  каждому

человеку материальных и  духовных благ «по его заслугам»,  т.е.  «по  степени

его личного социально-полезного  труда»[72].

        Однако  этим экономическим содержанием  проблема социального равенства

не исчерпывается. Важно, писал Сорокин, чтобы  стало  реальностью  равенство

всех перед законом, равенство  для занятия  публичных  должностей,  право  на

равный политические блага  –  избирательное  право,  свобода  слова,  печати,

союзов, совести и  т.д.  Исключительное  значение  имеет  «более  или  менее

равномерное распределения  знаний и образований»,  без чего, по  его  мнению,

вообще невозможна  эгалитарная,  т.е. основанная  на  социальном  равенстве,

система общества[73].  П.  Сорокин  был  глубоко  убежден  в  том,  что  все

возникающие  в  обществе  проблемы  следует  решать  на   основе   разумного

управления,   сознательного    разрешения    социальных    противоречий    и

предоставления каждому  человеку возможностей для творческого  самовыражения.

Он был противником  всяких социальных потрясений, в том  числе  революций,  и

выступал за нормальный, как  он писал,  эволюционный путь развития.  В  своем

труде  «Социология  революции»   он   утверждал,   что   более   или   менее

благополучное развитие общества после разрушающей  его  революции  наступает

благодаря его «возврату  к своим ценностям, прошлым инстинктам  и  традициям,

созидательному труду,  сотрудничеству,  взаимопомощи  и  единению  всех  его

членов и социальных групп»[74].

       В фундаментальном   четырехтомном  труде  «Социальная   и  культурная

динамика» П. Сорокин анализирует  развитие  культур  народов,  разрабатывает

теорию ценностей. Понятие  «ценность» выступает как одно из важнейших  в  его

социологии. С  помощью  этого  понятия  объясняется  поведение  индивидов  и

социальных групп, их взаимодействие по самым  разным  направлениям.  Большое

значение предается общечеловеческим ценностям, на  основе  которых  возможно

сотрудничество народов. Именно  к  этому  всегда  призывал  П.  Сорокин  как

ученый и общественный деятель. На склоне  своих  лет  он  выступил  с  идеей

конвергенции,   согласно   которой    в    будущем    капиталистический    и

коммунистический, как он  писал,  типы  общества  сольются  в  некое  третье

интегральное общество, которое  «объединит большинство  позитивных  ценностей

и освободится от серьезных  дефектов каждого типа»[75].

       Питирим  Александрович Сорокин вошел   в  историю  как  один  из  самых

выдающихся в области  социологии мыслителей ХХ века.

 

 

 

                                 Заключение.

 

       Социология  есть наука об обществе. Этот  ее основной смысл выражает  и

термин «социология» (латинское  – societas – общество и греческое  –  logos  –

учение). Данный термин ввел в  науку  французский  ученый  и  философ  Опост

Конт,   которого   нередко   называют   основоположником   социологии    как

самостоятельной  науки  об   обществе.   До   этого   различные   учения   о

функционировании  и  развитии  общества  выступали   как   составные   части

общефилософских концепций  мыслителей Востока и Запада.

       Характерно,  что  социология,  выступая  как  часть  тех   или   иных

философских учений, сама не  ограничивалась  лишь  проблемами  общества  как

целого, движущих сил его  развития и т.п. По  сути  дела  она  касалась  всех

сторон развития общества, в том числе проблем государства, политики,  права,

экономики,  морали,  искусства,   религии,   других   сторон   общественного

развития, которые впоследствии стали предметом изучения отдельных  наук.

       Однако, с развитием общества, по мере  накопления знаний об  отдельных

его сторонах социология постепенно теряла роль единой  универсальной  теории

общества.  От  нее  отпочковались  психология,  правоведение,   политическая

экономия, этика, эстетика, и  ряд других. И сама она отныне  развивалась  как

самостоятельная наука.

       Предметом   внимания  и  изучения  социологии  все  более  становились

фундаментальные  основы  развития  общества   как   целостного   социального

организма, взаимодействие его  объективных и субъективных сторон,  диалектика

материального и  духовного  в  историческом  процессе,  факторы  социального

прогресса,  проблемы   гражданского   общества,   гуманизма   и   социальной

справедливости.  В  результате  в  19  веке  появился  ряд  общечеловеческих

концепций, предлагающих то или иное решение  указанных  проблем.  Среди  них

наибольшее признание  получили социальные теории Георга  Вильгельма  Фридриха

Гегеля, Огюста Конта, Герберта Спенсера, Карла Маркса, а впоследствии  Эмиля

Дюркгейма, Макса Вебера, Габриеля Тарда и других социологов.

       Социологическая  мысль в России  второй  половины  прошлого  –  начала

нынешнего  столетия  была  представлена  множеством   направлений,   которые

отражали  весьма  сложный  спектр  существующих  в  то  время   общественно-

политических течений.

       Весьма  содержательные и принципиальные  объяснения развития  общества,

движущих сил исторического  процесса содержатся в трудах  русских  мыслителей

19-20  веков,  в  том   числе  П.  Чаадаева,  А   Герцена,  В  Белинского,  Н.

Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова,  Н.  Михайловского,  П.  Струве,

М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.

       Каждый  из названных мыслителей  внес  существенный  вклад  в  научное

объяснение исторического  процесса.  Их  концепции  общественного  развития,

содержащие глубокие и  оригинальные ответы на  поставленные  жизнью  вопросы,

сохраняют свое значение для  решения современных социальных проблем.

 

 

       На протяжении XIX  века  происходило  постепенно  размежевание  между

гуманитарно-филологическим комплексом  наук  о  духовной  жизни  общества  и

социальными   науками,   основанными   на   теоритическом   осмыслении   его

закономерностей, структур и  процессов. Важнейшим достижением  этого сдвига  в

научном  познании  стало  формирование  социологии  как   науки,   изучающей

общество  как  объективную  взаимосвязанную  целостную  систему   отношений,

процессов  и  институтов.  Наряду  с  ростом  описательных  и   гуманитарных

исследований  происходило  постепенное  совершенствование   социологического

познания социальных и  культурных явлений.

       Социология  с самого начала обнаружила  тенденцию к изучению  реального

общества, данные о котором  могут быть почерпнуты не из  умозрительных  общих

концепций и не из художественного  творчества мастеров культуры, а на  основе

эмпирических методов. Конечно, и эти источники не могут быть  почерпнуты  не

из  умозрительных  общих  концепций  и  не  из  художественного   творчества

мастеров  культуры,  а  на  основе  эмпирических  методов.   Конечно,и   эти

источники  не  могут  отвергаться,  так  как  и   они   выражают   некоторые

существенные стороны  жизни  общества,  но  отнюдь  их  не  исчерпывая  и  не

перекрывая значения обыденных  ориентаций различных слоев и  групп  населения.

На этом пути социологии приходилось  бороться  за  самоопределение.  Крупным

мыслителям -–социологам  второй  половины  19  –  начала  20  века  пришлось

провести основательную  работу  по  признанию  первичности  и  специфичности

социальной реальности, состоящей  из отношений, в  которые  вступают  люди  в

самых  разных  вариантах  своей  деятельности.  Уже  в  период   становления

социологии  важным  предметом   анализа   стали   те   нормативно-ценностные

представления и смыслы,  через  которые  человек  входит  в  окружающую  его

социальную среду.

 

 

 

                           -----------------------

[1] Бакунин М.А. Бог и  государство. Полное собрание  сочинений. Е.1. СПб,

1907., С.13

[2] Кропоткин П.Л. Этика  Ь.:Политиздат. 1991. С. 307.

[3] Бакунин М.А. Бог и  государство. Полное собрание  сочинений. Е.1. СПб.,

1907., С.13

[4] Там же С. 14.

[5] Там же. С. 17-18.

[6] Бакунин М.А. Бог и  государство. Полное собрание  сочинений. Т. 1. СПб.,

1907. С. 67-68

[7] Там же. С. 70.

[8] Там же. С. 72.

[9] Там же. С. 77.

[10] Кропоткин П.А. Записки  революционера. М.: Мысль, 1990. С. 382.

[11] Кропоткин П.А. Этика.  М.: политиздат, 1991. С. 14.

[12] Кропоткин П.А. Записки  революционера. М.: Мысль, 1990. С. 378.

[13] Кропоткин П.А. Этика. 1991. С. 300-301.

[14] Кропоткин П.А. Этика.  М.: Политиздат, 1991. С. 301.

[15] Там же. С. 307.

[16] Лавров П.Л. Исторические  письма. Избр. Произв. В 2 т. Т. 2. М; 1965.

С. 43.

[17] Там же. С. 45.

[18] См.: Памяти П.Л. Лаврова.  Пг; 1922. С. 250.

[19] Там же. С. 250-251

[20] Лавров П.Л. Избранные  сочинения. М., 1934. Т. 1. С417-418.

[21] Михайловский Н.К. Сочинения.  Издание 4.Т.1. СПб. 1906. С.72.

[22] Там же. С. 73.

[23] Бердяев Н. Субъективизм  и индивидуализм в общественной  философии. СПб.

1901.-с. 16.

[24] Михайловский Н.К. Сочинения.  Т.1. СПб. 1898. С.3.

[25] Бердяев Н. Субъективизм  и индивидуализм в общественной  философии. СПб.

1901. с. 141.

[26] Брюллова-Шаскольская  Н.В. Лавров и Михайловский // Памяти  П.Л.

Лаврова. Пг. 1922. С. 404

[27] Де-Роберти Е.В. Новая  постановка основных вопросов  социологии. М.:

1909. С. 63.

[28] Там же. С. 64.

[29] Де-Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880. С. 166.

[30] Де-Роберти Е.В. Социология. СПб., 1880. С. 301-302.

[31] Де-Роберти Е.В. Новая  постановка основных вопросов  социологии. М.:

1909. С. 86.

[32] Де-Роберти Е.В. Новая  постановка основных вопросов  социологии. М.:

1909. С. 94.

[33] Введение в изучение  социальных наук. СПб., 1903. С.31.

[34] Кареев Н.И. Введение  в изучение социологии. СПб., 1907. С. 106.

[35] Там же. С. 110.

[36] Кареев Н.И, Введение  в изучение социологии. СПб., 1907. С.116.

[37] Там же. С.120.

[38] Там же. С.120.

[39] Там же. С.318.

[40] Струве П. Марксистская  теория социального развития. Киев, 1905. С.4.

[41] См.: Социологическая мысль  России/Под ред. Б.А. Чагина. Л.: Изд-во

ЛГУ, 1978. С. 22.

[42] Струве П. Марксистская  теория социального развития.  С.22.

[43] Струве П. Идеи и  политика в современной России. М., 1906. С. 19.

[44] Там же. С. 4

[45] Туган-Барановский М.И.  Теоретические основы марксизма.  Изд. 4-е. М.,

1918. С. 86

[46] Туган-Барановский М.И.  Теоретические основы марксизма.  Изд. 4-е. М.,

1918. С. 87

[47] Туган-Барановский М.И.  Теоретические основы марксизма.  Изд. 4-е. М.,

1918. С. 87

[48] Туган-Барановский М.И.  Современный социализм в своем  историческом

развитии. СПб.; 1906. С. 89-90

[49] Туган-Барановский М.И.  Современный социализм в своем  историческом

развитии. СПб.; 1906. С. 257

[50] Туган-Барановский М.И.  О кооперативном идеале. М., 1918. С. 5-6

[51] Туган-Барановский М.И.  О кооперативном идеале. М., 1918. С. 16.

 

[52] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.3.

[53] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.6.

[54] Ковалевский М.М. Социология. В 2 т. Т.1. СПб., 1910. С.126.

[55] Ковалевский М.М. Ученый, государственный и общественный  деятель и

гражданин.Сборник статей.

Пг., 1917. С.111.

[56] Там же. С.139.

[57] Ковалевский М.М. Ученый, государственный и общественный  деятель и

гражданин.Пг., 1917. С.155.

[58] Ковалевский М.М. Теория  взаимствования Тарда. М. 1903. С. 7.

[59] Там же. С. 15-16.

[60] Ковалевский М.М. Социология. Т.1. С.8, 14, 98-105,115-117; Т.2. С.119,

174 И др.

[61]  Ковалевский М.М.  Социология.  С.57

[62]  Ковалевский М.М.  Современная социология. СПб., 1905. С.108.

[63] Казаков А.П. Теория  прогресса в русской социологии  конца 19 века. Л.:

Изд-во ЛГУ, 1969. С. 106.

[64] Сорокин П.А. Система  социологии. Т. 1. Пг.,  1920. С. 9-12.

[65] Сорокин П.А. Система  социологии. Т. 1. Пг.,  1920. С. 38-40.

[66] Сорокин П.А. Система  социологии. Т. 1. Пг.,  1920. С. 42.

[67] Сорокин П.А. Система  социологии. Т. 1. Пг.,  1920. С. 81.

[68] Сорокин П.А. Система  социологии. Т. 1. Пг.,  1920. С. 44.

[69] Сорокин П. Человек.  Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.

302.

[70] Сорокин П. Человек.  Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.

303.

[71] Сорокин П. Человек.  Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С.

297.

[72] Сорокин П. Проблема  социального равенства. Пг., 1917. С. 23.

Информация о работе Социологическая мысль