Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:20, доклад
Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:
разведывательное (пилотажное) исследование;
описательное исследование;
аналитическое исследование.
Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.
В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:
Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.
Программа такого исследования упрощена, как и инструментарий. Обследуемые совокупности невелики — от 20 до 100 человек.
Разведывательное исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.
Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.
В описательном
исследовании может быть
Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.
Методология социологических исследований образует комплекс проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией. При том, что социология не располагает специфическими, только ей присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем. Среди них - исследование относительно локальных тем, например, причин отказов отвечать на вопросы интервьюера, и анализ основных стадий общественного прогресса. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных.
Методика— понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.
В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.
Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации — возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.
Существует возможность фиксации характера поведения, мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.
Если поведение людей
изучается социологом как
Главным объектом наблюдения
выступает как поведение
Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.
Логика его проведения
состоит в том, чтобы при
помощи выбора некоторой
Различают эксперименты полевые и лабораторные, линейные и параллельные. При отборе участников эксперимента применяют методы попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.
Планирование и логика
эксперимента включают
1) выбор объекта, используемого в качестве экспериментальной и контрольной групп;
2) выбор контрольных, факторных и нейтральных признаков;
3) определение условий
эксперимента и создание
4) формулирование гипотез и определение задач; -
5) выбор индикаторов и способа контроля протекания эксперимента.
Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных Методов сбора первичной информации.
Источником социологической
информации выступают не
Особую роль выполняет
социальная статистическая
Отбор источников информации
зависит от программы
Различают:
1) внешний анализ документов,
при котором изучаются
2) внутренний анализ, в
ходе которого изучается
Опрос — метод сбора социологической информации — предусматривает:
1) устное или письменное
обращение исследователя к
2) регистрацию и статистическую
обработку полученных ответов,
их теоретическую
В каждом случае опрос предполагает обращение непосредственно к участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.
Основными видами опроса
в зависимости от письменной
или устной формы общения с
респондентами являются
Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую
гибкость, интервью проводится в
соответствии с определенной
программой и планом
Можно выделить следующие типы интервью:
1) по содержанию (документальное, интервью мнений);
2) по технике проведения
(свободное и
3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).
Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.
При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три основных этапа.
На первом этапе
определяются теоретические
1) цели и задачи;
2) проблема;
3) объект и предмет;
4) операционное определение
исходных теоретических
В ходе второго этапа
обосновывается выборка,
1) генеральная совокупность
(те слои и группы населения,
на которые предполагается
2) правила поиска и
отбора респондентов на
На третьем этапе обосновывается опросный лист (вопросник):
1) содержательная репрезентация
проблемы исследования в
2) обоснование вопросника
относительно возможностей
3) стандартизация требований и инструкций для анкетеров и интервьюеров по организации и ведению опроса, установлению контакта с респондентом, регистрации ответов;
4) обеспечение предварительных
условий для обработки
5) обеспечение организационных требований к опросу.
В зависимости от
источника (носителя) первичной информации
различаются опросы массовые
и специализированные. В массовом
опросе основным источником
В специализированных
опросах главный источник
Участниками таких
опросов являются эксперты, способные
дать взвешенную оценку по
интересующим исследователя
Отсюда еще одно
широко распространенное в
Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.
Она выполняет три функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция
программы позволяет четко
Методическая функция
программы позволяет
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.
Программа социологических
исследований как научный
Программа социологического
исследования состоит из
Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.
Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретиской цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.
Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.