Социологическое исследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 12:20, доклад

Описание работы

Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

В зависимости от глубины анализа предмета исследования, а также характера решаемых в ходе него задач различают следующие виды эмпирического социологического исследования:
разведывательное (пилотажное) исследование;
описательное исследование;
аналитическое исследование.

Файлы: 1 файл

Социологическое исследование.docx

— 22.73 Кб (Скачать файл)

Социологическое исследование — это процесс, состоящий из логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных единой целью — получение достоверных данных об изучаемом явлении для последующего практического применения.

 

В зависимости от глубины  анализа предмета исследования, а  также характера решаемых в ходе него задач различают следующие  виды эмпирического социологического исследования:

  • разведывательное (пилотажное) исследование;
  • описательное исследование;
  • аналитическое исследование.

Разведывательное исследование — это самый простой вид социологического анализа, позволяющий решать ограниченные задачи. По сути, при использовании данного типа идет испытание инструментария (методических документов): анкеты, опросного листа, карточек, изучения документов и др.

 Программа  такого исследования упрощена, как  и инструментарий. Обследуемые совокупности  невелики — от 20 до 100 человек. 

Разведывательное  исследование, как правило, предваряет глубокое изучение проблемы. В ходе него уточняются цели, гипотезы, задачи, вопросы и их формулировка.

Описательное исследование — это более сложный вид социологического анализа. С его помощью изучают эмпирическую информацию, дающую относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Объект анализа — большая социальная группа, например, трудовой коллектив большого предприятия.

 В описательном  исследовании может быть применен  один или несколько способов  сбора эмпирических данных. Сочетание  методов повышает достоверность  и полноту информации, позволяет  сделать более глубокие выводы  и обосновать рекомендации.

Самый серьезный вид социологического исследования — аналитическое исследование. Оно не только описывает элементы изучаемого явления или процесса, но и позволяет выяснить причины, лежащие в его основе. В нем изучается совокупность многих факторов, обосновывающих то или иное явление. Аналитические исследования, как правило, завершают разведывательное и описательное, в ходе которых собирались сведения, дающие предварительное представление об определенных элементах изучаемого социального явления или процесса.

 

Методология социологических исследований образует комплекс проблемных областей. Каждая из них обладает достаточной автономией. При том, что социология не располагает специфическими, только ей присущими методами, перечень этих областей практически неисчерпаем. Среди них - исследование относительно локальных тем, например, причин отказов отвечать на вопросы интервьюера, и анализ основных стадий общественного прогресса. В современной социологии разработаны десятки методов и техник сбора и анализа данных.

Методика— понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

В качестве основных методов, используемых в социальных эмпирических исследованиях, можно выделить следующие.

Наблюдение — целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в процессе которого исследователь получает знания относительно внешних сторон, состояний и отношений объектов, которые изучаются. Формы и приемы фиксации данных наблюдения могут быть различными: бланк или дневник наблюдения, фото-, кино- или телеаппарат и другие технические средства. Особенность наблюдения как метода сбора информации — возможность анализировать разносторонние впечатления об исследуемом объекте.

 Существует возможность  фиксации характера поведения,  мимики, жестов, выражения эмоций. Выделяют  два основных типа наблюдения: включенное и невключенное.

 Если поведение людей  изучается социологом как участником  группы, то он проводит включенное  наблюдение. Если социолог изучает  поведение со стороны, то он  проводит невключенное наблюдение.

 Главным объектом наблюдения  выступает как поведение отдельных  людей и социальных групп, так  и условия их деятельности.

Эксперимент — метод, цель которого состоит в проверке тех или иных гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику.

 Логика его проведения  состоит в том, чтобы при  помощи выбора некоторой экспериментальной  группы (групп) и помещения ее  в необычную экспериментальную  ситуацию (под воздействием определенного  фактора) проследить направление,  величину и устойчивость изменений  интересующих исследователя характеристик. 

 Различают эксперименты  полевые и лабораторные, линейные  и параллельные. При отборе участников  эксперимента применяют методы  попарного отбора или структурной идентификации, а также случайного отбора.

 Планирование и логика  эксперимента включают следующие  процедуры: 

1) выбор объекта, используемого  в качестве экспериментальной  и контрольной групп; 

2) выбор контрольных, факторных  и нейтральных признаков; 

3) определение условий  эксперимента и создание экспериментальной  ситуации;

4) формулирование гипотез  и определение задач; -

5) выбор индикаторов и  способа контроля протекания  эксперимента.

Анализ документов — один из широко применяемых и эффективных Методов сбора первичной информации.

 Источником социологической  информации выступают не текстовые  сообщения, содержащиеся в протоколах, докладах, резолюциях, решениях, публикациях,  письмах и т. п. 

 Особую роль выполняет  социальная статистическая информация, которая в большинстве случаев  используется для характеристик  и конкретно-исторического развития  изучаемого явления или процесса.

 Отбор источников информации  зависит от программы исследования, при этом могут применяться  методы конкретного или случайного  отбора.

 Различают: 

1) внешний анализ документов, при котором изучаются обстоятельства  возникновения документов; их исторический  и социальный контекст;

2) внутренний анализ, в  ходе которого изучается содержание  документа, всего того, о чем  свидетельствует текст источника,  и тех объективных процессов  и явлений, о которых сообщает  документ.

Опрос — метод сбора  социологической информации — предусматривает:

1) устное или письменное  обращение исследователя к определенной  совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых  представляет изучаемую проблему  на уровне эмпирических индикаторов; 

2) регистрацию и статистическую  обработку полученных ответов,  их теоретическую интерпретацию. 

 В каждом случае  опрос предполагает обращение  непосредственно к участнику  и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Данный метод социологического исследования является наиболее востребованным и распространенным.

 Основными видами опроса  в зависимости от письменной  или устной формы общения с  респондентами являются анкетирование  и интервью. В их основе лежит  совокупность вопросов, которые  предлагаются респондентам и ответы на которые составляют массив первичных данных. Вопросы респондентам задаются посредством анкеты или опросного листа.

Интервью — целенаправленная беседа, цель которой — получить ответы на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам, выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить необходимые дополнительные вопросы.

 Несмотря на некоторую  гибкость, интервью проводится в  соответствии с определенной  программой и планом исследования, в которых фиксируются все  основные вопросы и варианты  дополнительных вопросов.

 Можно выделить следующие  типы интервью:

1) по содержанию (документальное, интервью мнений);

2) по технике проведения (свободное и стандартизированное);

3) по процедуре проведения (интенсивное, фокусированное).

Анкетные опросы классифицируют по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые вопросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры.

При подготовке и проведении социологического опроса выделяют три  основных этапа.

 На первом этапе  определяются теоретические предпосылки  опроса:

1) цели и задачи;

2) проблема;

3) объект и предмет; 

4) операционное определение  исходных теоретических понятий,  нахождение эмпирических индикаторов. 

 В ходе второго этапа  обосновывается выборка, определяется:

1) генеральная совокупность (те слои и группы населения,  на которые предполагается распространить  полученные результаты опроса);

2) правила поиска и  отбора респондентов на последней  ступени выборки. 

 На третьем этапе  обосновывается опросный лист (вопросник):

1) содержательная репрезентация  проблемы исследования в формулировке  вопросов, предназначенных респондентам;

2) обоснование вопросника  относительно возможностей опрашиваемой  совокупности как источника искомой  информации;

3) стандартизация требований  и инструкций для анкетеров  и интервьюеров по организации  и ведению опроса, установлению  контакта с респондентом, регистрации  ответов; 

4) обеспечение предварительных  условий для обработки результатов  на ЭВМ; 

5) обеспечение организационных  требований к опросу.

 В зависимости от  источника (носителя) первичной информации  различаются опросы массовые  и специализированные. В массовом  опросе основным источником информации  выступают представители различных  социальных групп, деятельность  которых непосредственно связана  с предметом анализа. Участников  массовых опросов принято называть  респондентами. 

 В специализированных  опросах главный источник информации  — компетентные лица, чьи профессиональные  или теоретические знания, жизненный  опыт позволяют делать авторитетные  заключения.

 Участниками таких  опросов являются эксперты, способные  дать взвешенную оценку по  интересующим исследователя вопросам.

 Отсюда еще одно  широко распространенное в социологии  название таких опросов — метод  экспертных оценок.

Программа социологического исследования — это один из важнейших социологических документов, в котором содержатся методологические, методические и процедурные основы исследования социального объекта. Программу социологического исследования можно рассматривать как теорию и методологию конкретного исследования отдельного эмпирического объекта или явления, которое представляет собой теоретико-методологическую основу процедур всех этапов исследования, сбора, обработки и анализа информации.

 Она выполняет три  функции: методологическую, методическую  и организационную. 

Методологическая функция  программы позволяет четко определить изучаемую проблематику, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно  выполняемым по данной проблематике исследованиям.

Методическая функция  программы позволяет разработать  общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория—факты — теория.

Организационная функция  обеспечивает разработку четкой системы  разделения обязанностей между членами  исследовательского коллектива, позволяет  обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

 Программа социологических  исследований как научный документ  должна отвечать ряду необходимых  требований. В ней отражается  определенная последовательность, поэтапность социологического исследования. Каждый этап — относительно самостоятельная часть познавательного процесса — характеризуется специфическими задачами, решение которых связано общей целью исследования. Все составляющие части программы логически связаны, подчинены общему смыслу поиска. Принцип строгой поэтапности выдвигает особые требования к структуре и содержанию программы.

 Программа социологического  исследования состоит из основных  частей: методологической и процедурной.  В идеальном варианте программа  содержит следующие разделы: постановка  проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий,  методы исследования, план исследования.

 Соотношение проблемы и проблемной ситуации зависит от вида исследования, от масштабности и глубины социологии изучения объекта. В реально существующем объекте выделяется какое-либо свойство, определяющееся как ее сторона, которая обусловлена характером проблемы, тем самым обозначается предмет исследования. Предмет означает границы, в которых конкретный объект изучается в данном случае. Далее необходимо поставить цели и задачи исследования.

Цель ориентируется на конечный результат. Цели могут быть теоретическими и прикладными. Теоретическая — дать описание или объяснение социальной программы. Реализация теоретиской цели ведет к приращению научного знания. Прикладные цели направлены на разработку практических рекомендаций для дальнейшего научного развития.

Задачи — отдельные части, шаги исследования, которые способствуют достижению цели. Постановка задач означает в некоторой степени план действий по достижению поставленной цели. Задачи формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации цели. Задачи могут быть основные и частные. Основные являются средством решения главных вопросов исследования. Частные — для проверки побочных гипотез, решения каких-то методических вопросов.

Информация о работе Социологическое исследование