Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

2. Развитие типичного  статусного поведения. Ориентированная  на вертикальную мобильность  личность не будет принята  в более высокий социально-классовый  слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам.

Правда, не все  аспекты субкультуры социального  слоя или группы могут быть освоены  в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение  социального окружения. Этот способ  основан на налаживании контактов  с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем  более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но, такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения. Если, он не может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут считать индивида "своим".

Убеждение в  том, что социальная мобильность  полезна и необходима, служит неотъемлемой частью культуры в любом современном  демократическом обществе. Общество с закрытыми социальными группами препятствует проявлению человеческой индивидуальности и не дает талантливым людям возможности активно участвовать в общественной жизни. Однако высокая социальная мобильность наиболее уместна и полезна в сложных обществах.

Относительно  простые общества, которые существовали в XVIII в. в Европе и Азии, а также в Америке, имели очень мало таких социальных ролей, которые не могли бы исполнить люди со средними способностями, при условии, конечно, что к исполнению своей основной роли человек готовился с самого детства. В таком простом обществе для качественного исполнения даже роли лидеров, определяющих правила и ритуалы, необходимы скорее тщательность и длительность обучения, чем необыкновенные способности.

 Неотъемлемыми  качествами общества с закрытой  социально-классовой структурой  являются ее внутренняя простота и стабильность. Это дает гарантию того, что большинство ролей и без притока талантливых людей из нижних социальных слоев будет исполняться вполне адекватно. Быстрота изменения общества требует от лидера большего, нежели способность механически исполнить определенные ритуалы. Кроме того, для технических достижений в обществе необходимо иметь больше высокоинтеллигентных, высокообразованных профессионалов, исполнителей, экспертов. Такое общество не способно обойтись без постоянного притока на ключевые позиции "мозгов", поступающих из всех социальных слоев общества. Из этого следует, что открытая классовая система - это необходимость для современного общества. 

 Процесс приспособления  к новой субкультуре бывает  очень сложным. Это иногда проявляется так сильно, что грозит нервными расстройствами и низким снижением мотивации исполнения своей роли. Многие люди ориентированы на вертикальную мобильность и достигают значительно высоких статусов. Как правило, восходящая и нисходящая мобильность может вызывать крайне неприятные последствия для индивидов.

Социальная мобильность  разрывает первичные связи с  коллегами на работе, с друзьями, многими родственниками, может разбивать  семьи, ставить барьеры между  отцами и детьми. Многие первичные  группы распадаются по причине социальной мобильности. Если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером или старшим мастером и начинает руководить действиями своих друзей, то дружеские связи почти немедленно прекращаются. Возможна даже конфронтация.

В целом социальная мобильность общества – противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Вместе с тем для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты

 

  1. дайте понятие социальной мобильности.
  2. перечислите виды социальной мобильности
  3. в чём особенности социальной мобильности в современном обществе?

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей  теме.

 

 

Лекция 11 Личность в системе социального взаимодействия. Отклоняющееся поведение и социальный контроль

 

Глоссарий.

Девиация – социальное отклонение.

Делинквентное поведение — 1) одна из форм девиантного поведения, включающая действия и поступки, нарушающие юридические нормы и носящие противоправный характер; 2) (делинквентность) – в социологии и юриспруденции обозначение административно наказуемых деяний, совершаемых подростками.

 

Социальный  контроль - совокупности норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые для их осуществления.

 

Социализация  – начинающийся в младенчестве и  заканчивающийся в глубокой старости процесс приобретения опыта и знаний, необходимых для выполнения социальных ролей.

 

Институты, отдельные  люди и группы, которые способствуют социализации, называются агентами социализации

 

Десоциализация. Утрата человеком, по каким либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (таких, как, например, длительная болезнь, отпуск, изоляция от естественной среды и пр.), социального опыта, отражающаяся на его самореализации. Утрата определенных социальных ценностей и норм сопровождается отчуждением индивида от определенной группы. Процесс, противоположный социализации.

 

Цель. Дать понятия личности, социализации.

 

1. Понятие личности в социологии. Социализации.

2.  Отклоняющееся  поведение. Социальный контроль.

 

1.

Личность –  социальная,  общественная сторона  человека (у которого есть и биологические  качества - см. Человек) Устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих  индивида, продукт общественного  развития и включения людей в  систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Наряду с социальной окружающей средой и культурой на неё влияют и физические черты человека и индивидуальный опыт. Поэтому личность каждого человека уникальна, благодаря взаимодействию всех этих факторов.

Индивид — это  единичный представитель человеческого  рода,

Человек — живое  существо, наделенное разумом. Субъект  исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное  существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Как живой организм человек включен в природную связь явлений и подчиняется биологическим (биофизическим, биохимическим, физиологическим) закономерностям, на уровне сознательной психики личности человек обращен к социальному бытию с его специфическими закономерностями. Физическая организация человека является высшим уровнем организации материи в известной нам части мироздания. Человек кристаллизует в себе все, что накоплено человечеством в течение веков. Это кристаллизация осуществляется и через приобщение к культурной традиции, и через механизм биологической наследственности. Ребенок наследует запас генетической информации через специфически человеческое строение тела, структуру мозга, нервной системы, задатков. Однако природные (анатомо-физиологические) задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе обучения ребенка со взрослыми. Проявление биологических закономерностей жизни человека носит социально обусловленный характер. Жизнь человека детерминируется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы. При этом биологические составляющие этой единой системы играют роль лишь необходимых условий, а не движущих сил развития. Действия человека, образ его мыслей и чувств зависит от объективных исторических условий, в которых он живет, от особенностей той социальной группы, класса, интересы которых он сознательно или бессознательно представляет. Содержание духовной жизни человека наследственно не запрограммированы. Наследственные моменты в той или иной степени, прежде всего через особенности высшей нервной системы, влияют и на характер развития наклонностей и способностей человека

 Нужно различать понятия развития личности, воспитания, социализации с одной стороны, а также понятия социализации и адаптации – с другой. Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и поступательность изменений, происходящих в сознании и поведении личности. Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека определенного  представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые осуществляют социальные институты.

Социализация  – социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности. Несмотря на то, что процессы социализации особенно важны для индивида в детском возрасте, они протекают на протяжении всей его жизни. Ни один человек не может существовать без воздействия на него других людей, и это сказывается на поведении индивида на всех этапах его жизненного цикла.

Иначе говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом.

Социальная адаптация  – процесс приспособления, освоения, как правило, активного, личностью  или группой новых для нее  социальных условий или социальной среды. В современной социологии в большинстве случаев понимается как такой социальный процесс,  в котором и адаптант (личность, социальная группа), и социальная среда активно взаимодействуют, оказывают активное воздействие друг на друга в процессе адаптации.

Непосредственным  толчком к началу процесса чаще всего становится осознание личностью или социальной группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности стереотипы поведения перестают обеспечивать достижение успеха и актуальной становится перестройка поведения в соответствии с требованиями новых социальных условий или новой для адаптанта социальной среды.

В общем виде чаще всего выделяется четыре стадии адаптации личности в новой для  нее социальной среде:

1) начальная  стадия, когда индивид или группа  осознают, как они должны вести себя в новой для них социальной среде, но еще не готовы признать и принять систему ценностей новой среды и стремятся придерживаться прежней системы ценностей;

2) стадия терпимости, когда индивид, группа и новая  среда проявляют взаимную терпимость к системам ценностей и образцам поведения друг друга;

3) аккомодация,  т.е. признание и принятие индивидом  основных элементов системы ценностей  новой среды при одновременном  признании некоторых ценностей  индивида, группы новой социальной  средой;

4) ассимиляция, т.е. полное совпадение систем ценностей индивида, группы и среды.

Обычно термин «социальная адаптация» применяется  при описании процессов социализации, некоторые авторы прямо говорят  о социализации как о приспособительном  процессе. А также при рассмотрении т. н. «вторичной социализации», т. е. социализации зрелого человека, после формирования личности. Его использование дискуссионно (подумайте – что такое зрелая личность? Все ли взрослые люди – зрелые личности? Действительно ли возможно полное совпадение ценностных ориентаций личности с ценностями группы и общества?)

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения  и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка  З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии, стимулируемый стремлением к  удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом “развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности.  В этом процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых  связанна с определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии  познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная ( от 2 до7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15).

Многие психологи  и социологи подчеркивают, что  процесс социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов.

Информация о работе Социология как наука