Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций
Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
Каковы же механизмы социализации?
Уже З.Фрейд выделил
психологические механизмы
Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной жизни.
Эстафету
социализации личности
И наконец,
социализация личности связана
с трудовой, общественно-политической
и познавательной
В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.
Во-вторых, чрезвычайная
сложность процесса
В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.
В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?
2.
Девиантное поведение – любые отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение норм.
Конформное поведение (конформность) – 1. Тип социального поведения индивида, характеризующийся следованием социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям. Противоположность девиантного поведения. 2. По Р. К. Мертону - полное принятие индивидом общепринятых культурных ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения. Не путать с конформизмом и конформистским поведением.
Аномия – это состояние общества, при котором социальные нормы более не определяют поведение индивида. При этом наступает разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).
Дюркгеймова концепция аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств.
3. Социальный контроль.
Социальный контроль – это процессы и механизмы, функционирующие на всех уровнях общества для поддержания его структуры. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.
Санкция – реакция общества на социально значимое поведение: социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.
Неформальный социальный контроль. Неинституциональный контроль, осуществляемый посредством общественного мнения, группового давления, обычаев, личностных оценок и т. д. в процессе социального взаимодействия.
Формальный социальный контроль - контроль посредством формальных правил и специальных организаций.
1. Определите специфику социологического подхода к исследованию личности.
2. Назовите механизмы и основные этапы социализации личности.
3. Сформулируйте специфические особенности первичной и вторичной социализации. Назовите их отличие.
Литература: основная и дополнительная по соответствующей теме.
Лекция 12 - 13. Социальные процессы и социальные изменения.
Глоссарий.
Диффузия - признанный полезным культурный образец или социальное новшество пересекает границы культуры и ставится новым в другой культуре
Агенты социальных изменений – социальные движения и выдающиеся личности, способствующие изменениям
"Гемайншафт" (община) – понятие, примененное
Ф. Теннисом к традиционной крестьянской
общине. В основе "гемайншафта" лежат
семья и община, с неразвитыми специализациями
труда, религиозными ценностями и мирскими
традициями.
"Гезельшафт" (общество) – понятие, примененное
Ф. Теннисом к индустриальному городскому
обществу. В основе "гезельшафта"
- крупные корпорации со специализированными
профессиональными ролями, светские ценности,
стремление к личной выгоде в обществе
основанном на формальных законах.
Еще Конт поделил науку социологию на 2 отдельные части: социальную статику и социальную динамику. На сегодняшний день этот подход безнадежно устарел. Общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс. Не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, т. е. общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа и не случайно мы часто говорим о "социальной жизни". Жизнь - ни что иное, как движение, стремление и изменение. Когда движение, изменение отсутствует, нет и жизни, наступает смерть.
Классическое
определение социального
Социальные процессы различают по
Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаясь знаком направленности: интеграция и дезинтеграция социальной системы, сплочение и конфликты в группе (коллективе), текучесть и стабильность персонала в организации, эмиграция и иммиграция, усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация (расслоение), занятость и безработица и т.д.
Среди социальных процессов социологи выделяют две специфические формы.