Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

 Каковы же  механизмы социализации?

Уже З.Фрейд выделил  психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда  и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и  С. Бейлз применяли понятия, введенные  З.Фрейдом к теории социального  действия и социальных систем. Они  определяют имитацию как процесс,  с помощью которого усваиваются  специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с “моделью”.  Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к “другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно-социальной  жизни.

 Эстафету  социализации личности принимает  школа. По мере взросления и  подготовки к выполнению гражданского  долга  совокупность усваиваемых  молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов, отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу? Мощным инструментам социализации личности выступают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

 И наконец,  социализация личности связана  с трудовой, общественно-политической  и познавательной деятельностью  человека. Недостаточно просто обладать  знаниями. Необходимо обратить их  в убеждения, которые проявляются в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным  типам личности.

 В современных  условиях процесс социализации  предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического, политического и духовного возрождения могут быть посильны людям высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой исторического процесса.

 Во-вторых, чрезвычайная  сложность процесса социализации  личности  требует постоянного  совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных , так и личных проблем.

 В-третьих,  социализация личности является неотъемлемой частью решения всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление  негативных явлений в сознании и  поведении людей. До сих пор социология личности не смогла ответить на такие  вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами? Почему часть превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.? Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?

 

2.

Девиантное поведение  – любые отклоняющиеся от общепринятых норм действия человека, нарушение  норм.

Конформное поведение (конформность) – 1. Тип социального  поведения индивида, характеризующийся  следованием социально принятым поведенческим моделям и нормам, соответствием социальным ожиданиям. Противоположность девиантного поведения. 2. По Р. К. Мертону - полное принятие индивидом общепринятых культурных ценностей и жизненных целей, а также институционально одобряемых средств их достижения. Не путать с конформизмом и конформистским поведением.

Аномия –  это состояние общества, при котором  социальные нормы более не определяют поведение индивида. При этом наступает  разрушение единства культуры, вследствие чего жизненный опыт людей перестает соответствовать идеальным общественным нормам (понятие ввел в социологию Э. Дюркгейм).

Дюркгеймова концепция  аномии была расширена Р.К.Мертоном (Merton, 1957) до масштаба общей теории девиантного  поведения. Мертон выделяет определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения. Общества отличаются друг от друга степенью, в которой подчеркиваются цели или средства. Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее — средствам, толкают индивидов к использованию технически наиболее эффективных средств достижения цели, даже если они являются незаконными. Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты, в которых большое значение придается богатству и личному успеху, а реальные возможности для социальной мобильности экономически ограничены. Преступность в определенных социальных группах может быть нормальным явлением, поскольку наряду с повсеместным подчеркиванием значения материального успеха (особенно богатства) доступ к законным средствам достижения такого рода целей ограничивается классовой структурой, что ведет к использованию и незаконных средств.

 

3. Социальный контроль.

 Социальный  контроль – это процессы и  механизмы, функционирующие на  всех уровнях общества для  поддержания его структуры. В исследованиях девиации, социальный контроль означает усилия окружающих, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание девиантов или их исправление.

Санкция – реакция  общества на социально значимое поведение: социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм.

Неформальный  социальный контроль. Неинституциональный  контроль, осуществляемый посредством  общественного мнения, группового давления, обычаев, личностных оценок и т. д. в  процессе социального взаимодействия.

Формальный социальный контроль - контроль посредством формальных правил и специальных организаций.

 

1. Определите специфику социологического подхода к исследованию личности.

2. Назовите механизмы и основные этапы социализации личности.

3. Сформулируйте  специфические особенности первичной и вторичной социализации. Назовите их отличие.

 

Литература: основная и дополнительная по соответствующей  теме.

 

Лекция 12 - 13. Социальные процессы и социальные изменения.

 

Глоссарий.

Диффузия - признанный полезным культурный образец или социальное новшество пересекает границы культуры и ставится новым в другой культуре

Агенты социальных изменений – социальные движения и выдающиеся личности, способствующие изменениям

"Гемайншафт" (община) – понятие, примененное Ф. Теннисом к традиционной крестьянской общине. В основе "гемайншафта" лежат семья и община, с неразвитыми специализациями труда, религиозными ценностями и мирскими традициями. 
"Гезельшафт" (общество) – понятие, примененное Ф. Теннисом к индустриальному городскому обществу. В основе "гезельшафта"  - крупные корпорации со специализированными профессиональными ролями, светские ценности, стремление к личной выгоде в обществе основанном на формальных законах.

 

  1. Социальные процессы.
  2. Социальные изменения: основные теории
  3. типы обществ.
  4. Традиционное и современное общество.

 

  1. Социальные процессы.

 

Еще Конт поделил  науку социологию на 2 отдельные  части: социальную статику и социальную динамику. На сегодняшний день этот подход безнадежно устарел. Общество должно рассматриваться не как статичное, стабильное состояние, а как процесс. Не как жесткий квазиобъект, а как постоянно длящийся, бесконечный поток событий. Общество (группа, общность, организация, национальное государство) может быть определено как существующее лишь постольку и до тех пор, пока внутри него что-то происходит (случается), предпринимаются какие-то действия, протекают какие-то процессы, что-то меняется, т. е. общество не существует и не может существовать в неизменном состоянии. Вся социальная реальность представляет собой просто динамику, поток изменений различной скорости, интенсивности, ритма и темпа и не случайно мы часто говорим о "социальной жизни". Жизнь - ни что иное, как движение, стремление и изменение. Когда движение, изменение отсутствует, нет и жизни, наступает смерть.

 

Классическое  определение социального процесса дал Питирим Сорокин: "Под процессом  понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или "эволюции", короче говоря, любое изменение данного  изучаемого объекта в течение  определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик" (Sorokin, Pitirim A. 1937. Social and Cultural Dynamics, vols. 1-4, New York: American Book Company v. 1, p. 163.)

 Социальные  процессы различают по

  • объекту (человечество, об-во, класс, организация, малая группа). Однако процессы, затрагивающие крупные социальные системы, движутся «сверху вниз». Такие процессы, идущие от макро- к микроуровню, включают в себя индустриализацию, урбанизацию, глобализацию, секуляризацию, демократизацию, эскалацию войны, мобилизацию социальных движений, ликвидацию фирм, исчезновение добровольных ассоциаций, кристаллизацию дружеских компаний, кризис семьи.
  • степени управления (стихийный, естественно-исторический, целенаправленный).

Многие социальные процессы являются парными, имеют симметричные по структуре механизмы, отличаясь  знаком направленности: интеграция и  дезинтеграция социальной системы, сплочение и конфликты в группе (коллективе), текучесть и стабильность персонала в организации, эмиграция и иммиграция, усиление социальной однородности общества и социальная дифференциация (расслоение), занятость и безработица и т.д.

Среди социальных процессов социологи выделяют две  специфические формы.

  • Во-первых, это "социальный цикл" или процессы функционирования. Они не имеют определенной направленности, хотя и не является случайным. Любое состояние, в котором пребывает система на той или иной стадии, может возникнуть в будущем, причем данное состояние, в свою очередь, уже когда-то случалось в прошлом. Это повторение заложено в самой системе и раскрывает свою природу именно в таком специфическом ритме колебаний. В коротком временном интервале изменения происходят, но на длительном отрезке времени - нет, поскольку система возвращается к первоначальному состоянию. Например, социализация или институционализация.
  • Другая форма социального процесса, которой социологи уделяют особое внимание, - это "социальное развитие" - форма, раскрывающая потенциал, который изначально заложен в системе. Речь в данном случае идет о направленном процессе, т. е. таком, в котором ни одно из состояний системы не повторяется ни на какой предыдущей стадии, а на более поздней выходит на более высокий уровень в какой-либо сфере (например, наблюдаются рост дифференциации структуры или экономических показателей, продвинутость технологий или увеличение населения). Кроме того, система последовательно приближается к некоему всеобщему состоянию (например, общество приближается к состоянию социального равенства или демократического представительства), причем это стимулируется имманентными (внутренне присущими ей) свойствами самой системы (внутренние противоречия разрешаются благодаря появлению качественно новых форм социальной жизни; присущее людям творческое начало направляется на масштабные организационные инновации и т.д.). Развитие можно рассматривать как динамичное сочетание прогресса и регресса. Но о прогрессе чуть ниже.

Информация о работе Социология как наука