Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

По месту проведения:

  • Полевое – в «естественных» социальных условиях.
  • Лабораторное. В заранее созданных условиях. Социологами редко используется.

 

Программа наблюдения (составляемая после программы всего  исследования) должна включать

определение объекта  и предмета наблюдения,

категории наблюдения  (показатели или конкретные признаки, например – поведение студентов  на лекции),

единицы наблюдения (более конкретные, чем категории – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознаются категории, например:  конспектирование, вопросы, переговаривание и т. п.),

наблюдаемые ситуации – реальные обстоятельства, при  которых проявляются категории наблюдения (аудиторная лекция).

 

Эксперимент –  целенаправленное и последовательное исследование изменений в деятельности и поведении объекта под влиянием некоторых управляемых и контролируемых характеристик – независимых  переменных. Социологический эксперимент, как и в любой другой науке, основан на логике, разработанной Джоном Стюартом Миллем еще в 19 веке.

Структура эксперимента:

  • Экспериментальная ситуация – совокупность условий, в которых проходит эксперимент. Должна контролироваться и оставаться неизменной на всём протяжении эксперимента.
  • Переменные – факторы, оказывающие воздействие на состояние изучаемого объекта.
    • Независимая переменная (экспериментальный фактор) – фактор, вводимый и изменяемый исследователем в экспериментальной группе.
    • Зависимая переменная – фактор, изменяющийся под воздействием независимой переменной.
  • Субъект эксперимента – экспериментаторы или экспериментатор.
  • Объект эксперимента – группа, участники эксперимента. Бывает, что в роли контрольной и экспериментальной групп выступает одна и та же группа в разные моменты времени.
    • Экспериментальная группа – находится под воздействием независимой переменной.
    • Контрольная группа – идентична экспериментальной, но не испытывает воздействия независимой переменной. Служит «эталоном» для сравнения с экспериментальной.

 

Виды экспериментов.

По характеру  экспериментальной ситуации:

    • Лабораторные.
    • Полевые.

По строгости  соблюдения требований научного метода:

    • Истинные. Встречаются крайне редко, т. к. тщательно соблюсти все их условия – например, полностью контролировать всю ситуацию эксперимента, в обществе практически невозможно.
    • Квазиэксперименты – большинство социальных экспериментов, требования естественнонаучного метода, так или иначе, нарушены, но воздействие факторов, изменения характеристик объектов под их влиянием сохраняется.
      • Разновидность квазиэксперимента – экс-пост-фактум эксперимент. Реконструкция действий гипотетической причины от настоящего к прошлому. Например, в  США изучали влияние уровня школьного образования на успешность экономической адаптации. Для этого была изучена адаптация людей, окончивших школу за 10 лет до начала исследования.

По логической структуре доказательства:

    • Эксперименты с параллельной структурой – с использованием контрольной группы.
    • Эксперименты с последовательной структурой – одна и та же группа сначала исследуется как контрольная, затем как экспериментальная (см. выше об объекте эксперимента)

Особая разновидность  – мысленный эксперимент. Интерпретация  полученной информации по специальной технологии без вмешательства исследователя в реальный социальный объект.

 

  1. Качественные методы

Каждый из рассмотренных  методов может использоваться и  как количественный, и как качественный. Например, качественные разновидности  опроса – фокус-группа, некоторые экспертные методики. Качественный (традиционный) анализ документов – анализ историй жизни, разновидность биографического метода. Качественное наблюдение – практически любое неформализованное наблюдение, такие часто проводят социальные антропологи.

Качественные методы называют еще «мягкими». В отличие от количественных, они направлены не на измерение явления, а на его «понимание», интерпретацию. В них не используется статистический аппарат. Полученные данные – это высказывания, продукты групповых дискуссий.

От маркетологов можно услышать, что фокус-группы не дают значимых и достоверных результатов. Но фокус-группы, во-первых, нецелесообразно  использовать для изучения предпочтений больших социально-демографических  групп, а во-вторых, качественные методы, так же как и количественные требуют тщательной разработки программы, методики, инструментария.

Качественные  методы не покажут причины явлений, не в состоянии исследовать процессы, происходящие на макроуровне, в больших  социальных системах, таких как общества, классы, сферы общественной жизни. От них этого и не требуется. Зато они оптимальны для изучения проблем, процессов, взаимодействий, происходящих на уровне личности, малых и средних социальных групп, таких как организация, городской район, семья – без масштабных обобщений. Т. е. качественные методы лучше всего работают в микросоциологии и опираются на теоретические концепции, ведущие происхождение от понимающей социологии.

 

1. Какие методы сбора информации в социологии Вы можете назвать? Каковы их достоинства и недостатки?

2. В каких  целях можно использовать качественные  исследовательские страгегии?

 

1. Капитонов,  Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с

2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва, 2000.

 

Лекция 7 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.

 

Глоссарий

Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (Ю. Волков – И. Мостовая)

Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (В. С. Степин)

 

Социальная норма  – стандартизированный, ожидаемый  способ чувствования и действия, разделяемый большинством членов общества или группы.

 

Нормы-правила  являются самыми важными нормами  общества, они представляют собой  основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание.

 

Нормы-ожидания. Менее важные нормы, их нарушение  не приведет к суровому наказанию.

 

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.

 

Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).

 

Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.

 

Субкультура. Культура большой социальной группы, которая отличается от доминирующей, но не противоречит ей.

 

Контркультура. Культура, которая бросает вызов доминирующей культуре, противоречит её основным ценностям.

 

Народная (фолк-культура) - возникла в глубокой древности. Ее творцом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.

 

Высокая культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.

 

Массовая культура — форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.

 

Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное  образование, основными элементами которого являются люди, их связи и  взаимодействия.

Понятие «система»  не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система — это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов. Часто указывается на целенаправленность или функциональность системы, то есть на то, что она существует для достижения некоторой цели. В работе Т. Парсонса (Parsons, 1951) социальная система  определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде. Однако понятие социальной системы не сводится лишь к межличностному взаимодействию, оно используется также при анализе групп, институтов, обществ и образований, возникающих в результате взаимодействия различных обществ. Оно может использоваться, например, при анализе университета или государства как социальных систем, которые имеют структуру, состоящую из взаимосвязанных частей. С данным понятием обычно связывают еще две особенности: (1) со временем социальные системы тяготеют к равновесию или «гомеостазу», поскольку они являются «системами, поддерживающими свои границы»; (2) социальные системы могут рассматриваться с кибернетической точки зрения как информационные системы или системы ввода-вывода. Понятие социальной системы наиболее открыто и осознанно использовалось в рамках современного функционализма, хотя неявно предполагалось большей частью социальной мысли XIX в. Любая теория,  рассматривающая социальные отношения,  группы или общества как совокупности взаимосвязанных частей, функционирующих с целью поддержания единства частей или границ, явно или неявно основывается на понятии «социальная система». Поэтому некоторые теоретики считают, что использование этого понятия является неизбежным в качестве основания научного подхода к социальному.

 

Социальные процессы. Под процессом понимается любой  вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного  изучаемого объекта в течение  определённого времени, будь то изменение  его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик (П. Сорокин, 1937)

 

Социальный статус – позиция, занимаемая индивидом, группой  в обществе.

 

Предписанный (аскриптивный) статус: обладание им или изменение  его находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Это статус, приписываемый обществом автоматически, например, при рождении или достижении определенного возраста.

 

 Достигаемый  (дескриптивный) статус – завоевывается  индивидом самостоятельно, через личные усилия и участие в конкуренции

 

Cтатусный набор – все статусы, которыми индивид обладает в данное время.

 

Ролевой набор  – ряд ролей, закрепленных за отдельным  статусом.

 

Основной статус - статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.

 

Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству  или к терпеливому принятию), которое 1) сознательно, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Категория введена в научный оборот М. Вебером

 

Социальное взаимодействие - система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической  зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

 

Социальные отношения  – определенная устойчивая система  связей индивидов, сложившаяся в  процессе их взаимодействия друг с  другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей.

 

 Цель лекции: дать представление о системном подходе к анализу.

 общества

1. общество  и культура. Ценности и нормы.

2. общество  как система. Социальное действие. Социальные отношения.

Информация о работе Социология как наука