Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций
Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
По месту проведения:
Программа наблюдения (составляемая после программы всего исследования) должна включать
определение объекта и предмета наблюдения,
категории наблюдения (показатели или конкретные признаки, например – поведение студентов на лекции),
единицы наблюдения (более конкретные, чем категории – элементарные, эмпирически фиксируемые акты поведения людей, через которые распознаются категории, например: конспектирование, вопросы, переговаривание и т. п.),
наблюдаемые ситуации – реальные обстоятельства, при которых проявляются категории наблюдения (аудиторная лекция).
Эксперимент –
целенаправленное и последовательное
исследование изменений в деятельности
и поведении объекта под
Структура эксперимента:
Виды экспериментов.
По характеру экспериментальной ситуации:
По строгости соблюдения требований научного метода:
По логической структуре доказательства:
Особая разновидность – мысленный эксперимент. Интерпретация полученной информации по специальной технологии без вмешательства исследователя в реальный социальный объект.
Каждый из рассмотренных методов может использоваться и как количественный, и как качественный. Например, качественные разновидности опроса – фокус-группа, некоторые экспертные методики. Качественный (традиционный) анализ документов – анализ историй жизни, разновидность биографического метода. Качественное наблюдение – практически любое неформализованное наблюдение, такие часто проводят социальные антропологи.
Качественные методы называют еще «мягкими». В отличие от количественных, они направлены не на измерение явления, а на его «понимание», интерпретацию. В них не используется статистический аппарат. Полученные данные – это высказывания, продукты групповых дискуссий.
От маркетологов
можно услышать, что фокус-группы
не дают значимых и достоверных результатов.
Но фокус-группы, во-первых, нецелесообразно
использовать для изучения предпочтений
больших социально-
Качественные
методы не покажут причины явлений,
не в состоянии исследовать
1. Какие методы сбора информации в социологии Вы можете назвать? Каковы их достоинства и недостатки?
2. В каких
целях можно использовать
1. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с
2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва, 2000.
Лекция 7 КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.
Глоссарий
Культура - система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям. (Ю. Волков – И. Мостовая)
Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт (В. С. Степин)
Социальная норма – стандартизированный, ожидаемый способ чувствования и действия, разделяемый большинством членов общества или группы.
Нормы-правила являются самыми важными нормами общества, они представляют собой основные механизмы, регулирующие общественную жизнь и скрепляющие единство общества. Нарушение норм-правил обычно влечет за собой суровое наказание.
Нормы-ожидания. Менее важные нормы, их нарушение не приведет к суровому наказанию.
Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени.
Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычной для его членов (различные обряды, праздники, производственные навыки и т.д.).
Табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, слово, предмет.
Субкультура. Культура большой социальной группы, которая отличается от доминирующей, но не противоречит ей.
Контркультура. Культура, которая бросает вызов доминирующей культуре, противоречит её основным ценностям.
Народная (фолк-культура) - возникла в глубокой древности. Ее творцом является весь народ, а не отдельные профессионалы. Поэтому функционирование народной культуры неотделимо от труда и быта людей. Авторы ее зачастую анонимны, произведения существуют обычно во множестве вариантов, передаются устно из поколения в поколение.
Высокая культура - создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу.
Массовая культура — форма культуры, ценности которой стандартизируются и распространяются среди широкой публики, без учета региональных, религиозных или массовых субкультур.
Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия.
Понятие «система» не является исключительно социологическим, это концептуальный инструмент, широко применяемый в естественных и социальных науках. Система — это любая совокупность (collection) взаимосвязанных частей, объектов, предметов или организмов. Часто указывается на целенаправленность или функциональность системы, то есть на то, что она существует для достижения некоторой цели. В работе Т. Парсонса (Parsons, 1951) социальная система определяется как состоящая из двух или более социальных деятелей, вовлеченных в более или менее стабильное взаимодействие в ограниченной среде. Однако понятие социальной системы не сводится лишь к межличностному взаимодействию, оно используется также при анализе групп, институтов, обществ и образований, возникающих в результате взаимодействия различных обществ. Оно может использоваться, например, при анализе университета или государства как социальных систем, которые имеют структуру, состоящую из взаимосвязанных частей. С данным понятием обычно связывают еще две особенности: (1) со временем социальные системы тяготеют к равновесию или «гомеостазу», поскольку они являются «системами, поддерживающими свои границы»; (2) социальные системы могут рассматриваться с кибернетической точки зрения как информационные системы или системы ввода-вывода. Понятие социальной системы наиболее открыто и осознанно использовалось в рамках современного функционализма, хотя неявно предполагалось большей частью социальной мысли XIX в. Любая теория, рассматривающая социальные отношения, группы или общества как совокупности взаимосвязанных частей, функционирующих с целью поддержания единства частей или границ, явно или неявно основывается на понятии «социальная система». Поэтому некоторые теоретики считают, что использование этого понятия является неизбежным в качестве основания научного подхода к социальному.
Социальные процессы. Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определённого времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных или качественных характеристик (П. Сорокин, 1937)
Социальный статус – позиция, занимаемая индивидом, группой в обществе.
Предписанный (аскриптивный) статус: обладание им или изменение его находится вне нашего контроля, зависит либо от природы, либо от института наследования (принц станет королем). Это статус, приписываемый обществом автоматически, например, при рождении или достижении определенного возраста.
Достигаемый
(дескриптивный) статус –
Cтатусный набор – все статусы, которыми индивид обладает в данное время.
Ролевой набор – ряд ролей, закрепленных за отдельным статусом.
Основной статус - статус, определяющий общественное положение и значение человека, связанные с определенными его правами и обязанностями.
Социальное действие - действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или к терпеливому принятию), которое 1) сознательно, обладает той или иной степенью рациональной осмысленности, и 2) по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них, причем, под "другими" понимаются как отдельные лица - знакомые или незнакомые, так и неопределенное множество совершенно незнакомых людей. Категория введена в научный оборот М. Вебером
Социальное взаимодействие - система взаимообоусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Социальные отношения – определенная устойчивая система связей индивидов, сложившаяся в процессе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Социальные отношения по своей природе объективны, независимы от воли и сознания людей.
Цель лекции: дать представление о системном подходе к анализу.
общества
1. общество и культура. Ценности и нормы.
2. общество как система. Социальное действие. Социальные отношения.