Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций
Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
Социальные изменения включают различные социальные процессы, такие, например, как инновации (нововведения). Это изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность инновации составляет инновационная деятельность, а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой происходит нововведение. В зависимости от предметного содержания различают технические (продуктивные, технологические) и социальные, организационные, культурные, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии (распространению) культурных новообразований, включая их перенос в иные культуры. Социологи во второй половине XX в. стали смотреть на нововведение как на стадию общего процесса социального изменения, выделив в нём четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным инновациям.
Движущие силы социальных изменений – социальная дифференциация, солидарность, знания (открытия, изобретения), диффузия, научно-технический прогресс, производительные силы.
Проблемы социального развития в социологии и социальной философии рассматриваются в рамках различных теорий социальных изменений. В основе каждой такой теории – определённая модель социального времени.
Основные теории социальных изменений - теории исторического круговорота и теории прогресса.
Теории исторического круговорота - обозначение для представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его сдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у многих философов и историков еще в Древнем мире и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе историч событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года и т. п. Они были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического "золотого века" либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к Царству Божиему на земле. До возникновения теории общественного прогресса в XVIII в. теории круговорота преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религиозным представлениям они пытались выявить объективную "естественную" повторяемость в смене династий и форм правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении роли отдельных народов и т. п. В зависимости от характеpa рассмотрения состояния его очередного возрождения либо неминуемого упадка), теории круговорота носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы сочеталось с ее членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга, культурно-исторические типы у Н.Я. Данилевского, на локальные культуры у О. Шпенглера, региональные, несовместимые друг с другом, суперсистемы у П. Сорокина и др.
Теории прогресса. Прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости к вершинам цивилизации. Теории, принимающие данное понятие в выявлении главного исторического направления развития общества. Значение понятия особенно очевидно в работах основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни. Однако более ранняя эволюционная теория XIX в. склонна видеть развитие и в процессе цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры". Альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с: (а) консервативной мыслью, например, Парето, Михельса и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.; (б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры холодной войны. В дополнение к этому возник интерес к проблемам окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста.
В основе дихотомии
современного и традиционного обществ
лежит установка на социальные изменения
(в первом случае) либо отказ социальной
системы принять социальные изменения или приступить
к ним, Этой базовой ценностной
установке соответствуют экономическая,
стратификационная, политическая, идеологическая
подсистемы, обеспечивающие интегрированность
и функционирование целостной системы.
Одним из первых
социологов» обратившихся к данной
дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил
две специфические формы
социальной организации:
общину (Gemeinschaft) — традиционное
сообщество и общество
(Geselhchaft) — современное сложноструктурированное
сообщество, В результате была разработана
своеобразная многомерная шкала, позволяющая
сравнивать различные типы социальных
систем.Для традиционного общества (Gemeinschaft)
характерны: (1) естественное разделение
труда (преимущественно по половозрастному
признаку); (2) связанность членов отношениями
родства ("семейный" тип организации
общности); (3) высокая структурная устойчивость;
(4) относительная изоляция; (5) отношение
к собственности, опосредованное через
род, общину или феодальную иерархию; (6)
наследственная власть, правление старейшин;
(7) традиция как основной способ социальной
регуляции, универсальный образ действия,
разделяемый личностью и сообществом
в качестве естественного пути к достижению
любых частных целей. Общая проблемная
ситуация переживается как прямое повторение
прецедента; (8) регламентация социального
поведения конкретными предписаниями
и запретами, отсутствие свободной личности,
тотальное подчинение индивида обществу,
авторитету; (9) поведенческие максимы,
в которых основной акцент делается на
пути, ведущем к цели, с этим связаны установки
типа "не высовывайся", "будь как
все", "веди себя как положено";
(10) господство догматизма, этноцентризма
в мировоззрении, магического мышления.
В то же время сила архаической мысли —
в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое
видение мира.
Для современного
общества (Gesellschaft) характерны: (1) развивающееся
глубокое разделение труда (на профессионально-
В современном мире разные типы социальной организации нередко сосуществуют. Социальная структура любого развитого общества органично включает в свой состав разнообразные "общины": поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.
4. Традиционное и современное общество.
В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления
традиционного и современного общества
в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном
и американскими экономистами У. Ростоу
и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального
общества. Основу этой теории составляет
идея эволюции общества от отсталого аграрного
традиционного общества с натуральным
хозяйством и сословной иерархией к индустриальному
обществу со сложной системой разделения
труда с механизированным и автоматизированным
производством, массовой культурой.
В основе этой теории лежит "технологический
детерминизм", суть которого в том, что
все развитие и все изменения в обществе
обусловлены технологическими переворотами,
вызванными техническими и научными нововведениями
в производстве. Технологические перевороты
влекут за собой изменения в экономике,
политике, культуре, но эти изменения не
сопровождаются социальными конфликтами
и революциями, а разрешаются путем социальным
реформ.
В 70-е годы теория индустриального общества
трансформируется в теории "постиндустриального
общества", созданные американцами
Д.Беллом " технотронного общества",
Зб. Бжезинского, "информационного общества"
французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером "сверхиндустриальное
общество".
Согласно данной теории, выдвинут тезис
о том, что общество в своем развитии проходит
3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную);
2) индустриальную; 3) постиндустриальную.
На первой стадии преобладает сельское
хозяйство и авторитарное государство.
На второй стадии - промышленность и индустриальная
демократия, на 3-й стадии доминирует сфера
услуг и меритократическая и монархическая
демократия.
Главным мотивом социальных изменений
в доиндустриальном обществе является
власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном
- информация, знания.
1. Что такое социальный процесс?
2. Каковы факторы социальных изменений?
1. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.
2. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.
Лекция 14 - 15. Специальные социологические теории
Глоссарий.
Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей.
Брак. – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.
Средства массовой информации (mass media). Виды коммуникации, такие, как газеты, журналы, радио, телевидение, предназначенные для больших аудиторий.
Понятие семьи: специфическое образование; малая социальная группа и социальный институт одновременно. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г.Моргана. Американский этнограф считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей тенденцией, характеризующей развитие семьи, является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами, половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали возможность промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Моргану весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежавшими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии сменяется экзогамией, т.е. можно сказать, что брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Таким образом, пуналуальная семья представляет собой форму брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной; это первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья – переходный исторический тип семьи, который появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Укрепление моногамной семьи происходило в период разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Таким образом, исторически семья развивалась от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.
Функции института
семьи. Социальное предназначение семьи
связано с тем, что она поддерживает
биологическую непрерывность