Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

Социальные изменения  включают различные социальные процессы, такие, например, как инновации (нововведения). Это изменение, развитие способов и результатов деятельности людей. Сущность инновации составляет инновационная деятельность,  а содержание - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества. Одновременно это есть процесс сопряженных с данным новшеством изменений в той социальной и вещественной среде, в которой происходит нововведение.  В зависимости от предметного содержания различают технические (продуктивные, технологические) и социальные, организационные, культурные, а по уровню новизны и характеру осуществляемых изменений - радикальные и совершенствующие. На практике большинство нововведений включают разнообразные компоненты, комплексный характер имеет и их эффективность. Термин "инновация" вошел в науку в XIX в. через антропологию и этнографию, где стал использоваться при исследовании процессов изменений в культуре, выступая как антоним термину "традиция"; в особенности внимание было привлечено к диффузии (распространению) культурных новообразований, включая их перенос в иные культуры. Социологи во второй половине XX в. стали смотреть на нововведение как на стадию общего процесса социального изменения, выделив в нём четыре основных элемента: "новшество", "новаторы", "агенты диффузии", "оцениватели"; критическую, переломную фазу процесса составляет изменение поведения "оценивателей" соответственно тем или иным инновациям.

Движущие силы социальных изменений – социальная дифференциация, солидарность, знания (открытия, изобретения), диффузия, научно-технический прогресс, производительные силы.

 

  1. Социальные изменения.

Проблемы социального  развития в социологии и социальной философии рассматриваются в рамках различных теорий социальных изменений. В основе каждой такой теории – определённая модель социального времени.

Основные теории социальных изменений - теории исторического  круговорота и теории прогресса.

Теории исторического  круговорота - обозначение для представлений и концепций, согласно которым общество в целом либо его сдельные сферы (политическая жизнь, культура и др.) движутся по замкнутому кругу с постоянным возвращением к исходному состоянию, с последующими новыми циклами возрождения и упадка. Такого рода взгляды сложились у многих философов и историков еще в Древнем мире и были продиктованы стремлением усмотреть определенный порядок, естественный ритм, закономерность, смысл в хаосе историч событий по аналогии с кругооборотом веществ в природе, сменой времен года и т. п. Они были направлены против примитивных линейных интерпретаций истории, изображавших ее как постепенное удаление человечества от мифического "золотого века" либо как его провиденциальное движение к грядущему искуплению, к Царству Божиему на земле. До возникновения теории общественного прогресса в XVIII в. теории круговорота преобладали в светской интерпретации истории. В противоположность религиозным представлениям они пытались выявить объективную "естественную" повторяемость в смене династий и форм правления, в расцвете и упадке материальной и духовной культуры, в изменении роли отдельных народов и т. п. В зависимости от характеpa рассмотрения состояния его очередного возрождения либо неминуемого упадка), теории круговорота носили либо оптимистический, либо пессимистический характер. Расчленение всемирной истории во времени на повторяющиеся циклы сочеталось с ее членением в пространстве на замкнутые, независимые друг от друга, культурно-исторические типы у Н.Я. Данилевского, на локальные культуры у О. Шпенглера, региональные, несовместимые друг с другом, суперсистемы у П. Сорокина и др.

Теории прогресса. Прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс вхождения человеческих обществ от состояния дикости  к вершинам цивилизации. Теории, принимающие данное понятие в выявлении главного исторического направления развития общества. Значение понятия особенно очевидно в работах основателей социологии. Для Маркса прогресс покоится на развитии производительных сил и их возможном использовании после революционной борьбы для удовлетворения потребностей людей, а не для частного накопления; для Вебера он заключается в модернизации экономической, организационной, законодательной и научной жизни. Однако более ранняя эволюционная теория XIX в. склонна видеть развитие и в процессе цивилизации, то есть в переходе от дикости и варварства к "просвещению", достигнутому европейскими правящими, капиталистическими и христианскими классами. Неоэволюционизм попытался избежать этих загруженных ценностями дефиниций, говоря об увеличении "общей адаптивной способности общества" или о "повсеместной способности культуры". Альтернативные представления о прогрессе содержат пессимизм, связанный с: (а) консервативной мыслью, например, Парето, Михельса и Ницше по отношению к последствиям "массовой демократии", массового общества и т.д.; (б) конкретными политическими событиями 20-го столетия, приведшими к концу "длительного мира" (вызывавшего у более ранних теоретиков, в частности, у Спенсера, веру в новую "мирную" эру), включая первую мировую войну, возникновение фашизма в межвоенные годы, достигшего высшей точки во второй мировой войне, и угрозу ядерного истребления послевоенной эры холодной войны. В дополнение к этому возник интерес к проблемам окружающей среды и были подняты вопросы об устойчивости нынешних моделей экономического роста.

 

  1. типы обществ.

В основе дихотомии  современного и традиционного обществ лежит установка на социальные изменения (в первом случае) либо отказ социальной системы принять социальные изменения или приступить к ним, Этой базовой ценностной 
установке соответствуют экономическая, стратификационная, политическая, идеологическая подсистемы, обеспечивающие интегрированность и функционирование целостной системы.

Одним из первых социологов» обратившихся к данной дихотомии, был Ф. Теннис, который выделил две специфические   формы   социальной   организации:    общину (Gemeinschaft)  —  традиционное сообщество и общество 
(Geselhchaft) — современное сложноструктурированное сообщество, В результате была разработана своеобразная многомерная шкала, позволяющая сравнивать различные типы социальных систем.Для традиционного общества (Gemeinschaft) характерны: (1) естественное разделение труда (преимущественно по половозрастному признаку); (2) связанность членов отношениями родства ("семейный" тип организации общности); (3) высокая структурная устойчивость; (4) относительная изоляция; (5) отношение к собственности, опосредованное через род, общину или феодальную иерархию; (6) наследственная власть, правление старейшин; (7) традиция как основной способ социальной регуляции, универсальный образ действия, разделяемый личностью и сообществом в качестве естественного пути к достижению любых частных целей. Общая проблемная ситуация переживается как прямое повторение прецедента; (8) регламентация социального поведения конкретными предписаниями и запретами, отсутствие свободной личности, тотальное подчинение индивида обществу, авторитету; (9) поведенческие максимы, в которых основной акцент делается на пути, ведущем к цели, с этим связаны установки типа "не высовывайся", "будь как все", "веди себя как положено"; (10) господство догматизма, этноцентризма в мировоззрении, магического мышления. В то же время сила архаической мысли — в понимании целого, а не частностей, мифопоэтическое видение мира.

Для современного общества (Gesellschaft) характерны: (1) развивающееся  глубокое разделение труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); (2) социальная мобильность; (3) рынок как механизм, регулирующий и организующий поведение индивида и групп не только в экономической, но и политической и духовной сферах; (4) выделение множества социальных институтов, позволяющих обеспечивать основные социальные потребности членов общества, и связанная с этим формальная система регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т.п.), ролевой характер взаимодействия, в соответствии с которым ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов;  (5) сложная система социального управления — выделение института управления, специальных органов управления:  политического,  хозяйственного,  территориального и самоуправления; (6) секуляризация религии, т,е, отделение ее от государства, превращение в самостоятельный социальный институт;  (7) доминирующие в мировоззрении критицизм, рационализм, индивидуализм; (8) акцент на цели действия, получающий закрепление в поведенческих максимах: "делай дело", "не бойся риска", "стремись к победе", "оставь свой след"; (9) отсутствие конкретных предписаний и запретов, что влечет эрозию морали и права.

В современном  мире разные типы социальной организации нередко сосуществуют. Социальная структура любого развитого общества органично включает в свой состав разнообразные "общины": поселенческие, религиозные, этнические, клановые, корпоративные. Они не интегрируются, а вкрапливаются в нее, сохраняя относительную замкнутость и свой особый характер воспроизводства.

 

4. Традиционное и современное общество.

В ХХ столетии в социологии в русле противопоставления традиционного и современного общества в 50-60 гг. французским социологом Р. Ароном и американскими экономистами У. Ростоу и Д. Гэлбрейтом была создана теория индустриального общества. Основу этой теории составляет идея эволюции общества от отсталого аграрного традиционного общества с натуральным хозяйством и сословной иерархией к индустриальному обществу со сложной системой разделения труда с механизированным и автоматизированным производством, массовой культурой. 
В основе этой теории лежит "технологический детерминизм", суть которого в том, что все развитие и все изменения в обществе обусловлены технологическими переворотами, вызванными техническими и научными нововведениями в производстве. Технологические перевороты влекут за собой изменения в экономике, политике, культуре, но эти изменения не сопровождаются социальными конфликтами и революциями, а разрешаются путем социальным реформ. 
В 70-е годы теория индустриального общества трансформируется в теории "постиндустриального общества", созданные американцами Д.Беллом " технотронного общества", Зб. Бжезинского, "информационного общества" французом Ж. Фурастье, О. Тоффлером "сверхиндустриальное общество". 
Согласно данной теории, выдвинут тезис о том, что общество в своем развитии проходит 3 стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную; 3) постиндустриальную. 
На первой стадии преобладает сельское хозяйство и авторитарное государство. На второй стадии - промышленность и индустриальная демократия, на 3-й стадии доминирует сфера услуг и меритократическая и монархическая демократия. 
Главным мотивом социальных изменений в доиндустриальном обществе является власть, в индустриальном - деньги, в постиндустриальном - информация, знания.

 

1. Что такое  социальный процесс?

2. Каковы факторы  социальных изменений?

 

1. Гидденс, Э.  Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л.  Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- 704 с.

2.  Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.

 

Лекция 14 - 15. Специальные социологические теории

 

Глоссарий.

Семья – основанное на кровном родстве, браке или усыновлении (опекунстве) объединение людей, как правило, связанных отношениями собственности, общностью быта, взаимной ответственностью за воспитание детей. 

Брак. – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Средства  массовой информации (mass media). Виды коммуникации, такие, как газеты, журналы, радио, телевидение, предназначенные для больших аудиторий. 

 

  1. Социология семьи.
  2. Социология образования.
  3. Функции СМИ
  4. Социология религии.
  5. Экономическая социология.
  6. социология молодежи.
  7. Социология конфликта.

 

 

Понятие семьи: специфическое образование; малая  социальная группа  и социальный институт  одновременно. Исторические типы и формы семейно-брачных отношений. Идея изменчивости форм брака и семьи как центральная для эволюционного подхода нашла свое наиболее полное воплощение в исследованиях американского антрополога Льюиса Г.Моргана. Американский этнограф считал, что семья в своем развитии прошла следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей тенденцией, характеризующей развитие семьи, является сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи. Промискуитет – такая форма совместной жизни, характерная для низшей ступени дикости, при которой отсутствовали отдельные, обособленные семейные группы и семейная жизнь была идентична общественной, т.е. существовали неограниченные, не регулировавшиеся никакими нормами, половые отношения между всеми членами общества. Многие социологи оспаривали возможность промискуитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом связан. Согласно Моргану весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение разрешено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кровнородственной. Кровнородственная семья – такая форма группового брака, при которой половое общение разрешено лишь между членами рода или племени, принадлежавшими к одному поколению. Все, кто принадлежит к одному поколению, т.е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо включает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. Сужение круга половых партнеров привело к возникновению более развитой формы семьи – пуналуальной. В пуналуальной семье из полового общения исключаются сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на остальных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, однако принцип эндогамии сменяется экзогамией, т.е. можно сказать, что брак между людьми, принадлежащими к одному поколению, но к разным родам. Таким образом, пуналуальная семья представляет собой форму брачных отношений, при которой брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжительные связи между одним мужчиной и одной женщиной; это первый шаг к появлению парного брака. Синдиасмическая семья – переходный исторический тип семьи, который появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения определенного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и классов. Моногамная семья отличается тесной связью между одним мужчиной и одной женщиной. Непосредственной причиной возникновения моногамной семьи было стремление обеспечить бесспорность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Укрепление моногамной семьи происходило в период разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей. Таким образом, исторически семья развивалась от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногамной семьи.

Функции института  семьи. Социальное предназначение семьи  связано с тем, что она поддерживает биологическую непрерывность общества путем осуществления родительских стремлений; обеспечивает удовлетворение первичных, биологических потребностей своих членов в пище, тепле, целостности тела и организма и др., необходимых и для их социальной деятельности; а также вторичных, социальных - удовлетворяет эмоциональные потребности своих членов и поддерживает их эмоционально-психологическую стабильность; передает культурное наследие новому поколению и формирует у него нормы совместной жизни в обществе; осуществляет первичный социальный контроль  за поведением своих членов; предопределяет социальное положение  детей. В соответствии с потребностями, которые удовлетворяются в С., выделяют ее функции: репродуктивную, социализации, экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреационную, эмоциональную, коммуникационную, сексуальную, первичного социального контроля и др.

 

 

  1. Образование. - функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Внутри единого процесса и одной генерализированной функции необходимо выделять и анализировать, как минимум, пять отдельных функций и процессов: 1) образование в узком смысле - функция закладывания базы и основ культуры с ориентацией на современное состояние культуры и деятельности; 2) подготовка кадров - функция комплексирования и завязывания на образовательных институтах требований развивающихся и воспроизводящихся технологий; 3) обучение - функция технологизации познавательной деятельности; 4) воспитание - функция сохранения культурного разнообразия, региональной уникальности, воспроизводства и экологии хозяйственных укладов, природных ландшафтов, национальных традиций и т.д.; 5) грамотность - функция обеспечения равных исходных прав и возможностей всем группам и стратам в обществе, технологизации образа жизни.

 

  1. Функции СМИ. К числу функций СМИ относят коммуникативную, познавательную, ценностно-ориентирующую, и социально-организаторскую.

 

  1. Политическая социология. - раздел социологии, связанный с изучением политики или политических подсистем общества. Исследует политическую власть, взаимоотношения с ней общества, социальных групп и представляющих их интересы политических организаций, партий, индивидов. Существует также как особый подход в рамках политической науки. По сравнению с ортодоксальной политической наукой социологический подход настаивает на необходимости относиться к исследованию политических учреждений как к полностью вовлеченным в общество, а не как к системе, которую можно понять в отрыве от него. В рамках политической социологии существуют следующие главные сферы изучения:

Информация о работе Социология как наука