Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций
Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
I. Соответствие
и согласованность динамики
II. Роль и место
данного социального явления
в существующей общественно-
III. Связь данного
социального явления с
IV. Связь социального
явления с регионом, определенными
территориально-экономическими
V. Этническая характеристика социального явления, влияние национального фактора на протекание социального процесса.
VI. Политический характер и политическая форма данного социального явления.
VII. Социальное явление и время, в которое оно происходит, т.е. конкретные условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции и т.п.).
VIII. Социальный
субъект, с которым связано
социальное явление, уровень
Таким образом, комплексный подход представляет собой продуманную, научно обоснованную систему познавательной деятельности представителей различных дисциплин.
Системно-функциональный анализ в социологии раскрывает диалектику целого и части. Системный анализ, системный подход есть необходимая составная часть диалектико-материалистического метода.
Методологией называют систему принципов научного исследования. Пример: “Социальная напряженность в сентябре возросла”. Как прийти к такому теоретическому выводу?
Необходимо:
— изучить социальную структуру общества;
— определить показатели жизненного уровня общества и его социальных общностей;
— изучить динамику изменения этих показателей за определенный период; (измерить их);
— изучить реакцию людей, отдельных общностей на изменение уровня жизни, смену показателей; и т.д.
Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и обработки данных.
Различают три уровня методологии:
I уровень (верхний)
Философский, или всеобщей
II уровень (средний) Общенаучный Социологическая методология
III уровень (нижний)
Конкретно-научный Специальная
В отличие от
методологии методы и процедуры
исследования — это система более
или менее формализованных прав
К конкретным методам социологии относятся различные научные методы, основанные на количественных методах с применением сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики). При этом социология опирается на достижениях статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество. В социологии выделяется такой раздел теоретической науки как методика и техника социологического исследования
Введем следующие значения слов: Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность операций, общая система действий и способ организации исследований.
1. Любое ли взаимодействие между людьми является социальным?
2. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.
3. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования?
4. Покажите место и роль социологии в системе современных общественных наук
Литература
Лекция 2. Основные этапы становления и развития социологии.
Глоссарий.
Позитивизм в социологии – первое теоретическое направление в социологии, созданное О. Контом. Основная идея – социология должна стать «позитивной» наукой, т. е. построенной по образцу естественных наук, столь же доказательной и общезначимой
Социологизм Э. Дюркгейма – трактовка общества как высшей, особой и независимой от индивидов реальности.
Социальный факт - внешние, принудительные и объективные по отношению к индивиду социальные силы. Например, деньги, религиозные верования, законы… Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах.
Эволюционизм Г. Спенсера – идея о том, что социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем – природных, биологических, социальных) и интеграции (возникновения новых целостностей).
Материалистическое понимание истории - марксистское теоретическое направление в социологии и социальной философии, которое утверждает соответствие производственных отношений материальным производительным силам. "В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил" (К. Маркс).
Материальный базис – в марксизме совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. «Совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (К. Маркс).
Классовая борьба – (по К. Марксу и Ф. Энгельсу) движущая сила истории в антагонистических обществ, формациях; борьба между классами, интересы которых непримиримо противоположны. Это выражение основного противоречия каждого антагонистического способа производства - конфликта между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, который завершается революцией.
2.1 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития оциологии
2.2 Классический этап развития социологии:
2.2.1 Позитивизм: О.Конт
2.2.2 Позитивизм: Эмиль Дюркгейм
2.2.3 Понимающая социология.
2.2.4 Марксизм: материалистическое понимание истории.
2.3 Социология 20 века
Интенсивное развитие капитализма и рыночной экономики в Западной Европе в начале XIX в. вело к быстрому росту городов. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как было указано выше, социология возникает в конце ЗО-х - начале 40-х годов XIX в. Это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских в Германии (1844 г.), чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.
С другой стороны, развитие учения об общественной жизни мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах Платона «Законы», «О государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается философией Просвещения в Новое время в работах Руссо, Гоббса, Локка и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.
Появление социологии связано с общими тенденциями в развитии научного знания, проявившимися в Европе к концу 19 века. К теоретическим предпосылкам зарождения социологии можно отнести философию Просвещения и естественные науки (математику, физику, химию, позже биологию) с их ориентацией на эксперимент, законы природы и прогресс.
Параллельно с новой теорией зарождались и конкретные социологические исследования. Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.
Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».
С какого времени социология в качестве отдельной специальной науки начала признаваться научным сообществом? История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.
Как же конкретно обосновывает О. Конт необходимость и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.
Переход от одной стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.