Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

I. Соответствие  и согласованность динамики социального  явления с общей перспективой  развития общественно-экономической  системы, т.е. как и насколько  специфика общественно-экономической формации представлена в данном социальном явлении, на сколько она адекватна.

II. Роль и место  данного социального явления  в существующей общественно-экономической  системе.

III. Связь данного  социального явления с конкретным  видом производства, его спецификой и масштабом (отрасль народного хозяйства, предприятие. бригада и т.п.).

IV. Связь социального  явления с регионом, определенными  территориально-экономическими условиями,  их взаимная зависимость и  обусловленность.

V. Этническая  характеристика социального явления, влияние национального фактора на протекание социального процесса.

VI. Политический  характер и политическая форма  данного социального явления.

VII. Социальное  явление и время, в которое  оно происходит, т.е. конкретные  условия (сложившиеся нормы, ценностные ориентации, мнения, традиции и т.п.).

VIII. Социальный  субъект, с которым связано  социальное явление, уровень его  организации, степень социально  психологической устойчивости, зрелости  и т.п.

Таким образом, комплексный подход представляет собой продуманную, научно обоснованную систему познавательной деятельности представителей различных дисциплин.

Системно-функциональный анализ в социологии раскрывает диалектику целого и части. Системный анализ, системный подход есть необходимая  составная часть диалектико-материалистического метода.

 

Методологией называют систему принципов научного исследования. Пример: “Социальная напряженность в сентябре возросла”. Как прийти к такому теоретическому выводу?

Необходимо:

— изучить социальную структуру общества;

— определить показатели жизненного уровня общества и его  социальных общностей;

— изучить динамику изменения этих показателей за определенный период; (измерить их);

— изучить реакцию  людей, отдельных общностей на изменение  уровня жизни, смену показателей; и т.д.

Это есть методология: система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техники и методов сбора и  обработки данных.

Различают три  уровня методологии:

I уровень (верхний)  Философский, или всеобщей научной  методологии

II уровень (средний) Общенаучный Социологическая методология

III уровень (нижний) Конкретно-научный Специальная методология  социологического исследования

В отличие от методологии методы и процедуры  исследования — это система более  или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации. Для изучения поставленной проблемы в выборе тех или иных приемов определяющую роль играют методологические посылки, принципы. Нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же системы действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией.

 

К конкретным методам  социологии относятся различные  научные методы, основанные на количественных методах с применением сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики). При этом социология опирается на достижениях статистики, демографии, психологии и других дисциплин, изучающих общество. В социологии выделяется такой раздел теоретической науки как методика и техника социологического исследования

 

Введем следующие  значения слов: Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных. Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода. Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Процедура – последовательность операций, общая система действий и способ организации исследований.

 

 

1. Любое ли  взаимодействие между людьми  является социальным?

2. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности.

3. Какую роль в познании общественных явлений играют конкретные социологические исследования?

4. Покажите место и роль социологии  в системе современных общественных наук

  1. Что такое методология?
  2. Какие методы используются в социологии?

 

Литература

  1. Аберкромби Н., Хилл С, Тернер Б.C. Социологический словарь, 2008 г.
  2. Гидденс, Э. Социология / Науч. ред. В. А. Ядов; Общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Иосилевича.- М.: Эдиториал УРСС, 1999
  3. Глоссарий по социологии ВГУЭиС, 2000 г.
  4. Казаринова Н. В. Социология: Учеб. для вузов / Н. В. Казаринова, О. Г. Филатова, А. Е. Хренов; Под общ. ред. Г. С. Батыгина.- М.: NOTA BENE 2000.
  5. Кравченко, А. И. Социология: Учеб. для вузов / А. И Кравченко.- М.: Академ. Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  6. Овчинников В.И. Глоссарий по биосоциологии, 2008 г.
  7. Радаев В. В. Экономическая социология. Курс лекций. – М., 1998
  8. Российская социологическая энциклопедия/ Под общей редакцией академика РАН Г.В.Осипова, 1998
  9. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. — М.: Феникс, 1994
  10. Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996. 
  11. Социология: Учеб. для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков, В. Н. Нечипуренко, А. В. Попов; [Под ред. Ю. Г. Волкова] .- 2-е изд.- М.: Гардарика, 2003.

 

Лекция 2. Основные  этапы  становления  и развития      социологии.

 

Глоссарий.

 

Позитивизм в социологии – первое теоретическое направление в социологии, созданное О. Контом. Основная идея – социология должна стать «позитивной» наукой, т. е. построенной по образцу естественных наук, столь же доказательной и общезначимой

Социологизм Э. Дюркгейма – трактовка общества как высшей, особой и независимой от индивидов реальности.

 

Социальный факт - внешние, принудительные и объективные по отношению к индивиду социальные силы. Например, деньги, религиозные верования, законы… Социология, по Дюркгейму, есть наука о социальных фактах.

 

Эволюционизм Г. Спенсера – идея о том, что социальная эволюция  составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем – природных, биологических, социальных) и интеграции (возникновения новых целостностей).

 

Материалистическое понимание  истории - марксистское теоретическое направление в социологии и социальной философии, которое утверждает соответствие производственных отношений материальным производительным силам. "В ходе общественного производства люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения,  которые соответствуют определенной ступени развития материальных производительных сил" (К. Маркс).

 

Материальный базис – в марксизме совокупность производственных отношений, необходимо складывающихся в соответствии с определенным уровнем развития производительных сил. «Совокупность... производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания» (К. Маркс).

 

Классовая борьба – (по К. Марксу и Ф. Энгельсу) движущая сила истории в антагонистических обществ, формациях; борьба между классами, интересы которых непримиримо противоположны. Это выражение основного противоречия каждого антагонистического способа производства - конфликта между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, который завершается революцией.

 

2.1 Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития оциологии

 

2.2  Классический  этап развития социологии:

2.2.1 Позитивизм: О.Конт

2.2.2  Позитивизм: Эмиль Дюркгейм

2.2.3  Понимающая социология.

2.2.4 Марксизм: материалистическое понимание истории.

2.3 Социология 20 века

 

        1. Социальные условия и теоретические предпосылки возникновения и развития социологии

Интенсивное развитие капитализма и рыночной экономики в Западной Европе в начале XIX в. вело к быстрому росту городов. Следствием этого была резкая социальная дифференциация населения, рост числа бедных (пауперизация), увеличение преступности, нарастание социальной нестабильности. В то же время ускоренно формируются «средний слой» и буржуазная прослойка, всегда выступающие за порядок и стабильность, укрепляется институт общественного мнения, возрастает число различного рода общественных движений, выступающих за социальные реформы. Таким образом, с одной стороны, отчетливо проявились «социальные болезни общества», с другой - объективно созрели те силы, которые были заинтересованы в их лечении и могли выступать в качестве заказчиков социологических исследований, способных предложить «лекарство» от этих «болезней». Во времена решительных и быстрых перемен у людей возникает потребность в обобщающей теории, способной прогнозировать, куда движется человечество, на какие ориентиры можно опереться, обрести свое место и свою роль в этом процессе. Как было указано выше, социология возникает в конце ЗО-х - начале 40-х годов XIX в. Это было время крайней нестабильности. Восстание лионских ткачей во Франции, силезских в Германии (1844 г.),  чартистское движение в Англии, чуть позже революция 1848 г. во Франции свидетельствовали о нарастании кризиса общественных отношений.

С другой стороны, развитие учения об общественной жизни  мы находим уже в античной философии IV века до нашей эры в работах  Платона «Законы», «О государстве», в «Политики» Аристотеля и др. Еще активнее эта проблематика разрабатывается философией Просвещения в Новое время в работах Руссо, Гоббса, Локка и др. Можно ли считать, что тогда уже существовала социология как самостоятельная наука? Вероятно, нет. Здесь более уместно говорить о социальной философии как предшественнице социологии.

Появление социологии связано с общими тенденциями  в развитии научного знания, проявившимися  в Европе к концу 19 века. К теоретическим  предпосылкам зарождения социологии можно отнести философию Просвещения и естественные науки (математику, физику, химию, позже биологию) с их ориентацией на эксперимент, законы природы и прогресс.

Параллельно с  новой теорией зарождались и  конкретные социологические исследования. Большое значение для разработки методологии и методики эмпирического социологического исследования имела работа одного из крупнейших статистиков XIX в. Адольфа Кетле «О человеке и развитии способностей, или Опыт социальной жизни» (1835 г.). Некоторые исследователи считают, что именно с этой работы можно начинать отсчет времени существования социологии, или, как выразился А. Кетле, «социальной физики». Эта работа помогла науке об обществе перейти от умозрительного выведения эмпирически не проверенных законов истории к эмпирическому выведению статистически рассчитанных закономерностей с применением сложных математических процедур.

Основоположники социологии были сторонниками стабильного  порядка. В условиях революционного подъема они думали не над тем, как разжечь пожар гражданской войны, а наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию. Методической же основой реформизма, с их точки зрения, является «позитивный метод».

 

        1.  Классический этап развития социологии.
          1. Огюст Конт

 

С какого времени  социология в качестве отдельной  специальной науки начала признаваться научным сообществом? История свидетельствует, что это произошло в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контом третьего тома его важнейшей работы «Курс позитивной философии» в 1839 году, где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе.

Как же конкретно  обосновывает О. Конт необходимость  и возможность появления этой новой науки? В системе О. Конта  это обоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о трех последовательных стадиях  интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной. На первой, теологической, стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного. На второй, метафизической стадии он отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций. Задача второй стадии - критическая. Разрушая прежние представления, она подготавливает третью стадию - позитивную, или научную. На этой стадии человек перестает оперировать абстрактными сущностями, отказывается раскрывать причины явлений и ограничивается наблюдением за явлениями и фиксированием постоянных связей, которые могут устанавливаться между ними.

Переход от одной  стадии к другой в разных науках совершается последовательно, но не одновременно. И здесь действует один принцип - от простого к сложному, от высшего к низшему. Чем проще объект изучения, тем быстрее там устанавливается позитивное знание. Поэтому позитивное знание сначала распространяется в математике, физике, астрономии, химии, затем в биологии. Социология же - это вершина позитивного знания. Она опирается в своих исследованиях на «позитивный метод». Последний означает опору теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, экспериментах и сравнительном исследовании, данных - надежных, проверенных, не вызывающих сомнения.

Информация о работе Социология как наука