Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций
Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.
2. Операционализация –
это расчленение определённого понятия на наиболее простые, однозначно понимаемые термины. Например, качество организации тестирования. Качественно организованное тестирование предполагает отсутствие коррупции, возможности воспользоваться шпаргалкой, подсказкой преподавателя, мобильником. Это и будут операциональные понятия.
3. Поиск индикаторов.
Индикаторы –
это факты, которые могут служить
количественной характеристикой
Отсутствие возможности воспользоваться шпаргалкой – индикатор – отсутствие или наличие такой возможности. Отсутствие возможности воспользоваться помощью преподавателя: индикатор – отсутствие или наличие такой возможности. И т. д. Здесь есть только по одному индикатору у каждого операционального понятия.
Другой пример: образование. Для этого понятия можно найти несколько индикаторов: факт наличия образования, уровень образования, длительность обучения.
4. Шкалы.
Шкалы служат для измерения индикаторов.
Например: индикатор: факт использования шпаргалки. Шкала: был – не был.
Индикатор: факт наличия образования. Шкала: человек где-то учился – человек нигде не учился. Это примеры номинальных шкал.
Индикатор: уровень образования. Шкала: неполное среднее, среднее, среднее профессиональное, незаконченное высшее, высшее профессиональное (бакалавриат), магистерская или докторская степень. Это ранговая шкала.
Индикатор: длительность обучения. Шкала: меньше 5 лет, от 5 до 10 лет, от 10 до 15 лет, от 15 до 20 лет, свыше 20 лет. Это пример интервальной шкалы с равными интервалами.
1. Каковы возможности социологических исследований?
2. Каковы функции
программы социологического
1. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с
2. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Москва, 2000.
Лекция 5 - 6
Методы сбора социологической информации.
Глоссарий.
Вопрос-ловушка - вопрос о несуществующем. Разновидность контрольных вопросов, предназначены для выяснения степени искренности ответов либо компетентности респондента.
Шкальный вопрос – разновидность альтернативного, содержит шкалу измерения
Количественные методы – методы исследования, в которых конечные данные выражаются в цифровой форме
Качественные методы — методы, которые предполагают получение глубинных ответов. Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, сколько на познание их качества. Например, полное включенное наблюдение.
Фокус-группа - метод, используемый при проведении качественных исследований, когда небольшую группу людей просят сосредоточиться на том или ином вопросе и обсудить его с интервьюером в формате глубинного интервью (часто такого рода работа проводится с одной и той же группой несколько раз).
Выбор методов сбора информации определяется исходя из целей и задач исследования. Применение любого метода сбора информации требует программы!
1.
По сути, без документов не обходится ни одно социологическое исследование. Уже описание проблемной ситуации, как правило, опирается на документальную базу – статистику, организационную документацию и пр. Анализ документов может быть как основным, так и дополнительным способом сбора информации.
Документ в социологии– предмет, предназначенный для хранения и передачи информации.
Для социолога не важно, официальный документ, или нет, есть ли на нём подписи и печати, рисунок на скале или надпись на стене – если было достоверно зафиксировано социальное явление, значит, соответствующие документы можно использовать для социологического исследования. А вот результаты анализа уже имеют статус официального документа. Поэтому так важно перед исследованием установить подлинность, достоверность, авторство, назначение информации, на основании всего этого осуществляется отбор документов для анализа. Важно понимать, какие факты мы хотим установить – факты реальности (поступки, события, объективные характеристики социальных процессов и явлений) или факты сознания – мнения, суждения, оценки, отношение.
Виды документов. По типу информации, содержащейся в документе:
По характеру источника:
По степени персонификации
По источнику информации
Первичные документы считаются более достоверными
Виды анализа документов.
Виды опросов.
По источнику информации:
По числу опрашиваемых за 1 раз:
По степени формализации:
Также есть особая разновидность опроса – социометрия или метод Морено. Он направлен на изучение структуры межличностных отношений в малых группах. Пример вопроса: «Кого из членов группы ты бы пригласил на день рождения?» Позволяет выявить лидеров («звёзд»), аутсайдеров, изолированных членов группы. По итогам вычисляются социометрические индексы, строится социограмма группы.
Общение социолога и респондента идёт через вопросник – систему вопросов. В зависимости от вида опроса, это бланк интервью или анкета. Говорят, что вопросник должен быть подобен закону – ясен и недвусмысленен.
Откуда берутся вопросы? Исходя из задач исследования и логического анализа основных понятий. Если хорошо разработана теоретико-методологическая часть программы, то список тем для вопросов у Вас уже есть. Осталось сформулировать их в соответствии с требованиями. Вопрос социологического исследования должен быть логичным, понятным респонденту любого уровня образования, однозначным, нейтральным, необходимым с точки зрения логики исследования и т. д.
Виды вопросов.
По содержанию.
По форме
По предназначению
По формулировке
Композиция вопросника.
При анкетировании или интервью должны соблюдаться определённые требования.
В начале или в конце информативной части ставится паспортичка.
Некоторые требования к бланку анкеты: аккуратность, грамотность, варианты ответов на один вопрос не должны переноситься на другую страницу.
Для получения достоверной информации важна правильная процедура анкетирования или интервью. Для этого анкетёров и интервьюеров специально готовят, проводят тренинги, а в ходе проведения полевого исследования ещё и проверяют. Нужно создать спокойную и в то же время деловую обстановку. Желательно проводить опрос в отдельном помещении, при анкетировании должна быть возможность сидеть и заполнять анкету (стулья, столы и т. п.), анкетёру желательно иметь запас ручек. Его задачи – строго следить за тем, чтобы опрашиваемые не переговаривались, так как чужие мнения искажают получаемую информацию, быть готовым отвечать на возможные вопросы, при сборе заполненных анкет проследить за полнотой заполнения.
Основная задача интервьюера – установить и всё время поддерживать контакт с опрашиваемым, оставаясь при этом нейтральным и деловитым, стараться получить ответ на все вопросы, уметь понять, когда опрашиваемый неискренен, и исправить это. Как видим, искусство интервью требует большей подготовки и большего опыта, при этом личное интервью более затратно по времени по сравнению с анкетированием.
Наблюдение (социологическое) – целенаправленное и планомерное, непосредственное или опосредованное восприятие социального объекта с фиксацией результатов. Требует времени, должно проводиться систематически, а не от случая к случаю. В отличие от анализа документов и опроса, данные наблюдения не требуют дополнительной проверки на подлинность.
Виды наблюдения.
По форме организации:
По положению наблюдателя относительно социального объекта.
В зависимости от осведомлённости испытуемых: