Социология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:13, курс лекций

Описание работы

Общество (в широком смысле) - исторически развивающаяся система отношений между людьми, складывающаяся в ходе их совместной деятельности.
Социальное (социальность) – все свойства, связи, отношения, которые складываются в ходе совместной жизнедеятельности людей, проявляются в общении, взаимодействии, в отношении людей и групп к явлениям и процессам общественной жизни.

Файлы: 1 файл

лекция по социологии.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

В ЗО-х годах  марксизм окончательно утвердился в  качестве идеологической основы общества. Было провозглашено, что «исторический материализм - это и есть социология марксизма». Это была теоретическая предпосылка разгрома социологии и ее полного упадка в СССР. Социология как социальный институт полностью прекращает свое существование.

Возрождение социологии начинается в конце 50-х - начале 60-х годов, на волне «хрущевской оттепели». В этот период были проведены масштабные социологические исследования по изучению влияния научно-технического прогресса на социальную и профессиональную структуру работников, их отношение к труду. Большое распространение получило «социальное планирование» -   составление планов социального и экономического развития промышленных предприятий, колхозов и совхозов и даже некоторых городов. В ходе этих исследований был накоплен богатый фактический материал; отработаны методики социологического исследования, приобретены навыки проведения социологических исследований большим количеством социологов-самоучек.

В 60-х годах социология постепенно восстанавливает статус социального института. В середине 1960 года было создано первое социологическое учреждение - отдел социологических исследований в Институте философии АН СССР и лаборатория социологических исследований при Ленинградском госуниверситете. В 1962 году была создана Советская социологическая ассоциация, а в 1964 году на философском факультете МГУ - кафедра конкретно-социологических исследований. С 1974 года начал выходить специализированный журнал «Социологические исследования». Но академического статуса у неё по-прежнему нет, она существует как «исследования», т. е. должна заниматься прикладным и эмпирическим «обслуживанием» советской философии, экономической науки и др.

 

2.

На рубеже 60-х  – 70-х годов начинают проводиться  первые социологические исследования в Казахстане. С 1970 – в области управления развитием межнациональных отношений (М. Сужиков). В 1975 г. под руководством М. Батырбекова начинает работу лаборатория промышленной социологии в Казахском политехническом институте. Также на базе Академии наук Казахской ССР проводятся исследования по социологии села, социологии труда, молодёжи и др. В это же время социология впервые начинает изучаться как самостоятельная дисциплина – первоначально в Институте повышения квалификации при КазГУ.

Окончательная реабилитация социологии стала возможна с началом горбачёвской перестройки – посредством специального постановления правительства в 1988 г. В том же году создаются социологические факультеты в Московском, Ленинградском, Свердловском, Киевском университетах, отделение социологии в Казахском Государственном университете, Республиканский центр изучения общественного мнения (функционирует до сих пор) в Алма-Ате. Кооператив «Социолог» под руководством Ю. Дубермана на базе ИПК КазГУ начинает проводить первые «коммерческие» социологические исследования.

Большую роль в  окончательной институционализации  социологии в независимом Казахстане сыграли такие ученые как Нариман  Абдрахманович Аитов, Марат Мухамбеткалиевич Тажин и ряд других. В настоящее  время в Казахстане существуют академические, правительственные и независимые социологических центры, проводящих эмпирические и теоретические исследования в самых различных областях общественной жизни.

 

 

 

1. Сформулируйте основные достоинства и недостатки позитивистской социологии.

2. Каковы основные категории структурно – функционального анализа? Как они взаимосвязаны?

3. В чём особенности развития социологии в Советском Союзе?

4. В чём особенности  развития социологии в Казахстане?

 

Литература.

1. Аитов, Н.  А. Социология: Учеб. для вузов  / Н. А. Аитов, К. У. Биекенов; Каз. нац. ун-т им. Аль-Фараби.- Алматы: Казак- университет!, 2002.- 293 с.

2. Капитонов, Э. А. Социология XX века. История и технология: Учеб. пособие для вузов.-Ростов н / Д.: Феникс, 1996.- 509 с

 

Лекция 4. Методология социологического исследования.

 

Глоссарий

Функции программы социсследования: 1. Методологическая. Позволяет четко определить изучаемую проблему, сформировать цели и задачи исследования, определить и провести предварительный анализ объекта и предмета исследования, установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.

2. Методическая функция позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория.

3. Организационную функцию обеспечивает разработка четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, обеспечивает эффективную организацию исследовательского процесса.

Проблемная  ситуация – состояние в развитии социального объекта, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития.

Проблема  исследования – форма научного отображения проблемной ситуации. Во-первых, выражает реальные объективные противоречия, вызывающие проблемную ситуацию. Во-вторых, указывает на противоречие между осознанием необходимости определённых практических действий и незнанием средств и методов их реализации. Решить проблему - значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желательном направлении.

Шкала – инструмент для измерения индикатора. 

 

Генеральная совокупность - совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в рамках данного социологического исследования.

 

Выборочная  совокупность - часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения, с целью получения информации о всей генеральной совокупности.

 

Репрезентативность выборки – свойство выборочной совокупности воспроизводить (достаточно точно отражать) характеристики генеральной совокупности.

 

Первичная социологическая информация – информация, полученная на полевом этапе исследования (например, ответы на вопросы анкеты)

 

1. Социологическое  исследование. Программа исследования..

2. Логический  анализ основных понятий.

 

1.

Социологическое исследование – это система логически  последовательных методологических, методических, организационно-технических процедур, направленных на достижение единой цели – получения информации о социальном явлении либо процессе (определение В. А. Ядова).

Методы исследований во многом универсальны для большинства  социально-гуманитарных и поведенческих  наук. Например, метод интервью может  применяться в педагогическом или социально-педагогическом исследовании, маркетинговом исследовании, психологическом, в криминологии, медицине и т. д. Конкретная методика и техника при этом, конечно различаются, т. к. различны цели и предметы исследований. Но разрабатывались эти методы в середине 20 века в рамках и для нужд социологии, огромная работа была проведена американскими социологами и социальными психологами. Таким образом, наши задачи: а) определить общие характеристики методов исследования, б) учиться применять их для выявления именно социальных фактов, исследовать именно социальные и социологические проблемы.

Социологическое исследование замечательно своей универсальностью – с одной стороны, его можно  использовать для изучения социальных взаимодействий в семье, в дружеской компании, классе, студенческой группе. С другой стороны, большие коллективы исследователей изучают целые страны, группы стран и даже человечество – по заказу правительств, международных организаций, таких как ООН. Можно использовать математические, статистические методы, компьютерные программы, а можно сделать основными качественные методики.

Виды исследований.

В зависимости  от целей и сложности поставленных задач:

  • Разведывательное. Цель – уточнение проблемы, корректировка задач, поиск содержательных гипотез. Программа и сроки сжаты, методы сбора информации минимизированы (1 метод). Есть особые подвиды:
    • Пилотажное (пилотаж) – пробное исследование. Проводится после того, как разработана программа «большого» исследования и перед его реализацией для проверки обоснованности гипотез и задач, а также апробации инструментария.
    • Экспресс-опрос. Очень оперативный сбор информации по конкретному вопросу (отношение горожан к возможному переименованию  улицы).
  • Описательное. Цель – получение целостной картины социального явления, его структуры и динамики. Программа такого исследования развёрнута, инструментарий может быть очень объёмным (100 и больше вопросов в анкете), всегда комбинируется несколько методов сбора и обработки информации.
  • Аналитическое. Цель – установление причинных связей. Имеет очень сложную программу и методику. Проводятся такие исследования редко. Оптимальный метод – эксперимент.

 

В зависимости  от того, в статике или в динамике изучается явление:

    • Точечное. Получаем информацию о явлении только на момент изучения.
    • Повторное. Совокупность нескольких исследований, проводимых по единой программе и инструментарию через определённые промежутки времени. Существует несколько разновидностей такого исследования. Одна из них –
      • Мониторинг. Это постоянное наблюдение за процессом (состоянием объекта, развитием явления) в течение длительного времени по одинаковой системе показателей и методике. Необходим для эффективного прогнозирования.

 

В зависимости  от охвата объекта исследованием:

  • Сплошное.
  • Выборочное. Могут использоваться разные виды выборки:
    • Вероятностная (случайная). Каждый элемент генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборочную. В социологических исследованиях в чистом виде редко используется (можно применять в организациях).
    • Невероятностная (целевая). Требования к вероятностной выборке не соблюдаются. Некоторые разновидности:
      • Квотная. Отбор людей с конкретным набором характеристик в соответствии с заданными пропорциями, которые называются параметрами квоты. В социологии используется часто. Например, на факультете 500 студентов дневного отделения, 300 на казахском отделении, 200 на русском, 350 девушек (200 на казахском, 150 на русском), 150 парней (100 на казахском, 50 на русском). Квота будет выглядеть так: 50 человек, 20 девушек с казотделения, 15 с русского, 10 парней с казотделения, 5 с русского.
      • Стихийная, например опрос покупателей супермаркета, прохожих возле Центрального рынка, интерактивные опросы по ТВ и т. п. Основный недостаток – невозможно определить, какую генеральную совокупность эти выборки представляют.
      • Метод основного массива. Опрос 60-70 процентов генеральной совокупности.
      • Метод снежного кома – опрошенные респонденты указывают на следующих, которых надо опросить. Применяется редко, при изучении закрытых социальных групп.

 

Любое социологическое  исследование должно включать в себя следующие этапы.

  1. Подготовка исследования. Получение социального заказа, формирование исследовательской группы, разработка программы, пилотаж.
  2. Полевой (сбор первичной социологической информации)
  3. Подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Может включать:
    1. Проверка информации, полученной опросными методами на точность, полноту и достоверность (используется система контрольных вопросов и ловушек, изымаются из обработки неразборчиво заполненные и т. п. анкеты, анкеты, где респондент не ответил более чем на 30 процентов вопросов).
    2. Статистическая обработка проверенной информации вручную или с помощью программы SPSS.
    3. Представление всех полученных данных в табличном или графическом виде.
  4. Анализ полученных данных (сопоставление их друг с другом, с данными других исследований, проверка на основании полученных данных гипотез), блоковый анализ – переход от совокупности данных к гипотезам и задачам исследования, формулировка выводов и рекомендаций, подготовка отчёта.


Программа социологического исследования – основной документ с развёрнутым изложением теоретико-методологических, методических и организационных  предпосылок исследования. Включает разделы:

  1. Теоретико-методологический:

1.1 Описание проблемной ситуации (состояния в развитии социального объекта, характеризующееся несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития). Проблемная ситуация может быть выражением одной или нескольких социальных проблем.

1.2 Проблема исследования. В самом общем виде – знание о незнании.

1.3 Цель исследования. Модель ожидаемого конечного  результата.

1.4 Задачи исследования. Конкретизация целей. Своего рода промежуточные ступени работы исследователей.

1.5 Объект исследования. Носитель проблемной ситуации.

1.6 Предмет исследования. Характеристика, сфера деятельности  объекта, которая является проблемной  и подлежит изучению.

1.7 Гипотеза исследования. Научно обоснованное предположение,  которое нужно подтвердить или  опровергнуть.

1.8 Анализ основных  понятий

  1. Методический. Методическая часть

2.1 Расчет выборочной  совокупности

2.2 Инструментарий (анкета, бланк интервью, сценарий  фокус-группы и т. д.)

2.3 Методы обработки  и анализа данных

  1. Организационный. Содержание исполняемых видов работ, исполнители, сроки исполнения.

 

 

2. Логический  анализ основных понятий.

 

Это точное объяснение содержания и структуры исходных понятий (определяющих предмет исследования). Позволяет перейти от определения предмета исследования к его измерению, а также правильно объяснить результаты исследования. Выполняется в ряд этапов. Поэтапно анализируется каждое основное понятие предмета.

1. Интерпретация  понятия. 

Интерпретировать  означает дать чёткое определение, трактовку  понятия (на основе общепринятого смысла, логики исследования или жизненного опыта исследователя). Если понятие чересчур абстрактно (например, культура, труд и т. д.), его разделяют на более конкретные, которые и определяют. Интерпретации подвергают все основные понятия модели.

Возьмём понятие  «качество организации тестирования».

Качество  организации тестирования – это  степень выполнения всех нормативных, официальных требований к этой процедуре, что обеспечивает точную и достоверную  оценку знаний.

Информация о работе Социология как наука