Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция
На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.
Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи
Социология молодежи как наука
Становление и развитее зарубежной социологии молодежи включает в себя 2 основных этапа: религиозно-философский и социологический
Религиозно-ф :
Начало Древнейшая эпоха, завершение 19-ое столетие
Изучение проблем связанных с жизнедеятельностью молодых индивидов начинаются уже в древнейшую эпоху, когда формируется первичные общества с их социокультурной спецификой, а также древнейшие государства с особенностями их социально политического устройства.
Западная цивилизация
В указанную эпоху изучаются проблемы образования и воспитание молодых индивидов, а также их служение родителям, обществу, государству. Наиболее известными в указанном отношении являются работы Сократа, платно и Аристотеля. Следует отметить, что теоритическое изучение представителей молодого поколения было взаимосвязано с практическим использование результатов исследования, в частности на основе этих результатов создавались различные системы воспитания молодого поколения.
В эпоху средневековья
проблемам и личной и общественной
жизни молодых индивидов
В эпоху возрождения Т. Мор и Т. Компанелла
В эпоху просвещения Гегель, Локк, Т. Гоббс, Руссо.
На основе исследовательских
работ проведенных в указанные
эпохи философскую науку
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.
Социологический этап
Начало 20-ый век на данном этапе социология формируется как самостоятельная наука и вследствии дифференциации общества в рамках социологии возникают определенные направления занимающиеся исследованиями соответствующих слоев и классов.
Социология молодежи, как самостоятельная отрасль формируется в 60-х годах 20 века.
Именно в этот период в зарубежной социологии молодежи формируется 3 основных исследовательских подхода: 1) психоаналитический 2) культурологический 3) структурно-функциональный. (к семинару)
В 70-е годы завершается процесс молодежного протеста, молодое поколение в качестве основной задачи решает задачу личностного самоопределения. В настоящее время в зарубежной социологии молодежи, молодое поколение изучается во всей её много аспектости, при этом сама молодежь рассматривается как относительно самостоятельная группа, играющая решающую роль в системном развитии общества.
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи включает в себя 3 этапа: 1) окончание 19 начало 20 века 2) середина 20 века 3) окончание 20 века по настоящее.
Первый этап – на рубеже 19-20 веков Россия вступает в эпоху индустриализации, что сопровождается возникновением новых социальных слоев и классов. В тоже время в России появляются первые кафедры социологии при московском государственный университете (МГУ) и СпБГУ. В указанный период стали проводиться исследования посвещ подренные проблемам молодой интелегенции, проблемами трудного быта рабочих подростков, проблемам материального обеспечения студенчества, а также проблемам молодых семей московских рабочих. После октябрьской революции исследование молодого поколения приобретают во многом идеологический оттенок, результаты соц. Исследований начинают контролироваться ВЧК и НКВД. Социология признается буржуазной наукой и многие социологии иммигрируют. В это время исследовательская тематика затрагивает в основном проблемы отношения молодежи к правящему слою, отношения к советской власти, а так же проблемам обучение воспитания коммунистической молодежи. На рубеже 20-30 годов формируется первый отечественный молодежный конструкт – молодежь как строители социализма.
В 30-е годы для осуществления взаимосвязей между молодым поколением и правящей партией создается Комсомол. В 40-е 50-е годы исследования в молодежной тематике не проводились.
Середина 20-ого века В 1964 году инициативная группа молодых ученых обратилось с письмом к Н. Хрущеву с просьбой разрешить преподавание социологии и восстановить социологию, как науку в СССР. В следствии этого письма в стране начинают создаваться исследовательские центры перед которыми ставились следующие задачи: 1) разработка методики и методологии проведения социологических исследований 2) подбор кадров для проведения соц. Исследований 3) применение результатов исследования на практики.
В 60-х годах формируется первые отечественные школы социологии молодежи: Новосибирская, Свердловская, Ленинградская, Эстонская. (школы, основатели, что изучали)
В 60-е годы отечественный конструкт молодежи меняется. В этот период молодежь определяется как результат влияние Западной культуры.
В 70-е годы молодежный конструкт меняется, получает слудующее опредление – молодежь как результат прериода застоя
Окончание 20-ого века
В 80-90х годах с распадом СССР и утратой комустической партии доминирующего положения в обществе изменяется исследовательская тематика, молодежь также как и на западе начинает анализироваться во всей много аспектности и рассматривается как самостоятельная социальная группа. В указанный период молодежный конструкт меняется следующим образом – молодежь как результат перестройки, молодежь как результат рыночных реформ
Молодежь как
социально демографическая
1) демографические характеристика молодежи
2) социальные характеристики молодежи
Жизненный цикл каждого человека включает в себя следующие этапы: рождение, детство, молодость, зрелось, старость, смерть. Молодость это промежуточный этап между детсвством и взрослость поскольку молодой человек в биологическом плане уже не ребенок, а в социальном плане ещё не взрослый. Как этап жизненного цикла молодость с одной стороны универсальная, а с другой стороны специфична. Именно молодость взаимосвязана со специфической социальной общностью, которая называется молодежь – молодое поколение.
Молодежь это социально демографическая группа которая выделяется на основе единства возрастных параметров, психологических особенностей, специфичного социального статуса, специфических социальных функций.
Важнейшей демографической характеристикой является возраст. В широком смысле возраст это количество лет прожитых индивидом. Данное определение раскрывает специфику хронологического развития индивида, но не всегда позволяет правильно соотнести его с той или иной возрастной группой. В узком смысле возраст это совокупность особенностей биологического, психологического и социального развития индивида. В частности биологический возраст характеризует степень физиологического развития человека. Психологический возраст – особенности развития его психики. Социальный возраст определяется тем положением в обществе, которое индивид занимает в определенный возрастной период. Каждый возрастной этап характеризуется нижней и верхней возрастной границей. Определение возрастной границ молодости является одной из задач социологии молодежи и базируется на двух основных подходах – статистический и социологический. В рамках первого подхода возраст молодежи имеет жестко установленные границы закрепляется законодательно и характеризует среднее значение. При этом в качестве нижней границы устанавливается завершение полового созревания индивида.(13-14) В качестве верхней возрастной границей устанавливается достижение индивидов полной социальной самостоятельности (материальная, личная, семейная самостоятельность) 30-31 год.
С позиции второго подхода возраст определяется для каждого человека индивидуально. Возраст может варьироваться и учитывать специфику жизни каждого индивида, а также специфику того общества в котором он существует. В пределах указанных возрастных границ молодежь подразделяется на следующие возрастные подгруппы: подростки (13-14 – 16-17), юноши (16-17 - 20-21), молодые взрослые.
Второй демографической
характеристикой выступают
Формирование характера осуществляется на основе развития личностных хактеристик индивида и воздействие на него окружающей социальной среды при этом у молодого человека могут возникать доминирующие черты характера – акцентуации, которые в одних случаях способствуют интеграции индивида в обществе, а в другие препятствуют данному процессу ВИДЫ АКЦЕНПТУАЦИЙ.
Формирование
характера может сопровождаться
ответная реакция человека на воздействие
социальной среды, именно в данном воздействии
проявляются психологические
Важнейшей социальной характеристикой молодежи является её социальный статус. Социальный статус молодежи это позиция молодого поколения в обществе определяемая функциями молодого поколения, наличие у молодежи специфичного социального статуса обусловлено во первых тем, что молодое поколение это структурный элемент общества, а у каждого элемента есть свой статус, является связующем звеном между поколениями. Социальный статус молодежи раскрывается в её объект субъектных характеристиках, с одной стороны молодежь это социальный объект основными функциями которого является обучение и воспитание. С другой стороны молодежь это социальный субъект для которого характерны три основные функции – воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Следует отметить, что социальный статус молодежи характеризуется следующими особенностями: неопределенность, предписанность, динамичность, неравноправность, формирование социального статуса молодежи осуществляется в процессе её социального развития. Социальное развитее молодежи это переход представителей молодого поколения от статуса социального объекта к статусу социального субъекта. Конечной целью конечного развития является достижение индивидом социальной зрелости, эффективность социального развития молодежи определяется с одной стороны тем какие условия создает общества, а с другой стороны тем на сколько молодое поколение пользуется на практике накопленными знаниями, умениями и навыками. В ходе социального развития молодые индивиды интегрируются в систему общественного воспроизводства и общественных отношения при этом в зависимости от условий существования общества отношения межу ним и молодым поколением могут развиваться авторитарно, демократически, смешанно, нейтрально.
В процессе социального развития молодежи формируется социальный потенциал молодого поколения. Социальный потенциал молодежи это возможности и способность молодых индивидов реализовывать на них функции на основе накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Социальный потенциал молодежи включает следующие элемент: демографический (численность молодого, соотношение полов, место рождения, соотношение браков и разводов, национальность, потенциал здоровья, уровень здравоохранения)
Образовательный потенциал
Трудовой потенциал
Гражданский потенциал
Культурный потенциал
Социализация молодежи
Каждый человек представляет собой биосоциальное существо. Биологическая природа заложена в человеке генетический: от рождения каждый человек является представителем рода Homo sapiens и наследует анатомические особенности данного рода. Кроме того как биологическое существо человек должен удовлетворять первичные потребности (пища, сна, само воспроизводства, безопасность), социальная природа генетически не закладывается, она формируется в процессе жизнедеятельности человека, именно социальная природа определяет особенности взаимодействия между людьми и позволяет удовлетворять не только первичные, но и вторичные потребности (общение, самореализация, само актуализации). Формирование социальной природы человека осуществляется в процессе социализации.
Социализация это двустроний процесс в ходе которого общество передает, а индивид усваивает определенные социальные нормы, которые регулируют поведение индивида, позволяют ему адаптироваться в обществе и позволяют интегрироваться в систему общественных отношений.
Необходимость в процессе социализации обусловлена двумя факторами. С одной стороны общество стремиться сохранить свою целостность и стабильность развития. Для этого общество вырабатывает правила поведения, которые закрепляются в социальных нормах. С другой стороны каждый индивид желает стать полноправным представителем общества, должен усвоить данные социальные нормы. Содержательно процесс социализации предполагает: развитее у индивида само создания, понимание индивида способов взаимодействия между людьми, усвоение информации об основных социальных институтах и их функциях, усвоение базовых ценностей общества и выработка на основе этого собственных ценностных ориентаций, усвоение индивидом определенных умений и навыков, которые позволят ему само реализоваться в трудовой деятельности. Конечно цель социализации является полноценно развитой личности и обеспечение преемственности поколений, которые позволят стабильно развиваться в обществе.