Социология молодежи как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция

Описание работы

На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.

Содержание работы

Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

Социология  молодежи как наука

  1. Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
  2. Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
  3. Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи

 

Становление и  развитее зарубежной социологии молодежи включает в себя 2 основных этапа: религиозно-философский и социологический

Религиозно-ф :

Начало Древнейшая эпоха, завершение 19-ое столетие

Изучение проблем  связанных с жизнедеятельностью молодых индивидов начинаются уже  в древнейшую эпоху, когда формируется  первичные общества с их социокультурной спецификой, а также древнейшие государства с особенностями их социально политического устройства.

Западная цивилизация

В указанную  эпоху изучаются проблемы образования  и воспитание молодых индивидов, а также их служение родителям, обществу, государству. Наиболее известными в указанном отношении являются работы Сократа, платно и Аристотеля. Следует отметить, что теоритическое изучение представителей молодого поколения было взаимосвязано с практическим использование результатов исследования, в частности на основе этих результатов создавались различные системы воспитания молодого поколения.

В эпоху средневековья  проблемам и личной и общественной жизни молодых индивидов занимались филсов А. Августин и П. Абеляр.

В эпоху возрождения Т. Мор и Т. Компанелла

В эпоху просвещения  Гегель, Локк, Т. Гоббс, Руссо. 

На основе исследовательских  работ проведенных в указанные  эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).

В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.

Социологический этап 

Начало 20-ый век  на данном этапе социология формируется как самостоятельная наука и вследствии дифференциации общества в рамках социологии возникают определенные направления занимающиеся исследованиями соответствующих слоев и классов.

 

Социология  молодежи, как самостоятельная отрасль формируется в 60-х годах 20 века.

Именно  в этот период в зарубежной социологии молодежи формируется 3 основных исследовательских  подхода: 1) психоаналитический 2) культурологический 3) структурно-функциональный.  (к  семинару)

В 70-е годы завершается процесс молодежного протеста, молодое поколение в качестве основной задачи решает задачу личностного самоопределения. В настоящее время в зарубежной социологии молодежи, молодое поколение изучается во всей её много аспектости, при этом сама молодежь рассматривается как относительно самостоятельная группа, играющая решающую роль в системном развитии общества.

Становление и  развитее Отечественной социологии молодежи включает в себя 3 этапа: 1) окончание 19 начало 20 века 2) середина 20 века 3) окончание 20 века по настоящее.

Первый этап – на рубеже 19-20 веков Россия вступает в эпоху индустриализации, что  сопровождается возникновением новых  социальных слоев и классов. В  тоже время в России появляются первые кафедры социологии при московском государственный университете (МГУ) и СпБГУ. В указанный период стали проводиться исследования посвещ подренные проблемам молодой интелегенции, проблемами трудного быта рабочих подростков, проблемам материального обеспечения студенчества, а также проблемам молодых семей московских рабочих. После октябрьской революции исследование молодого поколения приобретают во многом идеологический оттенок, результаты соц. Исследований начинают контролироваться ВЧК и НКВД. Социология признается буржуазной наукой и многие социологии иммигрируют. В это время исследовательская тематика затрагивает в основном проблемы отношения молодежи к правящему слою, отношения к советской власти, а так же проблемам обучение воспитания коммунистической молодежи. На рубеже 20-30 годов формируется первый отечественный молодежный конструкт – молодежь как строители социализма.

В 30-е годы для  осуществления взаимосвязей между  молодым поколением и правящей партией  создается Комсомол. В 40-е 50-е годы исследования в молодежной тематике не проводились.

Середина 20-ого века В 1964 году инициативная группа молодых ученых обратилось с письмом к Н. Хрущеву с просьбой разрешить преподавание социологии и восстановить социологию, как науку в СССР. В следствии этого письма в стране начинают создаваться исследовательские центры перед которыми ставились следующие задачи: 1) разработка методики и методологии проведения социологических исследований 2) подбор кадров для проведения соц. Исследований 3) применение результатов исследования на практики.

В 60-х  годах формируется первые отечественные школы социологии молодежи: Новосибирская, Свердловская, Ленинградская, Эстонская. (школы, основатели, что изучали)

В 60-е годы отечественный  конструкт молодежи меняется. В этот период молодежь определяется как результат  влияние Западной культуры.

В 70-е годы молодежный конструкт меняется, получает слудующее  опредление – молодежь как результат  прериода застоя

Окончание 20-ого  века

В 80-90х годах  с распадом СССР и утратой комустической  партии доминирующего положения  в обществе изменяется исследовательская тематика, молодежь также как и на западе начинает анализироваться во всей много аспектности и рассматривается как самостоятельная социальная группа. В указанный период молодежный конструкт меняется следующим образом – молодежь как результат перестройки, молодежь как результат рыночных реформ

Молодежь как  социально демографическая группа

1) демографические  характеристика молодежи

2) социальные  характеристики молодежи

 

Жизненный цикл каждого человека включает в себя следующие этапы: рождение, детство, молодость, зрелось, старость, смерть. Молодость это промежуточный этап между детсвством и взрослость поскольку молодой человек в биологическом плане уже не ребенок, а в социальном плане ещё не взрослый. Как этап жизненного цикла молодость с одной стороны универсальная, а с другой стороны специфична. Именно молодость взаимосвязана со специфической социальной общностью, которая называется молодежь – молодое поколение.

Молодежь это социально демографическая группа которая выделяется на основе единства возрастных параметров, психологических особенностей, специфичного социального статуса, специфических социальных функций.

Важнейшей демографической  характеристикой является возраст. В широком смысле возраст это  количество лет прожитых индивидом. Данное определение раскрывает специфику хронологического развития индивида, но не всегда позволяет правильно соотнести его с той или иной возрастной группой. В узком смысле возраст это совокупность особенностей биологического, психологического и социального развития индивида. В частности биологический возраст характеризует степень физиологического развития человека. Психологический возраст – особенности развития его психики. Социальный возраст определяется тем положением в обществе, которое индивид занимает в определенный возрастной период. Каждый возрастной этап характеризуется нижней и верхней возрастной границей. Определение возрастной границ молодости является одной из задач социологии молодежи и базируется на двух основных подходах – статистический и социологический. В рамках первого подхода возраст молодежи имеет жестко установленные границы закрепляется законодательно и характеризует среднее значение. При этом в качестве нижней границы устанавливается завершение полового созревания индивида.(13-14) В качестве верхней возрастной границей устанавливается достижение индивидов полной социальной самостоятельности (материальная, личная, семейная самостоятельность) 30-31 год.

С позиции второго  подхода возраст определяется для  каждого человека индивидуально. Возраст  может варьироваться и учитывать специфику жизни каждого индивида, а также специфику того общества в котором он существует.  В пределах указанных возрастных границ молодежь подразделяется на следующие возрастные подгруппы: подростки (13-14 – 16-17), юноши (16-17 - 20-21), молодые взрослые.

Второй демографической  характеристикой выступают психологические  особенности. Если в биологическом  аспекте это молодость это пора полового созревания в социальном аспекте – молодость это пора достижения определенного социального статуса, то в психологическом аспекте молодость – это пора формирования характера. Формирование характера предполагает развитие самосознания, мировоззрения и в третьих критического отношения к окружающему миру.

 

Формирование  характера осуществляется на основе развития личностных хактеристик индивида и воздействие на него окружающей социальной среды при этом у молодого человека могут возникать доминирующие черты характера – акцентуации, которые в одних случаях способствуют интеграции индивида в обществе, а в другие препятствуют данному процессу ВИДЫ АКЦЕНПТУАЦИЙ.

Формирование  характера может сопровождаться ответная реакция человека на воздействие  социальной среды, именно в данном воздействии  проявляются психологические особенности  молодости включающие в себя следующие элементы: амбивалентность (двойственность), юношеский максимализм, сосредоточенности на внутренних проблемах, склонность к одиночеству, стремление к эмансипации, стремление к самореализации.

Важнейшей социальной характеристикой молодежи является её социальный статус. Социальный статус молодежи это позиция молодого поколения в обществе определяемая функциями молодого поколения, наличие у молодежи специфичного социального статуса обусловлено во первых тем, что молодое поколение это структурный элемент общества, а у каждого элемента есть свой статус, является связующем звеном между поколениями. Социальный статус молодежи раскрывается в её объект субъектных характеристиках, с одной стороны молодежь это социальный объект основными функциями которого является обучение и воспитание. С другой стороны молодежь это социальный субъект для которого характерны три основные функции – воспроизводственная, трансляционная, инновационная. Следует отметить, что социальный статус молодежи характеризуется следующими особенностями: неопределенность, предписанность, динамичность, неравноправность, формирование социального статуса молодежи осуществляется в процессе её социального развития. Социальное развитее молодежи это переход представителей молодого поколения от статуса социального объекта к статусу социального субъекта. Конечной целью конечного развития является достижение индивидом социальной зрелости, эффективность социального развития молодежи определяется с одной стороны тем какие условия создает  общества, а с другой стороны тем на сколько молодое поколение пользуется на практике накопленными знаниями, умениями и навыками. В ходе социального развития молодые индивиды интегрируются в систему общественного воспроизводства и общественных отношения при этом в зависимости от условий существования общества отношения межу ним и молодым поколением могут развиваться авторитарно, демократически, смешанно, нейтрально.

В процессе социального  развития молодежи формируется социальный потенциал молодого поколения. Социальный потенциал молодежи это возможности и способность молодых индивидов реализовывать на них функции на основе накопленных материальных и интеллектуальных ресурсов. Социальный потенциал молодежи включает следующие элемент: демографический (численность молодого, соотношение полов, место рождения, соотношение браков и разводов, национальность, потенциал здоровья, уровень здравоохранения)

Образовательный потенциал

Трудовой потенциал 

Гражданский потенциал

Культурный  потенциал

Социализация  молодежи

  1. Социализация: сущность и структура
  2. Нарушения процесса социализации, девиантное поведение

Каждый человек  представляет собой биосоциальное  существо. Биологическая природа  заложена в человеке генетический: от рождения каждый человек является представителем рода Homo sapiens и наследует анатомические особенности данного рода. Кроме того как биологическое существо человек должен удовлетворять первичные потребности (пища, сна, само воспроизводства,  безопасность), социальная природа генетически не закладывается, она формируется в процессе жизнедеятельности человека, именно социальная природа определяет особенности взаимодействия между людьми и позволяет удовлетворять не только первичные, но и вторичные потребности (общение, самореализация, само актуализации). Формирование социальной природы человека осуществляется в процессе социализации.

Социализация  это двустроний процесс в ходе которого общество передает, а индивид  усваивает определенные социальные нормы, которые регулируют поведение  индивида, позволяют ему адаптироваться в обществе и позволяют интегрироваться в систему общественных отношений.

Необходимость в процессе социализации обусловлена  двумя факторами. С одной стороны  общество стремиться сохранить свою целостность и стабильность развития. Для этого общество вырабатывает правила поведения, которые закрепляются в социальных нормах. С другой стороны каждый индивид желает стать полноправным представителем общества, должен усвоить данные социальные нормы. Содержательно процесс социализации предполагает: развитее у индивида само создания, понимание индивида способов взаимодействия между людьми, усвоение информации об основных социальных институтах и их функциях, усвоение базовых ценностей общества и выработка на основе этого собственных ценностных ориентаций, усвоение индивидом определенных умений и навыков, которые позволят ему само реализоваться в трудовой деятельности. Конечно цель социализации является полноценно развитой личности и обеспечение преемственности поколений, которые позволят стабильно развиваться в обществе.

Информация о работе Социология молодежи как наука