Социология молодежи как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция

Описание работы

На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.

Содержание работы

Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

 

Социализация как процесс характеризуется определенной структурой и включает в свой состав следующие элементы: 1) этапы социализации, процесс продолжается всю жизнь и подразделяется на 2 этапа: первичная и вторичная. Кроме первичного и вторичного этапа принято выделять этап ресоциализации. Необходимость в ресоциализции возникает в следующих случаях: смена условий жизни: смена социального статуса, смена социокультурных условий проживания, изоляция от системы общественных интересов. 2)  агенты социализации – структурные элементы общества, которые оказывают непосредственно воздействие на ход и результативность процесса социализации (индивиды, социальные группы, социальный институт) На этапе первичной социализации агенты выполняют примерно схожие функции, и могут замещать друг друга) На этапа вторичной социализации агенты выполняют более специализированные функции и не могут замещать друг друга. 3) Механизмы социализации – это те способы с помощью которых индивид усваивает социальные нормы. К основным механизмам социализации относя подражание и интериоризация

В качестве основных видов деятельности используемых при  передаче социальных норм рассматривается  игра, обучение, труд.

Условия социализации – это структурный элемент  общества, оказывающие косвенное  воздействие на ход и результативность процесса социализации. Условия делятся на 3 уровня: микроуровень – ближайшее социальное окружение инвидивида, макроуровень – социальные группы и социальный институт, мегауровень – общество в целом.

В процессе социализации индивид усваивает социальные нормы, которые являются обобщение социальной практики общества. Социальные нормы показывают границы, Объем и содержание дозволяемного в обществе поведения. По принципу действия социальные нормы могут быть обязывающими, запрещающими и разрешающими. По виду социальные нормы могут делиться по виду: традиции – это регуляторы поведения складывающиеся исторически, этические нормы – базируются на представления о прекрасном и безобразном, моральные нормы – представления о нравственном и безнравственном, нормы права – регулятор поведения закрепленный законодательно, политические, религиозные – базируются о представлении божественного строения мира.

С понятием социальная норма связано понятие социализационная норм. Если социальная норма характеризует границу дозволенного поведения, социализационная показывает степень усвоения индивида социальной нормы. Социализациная норма может быть идеальной и фактической. По стольку фактическое и идеальное социализационная норма не совпадает, то говрят о отклонениях социализационных норм. Такие отклонения называют диваиацими и подразумевают повдение индивида не согласующиеся с социальной нормой. Девиации могут быть позитивная и негативная. По сколько молодежь в силу своего возраста характеризуется психологическими и социальными особенностями для неё характерная негативная девиация. Причинами возникновения негативной девиации в молодежной среде является: влияние социального окружения, не выполнение основными социальными институтами своих функций, индивидуальные особенности личности, отсутствие возможности проведения досуга, Недостаточное финансовое обеспечение, отсутствие возможности для трудоустройства и получение образования. К основным видам негативных девиаций относиться: аддиктивное поведение (уход индивида от реальности в виртуальный мир с помощью психотропных средств, азартных игр, компьютерных игр),  аутистское поведение (стремление уйти от социальных связей), антисоциальное поведение (сознательное стремление к нарушению социальных норм, деструктивное поведение, крайнее поведение преступность), нарциссивное поведение (презрительное отношение к окружающим, сопровождающие удовлетворить свои интересы с помощью другие людей), фанатическое поведение (неукоснительно следование определенных интересов и ценностей сопровождающие игнорирование другие целей и ценностей), конформистское поведение (интересы общества ставятся выше своих интересов), суицидальное поведение, проституция.

Молодежь  в системе образования.

1. Образование  как система и социальный институт.

2. Молодежь в системе высшего образования.

3. Уровень и  качество образования российской  молодежи.

1. Образование  как основной вид деятельности  молодого индивида возникает,  во-первых, из-за необходимости передачи  опыта от поколения к поколению,  во-вторых, из-за необходимости усвоения молодым человеком определенных знаний, умений и навыков, в-третьих, из-за постоянного развития производства.

Образование как  вид деятельности тесно взаимосвязано  с трудовой деятельностью. При этом в данной взаимосвязи образование  на разных этапах жизни человека может реализовывать следующие функции:

1) Образование  - основной вид деятельности.

2) Образование  - вспомогательный вид деятельности.

3) Образование  - стимулирующий вид деятельности.

4) Образование  - компенсирующий вид деятельности.

В широком смысле образование как вид деятельности представляет собой процесс передачи и усвоения знаний молодым индивидом  в определенном образовательном  учреждении. В указанном аспекте, образование может быть рассмотрено  как система, включающая в себя следующие элементы:

1) Субъекты образования  (обучаемый и обучающий).

2) Образовательный  процесс. 

3) Образовательное  учреждение.

Во многих странах  система образования подразделяется на несколько уровней:

1)  Детские сады, ясли (дошкольное).

2) Общее образование.

3) Полное среднее образование. 

4) Начальное профессиональное.

5) Среднее профессиональное.

6) Высшее профессиональное.

7) Послевузовское образование.

8) Система переподготовки  и повышения квалификации.

Как система, образование  реализует ряд социально значимых функций, обладает самодостаточностью, саморазвитием, саморегуляцией, а потому является значимым социальным институтом. К основным функциям образования как социального института относятся:

1) Образовательная или  обучающая.

2) Социализирующая.

3) Интегрирующая. 

4) Компенсирующая.

К вспомогательным  функциям образования как социального  института относятся:

1) Образование  является долгосрочным ресурсом  развития общества.

2) Образование  является условием выхода общества  из кризиса, если такой возникает.

3) Образование  является условием национальной  безопасности общества.

Кроме указанных  функций, образование несет в  себе ряд дисфункций:

1) Сегрегация  и дифференциация общества.

2) Подготовка  некачественных специалистов.

3) Увеличение  числа безработных.

4) Дисбаланс  специалистов на рынке труда. 

Для современной  системы образования характерны следующие тенденции:

1) Образование  является основным видом деятельности.

2) В образование  вкладываются значительные финансовые  средства.

3) Система образования взаимосвязана с производством

2. Высшее образование  в общей системе образования  играет особую роль, поскольку  высшее образование позволяет  готовить специалистов управленческого  звена и выступает базой для  подготовки научных работников.

Исходя из значимости высшего образования для общества, его развитие в зарубежных странах базируется на следующих критериях:

1) Доступность.

2) Многопрофильность  подготовки.

3) Многоуровненовсть  подготовки.

4) Развитая материальная  база.

5) Взаимосвязь  теории с практикой.

6) Качество образования.

7) Конкурентоспособность  подготавливаемых специалистов.

8) Востребованность  специалистов на рынке труда.

В России развитие высшего образования характеризуется  определенными противоречиями, возникающими в следствие ряда негативных моментов:

1) Слабое финансирование.

2) Слабая материальная  база (техника, библиотека и т.д.).

3) Отсутствие  взаимосвязи между теорией и  практикой. 

4) Низкое качество  обучения.

5) Низкий уровень  подготовки преподавательского  состава.

6) Низкий уровень базовой подготовки абитуриентов.

7) Отсутствие  четкой государственной политики  в сфере высшего образования. 

Возникающие в  следствие этого противоречия способствуют неоднозначному отношению молодого поколения к системе высшего  образования. Одни молодые россияне говорят о том, что высшее образование для них является необходимым условием дальнейшей самореализации. Другие считают, что высшее образование не является необходимым источником самореализации, а потому его получени е - напрасная трата времени. В то же время представители первой группы, поступая в ВУЗы, преследуют различные цели, а потому подразделяются на 3 категории:

1) Студенты, стремящиеся  получить знания (25%).

2) Студенты, стремящиеся  получить диплом (60%).

3) Студенты, поступающие  в ВУЗ случайно (10-15%).

По мнению преподавателей современные российские студенты имеют  как положительные, так и отрицательные  черты. К положительным чертам относятся:

- предприимчивость (рациональность).

- активность (мобильность).

- самостоятельность. 

- требовательность по  отношению к окружающим.

К негативным чертам относятся:

- слабая требовательность  к себе.

- низкий уровень  эрудиции.

- низкий уровень интеллигенции.

- неспособность (нежелание)  отвечать за свои поступки.

В то же время, современные российские студенты выделяют следующие недостатки преподавателей:

- нежелание признавать  свои ошибки.

- низкий уровень квалификации.

- халатное отношение к  своей работе.

- неспособность изложить  материал.

- отсутствие коммуникативных  способностей.

- неумение выстраивать  отношения с обучающимися.

В отношении высшего образования  в целом современные российские студенты отмечают слабую доступность, низкое качество и слабую социальную защищенность.

3. Уровень и качество  образования современной молодежи.

В условиях современного общества образование остается необходимым  источником знаний для трудоустройства  и самореализации индивида. В этой связи актуальным остается вопрос об уровне и качестве образования молодого поколения. Под уровнем образования понимается тот объем знаний, умений и навыков, который передается обучающемуся. Под качеством образования понимается способность индивида реализовать полученные знания, умения и навыки на практике. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, молодые россияне обладают достаточно высоким уровнем образования, не уступающем уровням образования зарубежных сверстников, а по некоторым показателям и превышающий их. Внутри России уровень образования молодого поколения характеризуется тендерными (половыми) особенностями и региональными особенностями. 

Общее среднее образование:

1. Мурманская область  (77%).

2. Магаданская область  (76%).

3. Республика Соха (74%).

Полное среднее образование:

1. Республика Соха (78%).

2. Республика Калмыкия (72%).

3. Мурманская область (70%).

Начальное профессиональное образование:

1) Архангельская область  (35.7%).

2) Вологодская область  (35.6%).

3) Республика Коми (34.6%).

Среднее профессиональное образование:

1) Воронежская область  (16.6%).

2) Астраханская область  (16.4%).

3) Оренбургская  область (16.1%).

Высшее профессиональное образование:

1) Поволжье (72%).

2) Центральный федеральный  округ (71%).

3) Северо-западный федеральный  округ (69%).

4) Уральский (68.5%).

5) Сибирский (65.5%).

6) Дальневосточный (65%).

7) Южный (62%).

Качество образования  российской молодежи оценивается согласно международным требованиям по уровню естественнонаучной грамотности, математической грамотности, грамотности чтения, компетентности в решении проблем.

Согласно данным зарубежных экспертов, около 70% молодых россиян владеют средним уровнем математической грамотности. Это означает, что молодые люди способны выделять математическую составляющую определенной ситуации, использовать для ее решения стандартные алгоритмы и формулы, анализировать полученный результат.  Из них 7% молодых россиян обладают высоким уровнем математической грамотности. Это означает, что при решении задачи человек способен использовать нестандартные алгоритмы, а из нескольких альтернативных вариантов выбирать наиболее рациональный. При этом такой индивид способен контролировать каждый этап решения и по его ходу вносить соответствующие коррективы.

Аналогичные показатели в западных странах составляют 92-95% и 22-25% соответственно.

Молодежь и  семья

  1. Брак и семья – социальная структура
  2. Семейные и репродуктивные установки молодежи
  3. Сексуальное поведение молодежи

 

  1. Семья – это одна из важнейших исторически-сложившихся социальных общностей, которая формируется на основе брачных и кровно-родственных отношений. Брачные отношения (брак) – форма социальных отношений, характеризующая половое поведение мужчины и женщины в совокупности с их правами и обязанностями в качестве супругов и родителей. Брак можно рассматривать как социальный институт, поскольку он представляет собой совокупность социальных норм, регулирующих отношения супружества и родительства. Изначально, брачные нормы вырабатывались и регулировались старейшинами племен или родов затем служителями культа, а в более поздние периоды – представителями государства. Брачные нормы могут иметь юридическую или морально-нравственную основу. Юридические брачные нормы регулируют и указывают причины для основания вступления в брак, основания для прекращения брака, имущественные отношения, отношения между родителями и детьми. Морально-нравственные брачные нормы регулируют выбор брачного партнера, основания для вступления в брак, взаимоотношения между супругами, взаимоотношения между супругами и родственниками супруга, взаимоотношения между родителями и детьми, основания для развода. Принято различать 2 основных и один вспомогательный или дополнительный этапы развития брачных отношений. К основным этапам относятся добрачный и брачных. Вспомогательный этап называется послебрачный. Принято различать следующие разновидности брака:
  2. Цель заключения:  фиктивный, традиционный
  3. Регистрация брака: сожительство, гражданский брак.
  4. Количество участников брака: моногамия, полигамия (полигения, полиандрия).
  5. Пол: однополые и разнополые
  6. Статус: равный и мезальянс.
  7. Количество брачных отношений: первый и повторный

Информация о работе Социология молодежи как наука