Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция
На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.
Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи
Социализация как процесс характеризуется определенной структурой и включает в свой состав следующие элементы: 1) этапы социализации, процесс продолжается всю жизнь и подразделяется на 2 этапа: первичная и вторичная. Кроме первичного и вторичного этапа принято выделять этап ресоциализации. Необходимость в ресоциализции возникает в следующих случаях: смена условий жизни: смена социального статуса, смена социокультурных условий проживания, изоляция от системы общественных интересов. 2) агенты социализации – структурные элементы общества, которые оказывают непосредственно воздействие на ход и результативность процесса социализации (индивиды, социальные группы, социальный институт) На этапе первичной социализации агенты выполняют примерно схожие функции, и могут замещать друг друга) На этапа вторичной социализации агенты выполняют более специализированные функции и не могут замещать друг друга. 3) Механизмы социализации – это те способы с помощью которых индивид усваивает социальные нормы. К основным механизмам социализации относя подражание и интериоризация
В качестве основных видов деятельности используемых при передаче социальных норм рассматривается игра, обучение, труд.
Условия социализации – это структурный элемент общества, оказывающие косвенное воздействие на ход и результативность процесса социализации. Условия делятся на 3 уровня: микроуровень – ближайшее социальное окружение инвидивида, макроуровень – социальные группы и социальный институт, мегауровень – общество в целом.
В процессе социализации индивид усваивает социальные нормы, которые являются обобщение социальной практики общества. Социальные нормы показывают границы, Объем и содержание дозволяемного в обществе поведения. По принципу действия социальные нормы могут быть обязывающими, запрещающими и разрешающими. По виду социальные нормы могут делиться по виду: традиции – это регуляторы поведения складывающиеся исторически, этические нормы – базируются на представления о прекрасном и безобразном, моральные нормы – представления о нравственном и безнравственном, нормы права – регулятор поведения закрепленный законодательно, политические, религиозные – базируются о представлении божественного строения мира.
С понятием социальная
норма связано понятие
Молодежь в системе образования.
1. Образование
как система и социальный
2. Молодежь в системе высшего образования.
3. Уровень и
качество образования
1. Образование
как основной вид деятельности
молодого индивида возникает,
во-первых, из-за необходимости передачи
опыта от поколения к
Образование как вид деятельности тесно взаимосвязано с трудовой деятельностью. При этом в данной взаимосвязи образование на разных этапах жизни человека может реализовывать следующие функции:
1) Образование - основной вид деятельности.
2) Образование
- вспомогательный вид
3) Образование
- стимулирующий вид
4) Образование
- компенсирующий вид деятельност
В широком смысле
образование как вид
1) Субъекты образования (обучаемый и обучающий).
2) Образовательный процесс.
3) Образовательное учреждение.
Во многих странах
система образования
1) Детские сады, ясли (дошкольное).
2) Общее образование.
3) Полное среднее образование.
4) Начальное профессиональное.
5) Среднее профессиональное.
6) Высшее профессиональное.
7) Послевузовское образование.
8) Система переподготовки и повышения квалификации.
Как система, образование реализует ряд социально значимых функций, обладает самодостаточностью, саморазвитием, саморегуляцией, а потому является значимым социальным институтом. К основным функциям образования как социального института относятся:
1) Образовательная или обучающая.
2) Социализирующая.
3) Интегрирующая.
4) Компенсирующая.
К вспомогательным функциям образования как социального института относятся:
1) Образование
является долгосрочным
2) Образование
является условием выхода
3) Образование
является условием
Кроме указанных функций, образование несет в себе ряд дисфункций:
1) Сегрегация и дифференциация общества.
2) Подготовка некачественных специалистов.
3) Увеличение числа безработных.
4) Дисбаланс специалистов на рынке труда.
Для современной системы образования характерны следующие тенденции:
1) Образование
является основным видом
2) В образование
вкладываются значительные
3) Система образования взаимосвязана с производством
2. Высшее образование
в общей системе образования
играет особую роль, поскольку
высшее образование позволяет
готовить специалистов
Исходя из значимости высшего образования для общества, его развитие в зарубежных странах базируется на следующих критериях:
1) Доступность.
2) Многопрофильность подготовки.
3) Многоуровненовсть подготовки.
4) Развитая материальная база.
5) Взаимосвязь теории с практикой.
6) Качество образования.
7) Конкурентоспособность подготавливаемых специалистов.
8) Востребованность специалистов на рынке труда.
В России развитие
высшего образования
1) Слабое финансирование.
2) Слабая материальная база (техника, библиотека и т.д.).
3) Отсутствие взаимосвязи между теорией и практикой.
4) Низкое качество обучения.
5) Низкий уровень подготовки преподавательского состава.
6) Низкий уровень базовой подготовки абитуриентов.
7) Отсутствие
четкой государственной
Возникающие в следствие этого противоречия способствуют неоднозначному отношению молодого поколения к системе высшего образования. Одни молодые россияне говорят о том, что высшее образование для них является необходимым условием дальнейшей самореализации. Другие считают, что высшее образование не является необходимым источником самореализации, а потому его получени е - напрасная трата времени. В то же время представители первой группы, поступая в ВУЗы, преследуют различные цели, а потому подразделяются на 3 категории:
1) Студенты, стремящиеся получить знания (25%).
2) Студенты, стремящиеся получить диплом (60%).
3) Студенты, поступающие в ВУЗ случайно (10-15%).
По мнению преподавателей современные российские студенты имеют как положительные, так и отрицательные черты. К положительным чертам относятся:
- предприимчивость (рациональность).
- активность (мобильность).
- самостоятельность.
- требовательность по отношению к окружающим.
К негативным чертам относятся:
- слабая требовательность к себе.
- низкий уровень эрудиции.
- низкий уровень интеллигенции.
- неспособность (нежелание) отвечать за свои поступки.
В то же время, современные российские студенты выделяют следующие недостатки преподавателей:
- нежелание признавать свои ошибки.
- низкий уровень квалификации.
- халатное отношение к своей работе.
- неспособность изложить материал.
- отсутствие коммуникативных способностей.
- неумение выстраивать отношения с обучающимися.
В отношении высшего образования в целом современные российские студенты отмечают слабую доступность, низкое качество и слабую социальную защищенность.
3. Уровень и качество образования современной молодежи.
В условиях современного общества образование остается необходимым источником знаний для трудоустройства и самореализации индивида. В этой связи актуальным остается вопрос об уровне и качестве образования молодого поколения. Под уровнем образования понимается тот объем знаний, умений и навыков, который передается обучающемуся. Под качеством образования понимается способность индивида реализовать полученные знания, умения и навыки на практике. По мнению отечественных и зарубежных экспертов, молодые россияне обладают достаточно высоким уровнем образования, не уступающем уровням образования зарубежных сверстников, а по некоторым показателям и превышающий их. Внутри России уровень образования молодого поколения характеризуется тендерными (половыми) особенностями и региональными особенностями.
Общее среднее образование:
1. Мурманская область (77%).
2. Магаданская область (76%).
3. Республика Соха (74%).
Полное среднее образование:
1. Республика Соха (78%).
2. Республика Калмыкия (72%).
3. Мурманская область (70%).
Начальное профессиональное образование:
1) Архангельская область (35.7%).
2) Вологодская область (35.6%).
3) Республика Коми (34.6%).
Среднее профессиональное образование:
1) Воронежская область (16.6%).
2) Астраханская область (16.4%).
3) Оренбургская область (16.1%).
Высшее профессиональное образование:
1) Поволжье (72%).
2) Центральный федеральный округ (71%).
3) Северо-западный федеральный округ (69%).
4) Уральский (68.5%).
5) Сибирский (65.5%).
6) Дальневосточный (65%).
7) Южный (62%).
Качество образования российской молодежи оценивается согласно международным требованиям по уровню естественнонаучной грамотности, математической грамотности, грамотности чтения, компетентности в решении проблем.
Согласно данным зарубежных экспертов, около 70% молодых россиян владеют средним уровнем математической грамотности. Это означает, что молодые люди способны выделять математическую составляющую определенной ситуации, использовать для ее решения стандартные алгоритмы и формулы, анализировать полученный результат. Из них 7% молодых россиян обладают высоким уровнем математической грамотности. Это означает, что при решении задачи человек способен использовать нестандартные алгоритмы, а из нескольких альтернативных вариантов выбирать наиболее рациональный. При этом такой индивид способен контролировать каждый этап решения и по его ходу вносить соответствующие коррективы.
Аналогичные показатели в западных странах составляют 92-95% и 22-25% соответственно.
Молодежь и семья