Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция
На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.
Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи
Социально-психологические
особенности различных
Демократический тип отношений свойственен промышленно развитым странам, имеющим активную экономику, высокую правовую культуру и большой опыт гражданского общества, учитывающим многообразие социальной психологии молодёжи как самостоятельной социально-демографической группы в структуре населения. В этом случае молодое поколение в процессе воспитания, образования и социализации рассматривается как «просто молодёжь» со своими многочисленными плюсами и минусами.
При данном типе отношений активно развивается молодёжная и детская политика, сформированная на базе научно обоснованных, комплексных, междисциплинарных исследований. Эта политика имеет развёрнутую информационную базу и обширную инфраструктуру услуг для различных категорий молодого населения. В поле зрения государственных и общественных структур попадает практически всё молодое поколение, которому оказываются услуги как государственными, так и негосударственными социальными службами, включая религиозные организации и частные фонды. Обществом ведётся скрытый социальный контроль за молодыми представителями групп социального риска. У молодёжи нет ограничений в выборе места жительства, профессии, идеологии, вероисповедания. Наряду с военной службой существует альтернативная гражданская служба.
Главная цель молодёжной политики в обществах данного типа – создание благоприятных условий жизнеобеспечения молодого поколения; поддержание индивидуального и социального развития несовершеннолетних; оказание противодействия обездоленности и нищете; материальная, социальная и психологическая поддержка родителей и лиц, обладающих правами воспитания. В обществе с указанным типом отношений эффективно реализуются три направления молодёжной политики различных уровней: государственная, региональная, муниципальная. Структуры, реализующие молодёжную политику, активно используют зарубежный опыт, открыт доступ к ценностям мировой культуры, информации независимых СМИ, Интернета. Адаптация и приспособленчество уступают место творческой деятельности молодого поколения. Привлечение молодого поколения к общественной жизни направлено на помощь её физическому, духовно-нравственному и социальному развитию.
Молодое поколение и поколение взрослых совместно обеспечивают общественные условия сохранения прочности и преемственности лучших традиций общественного развития социума [105, с. 22-23].
Смешанный тип отношений олицетворяет в разных (часто мозаичных) сочетаниях характеристики авторитарного и демократического типа. Такой тип взаимоотношений и взаимодействий отмечался в СССР в послевоенное время, а также в период интенсивных реформ Б.Н. Ельцина [105, с. 24].
Невмешивающийся тип отношений молодёжи и общества часто встречался на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Сохранился он и в странах третьего мира, в большей части отдалённых сельских районов земного шара, а также в регионах, которые вольно или невольно после неудачных политических реформ вступили в полосу глубокого кризиса.
В таких обществах молодёжь вступает во взрослую жизнь, адаптируясь к окружающим реалиям методом проб и ошибок. Процессы социализации протекают относительно стихийно, и молодое поколение на основе лишь собственного обыденного опыта осваивает материальную и духовную культуру старшего поколения.
В таких обществах социальные институты и общественные организации, как правило, не развиты, а потому не могут осуществить необходимую социальную защиту молодого поколения и цивилизованную адаптацию молодёжи к реалиям жизни и интенсивному включению в общественные преобразования. Молодёжная политика оказывается свёрнутой или принимает декларативный характер, не обеспечивается организационно и финансово. Отсутствуют структуры социальной помощи детям, семье, молодёжи. В результате наблюдаются глубокие деформации в образе жизни молодого поколения и негативные процессы в становлении, социализации, воспитании. Фиксируется интенсивный рост преступности, молодёжь всё чаще отчуждается от участия в экономических и политических процессах страны [105, с. 24-25].
Важную роль в оценке тенденций социального развития молодежи играют критерии и показатели. С их помощью не только фиксируется состояние развития, но и осуществляется управление социальными процессами. При этом показатели развития должны отражать его уровень (темпы), а критерии – направленность происходящих социальных изменений и отвечать требованиям необратимости общественного прогресса в целом.
В настоящее время сформулированы основные подходы к разработке критериев оценки эффективности социального развития молодежи. В свете особенностей нынешнего периода они могут рассматриваться, скорее, как принципиальные и вместе с тем гипотетические требования достижения необходимого консенсуса между обществом и молодежью по поводу ее развития. К ним относятся:
Такие подходы к изучению молодежи, во-первых, создают предпосылки для целостного изучения молодежи во всем многообразии ее общественных связей и проявлений; ее важнейшие сущностные характеристики рассматриваются с точки зрения роли и места в системе воспроизводства и обновления общества. Во-вторых, предметом исследования становится та, наиболее значимая часть социальных проблем, которая вырастает из противоречий взаимодействия «молодежь – общество», а потому имеет принципиальное значение для поиска путей вы хода из кризиса. В-третьих, появляется возможность для более углубленного исследования механизма социального воспроизводства, роли и места молодого поколения в этом процессе. В-четвертых, системное исследование социального развития молодежи в рамках единой концептуальной модели и по сопоставимой методике позволяет осуществить сравнительный исторический анализ как внутрипоколенных, так и межпоколенных изменений, а, следовательно, глубже оценить социальную эффективность проводимых реформ, обосновать направления их корректировки с позиций будущего России.
Формирование
социального статуса молодёжи сопровождается
становлением её социального потенциала.
Понятие «потенциал» многозначн
Широкая трактовка смыслового значения понятия «потенциал» позволяет использовать его применительно к различным отраслям научного знания, в зависимости от того, о какой силе, средствах, запасах, источниках и др. идёт речь. В частности, в гуманитарных науках указанное понятие анализируется в аспекте жизнедеятельности человека – «человеческий потенциал». Человеческий потенциал – это совокупность свойств и качеств человека, которые могут быть использованы (полностью или частично) в процессе общественного воспроизводства. [6, с. 14; 90, с. 664]. Человеческий потенциал имеет социальную природу, он базируется на совокупности свойств и особенностей общественных отношений, которые интегрированы индивидами или группами индивидов в совместную деятельность в конкретных условиях места и времени и проявляются в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам в общественной жизни [80, с. 480].
Говоря о человеческом потенциале, исследователи, как правило, имеют в виду молодёжный потенциал, поскольку формирование человеческого потенциала определяется средним сроком подготовки индивида к трудовой деятельности и происходит в период времени, совпадающий с возрастными границами молодёжи. На этот период приходятся основные инвестиции в человеческий капитал, обеспечивающие приращение человеческого потенциала личности, формирующие его социально значимые аспекты. «Заряд», полученный человеком именно в эти временные рамки, остаётся с ним на протяжении всей жизни [75, с. 6-16; 105, с. 232] (табл. 4).
Таблица 4
Временной цикл воспроизводства человеческого потенциала
Социальная жизнь человека |
Молодость |
Зрелость |
Старость | |
Возраст человека |
Дотрудовой (до 14 – 20 лет) |
Трудовой (20 – 30 лет) |
Старший трудовой (30 – 60 лет) |
Послетрудовой (боле 60 лет) |
Фазы воспроизводства человеческого потенциала |
Подготовка к трудовой деятельности, формирование человеческого потенциала определённого уровня |
Наращивание человеческого потенциала за счёт профессионального опыта |
Поддержание человеческого потенциала и его модернизация |
Поддержание и сохранение человеческого потенциала |
Молодёжный потенциал – это возможность и способность различных групп молодёжи выполнять всю совокупность социально-профессиональных ролей и функций в данном обществе; придерживаться в своем поведении социально одобряемых норм; активно и творчески относиться к себе и к окружающей социальной среде [105, с. 665]. С позиций деятельностного подхода, социальный потенциал молодёжи включает в себя следующие составляющие: формирование, развитие и рациональное использование (реализацию).
Формирование социального
Формирование, развитие, и реализация социального потенциала молодого поколения осуществляется под воздействием взаимосвязанных факторов трёх уровней. Факторы первого уровня – факторы среды, представляющие собой спектр внешних (по отношению к молодому поколению), объективных факторов, воздействующих на социальный потенциал молодёжи. К факторам среды относятся: экономико-географическое положение и природно-климатические условия места проживания молодёжи, его природно-ресурсный и демографический потенциал, структура и специализация хозяйства, финансовая обеспеченность, тип (уровень) социально-экономического развития региона. Факторы среды являются движущими силами в формировании и развитии потенциала молодёжи, они обеспечиваются индивиду обществом.
Факторы второго уровня – факторы личности, заключающие в себе круг внутренних факторов. Факторы личности индивид черпает извне (семья, друзья, знакомые, система образования и т.д.), самостоятельно преобразуя в собственные, личностные составляющие. Таковыми факторами являются: нравственность, духовность, образованность, интеллигентность, творчество, трудовая активность, ценностные ориентации, мотивы поведения, интересы, потребности и т.д.
Факторы третьего уровня – «институциональные факторы», связанные с необходимостью обеспечения относительной устойчивости социальных связей и отношений в обществе, воплощённой в деятельности основных социальных институтов. В силу особенностей социального статуса молодёжи в процессе её социального взросления первостепенное значение имеет взаимодействие молодых людей с институтами социализации: семьей, государством, образованием, правом, армией, религией и др. Осуществляя свои функции, институты социализации формируют устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей, обеспечивающих стабильное функционирование структурных элементов общества [21, с. 40-47]. Молодёжь в процессе социализации не просто познаёт и усваивает социальные нормы и культурные ценности общества, а преобразовывает их в собственные ценности, интересы потребности, которые со временем воспроизводит на следующие поколения.
Социальный потенциал молодёжи включает в себя следующие структурные элементы и отношения между ними: демографический потенциал; потенциал здоровья; образовательный потенциал; трудовой потенциал; культурный потенциал; гражданский потенциал; духовно-нравственный потенциал [105, с. 667].
В наиболее
общем понимании демографически