Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция
На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.
Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи
Кровно-родственные отношения возникают после создания семьи и характеризуют отношения между родителями и детьми, а также между одним из супругов и родственниками другого супруга. Формирующаяся на основе брачных и кровно родственных отношений семья рассматривается как малая социальная группа и как социальный институт, если семья анализируется как социальная группа, то характеризуется ее состав и способы взаимодействия между ее представителями. В зависимости от состава семьи подразделяются на нуклеарные и расширенные. Каждая из них может быть полной и неполной. Полные семьи могут быть простыми и составными. Составные семьи в свою очередь делятся на однодетных, малодетные, среднедетные и многодетные. В зависимости от времени существования и от длительности существования семьи делятся на молодые, зрелые и пожилые. Если семья анализируется как социальный институт, то рассматривается, прежде всего, функции семьи. К основным функциям семьи относятся:
Следует отметить, что в современных условиях семья как социальная группа и как социальный институт претерпевает следующие изменения:
Молодежь и
семья как социальные группы взаимосвязаны
друг с другом в следующих аспектах.
Молодой индивид рождается, обучается
воспитывается и
Другой важнейшей
проблемой отсутствие у молодых
индивидов морально-
Одной из важнейших функций семьи является репродуктивная функция. Репродуктивное поведение молодежи формируется на основе двух факторов: репродуктивные установки и репродуктивные мотивы. Последние делятся на экономические, социальные, психологические.
3. Сексуальное поведение молодежи представляет собой последовательности действий, направленных на поиск сексуального партнера и на удовлетворение своих сексуальных потребностей. Изучение сексуального поведения молодежи началось в начале 20 века и включает в себя следующий аспект:
1) Возраст начала половой жизни
2) Причины начала половой жизни
3) Характеристики половых партнеров
4) Число половых партнеров
5) Средства и методы контрацепции
6) Венерические заболевания
7) Прерывание беременности
Как социально-демографическая группа молодёжь представлена постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла – завершающем этапе своего становления как субъекта общественного воспроизводства. Поэтому выделение возрастных границ и психологических особенностей молодёжи является лишь первичной ступенью её научного анализа. Основная же задача социологии молодёжи состоит в системном изучении места молодого поколения в общественной структуре, а также роли и значения молодёжи в системе общественных отношений, которые во многом зависят от её социального статуса. Именно социальный статус и стремление стать субъектом общественного воспроизводства, в совокупности с единством разнообразия ценностей и выражающего их предметно-символического мира объединяют молодых людей в номинальную социальную группу, сохраняющую свою устойчивость [36, с. 260-261].
Социальный статус молодёжи – это социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями. Наличие у молодёжи социального статуса обусловлено следующими факторами:
Социальный статус молодёжи специфичен, для него характерны следующие черты:
Специфика социального статуса молодёжи связана: во-первых, с особенностями общественного устройства и функционирования общества; во-вторых, с теми отношениями и формами, которые детерминируют молодёжь как социальную группу; в-третьих, с конкретным содержанием личностной и предметной сторон бытия каждого молодого индивида.
Социальный статус молодёжи определяет её субъектно – объектные характеристики. С одной стороны, молодёжь – это объект предметно – практической и познавательной деятельности общества, государства, социальных классов, партий и организаций. Основной задачей молодёжи как социального объекта является усвоение накопленного обществом социального опыта. В традиционно стабильном обществе, в условиях сильного государства, молодое поколение чрезвычайно ценится как социальный объект, поскольку общество и государство, в соответствии со своими целями, с помощью соответствующих социальных институтов (прежде всего системы образования) воспроизводит «нужную» ей молодёжь. С другой стороны, молодёжь – это субъект предметно-практической деятельности. Основной задачей молодёжи в качестве социального субъекта является реализация на практике усвоенного ранее социального опыта. Ценность молодого поколения как социального субъекта возрастает в те моменты развития общества и государства, когда востребованными становятся социокультурные качества и свойства, связанные с понятием «молодость». При этом, как отмечает И.М. Ильинский, в отношении социальной ценности молодёжи следует соблюдать чувство меры. Молодёжь нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать, ибо каждый молодой человек – это, прежде всего, носитель качеств, свойств и ценностей, которые в нём сокрыты, но эти качества и свойства могут так и не развиться, не проявиться [28, с. 69].
Социальный статус молодёжи взаимосвязан со специфическими функциями, возложенными на представителей молодого поколения: воспроизводственная (воспроизводство всех видов материальных и духовных ресурсов общества); трансляционная (передача последующим поколениям накопленных знаний, умений, навыков); инновационная (обновление элементов общественной структуры) [90, с. 385].
Формирование социального статуса молодёжи осуществляется в ходе её социального развития. Социальное развитие молодёжи – это объективный и регулируемый обществом процесс необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающего основные цели и прогресс (регресс) данного общества. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей [23, с. 42; 90, с. 385]. В самом общем виде социальное развитие молодёжи представляет собой качественные и количественные изменения социальных характеристик молодого поколения. Содержательно социальное развитие молодежи состоит в приобретении и изменении молодыми людьми собственного социального статуса и формировании гражданской идентичности в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. В социологии молодёжи данный процесс называется транзиция (переход индивида от одного этапа жизнедеятельности к другому до достижения взрослого состояния). Многовариантный характер транзиции не исключает её закономерности и необратимости (направленности) [23, с. 42].
В эмпирическом плане социальное развитие молодежи можно представить как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням, процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил молодежи (потенциальных, побудительно-мотивационных), отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности. Причем оно предполагает как воспроизводство в молодом поколении социальной структуры общества, так и процесс модернизации существующих общественных отношений, когда каждое новое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
Если причиной социального развития молодого поколения выступает необходимость достижения его представителями определённого социального статуса и реализация соответствующих функций, то источником социального развития является противоречие между участием молодёжи в материальном и духовном воспроизводстве. Эти противоречие вызвано: во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а следовательно, различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью; во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности; в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития [21; 22; 23; 51, с. 62].
В процессе социального развития молодёжь вовлекается в систему общественных отношений. Отношения между молодёжью и обществом двойственны: с одной стороны, общество социализирует молодёжь, формируя человеческий потенциал будущего; с другой – молодое поколение, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Исторически сформировалось и проявляется четыре типа взаимоотношений молодёжи и общества: авторитарный, демократический, смешанный, нейтральный [105, с. 20-25].
Авторитарный тип отношений характеризуется жёстким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства. Посредством жёстко регламентированной деятельности системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодёжи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни. Большая часть такого рода правил и государственных инструкций изложена в самых разных законах и подзаконных актах, регламентирующих жизнь молодого поколения.
Для авторитарного
типа отношений характерен повсеместный
и жёсткий социальный контроль практически
над всеми сферами жизнедеятель
При авторитарном
типе отношений молодёжная политика,
как самостоятельный вид