Социология молодежи как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 12:32, лекция

Описание работы

На основе исследовательских работ проведенных в указанные эпохи философскую науку вводятся следующие термины: подрастающее поколение, юношество (юность).
В 19 веке наиболее известными работами в отношении молодого поколения были исследования Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Маркс и Энгельс изучали молодое поколение с позиций классового общества. Они говорила о том, что каждый социальный класс имеет своих последователей, которые с одной стороны выступают носителями традиций данного класса, а с другой стороны вносят в эти традиции, что либо новое. По мнению Маркса и Энгельса в этом заключается социальное значение молодого поколения.

Содержание работы

Становление и развитее зарубежной социологии молодежи
Становление и развитее Отечественной социологии молодежи
Объект, предмет, цель и задачи социологии молодежи

Файлы: 1 файл

лекции.doc

— 556.00 Кб (Скачать файл)

Кровно-родственные отношения возникают после создания семьи и характеризуют отношения между родителями и детьми, а также между одним из супругов и родственниками другого супруга.  Формирующаяся на основе брачных и кровно родственных отношений семья рассматривается как малая социальная группа и как социальный институт, если семья анализируется как социальная группа, то характеризуется ее состав и способы взаимодействия между ее представителями. В зависимости от состава семьи подразделяются на нуклеарные и расширенные. Каждая из них может быть полной и неполной. Полные семьи могут быть простыми и составными. Составные семьи в свою очередь делятся на однодетных, малодетные, среднедетные и многодетные. В зависимости от времени существования и от длительности существования семьи делятся на молодые, зрелые и пожилые. Если семья анализируется как социальный институт, то рассматривается, прежде всего, функции семьи. К основным функциям семьи относятся:

  1. Репродуктивная функция
  2. Досуговая функция
  3. Воспитательная функция
  4. Образовательная функция
  5. Психологическая функция
  6. Статусная функция
  7. Хозяйственно-экономическая
  8. Коммуникативная функция

Следует отметить, что в  современных условиях семья  как социальная группа и как социальный институт претерпевает следующие изменения:

  1. Уменьшение числа городских семей
  2. Увеличивается число неполных семей
  3. Изменяются статус и функции супругов

Молодежь и  семья как социальные группы взаимосвязаны  друг с другом в следующих аспектах. Молодой индивид рождается, обучается  воспитывается и социализируется  в рамках семьи (социальный объект) с другой стороны молодой индивид выстраивая отношения с окружающими и удовлетворяя свои потребности сам создает семью (социальный субъект) исходя из этой взаимосвязи проблема развития семьи определяет проблемы развития молодежи и наоборот. В некоторых случаях указанные проблемы могут влиять на семейное поведение молодежи. Семейное поведение молодежи это комплекс действий, направленных на выбор брачного партнера и создание семьи. Одной из проблем в процессе выбора брачного партнера  является то, что заложенные в сознание молодого индивида стереотипы не всегда соответствуют реальности.

Другой важнейшей  проблемой отсутствие у молодых  индивидов морально-нравственной и  психологической подготовленности к вступлению в брак и созданию семьи. Следующей проблемой является стремление молодых индивидов к отдельному пожеланию  и достаточному материальному обеспечению. Согласие родителей о вступлении молодых людей в брак.  Следующей проблемой является распределение семейных обязанностей.

Одной из важнейших  функций семьи является репродуктивная функция. Репродуктивное поведение  молодежи формируется на основе двух факторов: репродуктивные установки  и репродуктивные мотивы. Последние  делятся на экономические, социальные, психологические.

3.  Сексуальное поведение молодежи представляет собой последовательности действий, направленных на поиск сексуального партнера и на  удовлетворение своих сексуальных потребностей. Изучение сексуального поведения молодежи началось в начале 20 века и включает в себя следующий аспект:

1) Возраст начала  половой жизни

2) Причины начала  половой жизни

3) Характеристики  половых партнеров

4) Число половых  партнеров

5) Средства и  методы контрацепции

6) Венерические заболевания

7) Прерывание беременности

    1. Социальный статус и социальное развитие молодёжи

 

Как социально-демографическая  группа молодёжь представлена постоянно возобновляемой совокупностью индивидов, находящихся на особой стадии жизненного цикла – завершающем этапе своего становления как субъекта общественного воспроизводства. Поэтому выделение возрастных границ и психологических особенностей молодёжи является лишь первичной ступенью её научного анализа. Основная же задача социологии молодёжи состоит в системном изучении места молодого поколения в общественной структуре, а также роли и значения молодёжи в системе общественных отношений, которые во многом зависят от её социального статуса. Именно социальный статус и стремление стать субъектом общественного воспроизводства, в совокупности с единством разнообразия ценностей и выражающего их предметно-символического мира объединяют молодых людей в номинальную социальную группу, сохраняющую свою устойчивость [36, с. 260-261].

Социальный  статус молодёжи – это социальная позиция молодого поколения в обществе, определяемая его социальными ролями и выполняемыми функциями. Наличие у молодёжи социального статуса обусловлено следующими факторами:

  • молодёжь – это часть общества (его социальных классов и слоёв), продукт их развития и средство воспроизводства;
  • молодёжь – это явление конкретно-историческое, она выступает продуктом истории и культуры, движущей силой и необходимым условием перемен;
  • молодёжь, как социально-демографическая группа, находится в положении зависимости, не имея полной самостоятельности в принятии решений;
  • основными задачами молодёжи являются задачи профессионального, семейного, морально-нравственного жизненного самоопределения [28, с. 109; 90, с. 480-481].

Социальный  статус молодёжи специфичен, для него характерны следующие черты:

  • неопределённость, связанная с промежуточным положением молодости между этапами детства и взрослости;
  • предписанность, связанная с конструированием молодёжью социальной реальности в аспекте формирующейся позиции молодых индивидов. В социальном статусе молодых людей доминирует не приобретённая, а предписанная его составляющая;
  • динамичность и перспективность, связанные, во-первых, с её интенсивной вертикальной социальной мобильности, имеющую преимущественно восходящую направленность и, во-вторых, с завершением присвоения молодыми людьми социальной субъектности и расширяющейся возможностью приобретения различных значимых для социального статуса признаков.
  • социальное неравенство, связанное с ограничением прав молодых людей до наступления возраста полного совершеннолетия [34, с. 264; 90, с. 480-481].

Специфика социального  статуса молодёжи связана: во-первых, с особенностями общественного устройства и функционирования общества; во-вторых, с теми отношениями и формами, которые детерминируют молодёжь как социальную группу; в-третьих, с конкретным содержанием личностной и предметной сторон бытия каждого молодого индивида.

Социальный  статус молодёжи определяет её субъектно – объектные характеристики. С одной стороны, молодёжь – это объект предметно – практической и познавательной деятельности общества, государства, социальных классов, партий и организаций. Основной задачей молодёжи как социального объекта является усвоение накопленного обществом социального опыта. В традиционно стабильном обществе, в условиях сильного государства, молодое поколение чрезвычайно ценится как социальный объект, поскольку общество и государство, в соответствии со своими целями, с помощью соответствующих социальных институтов (прежде всего системы образования) воспроизводит «нужную» ей молодёжь. С другой стороны, молодёжь – это субъект предметно-практической деятельности. Основной задачей молодёжи в качестве социального субъекта является реализация на практике усвоенного ранее социального опыта. Ценность молодого поколения как социального субъекта возрастает в те моменты развития общества и государства, когда востребованными становятся социокультурные качества и свойства, связанные с понятием «молодость». При этом, как отмечает И.М. Ильинский, в отношении социальной ценности молодёжи следует соблюдать чувство меры. Молодёжь нельзя недооценивать, но и нельзя переоценивать, ибо каждый молодой человек – это, прежде всего, носитель качеств, свойств и ценностей, которые в нём сокрыты, но эти качества и свойства могут так и не развиться, не проявиться [28, с. 69].

Социальный  статус молодёжи взаимосвязан со специфическими функциями, возложенными на представителей молодого поколения: воспроизводственная (воспроизводство всех видов материальных и духовных ресурсов общества); трансляционная (передача последующим поколениям накопленных знаний, умений, навыков); инновационная (обновление элементов общественной структуры) [90, с. 385].

Формирование  социального статуса молодёжи осуществляется в ходе её социального развития. Социальное развитие молодёжи – это объективный и регулируемый обществом процесс необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающего основные цели и прогресс (регресс) данного общества. Данный процесс имманентно связан с риском, не обходится без проб и ошибок в выборе жизненного пути, способах самореализации молодых людей [23, с. 42; 90, с. 385]. В самом общем виде социальное развитие молодёжи представляет собой качественные и количественные изменения социальных характеристик молодого поколения. Содержательно социальное развитие молодежи состоит в приобретении и изменении молодыми людьми собственного социального статуса и формировании гражданской идентичности в процессе достижения молодыми людьми социальной зрелости и социальной субъектности. В социологии молодёжи данный процесс называется транзиция (переход индивида от одного этапа жизнедеятельности к другому до достижения взрослого состояния). Многовариантный характер транзиции не исключает её закономерности и необратимости (направленности) [23, с. 42].

В эмпирическом плане социальное развитие молодежи можно представить как поэтапный, соответствующий возрастным ступеням, процесс изменения социального положения и детерминированных им сущностных сил молодежи (потенциальных, побудительно-мотивационных), отражающийся в специфических формах ее социальной деятельности. Причем оно предполагает как воспроизводство в молодом поколении социальной структуры общества, так и процесс модернизации существующих общественных отношений, когда каждое новое поколение, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой – видоизменяет старые условия посредством совершенно измененной деятельности. Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга как внешнее и внутреннее, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.

Если причиной социального развития молодого поколения  выступает необходимость достижения его представителями определённого социального статуса и реализация соответствующих функций, то источником социального развития является противоречие между участием молодёжи в материальном и духовном воспроизводстве. Эти противоречие вызвано: во-первых, различным характером деятельности, лежащей в основе каждой из форм общественного производства, а следовательно, различиями в природе и направленности социальных связей, опосредованных этой деятельностью; во-вторых, различным способом присвоения субъектом результатов этой деятельности; в-третьих, различным отношением к каждой из форм общественного производства со стороны общества на разных этапах его развития [21; 22; 23; 51, с. 62].

В процессе социального развития молодёжь вовлекается  в систему общественных отношений. Отношения между молодёжью и обществом двойственны: с одной стороны, общество социализирует молодёжь, формируя человеческий потенциал будущего; с другой – молодое поколение, как субъект общественного воспроизводства, активно воздействует на развитие социума. Включаясь в социальные отношения, молодежь видоизменяет их и под воздействием преобразованных условий совершенствуется сама. Обратное воздействие условий и отношений на социальную деятельность и активность молодежи происходит опосредованно через ее сознание, в форме определенной структуры потребностей, интересов и ценностей. Исторически сформировалось и проявляется четыре типа взаимоотношений молодёжи и общества: авторитарный, демократический, смешанный, нейтральный [105, с. 20-25].

Авторитарный тип отношений характеризуется жёстким патернализмом и опекой молодого поколения со стороны общества и государства. Посредством жёстко регламентированной деятельности системы социальных институтов и политических организаций в отношении детей, подростков и молодёжи определяются место, роль, права и обязанности всего молодого поколения в общественном воспроизводстве, в социальной жизни. Большая часть такого рода правил и государственных инструкций изложена в самых разных законах и подзаконных актах, регламентирующих жизнь молодого поколения.

Для авторитарного  типа отношений характерен повсеместный и жёсткий социальный контроль практически  над всеми сферами жизнедеятельности молодёжи. Как правило, не допускается свобода творчества, и волеизъявление вне предписанных государством правил, сама же творческая активность молодого поколения подменяется адаптацией и приспособлением молодых индивидов к сложившейся ситуации. Образование, воспитание и социализация молодых индивидов имеют ярко выраженный военный, идейно-политический и трудовой аспект, и целенаправленно осуществляются под контролем политических организаций и силовых структур. В данных условиях ограничены свободы выбора идеологии, вероисповедания, жизненного пути, профессии и места жительства. Иной культуре, идеологии, взглядам, ценностям или стилю поведения, принятому во внешнем мире ставится железный заслон.

При авторитарном типе отношений молодёжная политика, как самостоятельный вид государственной  политики, отсутствует. Отдельные вопросы решаются на уровне производственных структур в рамках планов промышленных и аграрных народных предприятий. Социальная защита молодёжи и помощь детям отсутствуют или сводятся к выплате разовых денежных пособий. Проблемы молодого поколения, как правило, решает семья. Сироты направляются в государственные интернаты, где и живут до совершеннолетия.

Информация о работе Социология молодежи как наука