Социология Огюста Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: . При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

Социология Огюста Конта

Гофман А.Б.

1. Этапы  жизни и творчества

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, социологии -вопрос спорный. Бесспорно то, что он стал ее крестным отцом, так как дал ей имя, изобрел само слово . Правда, блюстители чистоты научного языка нередко подчеркивали характер имени, которым он назвал новорожденную науку об обществе; ведь оно составлено из слов, взятых из двух разных языков: латинского () и греческого (, ). Как бы то ни было, уже благодаря тому, что Конт придумал слово , он интересен для истории этой науки. Но дело, конечно, не в названии. Далее мы увидим, сколь значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии как таковой. Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Мон-пелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: . При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально  взаимоотношения юного ученика  и знаменитого учителя носят  дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы  сен-симонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.

В 1826 г. Конт приступает к чтению платных  публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его  тяжелого психического заболевания  и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного . Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.

Конт не занимал сколько-нибудь прочных позиций в академической  системе тогдашней Франции. Его  попытки получить кафедру или  занять должность штатного преподавателя  в Политехнической школе и  в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, пробавляясь также частными уроками. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования. Последние годы жизни он жил на средства, собираемые по подписке его сторонниками-позитивистами.

На жизнь и деятельность Конта  оказали влияние две женщины, которые, благодаря этому, в известном  смысле вошли в историю социологии вместе с ним. Влияние одной из них сам он расценивал как пагубное и считал связь с ней единственной серьезной ошибкой, совершенной  в жизни. Это была его жена Каролина Массен, которую он обвинял в порочности и, главное, в бессердечии. Ожесточенные и частые конфликты с ней приводили время от времени к резким обострениям его душевного заболевания. В конце концов супруги расстались. Влияние другой женщины Конт оценивал как истинно благодатное; оно сказалось отчасти в том, что в конце жизни он энергично подчеркивал превосходство чувства () над разумом и, по существу, из проповедника новой науки превратился в проповедника новой религии. Звали эту женщину Клотильда де Во. Конт познакомился с ней в 1845 г., за год до ее смерти. Он страстно (и безответно) полюбил эту 30-летнюю женщину и боготворил ее до конца своих дней. Любовный экстаз постепенно перерос у него в экстаз религиозный. Он прославил Клотильду де Во в предисловии к своей четырехтомной и разработал посвященные ей особые ритуальные действа, которые неуклонно и тщательно исполнял.

Стиль сочинений Конта отражает, по-видимому, особенности его личности. Он отличается растянутостью изложения, длиннотами, громоздкими фразами, частыми  повторами. Конта совершенно не волнует  красота стиля, но он всячески стремится  к полноте и точности в изложении  своих мыслей. Эти особенности  парадоксальным образом сочетаются с любовью к сочинению афоризмов  и девизов, нередко весьма эффектных  и запоминающихся. Вот некоторые  из них: , , , , , , и т. п.

Хотя в ранние годы Конт читал  очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, за исключением некоторых трудов, содержащих полезные, по его мнению, данные, а также поэтических сочинений.

Конт был человеком чрезвычайно  неуравновешенным и страдал периодическими психическими недугами, хотя в целом  его, несомненно, нельзя считать умалишенным. Серьезные жизненные неудачи  компенсировались у него чрезвычайным самомнением и непреклонной верой  в свою исключительную миссию. Чувство  юмора и остроумие, по-видимому, были ему чужды.

В общем, говоря о личности Конта, можно  сделать вывод, что этот выдающийся человек был маргиналом, человеком , на краю во многих отношениях. Он находился на грани между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым состоянием, между здоровьем и болезнью, между наукой, религией, утопией и т. п. Все это, безусловно, не могло не сказаться на его социологическом мышлении.

В творчестве Конта принято различать  три периода. Первый период (1819-1828), почти  полностью совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести  небольших программных сочинений, . Эти сочинения Конт впоследствии включил в качестве приложения в IV том своей (1854) с целью показать преемственность своих воззрений. В он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается находящееся в состоянии человечество. В этих сочинениях можно найти идеи, которые одновременно являются итогом для Сен-Симона и отправным пунктом для Конта. Здесь уже присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, в частности, идея об особой роли ученых в новом обществе; различение двух главных эпох в развитии человечества: критической и органической; понятие и принципы ; и, наконец, знаменитый .

Второй период (1830-1842) - это период зрелости, когда создавался и издавался  шеститомный (тома выходили последовательно в 1830, 1835, 1838, 1839, 1841 и 1842 гг.). В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения.

Считая, что интеллектуальная реформа  должна предшествовать социальной (включая  политическую, моральную, религиозную), он в этот период выступает главным  образом в роли ученого и в  качестве такового придерживается метода: он обосновывает включенность человеческого  и социального мира в общую  систему мироздания, подчиненность  человеческих дел естественному  ходу вещей и ориентацию социологии (в принципе находящейся на вершине  иерархии наук) на естественные науки  как на более зрелые и ранее приблизившиеся к позитивному состоянию.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием  таких произведений, как четырехтомная (1851-1854), (1852) и (1856). В это время Конт обосновывает преимущественно точку зрения и метод. На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии . Соответственно главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Если на предыдущем этапе Конт предпочитал использовать понятия , , , то в это время он уже чаще говорит о как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Теоретическая перспектива меняется: если в Конт подчеркивает характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь, наоборот, он, в соответствии с точкой зрения, рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

Существуют две точки зрения на соотношение отмеченных периодов в творчестве французского мыслителя. Одни аналитики считали, что третий период противостоит первым двум и  означает решительный отказ от исходных научно-теоретических позиций. Иными  словами, Конт как создатель новой  религии и утопических проектов не имеет ничего общего с Контом - создателем позитивистского научного мировоззрения. Такой точки зрения придерживались, в частности, известные  приверженцы контовского позитивизма француз Эм. Литтре и англичанин Дж. Ст. Милль. Они вдохновлялись идеями . Когда же, по их мнению, автор порвал с этими идеями, они порвали с их автором.

Другие, в том числе сам Конт, рассматривали третий период как  естественное и логичное завершение первых двух. С этой точки зрения три периода выражают не эволюцию и, тем более, не коренное изменение  взглядов, а различные этапы реализации одного и того же замысла, того, который  был сформулирован еще в . Тех своих сторонников, которые признавали и (II период) и (III период), он считал позитивистами; тех же, кто был сторонником только - .

Тем не менее, отрицая поворот в  содержании своих воззрений, Конт в  то же время признавал изменение  своей социально-интеллектуальной роли (от ученого - к проповеднику новой  религии), говоря, что [1, XXIII].

Независимо от того, как оценивать  соотношение между различными периодами  и частями контовского учения, несомненно, что в нем переплетались и проникали друг в друга научные и вненаучные элементы. Но задача истории социологии - изучить прежде всего научные элементы, исходя из тех критериев, которые были выделены в первой лекции. Это те стороны доктрины Конта, которые в дальнейшем получили продолжение не в морали или религии, не в политике или социальных движениях, а в социологии как науке.

2. Идейные  истоки

Древнейшим предшественником подлинной  социальной науки Конт считает Аристотеля, который стремится рассматривать  наблюдение как основу этой науки, а  человека - как животное политическое1. Среди оказавших влияние на формирование взглядов Конта или высоко им ценимых следует отметить философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных естествоиспытателей прошлого.

Первую значительную попытку целостного, основанного на рассмотрения социального  развития Конт находит у Боссюэ. Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии, главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, , он отмечает глубокий анализ разделения труда. Тюрго, несомненно, также повлиял на контовское представление о прогрессе и предвосхитил его закон , разделив культурный прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.

Чрезвычайно высоко Конт оценивает  вклад Монтескье, который впервые  распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и  показал, что эти явления подчинены  действию естественных законов. Конт признает важный вклад Гоббса в становление  социальной науки. Но особенно высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых  противостояли друг другу: де Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции обоих мыслителей как взаимодополнительные. Главный социальный лозунг Конта: - опирается на идею порядка у де Местра (и других традиционалистов, особенно де Бональда) и идею прогресса у Кондорсе, которого он считал своим .

Особенно глубокое влияние на Конта  оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это  решительно отрицал. Трудно найти у  Конта такую идею, которая в  какой-то форме уже не присутствовала бы в сочинениях Сен-Симона. Это относится, в частности, к таким важным для  Конта положениям, как различие и  периодов в развитии общества; идея прогресса; значение науки, в особенности  социальной, в современную эпоху; роль индустриализма и в современном  и будущем обществе и т. д. Можно  сказать, что собственно идея социальной реальности, ключевая для становления  социологии

1 Взгляды Конта на вклад различных  мыслителей в создание социологии  изложены, в частности, в 47-й  лекции его [2, 225-286].

как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-Симона. Даже само выражение последний использовал еще в 1808 г., т. е. задолго до основателя позитивной философии. У него же мы встречаем и тезисы (впоследствии развитые Контом) о том, что , , или , - это часть общей науки; она должна базироваться на наблюдении и ее методы должны быть теми же, что и методы естественных наук. Еще до Конта Сен-Симон в (1803) указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом [3, 130]. Сам жизненный и творческий маршрут Конта от проповедника новой науки к проповеднику новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона, в деятельности которого также различаются три периода: научный, социально-реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал .

Информация о работе Социология Огюста Конта