Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:48, реферат
После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: . При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.
Но было бы ошибочным считать
Конта простым продолжателем
Сен-Симона. Во-первых, между ними существуют
определенные теоретические и социально-
В целом Конт стремился объединить
противоречивые идейные традиции: просветительскую
идею прогресса и традиционализм,
просветительский рационализм (даже в
якобинском культе Разума он видел
предвосхищение позитивизма) и средневековый
католицизм. В последнем ему особенно
импонировала идеология социально-
3. Позитивизм как обоснование науки
Конт относится отрицательно ко всему отрицательному, разрушительному, критическому. Он противопоставляет духу отрицания и в теории, и в действительности, принесенному Революцией (впрочем, разрушившей то, что было достойно разрушения), созидательный, позитивный дух. Категория становится наиболее общей и главной в его мировоззрении, поэтому и другие слова, производные от , становятся основными терминами для обозначения контовского учения.
Что же такое в истолковании основателя позитивизма? Он указывает пять значений этого слова [4, 34-36]:
1) реальное в противовес
2) полезное в противовес
3) достоверное в противовес сомнительному;
4) точное в противовес смутному;
5) организующее в противовес разрушительному2.
К этим значениям Конт добавляет
такие черты позитивного
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом ,или , который он считал своим главным открытием.
Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии [там же, 10-21].
1) На теологической, или
2 Последнее значение нами
Провидения безрассудны и
2) На метафизической, или абстрактной,
стадии человеческое мышление
также пытается объяснить
3) Основной признак позитивной,
или реальной, или научной стадии
состоит в том, что здесь
действует закон постоянного
подчинения воображения
Иногда Конт высказывается не только против изучения причин, но и против исследования причинности вообще, утверждая, что наука должна заменить вопрос вопросом . Сам он, однако, в своих сочинениях нередко высказывается о причинах тех или иных явлений.
Позитивное мышление, которому свойственны отмеченные выше признаки, далеко и от эмпиризма, и от мистицизма. Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. Именно на третьей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой - познание не фактов (они составляют для нее лишь необходимый сырой материал), а законов. Существование неизменных естественных законов - условие существования науки; их познание с целью рационального предвидения - ее предназначение.
Конт исходит из представления о единстве и иерархической структуре всего бытия, включая человеческое. На основе такого представления он строит свою классификацию наук, получившую широкую известность. Эта классификация включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию.
Характерно, что в этой классификации
нет философии и психологии. Отсутствие
первой объясняется тем, что Конт
не мыслил философию в качестве особой
отрасли знания: для него позитивная
философия - это та же наука, наблюдающая
наиболее общие законы, обобщающая
результаты частных наук и обеспечивающая
их единство. Отсутствие психологии объясняется
тем, что тогдашняя психология была
преимущественно
Каждая из перечисленных наук представляет собой своего рода ступень по отношению к последующей. Каждая из них заимствует у предыдущей ее методы и добавляет к ним еще свой собственный, обусловленный спецификой изучаемого объекта. Все науки проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии; только на последней они становятся науками в собственном смысле. На вершине иерархии наук находится социология.
4. Социология как наука
По Конту, социология, как и любая
другая наука, изучает неизменные естественные
законы. Предмет ее - самый важный
и сложный, поэтому она - своего рода
царица наук. Социология может и
должна использовать достижения других
наук, которые изучают более
Для обозначения самой молодой науки Конт использует различные термины: , , и . Он считал себя автором последнего термина и до определенного момента рассматривал его как наиболее предпочтительный. Однако это выражение стало, по мнению Конта, использоваться, прежде всего бельгийским ученым Адольфом Кетле, который в своем труде (1835) применил его к [2, 7]. Подобное словоупотребление явно не соответствовало тому выдающемуся месту, которое предстояло занять социологии в системе наук и в обществе. Для обозначения новой науки необходимо было новое слово, и оно было придумано.
Впервые Конт употребил слово в 1839 г., в 47-й лекции (том IV). Употребив его впервые, он в примечании обосновывает, точнее, оправдывает его введение следующим образом: [там же, 252]. Впрочем, и после введения нового термина Конт наряду с ним продолжал использовать и старые для обозначения новой науки.
5. Объект социологии
Конт был одним из мыслителей, открывших социальную реальность и внесших важный вклад в ее понимание. Некоторые представления о ней, которые он разработал, стали затем парадигмальными и получили дальнейшее развитие в социологии.
Главное условие создания самостоятельной социальной науки, по Кошу, - это выделение специфической реальности, не изучаемой никакими другими науками. Для обозначения этой реальности он использует различные термины: , , , , и т. п. Человек по природе своей социален, социальность - его естественное состояние. Но и эгоизм - также естественное состояние, поэтому социальность требует научения и усваивается индивидом посредством воспитания. Будучи изначально естественным образованием, общество становится .
Человек не может по своей воле создавать социальные явления, но он может их видоизменять при условии учета естественных законов.
Можно увеличить или уменьшить интенсивность уже существующих социальных тенденций, можно изменить их скорость, но невозможно сменить порядок их следования или перескочить через промежуточные этапы. Изменчивость социальных явлений может вызываться такими факторами, как раса, климат или собственно социальные действия, но доминирующим при этом остается действие универсальных неизменных законов.
Общество состоит из индивидов, обладающих отдельным и независимым существованием и думающих, что они действуют согласно . В действительности они постоянно участвуют в общем развитии, как правило, не задумываясь над этим. Будучи социальным реалистом, Конт постоянно подчеркивает примат общества над индивидом, иногда в весьма резких выражениях. Слова , часто носят у него уничижительный оттенок.
Одним из первых в социологии Конт
разрабатывает подход к обществу
как к системе, прообразом которой
выступает для него биологический
организм. Он постоянно подчеркивает
ее целостный, неделимый характер и
взаимозависимость ее частей, отмечая
[там же, 324]. Всем системам присуще
такое свойство, как солидарность,
но живым системам, особенно социальным,
оно присуще в наивысшей
Конт выделяет такие свойства социальной реальности, как максимальная сложность и, вследствие этого, наибольшая неупорядоченность и изменчивость; активность; спонтанность и вместе с тем регулирование искусственным порядком.
Взглядам Конта на социальную реальность присуща одна особенность, которая характерна и для других пионеров социологической мысли: это неразличение общества и человечества. Общество рассматривается как человечество в миниатюре, а человечество - как расширенное до предела общество. При этом человечество трактуется как подлинная, высшая и самая социальная реальность. Конт исходит из концепции , имеющего своим пределом человечество; он утверждает, что существует постоянная тенденция к образованию . Структура и развитие общества в конечном счете определяются , а социология включена в .
Неразличение общества и человечества усиливалось верой в универсальный прогресс и эволюционистским представлением, в соответствии с которым все общества неизбежно проходят в своем развитии одни и те же фазы. Достаточно изучить наиболее общества, чтобы понять путь, по которому раньше или позже пойдет все человечество. Поэтому Конт выбирает и рассматривает в каждой значительной исторической эпохе [6, 3], прослеживает судьбы народа, который несет эстафету цивилизации и передает ее другому. Начиная с нового времени он изучает только западные европейские нации (а с XVII в. - прежде всего Францию), так как, с его точки зрения, их историческим путем неизбежно пойдет все человечество.
Здесь контовская позиция близка гегелевской философии истории, с одной стороны, и эволюционизму Маркса и Спенсера - с другой. Хотя Конт и утверждал в , что этапы социального развития невозможно перепрыгнуть, впоследствии он говорил, что цивилизованные нации должны будут помочь промчаться без остановок на отдельных фазах развития менее цивилизованным народам, отставшим братьям.
Таким образом, у Конта общество и человечество рассматриваются не только как однопорядковые явления, но и как явления тождественные по сути, хотя и различные по объему. Во-первых, человечество рассматривается как максимальное по объему общество. Во-вторых, некоторые общества в определенные исторические периоды выступают как представители всего человечества, прокладывающие для него маршруты его дальнейшего движения.
Подобная позиция имела
6. Метод: и социология