Социология Огюста Конта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:48, реферат

Описание работы

После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: . При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 63.82 Кб (Скачать файл)

Конт чрезвычайно озабочен , которого угнетают и грабят высшие слои. Его произведения полны теплых и проникновеных слов о пролетариате, о его . Пролетариев и женщин он считает естественными союзниками позитивизма (как и позитивистские философы, они стоят на ) и стремится практически осуществить этот союз. В проектируемом обществе будущего пролетариат почитает патриция; он уже не раб, а служащий, и его зарплата становится жалованьем.

Будучи противником разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, Конт вместе с тем  резко разделяет власть на духовную и мирскую. Это разделение реально  и благотворно для общества, при  условии безоговорочного превосходства  духовной власти над мирской. В средневековой Европе духовная власть принадлежала священникам, а мирская - военным. После Французской революции произошло полное поглощение духовной власти властью мирской, которая перешла к политикам и юристам. В современную эпоху вместе с торжеством позитивизма мирская власть переходит к , а духовная - к (, ), которых Конт считал новыми , новым , вначале в фигуральном, а затем в буквальном смысле. Функции этой категории, становящейся своего рода кастой, в обществе, где восторжествует позитивизм, чрезвычайно сложны и многообразны. Они не только советуют, освящают, регулируют, распределяют по классам, судят, но и, будучи священниками нового культа, следят за мыслями, поступками, чтением и даже за воспроизводством потомства.

Среди различных систем социальных институтов или сфер социальной жизни  Конт особое значение придает религии  и морали. Эти две социальные сферы  окрашивают и пронизывают все  остальные: науку, экономику, политику, право и т. д. Социальный вопрос для  него прежде всего не экономический и не политический по своей сути, а морально-религиозный. Движущая сила деятельности - не интеллект, а чувство; чувство же в свою очередь приводится в движение моралью и религией. Вот почему в социология растворяется в этих двух сферах. С помощью метода разработка морали сливается с построением социологии; все науки служат лишь подготовительной ступенью для морали, которая трактуется как своего рода седьмая наука, находящаяся на вершине иерархии наук [9, 438; 10, 49; 8, 231]. Характерное отождествление фаталистски толкуемого социального закона и повелительной моральной нормы хорошо видно в любопытном тезисе Конта, согласно которому социология должна стремиться [2, 491-492].

Одновременно социология становится средством учреждения Религии Человечества. По Конту, в противовес протестантам и деистам, которые атаковали  религию именем Бога, позитивисты .

Религиозно-нравственное начало пронизывает  у Конта и такой институт, как  собственность. Он был сторонником  частной собственности и права  наследования имущества. Но вместе с  тем он постоянно подчеркивал  и ответственность собственника перед обществом за то, как он ею распоряжается.

В принципе структура общества, изучаемая  социальной статикой, по Конту, радикально не изменяется. Она может лишь испытывать болезненные потрясения в периоды, но затем вновь восстанавливается  благодаря прогрессу. Ведь согласно одной из его формул, .

8. Социальная  динамика

Социальная динамика - это теория прогресса. Понятие прогресса характерно только для человеческих обществ, составляет их специфику и позволяет отделить социологию от биологии. Прогресс здесь  возможен благодаря тому, что, в отличие  от обществ животных, одни поколения  могут передавать другим накопленные  материальные и духовные богатства. Вследствие неразличения общества и человечества и включения социологии в теория прогресса Конта в основе своей является антропологической. Социальный прогресс в конечном счете проистекает из врожденного инстинкта, заставляющего человека , развивать [там же, 364].

Конт оговаривается, что прогресс не равнозначен безграничному росту  счастья и человеческого совершенства, отмечая, что последнее понятие  лучше заменить понятием . Социальная динамика лишена оптимизма, так как она признает возможность и даже необходимость отклонений. В истории периоды чередуются с , когда преемственность нарушается. И тем не менее, социальное развитие в целом у Конта изображается как совершенствование, улучшение, прогресс.

Конт постоянно подчеркивает непрерывный  и преемственный характер прогресса. Подобно тому как социальная статика выявляет солидарность в пространстве, социальная динамика выявляет солидарность во времени. Социальная динамика рассматривает каждое последовательное состояние общества как результат предыдущего и необходимый источник будущего, так как, согласно аксиоме Лейбница, [там же, 336].

Следуя взглядам традиционалистов, Конт постоянно подчеркивает преемственность  поколений и колоссальное влияние  всех предыдущих поколений на последующее  развитие. В он утверждает: . С этим утверждением перекликается его тезис о том, что человечество в гораздо большей степени состоит из мертвых, чем из живых, и социальная связь нарушается в случае .

Главный закон социального прогресса  у Конта - это закон трех стадий. Все общества раньше или позже  проходят в своем развитии теологическую, метафизическую и позитивную стадии.

В теологическую эпоху люди верят  сначала в фетиши (фетишистский период); затем - в богов (период политеизма); наконец - в единого Бога (период монотеизма). Основным мирским занятием являются завоевательные войны. Соответственно, духовная власть принадлежит священникам, мирская - военным.

В метафизическую эпоху люди обладают правом свободной дискуссии и  основываются только на индивидуальных оценках. Духовная власть, принадлежащая  метафизикам и литераторам, поглощена  мирской, принадлежащей законодателям  и адвокатам. Значение военной деятельности сохраняется, но она становится преимущественно  оборонительной.

Наконец, в позитивную эпоху духовное управление осуществляется , мирское - . Основным видом деятельности становится индустрия, которая носит мирный характер.

По Кошу, позитивная стадия в развитии человечества должна была начаться сразу  после Великой Французской революции, но Революция осуществила лишь разрушительную задачу и уклонилась от нормального  пути. В известном смысле она еще  продолжается. С духовной точки зрения позитивная стадия начинается с . Сначала Конт избегал указания точной даты начала позитивной фазы в мирском, или политическом, аспекте. Но в он ее указывает: это 1860 - 1865 гг.

Чтобы эволюция человечества пришла к Земле Обетованной (позитивному  состоянию), необходимо осуществить  два ряда реформ. Первые должны быть теоретическими; их цель - создать твердые  и общепринятые мнения; их начало положено . Другие реформы - практические, политические. Они восстановят прекрасную социальную организацию средневековья; отделят духовную власть от мирской, доверив первую ученым, вторую - , заменят равенство иерархией, а национальный суверенитет - всеобщим централизованным управлением компетентных людей.

Позитивный, высший этап у Конта  констатируется и предсказывается  как неизбежный, но дальнейшая его  судьба характеризуется довольно туманно. Он считает, что пройдет [10, 73]. Таким  образом, у Конта, как и у Маркса, находящийся впереди человечества золотой век, одновременно неизбежный и желанный, означает либо нечто  смутное, либо конец истории, либо новый  цикл развития, который начинается с новой стадии.

Таким образом, от наблюдения реально  существовавших и существующих этапов социальной эволюции Конт переходит  к характеристике того, какой она  необходимо будет и должна быть. Социальная динамика завершается пророчествами, практическими рекомендациями и  утопическими проектами.

9. От  науки - к утопическому проектированию

Подобно многим другим социальным мыслителям XIX в. Конт любил пророчествовать, и эта любовь естественным образом вытекала из фаталистской интерпретации социальных законов. Сегодня одни его предсказания выглядят наивными и смешными, другие – основательными и провидческими. Не подтвердилась основополагающая вера Конта в то, что разработанная им вплоть до ритуальных деталей Религия Человечества станет религией человечества. Социальный режим, который он одновременно предсказывает и предлагает - социократия, - основан на строгой иерархии, субординации, точном исполнении предписанных функций. Подобные общества, небольшие по размеру (будущие государства по размерам не должны превосходить Швейцарию или Бельгию) и подчиненные единой церкви или Великому Существу (человечеству), представляют собой нечто среднее между фаланстером Фурье и монастырем.

Не подтвердились такие предсказания Конта, как союз пролетариата и женщин, с одной стороны, и позитивизма - с другой; исчезновение средних  классов; семейно-домашняя роль женщины  и т. д.

Вместе с тем проблема единства человечества, которую так энергично  выражал Конт, и сегодня, в эпоху  политических, межнациональных и  межконфессиональных распрей, остается в высшей степени актуальной. И  хотя до общечеловеческого единства далеко, деятельность многочисленных всемирных и международных организаций  свидетельствует о том, что мировое  сообщество - не фикция. Конт был убежденным и активным сторонником мира, и  межнационального, и межклассового. Наряду с Бернарденом де Сен-Пьером он первым отстаивал идею ; наряду с Сен-Симоном он был одним из провозвестников наступления эры индустриализма; он предсказывал процесс деколонизации и т. д.

Пророчества у Конта незаметно  перерастали в утопическое проектирование, и сам он, осознавая его в  качестве такового, применял слово  к своим проектам [8, 275]. С предложениями  об их осуществлении он обращается по самым различным и порой  неожиданным адресам: и к пролетариату3, и к царю Николаю I, и к великому визирю Османской империи, стороннику европейской цивилизации Решид-паше, и к руководителям Ордена иезуитов. По-видимому, Конт считал утопии не только необходимыми для социальной практики (вследствие того, что они затрагивают не , а ), но и осуществимыми в действительности.

Конт вышел из сен-симонистской школы и в известном смысле оставался сен-симонистом всю жизнь. Многое сближало его с социалистами, последователями Сен-Симона: Б. П. Анфантеном, С.-А. Базаром и др. Однако были и существенные различия между контизмом, с одной стороны, и социализмом и коммунизмом - с другой. Сам Конт усиленно подчеркивал свое несогласие с этими учениями. Он был решительным противником обобществления собственности и политических революций. Главное преимущество позитивизма перед социализмом он видел в том, что позитивизм исходит из необходимости духовного, нравственного обновления общества, а социализм стремится [7, 169]. Несмотря на собственные, иногда весьма энергичные высказывания, принижающие роль индивида, его прав и свобод, Конт не согласен с коммунистами в их стремлении подавить всякую индивидуальность [там же, 158]. Он также против других идей, отстаиваемых социалистами и коммунистами: идеи равенства, ликвидации иерархии, основанной на различиях в способностях, и замены их ; отмены права наследования; ликвидации брака и семьи, за что выступали сен-симонисты.

Несомненно, в социально-политических воззрениях и проектах Кон-та был значителен элемент авторитаризма и будущего тоталитаризма, в частности, отрицание гражданских свобод и прав личности, свободы мнений, принципа разделения властей, демократических институтов и т. д. Конт был сторонником активного вмешательства государства в экономику и другие стороны социальной и даже личной жизни. Подобно многим проектам социалистов, его несомненно представляет собой прообраз тоталитарного режима.

Вместе с тем социология Конта, зачастую вопреки его собственным  декларациям, в значительной мере проникнута духом либерализма. Это

3 Возникшее в Париже Общество  пролетариев-позитивистов, последователей  Конта, в 1870 г. было принято  на правах секции в Интернационал.  Хотя Генеральный Совет Интернационала  подверг резкой критике программу  Общества, оно было принято с  учетом его рабочего состава.  См. об этом письмо К. Маркса  Ф. Энгельсу от 19 марта 1870 г. [11,381].

относится к той ее части, которая  основана на методе, ставит своей главной  задачей познание естественных неизменных законов и последующую опору  на них в социальной практике. Именно эта сторона контовской теоретической системы главным образом развивалась впоследствии в истории социологической мысли. Идея о том, что социальная реальность развивается по своим собственным законам, что она, как и природа, не поддается произвольному манипулированию и принуждению, и, следовательно, чтобы эффективно воздействовать на нее, необходимо подчиняться этим, предварительно изученным законам, опираться на них, - эта идея лежит в основе либерализма. Ведь, по словам одного из апостолов современного либерализма, нобелевского лауреата Ф. Хайека, главный тезис либерализма сводится к тому, что [12, 33]. Именно на этой основополагающей идее базируется социология Конта.

Но на этой идее он не останавливается. В его социологии намерение использовать социальные законы и стихийные, самопроизвольно  развивающиеся тенденции перерастает  в намерение заменить эти законы и тенденции целенаправленной деятельностью, управлением, проектированием некой  группы людей, понимающих и выражающих общественное благо. Естественные законы, будучи , как бы перестают действовать и становятся управляемыми, а человек, их, становится демиургом. фактор выходит на первый план, подчинение законам сменяется безграничным произволом, а наука превращается в проектирование, причем ориентированное не на реальность, а на идеал. Так происходит у Конта превращение социологии из науки в утопию.

Социология для Конта была синтетическим  мировоззрением, включавшим в себя, помимо науки, многие другие компоненты, в том числе утопическое проектирование. Вследствие этого слово на некоторое  время было основательно дискредитировано. В середине и второй половине XIX в. многие социальные ученые воспринимали его как социальную утопию фанатичных позитивистов; его использование было тогда равнозначно использованию таких слов, как или . Для обозначения же своих исследований и собственно науки об обществе они предпочитали пользоваться другими терминами, в частности, более нейтральным термином . Лишь впоследствии, прежде всего благодаря трудам Г. Спенсера, а затем и других ученых, слово было реабилитировано. Оно стало обозначать не только социальную доктрину Конта, но вообще науку о социальных явлениях, независимо от социальных идеалов исследователя. Одновременно его значение сузилось, так как из социологии исключали (или, во всяком случае, стремились исключать) ее вненауч-ные компоненты.

Информация о работе Социология Огюста Конта