Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:48, реферат
После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: . При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства.
10. Заключение
Была ли у Конта наука следствием его утопии или, наоборот, утопия -следствием его научных воззрений или, наконец, наука и утопия у него были независимы друг от друга? Как бы мы ни ответили на этот вопрос, ясно одно: Конт внес важный вклад в становление социологии как научной дисциплины. Он обосновал ее необходимость и возможность. Это обоснование было по сути своей и неизбежно философским и, шире, мировоззренческим: очевидно, что изнутри социологии обосновать ее было невозможно, так как в качестве самостоятельной науки она еще не существовала. Конт понимал, что он находится лишь у истоков создания новой науки. Он наметил ее программу и отчасти пытался ее реализовать. Кое-что из этих попыток соответствовало его программе, кое-что ей противоречило.
Конт внес серьезный вклад в
формирование онтологических парадигм
социологического знания, т. е. ключевых
представлений о социальной реальности.
Он доказывал ставший
В эпистемологическом аспекте огромное значение имел тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику. Его различение социальной статики и социальной динамики в той или иной форме сохранилось на протяжении всей истории социологии, а также проникло в смежные науки. Сохраняют свое значение и многие из его постулатов, касающиеся методов социологии: наблюдения, эксперимента, сравнительно-исторического метода и т. п. Даже его мистический метод оказал известное влияние на судьбы социологической мысли.
В этическом аспекте важную роль в развитии социологии сыграло обоснование Контом выдающейся роли ученого в современном обществе. Его вклад в профессиональную этику новой науки состоял прежде всего в доказательстве необходимости преобладания наблюдения над воображением и в громком призыве не и не социальные факты, а изучать их; тем самым он актуализировал применительно к социологии важнейший для научной этики тезис Спинозы: . Правда, сам Конт в своей социологии и часто следовал противоположным принципам. Но он с такой силой обосновывал этику непредвзятого, свободного от всяких догм, беспредпосылочного исследования, что позитивизм в социологии всегда связывался именно с такой этикой. Именно она и стала главной для профессии социолога.
Что касается значения Конта для
институционально-
Список литературы
1. Comte A. Catifchisme positiviste. P., 1852.
2. Comte A. Cours de philosophic positive. T. IV. P., 1839.
3. Сен-Симон. Избр. сочинения. М.; Л., 1948. Т. 1.
4. Конт О. Дух позитивной
5. Comte A. Discours sur l'esprit positif. P., 1905.
6. Comte A. Cours de philosophie positive. T. V. P., 1841.
7. Comte A. Systeme de politique positive. T. 1. P., 1851.
8. Comte A. Systeme de politique positive. T. IV. P., 1854.
9. Comte A. Systeme de politique positive. Т.П. P., 1852.
10. Comte A. Systeme de politique positive. T. III. P., 1853.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 32.
12. Хайек Ф. Дорога к рабству/ Пер. с англ. Н. Ставиской. Лондон, Нина Карсов, 1983.