Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность, благочестие) -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера -- основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
1.1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.
2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.
Глава 2. Основные проблемы социологии религии.
1.Понятие религии в социологии.
2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СОЦ.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Южно-Уральский государственный  университет»

(национальный исследовательский  университет)

Факультет «Торгово-экономический»

Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»

 

Реферат

на тему: < Социология религии >

                                                 по дисциплине: Социология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Руководитель, старший преподаватель

                                                                                        _____________  Антоновой Н.В.

                                                                                        _____________________2013г.

                                                                                        Автор работы,

                                                                                        студент группы ТЭ-165з

                                                                                        _____________ Усманова А.Р.

                                                                                        _____________________2013г.

 

 

 

 

Челябинск 2013

 

 

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.

    1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.

2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.

Глава 2. Основные проблемы социологии религии.

1.Понятие религии  в социологии.

2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.

Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность, благочестие) -- особая форма осознания  мира, обусловленная верой в существование  сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого  результата человеческих действий и  жизни человека. Эта вера -- основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.

Социология религии - это отрасль  социального значения, делающая своим  предметом религию как элемент  социальной системы и один из важнейших  факторов жизни общества. Религию  можно охарактеризовать как сложное  многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Р.Л. Джонстоун определяет религию как систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.

Таким образом, понятие священного, или сакрального, является смысловым  центром всякого исследования религии. Сам термин «сакральное» ведет происхождение  от латинского «sacer» - удаленное, запретное, существующее отдельно. Противоположностью сакральному выступает «профанное» - рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе религиозности как социального феномена лежит способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.

Специфика социологического изучения религии заключается в том, что  его предметом является не религия  сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет  в обществе, почему она возникает  и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы. Социологию религии интересует, почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом, социальные институты. Почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различным обществах и культурах1.

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время -- одной из религиоведческих наук, таких, как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане -- определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающемся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область "сокровенного". В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий своего существования и каковы ее социально-культурные импликации.

1. Социология религии является  частью социологии, одной из социологических  дисциплин, которые используют  выработанные социологией понятия  и методы для анализа отдельных  социальных феноменов, таких,  как семья, политика, образование и т.д.

2. Социология религии -- одна  из многих наук, занимающихся  изучением религиозного феномена  в различных его аспектах.

3. Социолог использует для анализа  религии методы, выработанные и  применяемые социологией в исследовании  социальных явлений вообще: опрос и статистический анализ; наблюдение и эксперимент; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов.

4. Социология религии начинает  формироваться как научная дисциплина  примерно с середины прошлого века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.

1. Религия  как объект социологии

Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она  является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации.

Социология религии является частью социологии, одной из социологических  дисциплин, которые используют выработанные социологией понятия и методы для анализа отдельных социальных феноменов, таких, как семья, политика, образование и т.д. Социолог имеет  дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методам исследования социальное поведение человека (индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т.д. Для социолога религиозные верования интересны и важны не сами по себе. В отличие от философа, например, для него существенное значение имеет не вопрос о том, истинны они или ложны, а вопрос о том, как эти верования — наряду с религиозными организациями — влияют на поведение людей. Проблема заключается в том, чтобы выявить мотивацию человеческих действий. При этом не обязательно верования влияют на поведение: индивид может стать членом религиозной группы и не зная тех верований, которых она придерживается. Религиозные институты, учреждения, организации могут влиять на поведение помимо верований и даже идти вразрез с ними, стимулируя по тем или иным причинам действия, противоречащие официальному учению. Но это вовсе не отменяет того факта, что социальное действие есть действие осмысленное, т.е. в его основе лежат определенные социальные регуляторы — нормы, ценности, верования, ожидания и предпочтения индивидов и групп. Таким образом, религия как предмет социологического анализа есть совокупность структур, процессов, связанных с функционированием общества на разных уровнях, система регуляторов социальных связей, образцов поведения и т.д. — система структур и отношений по поводу религиозного феномена, на нем именно «завязанных». Поэтому одна из главных проблем социологии религии — проблема определения того, что относится к понятию «религия».

Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

 

 

3. Структура  религии.

Дать точное и однозначное  определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество.  Они зависят от мировоззрения тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’

Слово ‘’религия’’ буквально  обозначает , связывание, запрягание , повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это  выражение обозначало привязанность  человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял   религию   другому   термину, обозначавшему  суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).

Слово ‘’религия ‘’  вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и  нравственная  система.

Религия может  быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования  или  несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.

Религия — очень сложное и  многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.

1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира.

Вера вечно и неизменно пребывает  с человеком, но в процессе общения верующих людей между собой она часто (но совершенно не обязательно) конкретизируется. Возникает образ Бога или богов, имеющих конкретные имена, названия

и атрибуты (свойства) и появляется возможность общения с Ним  или с ними, утверждается истинность священных текстов и догматов (вечных абсолютных истин, принимаемых на веру), авторитет пророков, основателей церкви и священства.

Вера всегда была и остается важнейшим  свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.

2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) итеологами. В русском языке может применяться полный аналог слова «теология» —богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.

3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности.Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокуп"

ность действии, которые совершают  верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.

Обряды и другие культовые действия могут быть магическими (от лат.- чародейство, колдовство, волшебство), т.е. такими, с помощью которых особые люди или служители культа пытаются таинственным, непознаваемым способом воздействовать на окружающий мир, на других людей, изменить природу и свойства тех или иных предметов. Иногда говорят о «белой» и «черной» магии, то есть колдовстве с привлечением светлых, божественных сил и темных сил дьявола. Однако магические колдовские действия всегда осуждались и осуждаются большинством религий и церквей, где считаются «происками нечистой силы». Другая разновидность культовых действий — символические обряды (от гр. зилЬоюп — условный вещественный опознавательный знак), которые только изображают или имитируютдействия какого-либо божества с целью напоминания о нем.

Информация о работе Социология религии