Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:58, реферат
Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность, благочестие) -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера -- основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
1.1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.
2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.
Глава 2. Основные проблемы социологии религии.
1.Понятие религии в социологии.
2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах
Заключение.
Список литературы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Южно-Уральский
(национальный
Факультет «Торгово-экономический»
Кафедра «Бухгалтерский учет и финансы»
Реферат
на тему: < Социология религии >
по дисциплине: Социология
Челябинск 2013
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.
Глава 2. Основные проблемы социологии религии.
1.Понятие религии в социологии.
2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах
Заключение.
Список литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность,
благочестие) -- особая форма осознания
мира, обусловленная верой в
Социология религии - это отрасль социального значения, делающая своим предметом религию как элемент социальной системы и один из важнейших факторов жизни общества. Религию можно охарактеризовать как сложное многоуровневое социальное образование, специфика и смысл существования которого определяются потребностью общества в священном. Р.Л. Джонстоун определяет религию как систему верований и ритуалов, на основе которых группа людей объясняет то, что находит сверхъестественным и священным.
Таким образом, понятие священного, или сакрального, является смысловым центром всякого исследования религии. Сам термин «сакральное» ведет происхождение от латинского «sacer» - удаленное, запретное, существующее отдельно. Противоположностью сакральному выступает «профанное» - рутинное, обыденное, мирское, лишенное тайны. В основе религиозности как социального феномена лежит способность и потребность человеческого общества чувствовать различие сакрального и профанного и поддерживать дистанцию между ними.
Специфика социологического изучения религии заключается в том, что его предметом является не религия сама по себе в ее содержательном многообразии, а то, какие функции она выполняет в обществе, почему она возникает и существует, что заставляет людей объединяться в религиозные группы. Социологию религии интересует, почему одни религиозные группы быстро распадаются и исчезают, а другие существуют тысячелетиями, превращаясь со временем в мощные, наделенные огромным авторитетом, социальные институты. Почему в кризисные моменты жизни общества наблюдается либо усиление интереса к религии и возникновение многочисленных новых религиозных течений и групп, либо резко негативное отношение к религиозным институтам и вере как таковой. Наконец, социология религии изучает сложные отношения, существующие между религиозной традицией и непосредственным религиозным опытом верующих, а также специфику представлений о сакральном в различным обществах и культурах1.
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время -- одной из религиоведческих наук, таких, как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане -- определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающемся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область "сокровенного". В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий своего существования и каковы ее социально-культурные импликации.
1. Социология религии является
частью социологии, одной из социологических
дисциплин, которые используют
выработанные социологией
2. Социология религии -- одна
из многих наук, занимающихся
изучением религиозного
3. Социолог использует для
4. Социология религии начинает
формироваться как научная
1. Религия как объект социологии
Социология религии лежит на стыке двух областей знания: она является частью социологии и в то же время — одной из религиеведческих наук, таких как история религии или психология религии. В силу специфики своего предмета она лежит в той пограничной области, где соприкасаются эмпирическая наука, философия и теология. Таким образом, чтобы представить социологию религии как научную дисциплину, необходимо рассмотреть ее в контексте социологического знания и в контексте других наук о религии, а в более широком плане — определить соотношение социологии и теологии. Наконец, следует учитывать общественную значимость и остроту проблематики, касающейся религии, начиная уже с вопроса о том, можно ли делать религию предметом научного изучения, не является ли социологический анализ религии грубым вторжением в запретную для него область «сокровенного». В этой связи имеет существенное значение представление о том, как возникла и развивалась социология религии, как она связана с основными направлениями общественного развития последних двух столетий и каковы ее социально-культурные импликации.
Социология религии является частью
социологии, одной из социологических
дисциплин, которые используют выработанные
социологией понятия и методы
для анализа отдельных
Если исходить из классификации социологических знаний по их уровням — конкретно-социологические исследования; теории среднего уровня, изучающие ту или иную социальную подсистему; и общесоциологические теории, объясняющие общество как целостную систему, — то социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические данные, характеризующие религию как одну из социальных подсистем, и, обобщая эти данные, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.
3. Структура религии.
Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых котоые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: ‘’Вера в Бога.’’
Слово ‘’религия’’ буквально обозначает , связывание, запрягание , повторное обращение (к чему либо). Возможно ,что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование).
Слово ‘’религия ‘’ вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало , что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система.
Религия может быть рассмотрена в разных ракурсах: с точки зрения психологии человека, с исторической, социальной , с какой угодно ,но определение этого понятия будет в решающей степени зависеть от главного: признания существования или несуществования высших сил, т. е. Бога или богов.
Религия — очень сложное и многоплановое явление. Попытаемся выделить ее главные элементы.
1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Верующим может быть человек образованный, много знающий, но может быть и не имеющий никакого образования. По отношению к вере первый и второй будут равны. Вера, идущая от сердца, многократно ценнее для религии, чем идущая от разума и логики! Она предполагает в первую очередь религиозное чувство, настроение, эмоции. Вера наполняется содержанием и питается от религиозных текстов, изображений (например, икон), богослужений. Важную роль в этом смысле играет общение людей, так как представление о Боге и «высших силах» может возникнуть, но не сможет быть облечено в конкретные образы и систему, если человек находится в изоляции от сообщества себе подобных. Но подлинная вера всегда проста, чиста и обязательно наивна. Она может рождаться стихийно, интуитивно, из созерцания мира.
Вера вечно и неизменно
и атрибуты (свойства) и появляется
возможность общения с Ним
или с ними, утверждается истинность
священных текстов и догматов (
Вера всегда была и остается важнейшим свойством человеческого сознания, важнейшим способом и мерилом его духовной жизни.
2. Наряду с простой чувственной верой может существовать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. Это может быть учение о богах или Боге, об отношениях Бога и мира. Бога и человека, о правилах жизни и поведения в обществе (этики и морали), о церковном искусстве и т.п. Создатели религиозного учения — специально образованные и подготовленные люди, многие из которых обладают особыми (с точки зрения данной религии) способностями общаться с Богом, получать некую высшую информацию, недоступную остальным. Религиозное вероучение создается философами (религиозная философия) итеологами. В русском языке может применяться полный аналог слова «теология» —богословие. Если религиозные философы занимаются наиболее общими вопросами устройства и функционирования божьего мира, то богословы излагают и обосновывают конкретные аспекты данного вероучения, изучают и толкуют священные тексты. Богословие, как и всякая наука, имеет отрасли, например, нравственное богословие.
3. Религия не может существовать без какой-либо религиозной деятельности.Миссионеры проповедуют и распространяют свою веру, теологи сочиняют научные труды, преподаватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности — это культ (с лат. возделывание, уход, почитание). Под культом понимается вся совокуп"
ность действии, которые совершают верующие с целью поклонения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники.
Обряды и другие культовые действия
могут быть магическими (от лат.- чародейство,
колдовство, волшебство), т.е. такими, с
помощью которых особые люди или служители
культа пытаются таинственным, непознаваемым
способом воздействовать на окружающий
мир, на других людей, изменить природу
и свойства тех или иных предметов. Иногда
говорят о «белой» и «черной» магии, то
есть колдовстве с привлечением светлых,
божественных сил и темных сил дьявола.
Однако магические колдовские действия
всегда осуждались и осуждаются большинством
религий и церквей, где считаются «происками
нечистой силы». Другая разновидность
культовых действий — символические обряды (от гр. зилЬоюп
— условный вещественный опознавательный
знак), которые только изображают или имитирую