Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:58, реферат
Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность, благочестие) -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера -- основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития.
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
1.1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.
2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.
Глава 2. Основные проблемы социологии религии.
1.Понятие религии в социологии.
2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах
Заключение.
Список литературы.
Можно выделить также определенную группу обрядов и других религиозных действий, которые явно не относятся к колдовству или волшебству, но, с точки зрения верующих людей, содержат сверхъестественный, таинственный и непостижимый элемент. Они обычно направлены на то, чтобы «раскрыть Бога в себе самом», соединиться с ним путем «растворения в Боге» собственного сознания. Такие действия обычно называют мистическими(от гр. ггизикоз — таинственный). Мистические обряды могут воздействовать не на всех, а только на посвященных во внутренний смысл данного религиозного учения. Элементы мистики присутствуют во многих религиях, в том числе и великих мировых. Некоторые религии (как древние, так и современные), в учении которых преобладает мистический элемент, религиоведы так и называют — мистическими.
Для того, чтобы осуществлять культ, необходимы церковное здание, храм (или молитвенный дом), церковное искусство, предметы культа (утварь, облачения священства и т.п.) и многое другое. Для совершения культовых действий в большинстве религий требуются специально подготовленные священнослужители. 0ни могут восприниматься как носители особых свойств, приближающих их к Богу, например обладать божественной благодатью, как православные и католические священники (см. темы VI, VII, IX, X), а могут быть и просто организаторами и руководителями богослужений, как в протестантизме или исламе (см. темы VIII, XI). Каждая религия разрабатывает свои правила отправления культа. Один культ может быть сложным, торжественным, детально утвержденным, другой — простым, дешевым, а возможно и допускающим импровизацию.
Любой из перечисленных элементов культа — храм, предметы культа, священство — может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически незаметен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно велика: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обмениваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвенную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличивает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности.
4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями* (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении церковное здание).Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия)употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного сопГеззюпаПз — церковный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слововероисповедание (говорят, например, «человек православного вероисповедания»).
Смысл и суть объединения верующих по-разному понимаются и трактуются в разных религиях. Например, в православном богословии церковь — это соединение всех православных:живущих ныне, а также уже умерших, т. е. пребывающих в «жизни вечной» (учение о видимой и невидимой церкви). В этом случае церковь выступает в качестве некоего вневременного и внепространственного начала. В других религиях под церковью понимается просто объединение единоверцев, признающих определенные догматы, правила и нормы поведения. Некоторые из церквей делают акцент на особую «по-священность» и изолированность своих членов от всех окружающих, другие, наоборот, открыты и доступны для всех.
Обычно у религиозных
Церковью обычно именуют крупное религиозное объединение, имеющее глубокие духовные традиции, проверенные временем. Отношения в церквях упорядочены веками, зачастую в них имеется деление на священнослужителей и простых мирян. Последователей у каждой церкви, как правило, очень много, в основной своей массе они анонимны (т.е. учет церковью не ведется), их религиозная деятельность и жизнь постоянно не контролируется, за ними остается относительная свобода мыслей и поведения (в рамках учения данной церкви)*.
Родоначальник функционализма в социологии Э. Дюркгейм считал основной социальной функцией религии то, что она способствует консолидации общества, укреплению и развитию солидарности всех его членов. Согласно Дюркгейму, главную роль здесь играет совместное выполнение ритуалов всеми членами сообщества. В ходе ритуальной практики индивиды снова и снова переживают ощущение близости и единства, основанное на едином понимании сакрального и профанного: «Религия есть солидарная система верований и практик, относящихся к вещам священным, т.е. вещам обособленным и запретным, верований и практик, которые объединяют в одно сообщество, называемое церковью, всех, кто их придерживается».
Другой видный антрополог и социолог,
Б. Малиновский, интерпретировал магические
ритуалы архаических обществ как специфический
социальный инструмент контроля над жизненно
важными обстоятельствами, которые остаются
вне досягаемости обычных средств
социального контролирования. Исследуя
жизнь архаических племен Тробрианских
островов, Малиновский обратил внимание
на то, что
магическими ритуалами сопровождались
наиболее опасные и непредсказуемые в
отношении исхода предприятия, например,
рыбная ловля
в открытом океане и т.д., в то время как
более обыденные и прогнозируемые действия
члены племени осуществляли, не прибегая
к выполнению ритуалов. Отсюда он сделал
вывод, что ритуальная практика выполняет
функции психологической мобилизации
членов общины
и снятия тревоги и страха перед непредсказуемыми
и опасными природными силами.
Представители конфликтологии среди основных функций религии в обществе выполняют, прежде всего, функцию поддержания господства одних социальных групп над другими. Например, К.Маркс видел в религии орудие подчинения и отвлечения угнетенных классов. С этим тесно связана и компенсаторная функция религии: религия служит утешением для индивидов и социальных групп, находящихся внизу общественной иерархии, а также для тех, кто по каким-либо причинам ощущает на себе тяжесть социальной депривации. Депривация - это состояние, возникающее в том случае, если индивид или группа обделены в социальном, экономическом или политическом плане. Религия помогает компенсировать депривацию, а состояние депревации, в свою очередь, порождает новые религиозные группы и стимулирует их развитие.
Следует выделить также регулятивную функцию религии: религия формирует определенную ценностную и этическую ориентацию, которая определяет поведение людей и их взаимоотношения.
Согласно представлениям психоаналитической школы (З.Фрейд), религия является проекцией бессознательных комплексов и влечений человека, его взаимоотношений с самыми близкими людьми. Религия возникает из страха беспомощности, испытанного в детстве. Удовлетворяет эмоциональную потребность в покровительстве и помощи. Образ Бога, согласно Фрейду, есть проекция запечатленного в бессознательном образа отца, который и защищает и наказывает. По мнению другого представителя психоаналитической школы К.-Г. Юнга, религия интерпретирует и объясняет на уровне понятий и доктрин содержание коллективного бессознательного, общее для всех людей и организованное в особые структуры - архетипы.
2.2. История
становления и основные
Социология религии начинает формироваться как научная дисциплина
примерно с середины прошлого века. Своим возникновением она во многом
обязана тем процессам в европейском обществе, начало которым положила эпоха
Просвещения и антифеодальных буржуазных революций. Одним из важнейших
источников социологии религии была социально-философская критика феодальных
общественных отношений и церкви как социального института, в особенности —
со стороны французских энциклопедистов XVIII в. (Гельвеций, Гольбах,
Дидро). Эта критика способствовала пробуждению интереса к вопросам о
социальной обусловленности религии и ее роли в жизни общества. Религия
выделяется из совокупности общественных институтов как феномен особого
рода, по отношению к которому все остальные общественные реалии
рассматриваются как светские, секулярные.
Идеология Просвещения
разумного». «Просвещенный» человек способен, полагаясь на собственный
разум, на науку, устроить свою жизнь на разумных и справедливых началах.
Перед ним открывается перспектива безграничного прогресса, ведущего в
«царство разума».
Одним из первых мыслителей нового времени, обосновавшим возможность
рассматривать религию с позиций научного мышления, считаясь только с
существом дела и логикой, не ссылаясь на теологию, был И. Кант (1724—1804):
разум обладает более сильными аргументами, чем те, которыми располагает
церковная доктрина и священное писание. Просвещенный человек должен жить
собственным умом, освободившись от сковывающих разум догм, неоправданных
запретов и робости перед авторитетами — будь то политическими или
религиозными. Философское рассмотрение религии «в пределах только разума»
призвано не опровергнуть религию, а извлечь рациональное содержание из
религиозных представлений и мифов и таким образом дать человеку «разумную
религию»; вместе с разумным государством и правовым порядком разумная
религия поможет человеку стать тем, чем он является по природе своей и
вести добродетельную жизнь, быть толерантным, преодолеть догматизм и
фанатизм, покончить с конфессиональным диктатом в вопросах веры,
нетерпимостью.
Одна из особенностей социального развития западного общества
заключалась в возрастающей сложности и дифференциации общественных
институтов. В этой связи возникал вопрос о месте религии в ряду таких
феноменов, как экономика, семья, образование, политика и т.д., о
взаимоотношении религии с ними и о проблеме единства общества, идущего по
пути возрастающей сложности и дифференциации. Особую остроту приобрел
вопрос об отношении религиозной идеологии, т.е. теологии, к науке, в
которой просветители видели движующую силу развития общества. Если
радикальные критики религии видели в ней только оковы развития разума и
научного познания, только социально-негативный фактор, с влиянием которого
должно быть тем или иным способом покончено, то идущая на смену этой
критике социальная наука оказалась уже в состоянии поставить вопрос более
объективно: что же на самом деле, реально, в поведении людей и в жизни
общества происходит, когда в этом обществе существует религиозная вера?
Такой постановке вопроса способствовали и данные, полученные начавшимися
несколько ранее, чем в социологии, научными исследованиями в других
областях науки — истории, филологии, антропологии и этнологии. В этом
направлении в XIX в. пошло развитие социальной мысли, представленное такими
именами, как К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, но с самыми первыми шагами в
этом направлении связано прежде всего имя французского философа, ученого О.
Конта (1798—1857).
Конт считал, что к исследованию социальной жизни должно привлечь
индуктивные методы познания, с таким успехом используемые естественными
науками. Он полагал, что таким образом сможет создать науку об обществе —
социологию. С помощью социологии Конт искал пути преодоления кризисных
явлений в европейском обществе, вызванных потрясениями Французской
революции, надеялся найти средства, обеспечивающие стабильность и развитие
общества в «нормальном» русле. Тем самым встал вопрос: что лежит в основе
социального порядка и в этой связи — вопрос о социальной роли религии.
Учение Конта о социальной динамике содержит эволюционную модель
общества,
построенную с помощью понятий,
Это учение о прогрессе общества, который проходит три стадии,
соответствующие периодам человеческой жизни — детству, юности и зрелости.
Первая стадия «теологическая», на этой стадии человек тщетно пытается
достичь «безусловного познания внутренней сущности» явлений и причин их
возникновения. Объяснение строится по принципу аналогии: вещи и действующие