Социология религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Религия (от лат. religio -- «святыня», набожность, благочестие) -- особая форма осознания мира, обусловленная верой в существование сверхъестественного (в сверхъестественную силу) и в зависимость от этого результата человеческих действий и жизни человека. Эта вера -- основной признак и элемент любой религии. Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно Богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основания социологии религии как науки.
1.1. Объект, предмет, функции, структура и основные понятия социологии религии как науки.
2.2. История становления и основные теоретические направления социологии религии.
Глава 2. Основные проблемы социологии религии.
1.Понятие религии в социологии.
2. Проблемы происхождения религии. Функции религии в ранних обществах
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

СОЦ.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

Первые мифы были тотемистическими. Ритуальные тотемистические пляски, исполняемые ряжеными под тотемное животное, стали истолковываться  как сцены из жизни далеких  предков, представлявшихся одновременно как люди и как животные. Отсюда и изображения полулюдей полуживотных. В мифах природные и социальные явления изображались как действия персонажей этих повествований. Особую роль в мифологии приобретает дух сильного человека -- героя, со временем преобразующийся в дух бога. Так складываются предпосылки религии, основывающейся на теизме -- вере в богов (многобожие, политеизм) и позже -- в единого бога (монотеизм) Гараджа В.И. Религия как предмет социологического анализа // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. Под ред. В.И. Гараджа. М., 1994. С. 7..

Около шестидесяти веков назад, в IV тысячелетии до н. э. на берегах  Нила, Тигра и Евфрата, Инда возникли первые великие цивилизации. Родоплеменные  сообщества уступили место государственному объединению людей.

Рождение цивилизации было шагом вперед в освобождении человека от тех первобытных способов организации его жизни, которые до поры до времени были необходимы, поскольку обеспечивали сплоченность людей перед неподвластными им силами природы.

Возникновение цивилизации гигантски  убыстрило ход истории, введя в действие новые механизмы и творческие силы прогресса, хотя складывающаяся структура цивилизованного общества оказалась внутренне глубоко противоречивой: свобода и творчество немногих обеспечивались порабощением большинства. Не столько природные, сколько социальные силы властвуют теперь над судьбами человека. Человек стал подчиняться государственному принуждению и закону.

В этой связи меняются содержание и функции религиозных верований. Если в первобытном обществе интересы и благополучие индивида совпадали, составляли неразрывное целое с интересами и благополучием рода, то теперь интересы личности и общества стали расходиться во всяком случае перестали отождествляться Крывелев И.А. История религии. Т. 1. М., 1988. С. 27..

Социальное расслоение общества привело к тому, что вместо одной общей системы ценностей и представлений о добре и зле у каждой большой общественной группы появились свои собственные. Тем самым была поставлена под вопрос сама возможность существования общества как устойчиво функционирующего социального организма. Силам разъединения, взаимного отрицания людьми друг друга должна была быть противопоставлена общая, всеми признаваемая и для всех обязательная система ценностей и стандартов поведения -- общая для социальных низов и социальной элиты. Для этого групповые интересы и взгляды должны были получить форму всеобщности, всечеловеческий или надчеловеческий облик.

Отныне религия выполняет свойственные ей функции социальной интеграции и  регуляции в обществе, разобщенном  враждой и неравенством, развивающемся в столкновениях, противостоящих сил, бушующих социальных стихий, кипении политических страстей и битв.

 

Заключение.

Появление и развитие ранних форм религии неразрывно связано с  формированием человека как существа социального. Важнейшие вехи на пути развития религии это собственно появление современного человека разумного, затем переход от присваивающего к производящему хозяйству и появление цивилизаций. С этого момента религия стала выполнять свойственные ей функции социальной интеграции и регуляции в обществе, разобщенном враждой и неравенством, развивающемся в столкновениях, противостоящих сил, бушующих социальных стихий, кипении политических страстей и битв. Первыми формами религии стали фетишизм, тотемизм, магия и анимизм.

В современном обществе родоплеменные  религии и неоязычество во многом переживают второе рождение, что свидетельствует  о сложном, диалектическом изменении  бытующей религиозности. Это обусловлено, с утратой доверия к христианскому  представлению о трансцендентной природе морально-личностного начала в человеке (в сущности, за этим стоит кризис доверия к моральным устоям общества в современный период глубокого обострения социально-экономических и политических проблем в стране и на международной арене).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

Ядов В.А. Социология в России.

Гараджа В.И. Религиеведение.

Гараджа В.И. Религия как предмет  социологического анализа // Религия  и общество.

Хрестоматия по социологии религии. Под  ред. В.И. Гараджа.

Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие.

Крывелев И.А. История религии.


Информация о работе Социология религии