Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:11, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ современного состояния организационной структуры власти в РФ и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность организационной структуры управления и ее виды;
- описать построение организационной структуры государственного управления;
Введение 3
1 Сущность и типология организационных структур управления 5
1.1 Понятие организационной структуры управления 5
1.2 Виды организационных структур управления 13
2 Современное состояние организационной структуры государственного
управления в Российской Федерации 23
2.1 Построение организационной структуры государственного
управления 23
2.2 Анализ современного состояния организационной структуры
государственного управления в Российской Федерации 31
3 Совершенствование организационных структур управления в системе
государственных и муниципальных органов 39
Заключение 42
Список использованной литературы
Содержание
Введение
1 Сущность и типология организационных
структур управления
1.1 Понятие организационной
структуры управления
1.2 Виды организационных
структур управления
2 Современное состояние организационной структуры государственного
управления в Российской Федерации
2.1 Построение организационной структуры государственного
управления
2.2 Анализ современного состояния организационной структуры
государственного управления в Российской
Федерации
3 Совершенствование организационных структур управления в системе
государственных и муниципальных органов
Заключение
Список использованной литературы
Приложение А - Организационная структура управления Российской Федерации
Введение
В условиях перехода современного хозяйства России на рыночные отношения и формирования принципиально нового качества государственного устройства актуальной проблемой становится задача создания эффективной организационной структуры в системе управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Сегодня на структуру новых систем управления автоматически переносятся основные элементы старых организационных структур, что не дает возможность устранить их недостатки в полной мере, учесть новую систему ценностей и ориентиров, адаптировать к изменению состояния внешних условий их функционирования. Необходимо обеспечить проектирование и внедрение структур управления на качественно новой научной основе.
В идеале, построенная на таких принципах, система государственного и муниципального управления является преобразователем информации, осуществляющим адекватное приспособление к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности и выработку целесообразного и рационального поведения.
Объектом исследования является государственная и муниципальная система управления. В качестве предмета исследования рассматривается организационная структура в системе государственного и муниципального управления.
Проблемы формирования и развития организационных структур управления являлись предметом научных исследований отечественных ученых, в частности, они рассматривались в трудах Бернвальда А.Р., Долбилина А.С, Ермакова В.Ф., Жигалова В.Т., Наговицыной Л.П., Семенова А.К., Теплова В.И., Чаянова А.В. и др.
Практическая значимость совершенствования организационных структур управления и недостаточное количество научных рекомендаций по данному вопросу предопределили выбор темы и основные направления исследования.
Целью курсовой работы является анализ современного состояния организационной структуры власти в РФ и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность
- описать построение организационной структуры государственного управления;
- проанализировать современное состояние организационной структуры государственного управления в Российской Федерации;
- представить рекомендации
по совершенствованию
Объект исследования - организационная структура управления. Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением организационной структуры государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили труды некоторых отечественных авторов в области истории государственного управления, а именно Андрианова В. Д., Барциц И. И., Василенко И. А., Омельченко Н.А., Кайль Я. Я., Моисеева В.В. и Холопова В. А.
Методологическую основу исследования составили принципы познания социальных явлений в их историческом развитии и во взаимосвязи, взаимообусловленности, с точки зрения теории и практики, истории и современности. Исследование осуществлялось на основе использования таких методов научного познания как: исторический, сравнительно-правовой и системный.
Работа состоит из введения, трехглав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Курсовая работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 25 наименований.
1 Сущность и типология организационных структур управления
1.1 Понятие организационной
В современной специальной литературе можно встретить около трех десятков определений организационной структуры управления. Среди них имеются и специальные исследования, посвященные разработке понятийного аппарата данного явления. Анализ проведенных исследований позволяет выделить четыре сформировавшихся подхода к определению организационной структуры управления.
Сторонники первого подхода характеризуют организационную структуру управления как состав или единство некоторой совокупности органов управления. Концентрацией исходной позиции сторонников данной точки зрения можно считать определение, сформулированное в ГОСТ 24.525. 0-80 «Управление производственным объединением и промышленным предприятием. Основные положения», в соответствии с которым под организационной структурой управления производственным предприятием понимается упорядоченная совокупность органов, управляющих деятельностью производственного предприятия1.
Сторонники второго подхода характеризуют организационную структуру не только как состав, но и как взаимосвязь структурных элементов. Примером подобного подхода может служить определение, сформулированное И.И. Корольковым, который рассматривает организационную структуру как отражение состава ее элементов в единстве с их расположением в системе и способом взаимосвязей и взаимодействий.
Сторонники третьего подхода акцентируют внимание исключительно на закрепляемых организационной структурой связях между элементами. Так, В. Г. Афанасьев указывает, что организационная структура - это специфический способ взаимосвязи и взаимодействия образующих ее компонентов.
Четвертую группу специалистов объединяет позиция, согласно которой наиболее важным при определении понятия организационной структуры считается отражение ее инвариантного аспекта. Необходимые предпосылки для такого понимания организационной структуры формулирует, в частности, Н. Ф. Овчинников, выделяя в этом понятии устойчивое единство элементов и их отношений в целостной системе2.
Характерной особенностью имеющихся подходов к вопросу понятия организационной структуры управления является внутреннее разнообразие предлагаемых определений при сохранении принципиального положения об устойчивом единстве структурных элементов. Это разнообразие отражает либо функциональный, либо информационный, либо правовой подход к организационной структуре. Другими словами, в понятии организационной структуры закрепляется устойчивость распределения функций управления между звеньями управления либо распределения прав в системе управления.
Таким образом, исходя из вышеперечисленных подходов, к сторонникам первого подхода можно отнести Веснина В.Р., т.к. он характеризует организационную структуру как состав или единство некоторой совокупности органов управления.
Глухов В.В. дает определение управленческой структуре как совокупности органов управления (должностей, подразделений и служб), находящихся в определенной взаимной связи, соподчинении и объединенных коммуникационными каналами. При этом управленческие структуры он классифицирует по следующим основаниям3:
1. по степени сложности, которую характеризуют:
- число подразделений и мест расположения;
- среднее количество
- количество уровней управления;
- важность принимаемых решений и др.
2. по принципам разбиения (функциональный, объектный и др.);
3. по степени централизации (централизованные или децентрализованные);
4. по целевому назначению (стратегические, оперативные, информационные и др.).
К сторонникам второго подхода можно отнести Исаеву Е.Д., Казанцеву С.М., а также Акбердина Р.З. и Кибанова А.Я., они характеризуют организационную структуру не только как состав, но и как взаимосвязь структурных элементов4.
По мнению Акбердина Р.З. и Кибанова А.Я под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления (ОСУ) определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента.
Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных5.
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
Согласно Исаевой Е.Д., «организационная структура - это главный инструмент управления, регламентирующий состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность, подчиненность производственных и обслуживающих подразделений, объединяемых общим аппаратом управления для выполнения всех целевых функций, зафиксированных в уставе компании».
На взгляд Казанцевой С.М., организационная структура - это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. Организационная система управления является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество6. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы. Вместе с тем история развития менеджмента в XX веке показывает, что консерватизм этот относителен. В XX веке ОСУ претерпели значительную эволюцию.