Совершенствование организационных структур управления в системе государственных и муниципальных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2015 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ современного состояния организационной структуры власти в РФ и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Цель исследования обусловила постановку и необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- изучить сущность организационной структуры управления и ее виды;
- описать построение организационной структуры государственного управления;

Содержание работы

Введение 3
1 Сущность и типология организационных структур управления 5
1.1 Понятие организационной структуры управления 5
1.2 Виды организационных структур управления 13
2 Современное состояние организационной структуры государственного
управления в Российской Федерации 23
2.1 Построение организационной структуры государственного
управления 23
2.2 Анализ современного состояния организационной структуры
государственного управления в Российской Федерации 31
3 Совершенствование организационных структур управления в системе
государственных и муниципальных органов 39
Заключение 42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

organizatsionnaya_struktura_upravlenia_i_ee_tipol.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Организационная структура управления, даже самая большая и сложная, не должна быть «застывшей», раз и навсегда определенной. Гибкость структуры дает возможность организации (предприятию) быстрее реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним. Разумеется, это не означает, что любое незначительное изменение должно приводить к пересмотру всей структуры. В этом далеко не всегда есть необходимость.

- Производным от устойчивости и гибкости является такой показатель организационных структур управления, как гомеостатичность, т. е. способность системы вырабатывать автоматические реакции по поддержанию внутреннего равновесия. Чем меньше в структуре возникает отклонений из-за различного рода «разовых» возмущений, тем эта структура устойчивее. В то же время структура должна учитывать динамические условия своего развития и совершенствоваться «по большому счету», т. е. видоизменяться при существенных, неслучайных, больших, многократных и однотипных разовых возмущениях.

- Чем сложнее структура, чем больше ветвей в ней, тем большую роль в управлении начинают играть следующие факторы:

а) передача полномочий. Начальник управления, например, отвечает за деятельность всего управления. Однако он вынужден передавать часть функций заместителям начальника, начальникам отделов. Те, в свою очередь, перепоручают решение частных задач группам подчиненных или конкретным специалистам, которые отвечают перед ними за выполнение этих задач;

б) координация. Чем большее число специалистов участвует в выполнении поставленной задачи, тем более согласованными должны быть их усилия. Здесь и передача информации с одного уровня на другой, и обмен информацией по горизонтали;

в) компетентность. Круг ответственности каждого сотрудника должен быть строго определен. Компетентность руководителя проявляется в том, как он может организовывать работу своего подразделения. Руководитель должен быть уверен в компетентности своих сотрудников;

г) централизация. Чем больше функций и непосредственно подчиненных специалистов находятся «в руках» начальника управления (подразделения), тем больше степень централизации его управленческой деятельности. Каждый руководитель совместно с нижестоящими звеньями структуры управления должен определить для себя, какой объем полномочий остается за ним, а какой передается нижестоящим звеньям.

Необходимо при этом отметить, что наряду с рассмотренными формальными (официальными) существуют неформальные (неофициальные) структуры. Они больше характерны для низовых звеньев структур управления, где официальная структура - это только «часть айсберга», которая видна; 9/10 этого «айсберга» составляют личные взаимоотношения сотрудников. Они невидимы, «находятся под водой» и являются неофициальной структурой организации.

Таким образом, руководители любого уровня должны уметь «строить» двойную структуру своей организации: материальную (организационные структуры управления) и психологическую (превращение различных звеньев организационной структуры в коллективы, обеспечение высокой мотивации сотрудников, предупреждение и регулирование конфликтных состояний и т.п.).

 

Заключение

На основании проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Организационная структура управления представляет собой сложную совокупность связей и отношений, соответствующих им организационных форм производственного и общественного процессов, складывающихся по мере развития производительных сил и производственных отношений. Организационная структура управления обеспечивает условия для получения необходимого эффекта при полном использовании (загрузке) ее элементов с учетом разнообразия социально-экономических интересов. Множество типов организационных структур обусловлено большим разнообразием критериев их классификации.

Основой организационной структуры государственного управления являются исполнительные органы власти. Именно они сосредотачивают в себе почти всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного принуждения. Поэтому именно от практической деятельности исполнительной власти зависит фактическая направленность государственного управления, государственный режим и т.п. Конкретные очертания организационной структуры зависят от различных объективных и субъективных условий и факторов, в числе которых общественные функции государства и проводимая им государственная политика, внутренние условия и факторы самого управления.

Принципиальная схема построения организационной структуры государственного управления в РФ включает следующие структурные подразделения:

- руководство (министр, его заместители, коллегия министерства);

- отраслевые подразделения (главки министерств);

- функционально-отраслевые подразделения (управления и отделы министерств, государственных комитетов);

- вспомогательные и обслуживающие  подразделения (секретариат, канцелярии, экспедиционные комиссии).

Содержание процесса формирования организационной структуры в значительной мере универсально. Оно включает в себя формулировку целей и задач, определение состава и места подразделений, их ресурсное обеспечение, разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, методы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления.

Каждый государственный орган имеет собственную структуру, под которой понимается совокупность его подразделений, должностей, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, а также система взаимоотношений подразделений и должностей. Структура любого государственного органа зависит от его места в организационной структуре государственного управления, объема и содержания его компетенции, роли в управлении общественными процессами. Построение структуры органа осуществляется сверху вниз, или на основании штатного расписания. Структура каждого государственного органа должна быть приспособлена для эффективного решения его главных специфических управленческих задач во взаимосвязях с управляемыми объектами и обеспечения эффективного руководства деятельностью собственного аппарата.

Анализ сложившихся в системе государственных и муниципальных органов организационных структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним: простота и экономичность, ясность, определенность, управляемость, устойчивость, гибкость, гомеостатичность,

Таким образом, руководители любого уровня должны уметь «строить» двойную структуру своей организации: материальную и психологическую. Иными словами, задача руководителя сводится не только к тому, чтобы «усадить в одну лодку» сотрудников, но и создать необходимые условия для того, чтобы они могли чувствовать себя членами данного коллектива. Естественно, что решение этой задачи во многом зависит от взглядов руководителя на управленческий процесс, от развития у него так называемого управленческого мышления, умения строить отношения с подчиненными, а также решения других управленческих вопросов.

 

Список использованной литературы

 

1. Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность / В.Д. Андрианов. - М.: Wolters Kluwer, 2011. - 278 с.

2. Андриченко Л.В. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации/ Л.В. Андриченко, А.Н. Чертков // Журнал российского права. - 2013. - №2. - С. 3-10.

3.  Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации /М.В. Баглай. - М.: 2009. - 659 с.

4. Барциц И.Н. Модернизация государственного управления России в условиях административной реформы / И.Н. Барциц. - М.: РАГС, 2009. - 72 с.

5. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д.Н. Бахрах. - М.: БЕК, 2009. - 558 с.

6. Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / И.Л. Бачило. - М.: 2009. - 528 с.

7. Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2012. - 432 с.

8. Габричидзе Б.Н. Российское административное право: учебник для вузов /Б.Н. Габричидзе, Б.П. Елисеев. - М.: 2013. - 549 с.

9. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. - СПб.: СпецЛит. 2009. - 364 с.

10. Государственное управление: основы теории и организации: учебник/ Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 3-е, с изм. и доп. - М:«Статут», 2012. - 592 с.

11. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 1. Учебник Т.1 /Науч. ред. А.н. Митин.- Новосибирск: Наука, 2010. - 407 с.

12. Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 2. Учебник Т.2 /Науч. ред. А.н. Митин.- Новосибирск: Наука, 2010. - 519 с.

13. Дойль П. Менеджмент: стратегия и структура / П. Дойль. - СПб. 2008. - 235 с.

14. Ермакова В.Ф. Организационная структура в государственных органах /В.Ф. Ермакова. - М. 2006. - 548 с.

15. Ершов В. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие / В. Ершов. - М.: ГроссМедиа Ферлаг 2009. - 256 с.

16. Игнатов В.Г. Государственное и муниципальное управление в России / В.Г. Игнатов. - Р/нД.: Феникс, 2010. - 382 с.

17. Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я.Я. Кайль. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 368 с.

18. Конин Н.М. Российское административное право: курс лекций /Н.М. Конин. - Саратов, 2011. - 446 с.

19. Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие / М.А. Малышева. - СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. - 280 с.

20. Моисеев В.В. История государственного управления России: учебное пособие / В.В. Моисеев. - М.: КноРус, 2010. - 448 с.

21. Назаренко Н.Ю. Государственное и муниципальное управление/ Н.Ю. Назаренко. - М.: Приор, 2011. - 160 с.

22. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев. - М.: Дашков и К, 2012. - 556 с.

23. Ноздрачев А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления / А.Ф. Ноздрачев// Административное право: теория и практика. - 2012. - № 2.- С.116-120.

24. Теплов В.И. Организационная структура: за и против / В.И. Теплов // Экономист. - 2013. №8. - С. 15-21.

25. Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / В.А. Холопов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 368 с.

1 Государственное управление: основы теории и организации: учебник/ Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 3.е, с изм. и доп. М:«Статут», 2012.

2 Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: Дашков и К, 2012.

3 Глухов В.В. Менеджмент: учебник. СПб.: СпецЛит. 2009.

4 Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 2. Учебник Т.2. Науч. ред. А.н. Митин. Новосибирск: Наука, 2010.

5  Дойль П. Менеджмент: стратегия и структура. СПб. 2008.

6 Теплов В.И. Организационная структура: за и против / В.И. Теплов // Экономист. 2013. №8. С. 15.

7 Ермакова В.Ф. Организационная структура в государственных органах /В.Ф. Ермакова. М. 2006.

8 Малышева М.А. Теория и методы современного государственного управления: учебно-методическое пособие. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 2011.

9 Холопов В. А. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

10 . Ершов В. Государственное и муниципальное управление : учебное пособи.  М.: ГроссМедиа Ферлаг 2009.

11 Кайль Я.Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

12 Назаренко Н.Ю. Государственное и муниципальное управление. М.: Приор, 2011.

13 Василенко И. А. Государственное и муниципальное управление: учебник. М.: Юрайт, 2012.

14 Бахрах Д.Н. Административное право: учебник. М.: БЕК, 2009.

15 Андрианов В.Д. Бюрократия, коррупция и эффективность государственного управления. История и современность. М.: Wolters Kluwer, 2011.

16 Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Современная версия новейшей истории государства. Том 1. Учебник Т.1 /Науч. ред. А.н. Митин. Новосибирск: Наука, 2010.

17 Конин Н.М. Российское административное право: курс лекций. Саратов, 2011.

18 Габричидзе Б.Н. Российское административное право: учебник для вузов.  М.: 2013.

19 Моисеев В.В. История государственного управления России: учебное пособие. М.: КноРус, 2010.

20 Барциц И.Н. Модернизация государственного управления России в условиях административной реформы. М.: РАГС, 2009.

21 Андриченко Л.В. Взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации. // Журнал российского права. 2013. №2. С. 

22 Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М.: 2009.

23 Ноздрачев А.Ф. Институт органов исполнительной власти: основные идеи обновления  // Административное право: теория и практика. 2012. № 2.

 


Информация о работе Совершенствование организационных структур управления в системе государственных и муниципальных органов