Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
1Современная семья и её проблемы.
1.1.Понятие семьи. Типы семей.
Что такое семья? Во-первых,
семья - это социально-правовой институт,
находящийся под защитой
Работая с семьей, социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей.По мнению М.А.Галагузовой, из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачами деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.[11., 89 c.]
Благополучные семьи успешно справляются
со своими функциями, практически не
нуждаются в поддержке
Семьи группы риска характеризуются наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением своих сил, поэтому социальному педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости предложить своевременную помощь.
Неблагополучные семьи, - имея низкий
социальный статус в какой-либо из сфер
жизнедеятельности или в
Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут аморальный, противоправный образ жизни и где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Кроме перечисленных выше педагог сталкивается со следующими типами семей:
- семья беженцев;
- семья военных;
- семья эмигрантов;
- семья верующих;
- семья студентов;
- семья, где больной ребенок или инвалид;
- семья, где родители наркоманы,
- семья, где от 3 до 5 детей;
- семья, где родители вернулись из тюрьмы.
1.2.Социальные проблемы современной семьи.
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной педагогики . [9., 52 c.]
Семья, будучи наиболее универсальным,
всеобъемлющим социальным институтом,
отражает в себе практически все
социальные проблемы, которые существуют
в современном обществе: малообеспеченность,
социальную дезадаптированность, трудности
многодетных семей и инвалидов,
специфичность положения
Дисфункцию семейных отношений
могут вызвать следующие
- экономические, когда
- асоциальные, связанные с
- психологические, такие как жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;
- медицинские, связанные с
В чистом виде та или иная причина встречается очень редко, как правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи необходимо решать комплексно.
Современная семья переживает сложный этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами изменения брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах.[4., c.]
Социологические исследования репродуктивного поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность иметь детей, чем менее состоятельные.
Согласно ежегодному Докладу Фонда ООН в области народонаселения за 2004 год, в России продолжается демографический кризис. В 2006 году, согласно данным, родилось 1 млн. 479,6 тыс. человек, что на 22,2 тыс.больше, чем в 2005 году. В 2007 году, согласно данным, демографическая ситуация продолжила улучшаться. Так, в России в течение 2007 года родилось 1 млн. 610,1 тыс. детей. В 2008 году, согласно окончательным данным, улучшение демографической ситуации продолжилось. В 2008г. родилось 1713947 человек.
Самостоятельно регулируя
Наряду с традиционными
Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения, будущего страны.
Средняя величина семьи за последние три десятилетия сократилась и составила 3,2 человека в городах и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние 3 десятилетия обусловлено следующими факторами:
1) ростом числа малодетных семей;
2) приростом числа молодых семей вследствие снижения возраста вступления в брак;
3) тенденцией к отделению
4) увеличением доли семей с одним родителем в результате разводов, смерти одного из супругов и рождения детей одинокими матерями.
Выделяют четыре типа социальных проблем современной семьи:
1)Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
- недостаточная степень
- трудности в освоении
- категорический отказ от
- высокая степень
2) Проблемы, связанные со здоровьем:
- общая соматическая
- хронические заболевания
- посттравматический синдром;
- логоневроз;
- психические последствия
3) Психофизиологические проблемы:
- отклонения интеллектуального и личностного развития;
- низкая работоспособность и
частичное отставание в
- патохарактерологическое
- нарушение эмоционально-
- коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность);
- последствия перенесенного
4) Социально-правовые проблемы:
- семейные проблемы, сложные жизненные условия;
- нарушение прав детей,
- проживание в неблагополучной
либо в малообеспеченной семье,
- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
И так, наиболее острые социальные проблемы
семьи выражаются сегодня в резком
социально-экономическом
Таким образом, социальная ледагогика ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.
1.3.Социальный статус семьи.
Из всех проблем, стоящих перед современной семьей, для социального педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в процессе ее адаптации в обществе. Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает анализ целого ряда ее структурных и функциональных характеристик, а также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.
Для социального педагога важны
следующие структурные
- наличие брачных партнеров (полная, формально полная, неполная);
- стадия жизненного цикла семьи (молодая, зрелая, пожилая);
- порядок заключения брака (
- количество поколений в семье
(одно или несколько поколений)