Современная семья и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

 

1Современная семья и её проблемы.

 

1.1.Понятие семьи. Типы семей.

Что такое семья? Во-первых, семья - это социально-правовой институт, находящийся под защитой государства. Штамп в паспорте, совместная личная собственность, право на наследование, раздел имущества при разводе, и  все такое прочее.  Во-вторых, семья - это социально-культурный институт. Семья создана для очень важной потребности человека в самоутверждении, т.е. в уважении со стороны окружающих. В-третьих, семья - это особая малая социальная группа, основная социальная ячейка общества. Особая форма содружества мужчины и женщины для полноценного воспроизводства следующего поколения. Семья - это не только супружеские связи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, но и горизонтальные, то есть отношения между родителями, детьми, братьями, сестрами, и другими родственниками. В то же время каждая семья создает собственную культурную среду в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства.

Работая с семьей, социальному  педагогу приходится сталкиваться с  различными типами семей.По мнению М.А.Галагузовой, из существующего множества типологий семьи (психологические, педагогические, социологические) задачами деятельности социального педагога отвечает следующая комплексная типология, которая предусматривает выделение четырех категорий семей, различающихся по уровню социальной адаптации от высокого к среднему, низкому и крайне низкому: благополучные семьи, семьи группы риска, неблагополучные семьи, асоциальные семьи.[11., 89 c.]

Благополучные семьи успешно справляются  со своими функциями, практически не нуждаются в поддержке социального  педагога, так как за счет адаптивных способностей, которые основываются на материальных, психологических и  других внутренних ресурсах, быстро адаптируются к нуждам своего ребенка и успешно  решают задачи его воспитания и развития.В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.

Семьи группы риска характеризуются  наличием некоторого отклонения от норм, не позволяющего определить их как  благополучные, например, неполная семья, малообеспеченная семья и т.п., снижающего адаптивные способности этих семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением  своих сил, поэтому социальному  педагогу необходимо наблюдать за состоянием семьи, имеющимися в ней дезадаптирующими факторами, отслеживать, насколько  они компенсированы другими положительными характеристиками, и в случае необходимости  предложить своевременную помощь.

Неблагополучные семьи, - имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, их адаптивные способности  существенно снижены, процесс семейного  воспитания ребенка протекает с  большими трудностями, медленно, малорезультативно. Для данного типа семьи необходима активная и обычно продолжительная  поддержка со стороны социального  педагога. В зависимости от характера  проблем социальный педагог оказывает  таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Асоциальные семьи - те, с которыми взаимодействие протекает наиболее трудоемко и состояние которых  нуждается в коренных изменениях. В этих семьях, где родители ведут  аморальный, противоправный образ жизни  и где жилищно-бытовые условия  не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим  требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия как со стороны родителей, так и других граждан того же социального  слоя. Работа социального педагога с этими семьями должна вестись в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.

Кроме перечисленных выше педагог  сталкивается со следующими типами семей:

- семья беженцев;

- семья военных;

- семья эмигрантов;

- семья верующих;

- семья студентов;

- семья, где больной ребенок  или инвалид;

- семья, где родители наркоманы,  пьяницы, мать проститутка;

- семья, где от 3 до 5 детей;

- семья, где родители вернулись  из тюрьмы.

 

1.2.Социальные проблемы современной семьи.

 

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних  философов и кончая современными реформаторами. И это неудивительно. Семья представляет собой систему  социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов  своего развития. Вот почему она  является одной из важных сфер и  одним из главных объектов социальной педагогики . [9., 52 c.]

Семья, будучи наиболее универсальным, всеобъемлющим социальным институтом, отражает в себе практически все  социальные проблемы, которые существуют в современном обществе: малообеспеченность, социальную дезадаптированность, трудности  многодетных семей и инвалидов, специфичность положения беженцев, насилие над детьми и женщинами, юное материнство и многое другое. Если семья плохо справляется с выполнением своих функций, то речь идет о дисфункции, которая приводит семью в аномальное состояние.

Дисфункцию семейных отношений  могут вызвать следующие причины:

- экономические, когда прожиточный  уровень семьи ниже черты бедности  из-за избыточной иждивенческой  нагрузки на одного работающего  члена;

- асоциальные, связанные с алкоголизмом, наркоманией, противоправным поведением, низким культурным уровнем;

- психологические, такие как  жестокость, агрессивность, грубость, супружеская неверность, ревность, эгоизм;

- медицинские, связанные с венерическими,  психическими и инфекционными  заболеваниями, а также сексуальными  отклонениями.

В чистом виде та или иная причина  встречается очень редко, как  правило, они дополняют и усугубляют друг друга, поэтому проблемы семьи  необходимо решать комплексно.

Современная семья переживает сложный  этап эволюции - переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система  власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость  супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние  семьи как кризисное. Это обусловлено  объективными процессами изменения  брачно-семейных отношений во всех экономически развитых странах.[4., c.]

Социологические исследования репродуктивного  поведения семей в последние 30 лет определили печальную закономерность: более состоятельные классы общества испытывают гораздо меньшую потребность  иметь детей, чем менее состоятельные.

Согласно ежегодному Докладу Фонда  ООН в области народонаселения  за 2004 год, в России продолжается демографический  кризис. В 2006 году, согласно данным, родилось 1 млн. 479,6 тыс. человек, что на 22,2 тыс.больше, чем в 2005 году. В 2007 году, согласно данным, демографическая ситуация продолжила улучшаться. Так, в России в течение 2007 года родилось 1 млн. 610,1 тыс. детей. В 2008 году, согласно окончательным данным, улучшение демографической ситуации продолжилось. В 2008г. родилось 1713947 человек.

Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное  выживание и воспитание полноценных  граждан.

Наряду с традиционными функциями, связанными с рождением и воспитанием  ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим  укрытием, помогающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся условиях современной жизни. Семья как фундаментальный социальный институт сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития. Она выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни.

Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей  с детьми показывает отношение государства  к институту семьи, степень его  ответственности за воспроизводство  населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются  дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния  нации - подрастающего поколения, будущего страны.

Средняя величина семьи за последние  три десятилетия сократилась  и составила 3,2 человека в городах  и 3,3 в сельской местности. Как показали исследования, сокращение величины семьи за последние 3 десятилетия обусловлено следующими факторами:

1) ростом числа малодетных семей;

2) приростом числа молодых семей  вследствие снижения возраста  вступления в брак;

3) тенденцией к отделению молодых  семей от родительских;

4) увеличением доли семей с  одним родителем в результате  разводов, смерти одного из супругов  и рождения детей одинокими  матерями.

Выделяют четыре типа социальных проблем современной семьи:

1)Проблемы, возникающие в ходе  образовательной деятельности:

- недостаточная степень готовности  к обучению;

- трудности в освоении общеобразовательных  программ;

- категорический отказ от посещения  школы (школофобия);

- высокая степень педагогической  запущенности.

2) Проблемы, связанные со здоровьем:

- общая соматическая ослабленность;

- хронические заболевания различной  этиологии, создающие проблемы  при обучении ребенка в массовой  школе, инвалидность;

- посттравматический синдром;

- логоневроз;

- психические последствия оперативных  вмешательств, перенесенных болезней.

3) Психофизиологические проблемы:

- отклонения интеллектуального  и личностного развития;

- низкая работоспособность и  частичное отставание в развитии  высших психических функций;

- патохарактерологическое развитие  личности;

- нарушение эмоционально-волевой  сферы личности;

- коммуникативные проблемы (синдром  отчуждения, повышенная конфликтность);

- последствия перенесенного психического  или физического насилия.

4) Социально-правовые проблемы:

- семейные проблемы, сложные жизненные  условия;

- нарушение прав детей, физическое  либо психическое насилие над  ребенком;

- проживание в неблагополучной  либо в малообеспеченной семье,  социальная незащищенность, сиротство;

- социальная дезориентация и  дезадаптация, склонность к противоправным  поступкам.

И так, наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% просто нищих, а на другом 10% выигравших от проводимых экономических преобразований, включая слой 3-5% очень богатых  людей, в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности социальной и географической мобильности; в  миграции, в том числе и за пределы  государства ( в России сегодня около 3 млн беженцев и вынужденных переселенцев, как легальных, так и нелегальных); в ухудшении состояния здоровья населения, в том числе и семьи, демографической ситуации, проявляющейся  в естественной убыли населения, в фундаментальных изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей, в повышении коэффициента иждивенчества, в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.[12.,48 c.]

Таким образом, социальная ледагогика ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

 

1.3.Социальный статус семьи.

 

 

Из всех проблем, стоящих перед  современной семьей, для социального  педагога наиболее важной является проблема адаптации семьи в обществе. В  качестве основной характеристики процесса адаптации выступает социальный статус, т.е. состояние семьи в  процессе ее адаптации в обществе. Рассмотрение семьи как целостного системного образования в процессе социальной адаптации предусматривает  анализ целого ряда ее структурных  и функциональных характеристик, а  также анализ индивидуальных особенностей членов семьи.

Для социального педагога важны  следующие структурные характеристики семьи:

- наличие брачных партнеров  (полная, формально полная, неполная);

- стадия жизненного цикла семьи  (молодая, зрелая, пожилая);

- порядок заключения брака (первичный,  повторный);

- количество поколений в семье  (одно или несколько поколений);

Информация о работе Современная семья и её проблемы