Современная семья и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

- количество детей (многодетная,  малодетная).

В перечисленных характеристиках  кроются как ресурсные возможности  семьи (материальные, воспитательные и  др.), так и потенциальные факторы  социального риска. Например, повторность  брака выполняет утраченные супружеские  и детско-родительские связи, но может  вызвать негативные тенденции в  состоянии психологического климата  семьи и в воспитании детей; сложный  состав семьи, с одной стороны, создает  более разнообразную картину  ролевых взаимодействий, а значит более широкое поле социализации ребенка, с другой - в условиях дефицита жилья вынужденное совместное проживание нескольких поколений может стать  причиной повышенной конфликтности  в семье и т.д.

Помимо структурных и функциональных характеристик, отражающих состояние  семьи как целого, для социально-педагогической деятельности также важны индивидуальные особенности ее членов. К ним относятся  социально-демографические, физиологические, психологические, патологические, привычки взрослых членов семьи, а также характеристики ребенка: возраст, уровень физического, психического, речевого развития в соответствии с возрастом ребенка; интересы, способности; образовательное учреждение, которое он посещает; успешность общения и обучения; наличие поведенческих отклонений, патологических привычек, речевых и психических нарушений. Сочетание индивидуальных характеристик членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами складывается в комплексную характеристику - статус семьи. Учеными показано, что у семьи может быть, по крайней мере, 4 статуса: социально-экономический, социально-психологический, социокультурный и ситуационно-ролевой. Перечисленные статусы характеризуют состояние семьи, ее положение в определенной сфере жизнедеятельности в конкретный момент времени, т.е. представляют собой срез некоторого состояния семьи в непрерывном процессе ее адаптации в обществе.[6., c 68 c.]

 

2.Роль социального педагога  в решении социально-педагогических  проблем семьи.

 

 

 Социальная педагогика – совокупность государственных и негосударственных структур и учреждений, оказывающих населению социальную помощь и услуги, позволяющие преодолеть трудную жизненную ситуацию отдельного человека, семьи или социальной группы. Это организационная форма социальной работы, элементы которой отражают основные сферы жизнедеятельности современного российского общества, обеспечивающая реализацию социальной, в том числе семейной, политики государства.

Для социального педагога главными задачами в работе с семьями являются – выявление источников и причин социальной дезадаптации семьи, диагностика микроклимата, выработка первичной программы реабилитации семьи в целом, что возможно только при получении полной информации о внутреннем потенциале семьи.

В социальных службах помощи семье и детям работают разные специалисты. Непосредственно с семьей как с клиентом сотрудничают специалист по социальной работе, социальный педагог и психолог. Их функциональные обязанности и методы помощи семье и ребенку различны. Вместе с тем нередко возникают разногласия по поводу должностных и профессиональных обязанностей социального работника и социального педагога. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно разграничить их функции.

Специалист по социальной педагогике – работник, профессионально занимающийся деятельностью, направленной на содействие гражданам в реализации своих социальных прав через информирование, диагностику, консультирование, прямую натуральную и финансовую помощь, педагогическую и психологическую поддержку, посредничество; координирует деятельность узких специалистов при решении проблем клиента.

Цели деятельности социального педагога:

· установление социального статуса клиента;

·  составление индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, программ по работе с семьей;

· управление реализацией данных программ с привлечением узких специалистов и заинтересованных ведомств;

·  анализ социального положения различных категорий семей и детей с целью подготовки предложений по разработке социальных программ.

Для достижения указанных целей педагог по социальной работе выполняет различные функциональные обязанности.

1. Учет семей и отдельных лиц, нуждающихся в социальной поддержке.

2. Осуществление первичного приема граждан, выявление их потребностей в различных видах социальной помощи, причин возникших у них трудностей, конфликтных ситуаций, подготовка проектов приказов директора учреждения на зачисление клиента на обслуживание.

3. Сбор документов клиентов, необходимых для организации работы по решению их проблем, предложений от узких специалистов и подготовка на их основе индивидуальных программ реабилитации, программ работы с клиентом, контроль за их выполнением.

4. Осуществление посреднических функций (функций социальных ходатаев) с целью решения проблем клиента (представление интересов клиента в органах социальной защиты населения, внутренних дел, образования, здравоохранения, службах занятости, миграционных службах, судах и т.д.).

5. Осуществление социального патронажа над клиентами, в том числе после выполнения программ работы с ними.

6. Проведение работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (выявление безнадзорных детей, информирование органов опеки и попечительства, содействие в дальнейшем жизнеустройстве, участие в защите их прав).

7.  Консультирование клиентов по различным аспектам семьи и брака, по вопросам соблюдения социальных прав клиентов.

Социальный педагог – специалист, основной задачей которого является преодоление негативных социальных факторов, влияющих на воспитание человека, его поведение по отношению к внешней среде.

Основное отличие социального  педагога учреждения социального обслуживания семьи и детей от педагогов  системы образования в том, что ему приходится работать непосредственно с микросоциумом, окружающим клиента – семья, «улица».

Основные цели и функции  социального педагога:

· формирование самостоятельно действующей, нравственной личности, отвечающей за выбор своего жизненного пути, творческую реализацию своих способностей, гармонизацию отношений в сферах взаимодействия: человек–человек, человек–природа, человек–семья, человек–общество, человек–здоровье, человек–труд, человек–нравственность;

· осуществление воспитательно-образовательной помощи социальному становлению человека, поддержка социально незащищенной личности;

·  содействие в критических и экстремальных ситуациях развитию жизненных смыслов и отношений личности;

·  изучение особенностей микросоциума, условий жизни и определение их влияния на развитие, уровень воспитания и поведение клиентов;

·  выявление  неформальных  групп  детей  по  месту жительства, учебы, их лидеров, работа по нацеливанию деятельности данных групп на социально-позитивную деятельность;

·  определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем клиентов, мер по реализации прав и свобод личности клиентов;

·  организация различных видов социально ценной деятельности клиентов, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ;

·  установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде;

·  проведение среди населения работы по пропаганде здорового образа жизни, планированию семьи и т.п.;

·  содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности воспитанников приютов, забота об охране их жизни, здоровья;

· совместно со специалистами по социальной работе осуществление деятельности по трудоустройству, патронажу, обеспечению социальных гарантий, использованию сберегательных вкладов, ценных бумаг воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

·   взаимодействие с другими специалистами, заинтересованными организациями в решении проблем клиента.

Социальная работа с семьей – это профессиональная деятельность, по своей сути направленная на решение социальных проблем семьи и ее социального окружения. Данная деятельность предполагает способность сопереживать, заботливо и чутко относиться к семье, человеку, а также умело применять общегуманистические и профессиональные знания, различные формы, методы и технологии оказания реальной, адресной и своевременной помощи в самых различных социальных конфликтах и проблемах как отдельных членов семьи, так и всей семьи в целом. Необходимо подчеркнуть, что налаживание позитивного контакта с семьей – обязательный элемент социально-реабилитационных программ и социальной работы с семьей в целом.

Специалист по социальной работе с семьей сталкивается как  с типичными, так и со специфическими, индивидуальными проблемами, характерными для семей, попавших в сложную жизненную ситуацию. Направления его работы связаны с разрешением комплекса социальных, экономических, психологических, педагогических, медицинских и иных проблем. В своей деятельности специалист по социальной работе должен руководствоваться следующими принципами.

Принцип гуманности. Подход к человеку как к главной ценности в системе социальных отношений.

Принцип фамилиоцетризма. В оказании помощи интересы семьи всегда стоят на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы.

Принцип социальной адекватности. Учет разнообразных факторов окружающей среды.

Принцип индивидуализации. Создание условий для самораскрытия и самореализации личности.

Принцип создания воспитывающей  среды. Семья как коллектив – главный фактор развития личности.

Принцип системности. Семья – сложная система структурных элементов. Воздействуя на отдельный элемент, получаем изменения в системе.

В содержание деятельности специалиста по социальной работе с семьей включаются следующие основные формы социальной работы.

1.  Составление социального паспорта семьи и ведение базы данных о ней.

2.  Создание количественных и качественных аналитических показателей функционирования семей, которые включают в себя:

·   социально-биографические данные;

·   материальное положение;

·   место работы и специальность супругов (родителей);

·   жилищно-бытовые условия;

·   взаимоотношения в семье;

·   медико-социальное здоровье семьи;

·   наследственность;

·   уровень образования и культуры;

·   характеристику учебных заведений, в которых обучаются дети;

·   наличие асоциального поведения и его типы;

·   потребности и интересы;

·   вероисповедания.

3. Объем и качество необходимой социальной помощи. Деятельность специалистов по социальной работе с семьей должна быть направлена не только на решение существующих проблем семьи, но и на их профилактику и последующую терапию. Это позволит перейти от социального обслуживания отдельных категорий семей и их членов к комплексной профессиональной социальной работе как мощному и действенному инструменту социальной политики государства.

Педагог по социальной работе с семьей в своей профессиональной деятельности обычно выполняет задачи социального работника. Исходя из этого, Е.И. Холостова рассматривает следующие функции педагога по социальной работе с семьей:

·      диагностическую – заключается в том, что социальный педагог изучает особенности семьи, степень и направленность влияния на нее микросреды и ставит «социальный диагноз»;

·      прогностическую – прогнозирует развитие и совершенствование социальной политики, событий, процессов, происходящих как в семье, так и в группе людей, и влияет на выработку определенных моделей социального поведения;

·      правозащитную – использует законы и правовые акты в интересах оказания помощи и поддержки семей, их защиты;

·      организационную – привлечение к работе общественности в оказании различных видов помощи и социальных услуг нуждающимся семьям;

·      предупредительно-профилактическую – приводит в действие различные механизмы (юридические, социальные, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений;

·      социально-медицинскую – организует работу по профилактике болезней, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию;

·      социально-педагогическую – выявляет интересы и потребности семей в разных видах деятельности: воспитательной, межличностного общения, культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные общества, творческие союзы;

·      психологическую – оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности;

·      социально-бытовую – оказание необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалиды, люди пожилого возраста, молодые семьи) в улучшении их быта, жилищных условий;

Информация о работе Современная семья и её проблемы