Современная семья и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

Нами было выявлено, что   Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи, как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Изменилось и качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка. Причинами семейных проблем становится не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. 
   Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, родителям, которые воспитывают ребенка одни, без мамы или папы. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Даже тогда, когда в семье есть и мама и папа, но нет старшего поколения (бабушек и дедушек), тогда тоже очень не просто. Если все эти факторы еще осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, наркоманией, безработицей), то дела обстоят совсем плохо. Тогда и происходит на помощь социальный педагог. 
   Цель работы социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребенка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребенка и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребенком или его окружением.   
   Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений. Но для этого социальный педагог должен знать причины, порождающие неблагополучие семьи. У каждой семьи они свои, он есть и сходные черты.

Типы неблагополучных  семей и задачи социального педагога в работе с неблагополучными семьями: 
 

Типы неблагополучных  семей 
  
   
  
 

Задачи социального  педагога 
  
 

1.Криминально-аморальная  семья.  
  
Жестокое обращение в семье, злоупотребление алкогольными напитками, сексуальная распущенность родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей. 
 

1.Терпеливо доказывать  родителям пагубное влияние на  подростка того образа жизни,  который они ведут. 
2.Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. 
3.Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль. 
 

2.Педагогически  неграмотная семья. 
  
Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей. 
 

1.     Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. 
2.     Пробудить интерес к самообразованию. 
3.     Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях. 
 

3.Семья,  в которой приоритет отдается  материальному благополучию над  духовной жизнью. 
  
 Дети в такой семье растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют. 
 

1. Изменить жизненную ориентацию родителей. 
2. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. 
3. При встречах  с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы. 
 

4.Семья,  в которой проявляется диктат  одних членов семьи над другими. 
  
Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими. 
 

1.     Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. 
2.     Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. 
3.     Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании. 
 

5.Неполная  семья. 
  
Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера с такой семье характеризуется холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта. 
 

1. Расположить мать к себе, заручиться доверием. 
2. Заинтересовать судьбой ребенка, пробудить ответственность за его и ее матери, будущее. 
3. Пробудить в матери потребность в душевных контактах с ребенком. 
 


 

   
   Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи семьям:    

Образовательную – помощь в обучении и воспитании.  

Психологическую – социально-психологическая поддержка и коррекция. 

Посредническую – помощь в организации, координации и информирование. 
В своей работе социальный педагог использует следующие методы работы с семьей: 
 Метод убеждения -  помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации. 
 Метод наблюдения – помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Социальный педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его досуговой деятельностью. 
Метод бесед – один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения. 
Формы работы социального педагога с семьей: 
Родительские собрания;

Конференции;

Тренинги;

Индивидуальные и тематические консультации;

Беседы;

Посещение семей;

Выпуск информационных листов и т.д. 

Данная работа включает в себя несколько этапов: 

Первый  этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).( см.Приложение1) 
Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной)(см.Приложение3)семьи.  
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.(см.Приложение2) 
Четвёртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий. 
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций. 
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи. 
Седьмой этап: составление карты семьи. 
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.). 
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй. 
Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи. 
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данном курсовом исследовании рассматривалось  одно из важных направлений деятельности социального педагога: основные модели, и этапы социально-педагогической деятельности с семьёй.

Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта социально-педагогической деятельности подчеркивает актуальность проблемы поддержки института современной  семьи и позволяет назвать  основные направления работы в этой области как на государственном, так и на общественном уровнях.

Наиболее острые социальные проблемы семьи выражаются сегодня в резком социально-экономическом расслоении общества, когда на одном полюсе находится 35% бедняков, в том числе 10% выигравших от проводимых преобразований, включая слой 3-5% очень богатых  людей [17; 147]; в постоянном дефиците государственного бюджета и невозможности  социальной и географической мобильности; в миграции, в том числе и  за пределами государства; в ухудшении  состояния здоровья населения, в  том числе и семьи, демографической  ситуации, проявляющейся в естественной убыли населения; в фундаментальных  изменениях традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; в росте количества неполных семей; в повышении коэффициента иждивенчества; в насилии в семье, социальном сиротстве и во многом другом.

В мировой практике социальной работы в ряду значимых мер повышения  эффективности действий специалистов в разрешении многообразных проблем  семьи уверенно утверждается социально-педагогическое обеспечение социальной работы с  семьёй как самостоятельный вид  обеспечивающей деятельности.

Практика становления профессии «социальный педагог» показывает, что социально-педагогическое обеспечение существенно влияет на роль и место различных категорий семей в социализации подрастающего поколения, а также на возможности семьи реально использовать накапливающийся научный потенциал для её блага, особенно в жизненно трудных ситуациях.

Сегодня становится очевидным, что эффективность социальной работы с семьёй, нуждающейся в социальной защите и поддержке в обычных  и экстремальных условиях жизнедеятельности  в значительной мере зависит от уровня её социально-педагогического обеспечения. Признано, что социально-педагогическое обеспечение социальной работы является важным средством социального восстановления (поддержания) социальной активности семьи  в условиях коренных социально-экономических  преобразований общества.

Таким образом, проблема изучения основ социально-педагогического деятельности социальногопедагога с семьёй в интересах повышения эффективности разрешения семейных проблем является в высшей степени  актуальный как в теоретическом, так и в практическом плане.

В заключении ещё раз хотелось бы подчеркнуть, что социально-педагогическая работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но и на её укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социально-экономического положения в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Андреева Г.М. Социальная  психология, - М.: «Наука» 1994.

2.БеличеваС.А.  Служба социальной  защиты  семьи  и детства //Педагогика. - 1992.- № 7/8 - С. 23-27.

3.Бочарова В.Г. Педагогика  социальной  работы. - М.: Аргус, 1994. – 207с.

4.Василькова Ю.В. Лекции  по  социальной  педагогике; Раздел 2.Лекция 16., С.3.

5.Жданов В.И. Вопросы подготовки кадров для социальной работы с семьей. Сб.: Защита прав семьи и детей в программе действий президента Российской Федерации  на 1996-2000 годы. М.: Юридическая литература, 1998. –С.28.

6.Социальная работа./Под общей редакцией проф. В.И.Курбатова. Серия "Учебники, учебные пособия". - Ростов на Дону.:"Феникс", 1999. - С.426-437. 7.Российская энциклопедия социальной работы. Т.2., Ст. - Семья как объект социальной работы. - М., 1997.

8.Основы социальной работы. Учебник/отв. ред. П.Д.Павленок. - М.: Инфра-М., 1999. - Гл. 13. - С.144-151.

9.Семья и община: пути навстречу друг другу: Статьи  о социальной работе с семьей, опыты работы. // социальная работа. - 1993г. № 2/3. - С. 14-25.

10.Сластёнин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория  и практика  социальной работы: отечественный и зарубежный  опыт. / Под ред. Т.Ф. Яркиной  и  В.Г. Бочаровой. - Т.2. - Москва-Тула.  1993. - С. 265-275.

11.Теория  и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии/Под ред. В.М. Сафроновой. - М.: РГСИ, 1992.

12.Теория и методика социальной работы. Краткий курс/Под ред. В.И. Жукова. - М.: Союз, МГСК, 1994.

13.Арнаутова Е.П. Педагог и семья - М.: изд. дом "Карапуз", 2001. - 264.

14.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога - Ростов-н/Д: "Феникс", 2005 - 384 стр.

15.Ерусланова Р.И., Зуйкова Е.М. Семья как объект социальной работы (региональный опыт) - Чебоксары: "Клио", 1999. - 192 стр.

16.Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академический проект, 2001. - 416 стр. Отв. ред. П.Д. Павленок

17.Основы социальной работы: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2004. - 395 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

«Тест родительского отношения»

Отвечая на вопросы, родитель должен выразить своё согласие или  не согласие с ними с помощью оценок « да или нет».

  1. Я всегда сочувствую своему ребёнку.
  2. Я считаю своим долгом знать всё, о чём думает мой ребёнок.
  3. Мне кажется, что поведение моего ребёнка значительно отклоняется от нормы.
  4. Нужно подольше держать ребёнка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
  5. Я испытываю к ребёнку чувство симпатии.
  6. Я уважаю своего ребёнка.
  7. Хорошие родители ограждают ребёнка от трудностей жизни.
  8. Мой ребёнок часто мне не приятен.
  9. Я всегда стараюсь помочь своему ребёнку.
  10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребёнку приносит ему пользу.
  11. По отношению у своему ребёнку я испытываю досаду.
  12. Мой ребёнок не чего не добьётся в жизни.
  13. Мне кажется, что другие потешаются над моим ребёнком.
  14. Мой ребёнок часто совершает такие поступки, которые заслуживают осуждения.
  15. Мой ребёнок отстаёт в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым.
  16. Мой ребёнок специально ведёт себя плохо, чтобы досадить мне.
  17. Мой ребёнок, как губка, впитывает в себя всё самое плохое.
  18. При всём старании моего ребёнка трудно научить хорошим манерам.

         19.Ребёнка с детства следует держать в жёстких рамках, только тогда него вырастет хороший  человек.

20.Я всегда принимаю  участие в играх и делах  ребенка. 

Информация о работе Современная семья и её проблемы