Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
· коммуникативную – устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией и выступает в роли агента для выработки единой стратегии взаимодействия, восприятия, понимания и социального контроля.
Социальный педагог в
работе с семьей занят разными видами
деятельности при исполнении своих профессиональных
функций.
Их работа характеризуется тремя подходами при
решении проблемы.
Ø Воспитательный – педагог выступает в роли воспитателя, консультанта, эксперта. В таких случаях он дает советы, обучает умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливает обратную связь, применяет ролевые игры как метод обучения.
Ø Фасилитативный – педагог играет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении апатии или дезорганизации личности и семьи, когда им трудно это сделать самим. Деятельность его при таком подходе нацелена на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, подбадривание и нацеливание на мобилизацию внутренних ресурсов; организацию применения метода социальной группы.
Ø Адвокативный – применяется тогда, когда он выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов, а также помощника тех людей, которые выступают в роли адвоката от собственного имени. Такого рода деятельность включает в себя помощь отдельным людям и семьям в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений .
3.Характеристика деятельности социального педагога с семьёй.
Методы социальной работы
– совокупность технологий, исследовательских
и терапевтических процедур, способов,
с помощью которых
Многие методы, используемые в социальной работе с семьей, – междисциплинарные: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моделирование, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д.
Большое место в социальной практике занимают педагогические методы: формирование сознания личности (понятия, суждения, убеждения, оценки); организация познавательной, практической деятельности в поведении (поручения, задания, упражнения, создание специальных воспитывающих ситуаций); стимулирование деятельности и поведения индивида (оценка, поощрение, порицание и др.); психолого-педагогическая коррекция и социально-педагогическая реабилитация.
Как правило, все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности, ее социализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение. При этом эффективность методов во многом определяется наличием у специалиста по социальной работе с семьей профессиональных педагогических знаний и умений.
Индивидуальная работа – непосредственная помощь человеку в адаптации его к новым условиям жизни в процессе взаимодействия со специалистом по социальной работе (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация). При проведении индивидуальной работы специалисту по социальной работе с семьей необходимо:
§ установление контакта с клиентом и определение его потребности в социальных услугах;
§ определение проблемы и постановка социального диагноза;
§ выявление мотивации необходимости социальной помощи;
§ определение и исследование предполагаемого решения;
§ выбор метода и технологии социальной работы;
§ осуществление профессиональных действий по решению проблемы и др.
Самые общие требования к принятию решений: своевременность, точность, адресность, в некоторых случаях нетривиальность. Таким образом, умение работать с семьей как с клиентом и решать ее социальные проблемы составляет основу важнейших умений специалиста по социальной работе с семьей. По своей сути, это знания, воплощенные в решении конкретных профессиональных задач, а значит, освоенные модели и методы деятельности, реализуемые на практике. Подобные навыки являются очень ценными и позволяют действовать даже в сложных ситуациях с минимумом ошибок и просчетов, экономя время.
Методы социальной работы с группой. Групповая работа может проводиться с семьями, имеющими схожие проблемы или столкнувшимися с однородными задачами и результатами. Например, в группу объединяются семьи, имеющие ребенка-инвалида или ребенка с девиантным поведением, может быть объединение в группу семей безработных, беженцев, матерей из неполных семей и т.д.
К методам социальной работы с группой относятся: анкетный опрос; социометрия; референтометрия; групповая дискуссия; деловая игра; модификация социального поведения – выработка новых жизненных навыков и привычек; социально-психологический тренинг и др. Так, групповая работа уместна, когда имеется круг людей, собранный на добровольной основе, со схожими проблемами идеологических устоев, культуры и образования, возрастных показателей, половой принадлежности, социального положения, индивидуально-психологических характеристик и др.
Чаще всего групповая работа педагога по социальной работе с семьей имеет психосоциальную направленность. Психосоциальная помощь требуется при решении самого широкого круга проблем, на первое место среди которых выходят семейные. При этом можно выделить несколько направлений психосоциальной работы с группой в оздоровлении семейных отношений: работа с семьями алкоголиков, представляющими весьма большой контингент семей с тяжелыми психологическими проблемами. Далее следует особая группа семей с эмоционально-отчужденными отношениями, здесь значительное место занимают семьи с высоким доходом, затем – семьи с наличием жестокого обращения и насилия в отношении детей или одного из супругов, с инвалидами или хронически больными членами и т.д.
Учитывая разнообразие и сложность внутрисемейных проблем, требующих психосоциальной помощи, в их решении нередко участвуют различные специалисты: социальные работники, социальные педагоги, психологи, психотерапевты, юристы и т.д.
К частным формам и методам профессиональной деятельности педагогов по социальной работе с семьей относятся:
Ø выдача различных пособий и выплат, а также предоставление информации о социальных льготах и порядке их предоставления;
Ø обеспечение и повышение доходов семей, создание условий для достижения семьей экономической самостоятельности;
Ø помощь родителям в многодетной семье, особенно матери, для сочетания ими трудовой деятельности на дому и вне его;
Ø оказание содействия родителям в выполнении воспитательных функций.
Понятие «модель» в социальной педагогике следует рассматривать как схему, образец, описание определенных действий специалиста в конкретной профессиональной ситуации, представляемой как аналог. Модели помощи семье – это варианты концептуально-практических подходов к пониманию сущности проблемы семьи, возможных контактов с семьей как клиентом и ее социальной реабилитации и адаптации.
В социальной педагогике с современной семьей используется несколько моделей. В зависимости от выбранной модели ведущим будет один из специалистов – социальный работник, социальный педагог или психолог. Нередко функции всех этих специалистов вынужден взять на себя один специалист – по социальной работе с семьей. В основе всей социальной работы с семьей – диагностическая модель, которая основывается на предположении дефицита у членов семьи специальных знаний о решении тех или иных проблем.
Социальная модель используется в том случае, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил: привлечение других специалистов, оказание материальной помощи, трудоустройство, помощь с жильем и пр.
Педагогическая модель
Психологическая (психотерапевтическая) модель используется тогда, когда причины трудностей одного из членов семьи лежат в области общения, личностных особенностей членов семьи. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушения.
Медицинская модель предполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни, инвалидность одного из членов семьи. Задача профессиональной помощи – лечение больного и адаптация здоровых членов семьи к обстановке в семье.
Чаще всего в каждом конкретном случае специалист по социальной работе с семьей использует сразу несколько моделей помощи семье. Кроме указанных в научной литературе и социальной практике, встречаются виды и формы социальной помощи, цель которых – сохранение семьи как социального института и ее социальное развитие. Они делятся на долгосрочные и краткосрочные.
Среди краткосрочных форм
ученые выделяют кризисинтервентную и
проблемно-ориентированную
Кризисинтервентная модель
З.Я. Матвейчик предлагает использовать при оказании социальной помощи семье и детям следующую методику проведения консультирования.
1-я фаза – создание
климата, обеспечивающего
2-я фаза – создание
своеобразного «катарсиса»,
3-я фаза – фаза утешения.
Задача специалиста сводится
к снятию деструктивного
4-я фаза – диагноз.
Социальный работник должен
5-я фаза –
фаза образования. Основываясь
на диагнозе, специалист по социальной
работе старается помочь
6-я фаза – осознание клиентом имеющихся вариантов поведения и выбор одного из них. Все решения принимает сам клиент.
7-я фаза –
закрепление мотивации на
Н.Н. Гришина выделяет следующие компоненты компетентности, которые необходимы социальному педагогу: толерантность, коммуникативность, уверенность в себе, адаптивность, тактичность, самообладание, организаторские способности, целеустремленность, ответственность, организованность, демократичность, объективность, оперативность и др.
4 Формы и методы работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
В процессе курсового исследования нами была рассмотрена деятельность социального педагога с неблагополучной семьёй.
Социальный педагог
не должен брать на себя функции
воспитания, заботы о детях, подменяя
родителей, так как это порождает
пассивную иждивенческую
Социальному педагогу, работающему с неблагополучной
семьёй, необходимо сосредоточить усилия
на чётких, конкретных целях.