Современная семья и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:57, курсовая работа

Описание работы

Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.

Файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 81.37 Кб (Скачать файл)

21.К моему ребенку постоянно  «липнет» все дурное.

22.Мой ребенок не добьется  успехов в жизни.

23.Когда в компании  говорят о детях, мне становится  стыдно, что 

мойребёнок не такой умный  и способный, как другие дети.

24.Я жалею своего ребенка.

25.Когда я сравниваю  своего ребенка со сверстниками, то они кажутся     

мне воспитание и разумнее, чем мой ребенок.

26.Я с удовольствием  провожу с ребенком свое свободное время.

27.Я часто жалею о  том, что мой ребенок взрослеет,  и с нежностью

вспоминаю то время, когда  он был еще совсем маленьким.

28.Я часто ловлю себя  на том, что с неприязнью  и враждебно отношусь к

ребенку.

29.Я мечтаю о том,  чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не 

удалось в жизни.

30.Родители должны не  только требовать от ребенка,  но и сами

приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как  к

личности.

31.Я стараюсь выполнять  все просьбы и пожелания моего ребенка.

32.При принятии решений  в семье следует учитывать  мнение ребенка.

33.Я очень интересуюсь  жизнью своего ребенка.

34.Я часто признаю, что  в своих требованиях и претензиях  ребенок по-

своему прав.

35.Дети рано узнают  о том, что родители могут  ошибаться.

36.Я всегда считаюсь  с ребенком.

37.Я испытываю дружеские  чувства по отношению к ребенку.

38.Основная причина капризов  моего ребенка — это эгоизм, лень и 

упрямство.

39.Если проводить отпуск  с ребенком, то невозможно нормально

отдохнуть.

40.Самое главное — чтобы  у ребенка было спокойное, беззаботное

детство.

       41.Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

42.Я разделяю увлечения моего ребенка.

43.Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.

44.Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны.

45.Мой ребенок часто меня раздражает.

46.Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.

47.Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

48.Я не доверяю своему ребенку.

49.За строгое воспитание дети потом благодарят своих родителей. 

50.Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

51.В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

52.Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.

53.Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, и если

он это делает, то обязательно  получается не так, как нужно.

54.Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

55.Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

56.Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

57.Я восхищаюсь своим ребенком.

58.Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

59.Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого

от него.

61.Ребенок должен дружить  с теми детьми, которые нравятся его

родителям.

 

 

 

 

Приложение 2

Анкета "Взаимоотношения  в семье"

 
Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить  семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете  взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

не очень хорошими;

плохими;

не очень плохими.

2. Считаете ли  вы свою семью дружным семейным  коллективом?

да;

не совсем;

нет.

3. Какие семейные  традиции способствуют укреплению  вашей семьи?

(перечислите эти  традиции)

4. Как часто ваша  семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.

5. Что делает  ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные  проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым  трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите  досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы  учебы детей;

делитесь впечатлениями  о прожитом дне, о своих успехах  и неудачах;

каждый занимается своим делом;

допишите...

6. Бывают ли в  вашей семье ссоры, конфликты?

да

часто;

иногда;

редко;

не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

непониманием членами  семьи друг друга;

нарушением этики  взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение

и др.);

отказом участвовать  в семейных делах, заботах; разногласиями  в

вопросах воспитания  детей;

злоупотреблением  алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы  разрешения нравственных конфликтов  в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью  к другим людям (родителям, соседям, друзьям,

учителям);

конфликты практически  не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети  свидетелями или участниками  семейных конфликтов 

между взрослыми?

да;

нет;

иногда.

10. Как реагируют  дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону  одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в  себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти  поддержку в други людях.

11. Что вы намерены  делать для укрепления семейно-бытовых  отношений 

и улучшения микроклимата в вашей семье?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Схема изучения семьи.

  1. Общие сведения о родителях (Ф.И.О., год рождения, адрес, место работы).
  2. Состав семьи (полная, неполная (причины), сколько детей, бабушка, дедушка).
  3. Состояние здоровья родителей, старших членов семьи, детей.
  4. Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).
  5. Материальная обеспеченность семьи.
  6. Санитарная культура семьи (чистота и порядок в доме, внешний вид родителей и членов семьи; соблюдение гигиенических норм родителями и детьми).
  7. Образование родителей (высшее, неполное высшее, среднее, неполное среднее, начальное).
  8. Отношение родителей к трудовой деятельности (положительное, равнодушное, отрицательное).
  9. Участие в общественной деятельности (активное, равнодушное, пассивное). 
  10. Культурный уровень родителей (имеется ли в семье библиотека, есть ли книги по педагогике, психологии; какие книги, журналы читают родители; какие газеты, журналы выписывают; как часто посещают кино, театры, художественные выставки и т.д.) 
  11. Уровень педагогических знаний родителей (высокий, средний, низкий). 
  12. Культура общения в семье (культура общения родителей с друзьями, товарищами по работе, соседями, окружающими людьми). 
  13. Взаимоотношения в семье: между взрослыми и членами семьи, между взрослыми и детьми (дружеские, уважительные, доверительные или неуважительные, равнодушные, грубые). 
  14. Кто из членов семьи оказывает на ребёнка неблаготворное влияние? 
  15. Кто из членов семьи наиболее авторитетен у него и почему? 
  16. Отношения родителей и старших членов семьи к подростку (внимательное, заботливое, ровное, чуткое или равнодушное, грубое, проявляется слепая любовь к ребёнку, потакают его прихотям). 
  17. Характеристика воспитательного воздействия на сына (дочь), сложившегося в семье (единство требований к нему со стороны старших членов семьи, приучение к труду, воспитание культуры поведения и т.д.). 
  18. Осуществление контроля за поведением и учёбой ребёнка. 
  19. Отношение родителей к школе (положительное, равнодушное, негативное). 
  20. Связь семьи со школой (систематическая, эпизодическая). 
  21. Как выполняет семья требования школы (родители прислушиваются к советам и требованиям учителя; равнодушно относятся к ним;  отрицательно воспринимают их). 
  22. Общественно-педагогическая активность родителей (интересуются процессом воспитания детей в школе, активно помогают ему, выполняют работу лишь по просьбе преподавателя или вообще не считают нужным принимать участие в воспитании детей). 
  23. Оценка семьи как воспитательного коллектива.

 

 

 

Приложение 4

Анкета для детей и  их родителей.

1.Во сколько ты  ложишься спать?_____________

2. Делаешь ли  ты уроки самостоятельно?____________

3. Читаешь ли  ты книжки?____________

4. Когда последний  раз были с родителями в  музее или театре?

_______________________________________________________

5. Проверяет ли  мама твои тетрадки?________________

6. Сколько в день  часов или минут ты общаешься  с мамой?

_______________________________________________________

7. Что в школе  тебе нравится ? ____________________________

_______________________________________________________

8. Что не нравится? ______________________________________

_______________________________________________________

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5

Анкета «Расскажите о  своём ребёнке»

 

1. Фамилия , имя, отчество ребёнка_____________________________________________________

2.  Как ребёнок относится к школе? Бывают ли ситуации, когда ребёнок отказывается идти в школу?

С чем это связано?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.  После того, как ребёнок стал посещать школу, какие вы заметили изменения в самочувствии, поведении?__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

4.Как чувствует себя ребёнок после школы?______________________________________________

5.Появилась ли потребность в дневном сне?_____________________________________________

6.Во сколько он ложится спать?_________________________________________________________

7.Какой у ребёнка сон? _______________________________________________________________

8.Готовит ли уроки дома?______________________________________________________________

9.Делает уроки самостоятельно или с вашей помощью?____________________________________

10.Какие предметы даются труднее всего? Как вы думаете почему?__________________________

____________________________________________________________________________________

11.Сколько времени проводит ваш ребёнок у телевизора или компьютера?___________________

12.Сколько времени гуляет в день? Гуляет самостоятельно или под вашим наблюдением?

____________________________________________________________________________________

13.Какие дополнительные кружки и секции посещает ваш ребёнок?_________________________

____________________________________________________________________________________

14.Появились  ли у вашего ребёнка в школе новые друзья? Вы с ними общались, или знаете о них только со слов вашего ребёнка?________________________________________________________

15.Собираясь в школу, ваш ребёнок самостоятельно собирает портфель, с вашей помощью или это исключительно ваша забота?_______________________________________________________

16.Вы интересуетесь в первую очередь успехами в учёбе, или событиями, происходящими в школе?_____________________________________________________________________________

17. Как вы думаете, какое общественное поручение понравится вашему ребёнку?____________

___________________________________________________________________________________


Информация о работе Современная семья и её проблемы