Современное состояние и тенденции развития общественных объединений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования является анализ современного состояния и тенденций развития общественных объединений на примере общественных объединений в области культуры и молодежной политики г. Апатиты Мурманской области Для достижения цели мы должны решить следующие задачи: - изучить экономическую, юридическую, социологическую, культурологическую литературу по теме исследования; - познакомиться с современным состоянием общественных объединений в области культуры и молодежной политики в городе Апатиты Мурманской области; - проанализировать перспективы развития и проблемы функционирования общественных объединений в области культуры и молодежной политики в городе Апатиты Мурманской области.

Содержание работы

Введение
…………………………………………………………….
3
1. Общественные объединения как часть гражданского
общества
1.1. Роль и функции общественных объединений
…………………….
6
1.2. Классификация общественных объединений
……………………..
12
1.3. Финансирование общественных объединений
……………………
16
1.4. Социальная ответственность общественных
объединений ………
16
Выводы по первой главе
…………………………………………….
24
2. Современное состояние и тенденции развития
общественных объединений в области культуры и
молодежной политики в городе Апатиты Мурманской
области
2.1. Современное состояние сектора социально-
культурного развития города Апатиты Мурманской
области ………………….................. 26
2.2. Общественные объединения города Апатиты в сфере
культуры и молодежной политики
2.2.1. Основные направления деятельности культурных
и молодежных общественных объединений города
Апатиты Мурманской области
……………………………………………………………….
28
2.2.2. Проектная деятельность общественных объединений
……………
31
Выводы по второй главе
……………………………………………
34
Заключение
…………………………………………………………..
35
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Современное состояние и тенденции развития общественных объединений.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Общественные объединения  и движения, их деятельность является основой гражданского общества, системой свободных социальных форм жизнедеятельности людей, которые функционируют наравне с партийной формой социально-политического бытия, их социально-политическое назначение, прежде всего в том, что они помогают людям в решении проблем повседневной жизни, открывают широкие возможности для выявления общественно-политической инициативы, осуществление функций самоуправления.

Основная роль всех общественных объединений заключается в выражении  позиции той или иной группы лиц  по социальным или политическим вопросам.

Характер деятельности – определяется через общую направленность и конкретный перечень. В общем, деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем и (или) развитие гражданского общества. Понятия «социальная проблема», «развитие гражданского общества» весьма неопределенны, поэтому при решении практических задач следует опираться не на эту характеристику, а на конкретный перечень видов деятельности, а именно:

- социальная  поддержка и защита граждан;

- подготовка  населения к преодолению последствий  стихийных бедствий, экологических,  техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание помощи  пострадавшим в результате стихийных  бедствий, экологических, техногенных  или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

- охрана окружающей  среды и защита животных;

- охрана и  в соответствии с установленными  требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное  значение, и мест захоронений;

- оказание юридической  помощи на безвозмездной или  на льготной основе гражданам  и некоммерческим организациям  и правовое просвещение населения,  деятельность по защите прав  и свобод человека и гражданина;

- профилактика  социально опасных форм поведения граждан;

- благотворительная  деятельность, а также деятельность  в области содействия благотворительности  и добровольчества;

- деятельность  в области образования, просвещения,  науки, культуры, искусства, здравоохранения,  профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности.

На региональном и муниципальном уровнях перечень видов деятельности, позволяющих относить некоммерческую организацию к социально ориентированным, может быть расширен.

Анализ приведенного перечня показывает, что значительная часть позиций фактически совпадает  с целями благотворительной деятельности. К благотворительной деятельности не относятся: профилактика социально опасных форм поведения граждан; деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина.

Деятельность общественных объединений не дает забыть о нуждах тех, кто не может сам громко и четко выразить свою позицию. Принципы деятельности общественных объединений и основаны как раз на выполнении данной функции:

- социальная интеграция и мобилизация. Например, когда некоммерческое общественное объединение, занимающееся отражением интересов инвалидов, подняло вопрос о неподготовленности наших улиц к передвижению людей на инвалидных колясках и перенесло этот вопрос на общероссийский уровень;

- социализация. Эта функция общественных объединений подразумевает выявление гражданской позиции участников объединения;

- лоббирование интересов своих участников при общении с различными политическими и социальными институтами.

Государство создает  равные возможности для деятельности всех общественных объединений. Не подлежат легализации объединения, целью которых является изменение конституционного строя путем насилия, подрыв безопасности государства деятельностью в пользу иностранных государств, пропаганда войны, насилия или жестокости, фашизма и неофашизма, разжигание национальной и религиозной вражды, создание незаконных военизированных формирований.

На основе законодательно определенных прав и ограничений  общественные объединения выполняют  ряд функций. Правда, однозначного взгляда  о них еще не выработано, однако чаще всего называют оппозиционную, защитную, воспитательную, кадровую функции.

 

    1. Классификация общественных объединений

 

Общественные объединения в соответствии с законодательством могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественная  организация. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с  ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено  настоящим Федеральным законом  и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим  органом общественной организации  является съезд (конференция) или общее  собрание. Постоянно действующим  руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный  орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественной организации  ее постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации  и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественное  движение. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим  органом общественного движения является съезд (конференция) или общее  собрание. Постоянно действующим  руководящим органом общественного  движения является выборный коллегиальный  орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной  регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий  орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности  в соответствии с уставом.

Общественный  фонд. Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган  общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной  регистрации общественного фонда данный фонд осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация иных видов фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о фондах.

Общественное  учреждение. Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Управление  общественным учреждением и его  имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в  общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной  регистрации общественного учреждения данное учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности. Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении  указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в  соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной  регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права  и принимает на себя обязанности  юридического лица в соответствии с уставом.

Союзы (ассоциации) общественных объединений. Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов (ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации. Создание, деятельность, реорганизация и (или) ликвидация союзов (ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об общественных объединениях».

 

    1.  Финансирование общественных объединений

 

Некоммерческие организации  отличаются высокой диверсификацией  источников финансирования. Некоммерческие цели хозяйствования требуют от них  не только разработки собственных доходных направлений деятельности, но и привлечения  внешних источников финансирования со стороны государства, населения и частного сектора.

Источники финансирования общественных объединений делятся на три группы:

- привлеченные;

- государственные;

- собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности [12].

 

    1.  Социальная ответственность общественных объединений

 

Понятие «социально ориентированная некоммерческая организация» было введено Федеральным законом  от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций» [6] и с тех пор привлекает все большее внимание.

Органы государственной  власти и органы местного самоуправления могут оказывать экономическую  поддержку любым некоммерческим организациям, однако поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций оказывается в приоритетном порядке.

Между органами власти различного уровня распределены полномочия по решению вопросов поддержки  социально ориентированных НКО. Государственную политику в области поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций формируют органы государственной власти Российской Федерации; они же осуществляют указанную политику. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в осуществлении государственной политики, а органы местного самоуправления создают условия для деятельности социально ориентированных НКО.

Государственная политика предполагает целый комплекс мер аналитического, информационного  и методического характера, в  том числе мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей деятельности социально ориентированных НКО; формирование единой информационной системы; финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам деятельности и развития социально ориентированных НКО; пропаганда и популяризация их деятельности; организация официального статистического учета социально ориентированных НКО и т.д.

Информация о работе Современное состояние и тенденции развития общественных объединений