Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 21:45, курсовая работа
Целью нашего исследования является анализ современного состояния и тенденций развития общественных объединений на примере общественных объединений в области культуры и молодежной политики г. Апатиты Мурманской области Для достижения цели мы должны решить следующие задачи: - изучить экономическую, юридическую, социологическую, культурологическую литературу по теме исследования; - познакомиться с современным состоянием общественных объединений в области культуры и молодежной политики в городе Апатиты Мурманской области; - проанализировать перспективы развития и проблемы функционирования общественных объединений в области культуры и молодежной политики в городе Апатиты Мурманской области.
Введение
…………………………………………………………….
3
1. Общественные объединения как часть гражданского
общества
1.1. Роль и функции общественных объединений
…………………….
6
1.2. Классификация общественных объединений
……………………..
12
1.3. Финансирование общественных объединений
……………………
16
1.4. Социальная ответственность общественных
объединений ………
16
Выводы по первой главе
…………………………………………….
24
2. Современное состояние и тенденции развития
общественных объединений в области культуры и
молодежной политики в городе Апатиты Мурманской
области
2.1. Современное состояние сектора социально-
культурного развития города Апатиты Мурманской
области ………………….................. 26
2.2. Общественные объединения города Апатиты в сфере
культуры и молодежной политики
2.2.1. Основные направления деятельности культурных
и молодежных общественных объединений города
Апатиты Мурманской области
……………………………………………………………….
28
2.2.2. Проектная деятельность общественных объединений
……………
31
Выводы по второй главе
……………………………………………
34
Заключение
…………………………………………………………..
35
Список использованных источников
Поддержка общественных объединений осуществляется в рамках соответствующей программы, которая может быть:
- федеральной – разрабатывается и реализуется органами власти Российской Федерации;
- региональной – разрабатывается и реализуется органами власти субъекта Российской Федерации;
- межмуниципальной – разрабатывается и реализуется органами власти субъекта Российской Федерации;
- муниципальной – разрабатывается и реализуется органами местного самоуправления.
При этом органы власти Российской Федерации содействуют региональным программам, а органы власти субъектов Российской Федерации – муниципальным программам.
Таким образом, основной механизм оказания поддержки – это разработка, утверждение и реализация программ различного уровня. В работе такого механизма участвуют органы не только исполнительной власти (министерства, администрации), но и представительной (Государственная Дума, законодательные собрания), поскольку для поддержки социально ориентированных НКО необходимо выделить финансирование в бюджете [11].
На федеральном
уровне определены разнообразные формы
поддержки социально
Поддержка может быть:
- информационной – создание
федеральных, региональных и муниципальных
информационных систем и информационно-
- консультационной;
- в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев.
Вопросы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Социально ориентированные НКО в целом не выделены в особую категорию поставщиков, для которых закон предусматривает какие-либо преимущества при размещении заказа. Исключение составляют лишь общероссийские общественные организации инвалидов. Остальные социально ориентированные НКО участвуют в конкурсах наравне с другими лицами (коммерческими организациями, индивидуальными предпринимателями, бюджетными учреждениями).
Финансовая поддержка выражается в предоставление субсидий из бюджетов различного уровня.
Постановлением Правительства РФ от 23 августа 2011 г. № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» [7] утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО.
Субсидии предоставляются
на осуществление следующих
- реализация программ в области оказания информационной, консультационной и методической поддержки деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций по основным направлениям их деятельности;
- выявление, обобщение и распространение лучшей практики реализации проектов социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе путем проведения конференций и семинаров;
- содействие привлечению социально ориентированными НКО труда добровольцев.
Теоретически это могут быть социально ориентированные НКО, осуществляющие любой из допустимых для них видов деятельности (о видах деятельности см. ниже), однако Правила выделяют приоритетные направления:
- профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;
- повышение качества жизни людей пожилого возраста;
- социальная адаптация инвалидов и их семей;
- развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;
- развитие межнационального сотрудничества.
Иными словами, у НКО, осуществляющих указанные направления деятельности, больше шансов получить субсидию.
Субсидию не может получить государственное или муниципальное учреждение.
Шансы получить субсидию повышаются у тех общественных объединений, которые демонстрируют лучшие показатели по следующим критериям:
- «масштаб деятельности» - количество субъектов Российской Федерации, на территории которых были реализованы проекты, осуществляемые социально ориентированной НКО;
- «себестоимость» – соотношение затрат на осуществление программы и предполагаемого эффекта от ее реализации;
- «прошлый опыт» – наличие опыта успешной деятельности по информационной, консультационной и методической поддержке деятельности социально ориентированных НКО;
- «кадры» – наличие квалифицированного кадрового потенциала;
- «софинансирование» – объем дополнительного софинансирования программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и внебюджетных источников.
Органы власти субъектов Российской Федерации относительно свободны в выборе форм поддержки социально ориентированных НКО и определении требований к ним, однако, если субъект Российской Федерации намеревается получить средства из федерального бюджета, то он должен соблюдать целый ряд условий. В частности, субсидии в регионах должны предоставляться на конкурсной основе, при этом порядок предоставления субсидий должен включать требование к софинансированию из внебюджетных источников.
Оказание имущественной поддержки осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование социально ориентированным НКО государственного или муниципального имущества.
Поддержка социально
ориентированных НКО в форме
налоговых льгот отличается от остальных
форм поддержки некоторым
На федеральном уровне установлены две налоговые льготы, связанные с социально ориентированными НКО [16].
Первая – это освобождение от НДС такой операции, как безвозмездное оказание услуг по производству и (или) распространению социальной рекламы. Освобождение связано с соблюдением ряда условий, в частности с определенным объемом упоминаний о спонсорах. Указанное ограничение не применяется, если в социальной рекламе упоминается социально ориентированная НКО.
Вторая льгота вступила в действие с 1 января 2012 года и касается налога на доходы физических лиц. Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ физическое лицо, сделавшее пожертвование социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, вправе уменьшить налоговую базу по НДФЛ на сумму перечисленного пожертвования. Такой социальный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению. Жертвователь самостоятельно реализует право на льготу путем подачи налоговой декларации и документов, подтверждающих перечисление пожертвования. В результате подлежащая уплате сумма налога сократится, а если НДФЛ уже был удержан в течение года, то переплаченный налог будет возвращен из бюджета жертвователю.
В субъектах
Российской Федерации в целях
поддержки социально-
- понижение налоговой ставки налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, для организаций, оказавших поддержку социально ориентированным НКО (максимально возможное понижение – на 4.5 процента);
- освобождение социально ориентированных НКО от уплаты налога на имущество организаций.
На муниципальном уровне теоретически могут быть приняты нормативные правовые акты, предоставляющие социально ориентированным НКО льготы по земельному налогу.
Для общественных объединений, которые претендуют на получение субсидии, хотят арендовать на льготных условиях государственное имущество, воспользоваться иными формами поддержки, важно определить и при необходимости доказать, что они относится к категории социально ориентированных НКО.
Если говорить о специфике некоммерческих организаций, то их ответственность должна выражаться, прежде всего, в эффективности их работы. Ведь они нередко используют не свои, а чьи-то деньги, чьи-то ресурсы. Поэтому от того, насколько эффективно НКО тратят полученные средства, зависит степень их ответственности перед тем, кто эти средства дал. Кроме того, ответственность НКО состоит в том, чтобы не подрывать доверие к сектору со стороны стейкхолдеров – прежде всего, граждан – а, наоборот, увеличивать его. Это особенно актуально для нашей страны, где очень низкий уровень доверия к некоммерческим организациям. А чтобы не подрывать это доверие, нужно быть прозрачными, подотчетными и эффективными. Но прозрачными, подотчетными и эффективными можно быть по-разному. Все зависит от запроса со стороны стейкхолдеров.
В первую очередь, заинтересованной стороной для некоммерческой организации являются ее доноры. Перед разными донорами ответственность может выражаться по-разному. Если донор – частный фонд, то надо просто соответствовать его требованиям. А если донорами являются граждане или если НКО использует деньги госбюджета, прозрачность и подотчетность должны быть гораздо более серьезными и всеобъемлющими. Кроме того, некоммерческие организации несут ответственность перед своими сотрудниками и волонтерами, клиентами, благополучателями, партнерами, органами власти, а также перед благополучателями и обществом в целом.
Если организация ясно представляет, чего от нее ждут, старается отвечать этим ожиданиям и уравновешивать ожидания разных заинтересованных сторон в отношении ответственности, прозрачности и подотчетности, она будет приобретать больше доверия и поддержки. Ее репутация будет улучшаться и, следовательно, будет расти социальный, нематериальный капитал. А это, в свою очередь, сильно влияет на благосостояние и финансы [14].
Выводы по первой главе
Изучив экономическую, юридическую, социологическую, культурологическую литературу по теме исследования, мы пришли к следующим выводам.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.
Характер деятельности общественного объединения определяется через общую направленность и конкретный перечень. В общем деятельность должна быть направлена на решение социальных проблем и (или) развитие гражданского общества. Понятия «социальная проблема», «развитие гражданского общества» весьма неопределенны, поэтому при решении практических задач следует опираться не на эту характеристику, а на конкретный перечень видов деятельности, а именно:
- социальная поддержка и защита граждан;
- подготовка
населения к преодолению
- оказание помощи
пострадавшим в результате
- охрана окружающей среды и защита животных;
- охрана и
в соответствии с
- оказание юридической
помощи на безвозмездной или
на льготной основе гражданам
и некоммерческим организациям
и правовое просвещение
- профилактика социально опасных форм поведения граждан;
- благотворительная
деятельность, а также деятельность
в области содействия
- деятельность
в области образования,
На основе законодательно определенных прав и ограничений общественные объединения выполняют ряд функций. Однозначного взгляда о них еще не выработано, однако чаще всего называют оппозиционную, защитную, воспитательную, кадровую функции.
Источники финансирования общественных объединений делятся на три группы:
- привлеченные;
- государственные;
- собственные средства.
2. Современное состояние и тенденции развития общественных объединений в области культуры и молодежной политики в городе Апатиты Мурманской области
2.1. Современное состояние сектора социально-культурного развития города Апатиты Мурманской области
Основным муниципальным органом, осуществляющим и регулирующим работу в области культуры и молодежной политики, в городе Апатиты является Отдел по культуре и делам молодежи Администрации города Апатиты Мурманской области (ОКДМ).
Информация о работе Современное состояние и тенденции развития общественных объединений