Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 18:57, контрольная работа
Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
Введение…………………………………………………………………………3
Общество как социокультурная система…………………………………...5
Природные предпосылки возникновения общества……………………….7
Культура как социальный феномен…………………………………………9
Культурные универсалии…………………………………………………..11
Функции культуры………………………………………………………….13
Структура культуры………………………………………………………...16
Формы культуры……………………………………………………………20
Заключение……………………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………………...23
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально педагогический университет»
филиал в г. Советском
Кафедра профессионально-
«Специфика российского общества как социокультурной системы»
Выполнил студент
группы Св-: 212ПД
Никитченко А.В.
Проверил: Зудов Е.В.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………...
Введение
На протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времен и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Какова исходная клеточка общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок, вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп?
Что является исходной клеточкой общества?
Что лежит в его основе?
При решении этого вопроса в социологии обнаруживаются разные подходы. Первый подход состоит в утверждении, что исходной клеточкой общества являются живые действующие люди, совместная деятельность которых формирует общество.
Таким образом, с точки зрения этого подхода, индивид – это элементарная единица общества.
Общество – это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения.
Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать общество как простую сумму индивидов?
Постановка вопроса таким образом ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество. Реально существуют индивиды, а общество – это плод умонастроения ученых: философов, социологов, историков и т. д.
Если же общество есть объективная реальность, то оно должно спонтанно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самопроизводящееся явление.
Поэтому в интерпретации общества недостаточно указать на то, что оно состоит из индивидов, но следует подчеркнуть, что важнейшим элементом формирования общества является их единство, общность, солидарность, связь людей.
Общество – это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.
Эти связи, взаимодействия и отношения людей, образуются на какой-то общей основе. В качестве такой основы в различных школах социологии рассматриваются «интересы», «потребности», «мотивы», «установки», «ценности» и т. д.
При всем различии в подходах интерпретации общества со стороны классиков социологии общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным.
1. Общество как социокультурная система
Социология исследует общество в целом, поэтому для социолога важно выяснить универсальные свойства общества. Общество – исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми, их общностями и организациями. Общество может пониматься и как вся сумма человеческих отношений или взаимодействие индивидов (Г. Зиммель). Общество связано с системой символов, понятий и ценностей культуры. Социокультурный подход рассматривает общество в его единстве с культурой. Отличительными признаками общества как социокультурного феномена, являются:
Социальность – как выражение общественной сущности жизни людей, социальной специфики их отношений и взаимодействий. Общество и культура находятся в состоянии постоянного взаимодействия и взаимопроникновения.
Установление новых взаимодействий – способность общества образовывать новые связи между людьми и возобновлять утраченные. Индивиды, участвующие во взаимодействиях, составляют социальную группу.
Территория – пространство, на котором разворачивается все многообразие социальных взаимодействий, определяющее особенности развития общества. Территориальное своеобразие – важный фактор формирования типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев этносов.
Необратимость эволюции социокультурной системы как целого – невозможность для общества по мере удаления системы от точки равновесия вернуться к прежнему состоянию.
Саморегуляция – способность общества обладать самодостаточностью, позволяющей без вмешательства извне создавать высокий уровень организации социальных взаимодействий.
Наличие социальной структуры и социальных институтов, регулирующих общественную жизнь. Социокультурный подход характеризует общество как целостную, сложноструктурированную систему, взаимодействующую с окружающей средой.
Наличие субъектов социального развития – человек понимается как сознательный субъект действия. Каждое действие субъекта является частью социального взаимодействия с другим субъектом.
Наличие социального пространства и социального времени – признаки общества, являющиеся основой его существования, функционирования и развития. Они определяют историческую эпоху или территорию, к которой можно отнести общество. Социальное пространство и время не совпадают с физическими. Социальное пространство связано с категориями социальной иерархии и стратификации, социальное время с категориями социального развития и изменения.
Все перечисленные признаки общества взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостность и устойчивость общественного развития.
2. Природные предпосылки возникновения общества
Становление общества происходило в тесном соотношении природного и социального. Выделяют несколько аспектов в изучении соотношения природного и социального: внутренний и внешний. Первый фиксируется на особых природных качествах человека. Второй - на географических условиях возникновения общества.
В рамках первого подхода внимание обращается на анатомические особенности человека, повлиявшие на становлении общества. К ним относятся: 1. прямая походка, освобождающая передние конечности; 2. руки с противопоставленным большим пальцем; 3. стереоскопическое зрение, позволяющее видеть в трех направлениях; 4. сложный механизм голосовых связок, гортани, губ, языка, способствующий развитию речи; 5. сексуальное поведение (отсутствие сезонности), влияющее на активное демографическое поведение и создание семей; 6. беспомощность младенца, которая ведет к формированию высоких адаптационных способностей, восприимчивости к опыту предшественников, к длительной зависимости от родителей, медленному темпу роста и полового созревания (создание семьи, половозрастных социальных ролей, института образования, т.е. социальной организации и культурной преемственности).
Универсальность биологической основы человека, отсутствие специализации органов, гибкость, способность приспособиться к любой обстановке — все это, принципиально отличая биологию человека, дает возможность социального развития.
В рамках второго подхода особое внимание уделяется географическим факторам. Для возникновения общества необходим определенный минимум природно-географических факторов. В условиях крайнего Севера или экватора социальная жизнь либо невозможна, либо застывает на первых этапах своего развития.
Климат, почвы, рельеф влияют на характер занятий, на то, что производит, чем питается человек, какие усилия ему необходимы, чтобы обеспечить себя необходимым. Так, жаркий климат снижает время активности. Холодный климат требует от человека очень больших усилий для поддержания жизни. Плодородные почвы в сочетании с хорошим климатом способствуют росту экономики, зажиточности, формируют особый менталитет народа.
Рельеф влияет на ритм жизни, темперамент народа. Рельеф может стать естественной оборонительной системой для того или иного народа (первые демократии Западной Европы развились в Исландии и Швейцарии). В странах, открытых для набегов воинственных соседей, возникла сильная абсолютистская власть.
Однако географическая среда не должна быть слишком благоприятной для человека. Народы, живущие в неблагоприятных условиях, вынуждены выработать в себе такую культуру производства, систему социальных связей, которые позволяют им выжить и процветать. Географическая среда оказывала решающее влияние на культуру народов на раннем этапе их развития.
По мере развития общества влияние географического фактора ослабляется и сохраняется опосредованно, через культуру, которая существенно усиливает автономию общества от географической среды. Однако автономия социума от географической среды ограничена. Социум это ниша, которая должна органично вписываться в географическую среду, не нарушая ее основных экосвязей.
3. Культура как социальный феномен
Слово культура происходит от латинского слова colere –«обрабатывать землю». В XVIII и XIX вв. термин стал применяться для обозначения совершенствования человеческих качеств. Немецкое слово Kultur означает достижение высокого уровня цивилизованности.
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон выделяют шесть основных типов определений культуры. Описательные определения. В них делается упор на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Э. Тайлор - «культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». Исторические определения. В них делается упор на процессы социального наследования, традицию. Э. Сепир: культура – это «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни». Нормативные определения делятся на две группы. Первая - определения, ориентирующиеся на идею образа жизни (К. Уислер: «…образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой… Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя»). Вторая – определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Так, социолог У. Томас считает, что «культура – это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях». Психологические определения акцентируют внимание на одном из трех элементов: 1. процессе адаптации к среде («Совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям и есть культура, или цивилизация…» - У. Самнер и А. Келлер); 2. на процессе научения («Культура – это социологическое обозначение для наученного поведения, то есть поведения, которое не дано человеку от рождения, не предопределено в его зародышевых клетках, как у ос или социальных муравьев, а должно усваиваться каждым новым поколением заново путем обучения у взрослых людей» - Р. Бенедикт); 3. на формировании привычек («Культура – это формы привычного поведения, общего для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» - К. Янг). Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Р. Линтон – «а) … культуры – это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества; б) культура – это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества». Генетические определения представляют культуру с позиций ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: 1. культура рассматривается как продукт или артефакт: «В самом широком смысле слова культура обозначает совокупность всего, что создано или модифицировано сознательной или бессознательной деятельностью двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или воздействующих на поведение друг друга» (П. Сорокин); 2. культура рассматривается как комплекс идей: «Культура – это относительно постоянное нематериальное содержание, передаваемое в обществе посредством процессов обобществления» (Г. Беккер); 3. культура как система символов: «Культура – это понятие для особого порядка, или класса феноменов, а именно: таких вещей и явлений, которые зависят от реализации умственной способности, специфичной для человеческого рода, которую мы называем «символизацией» (Л. Уайт); 4. культура определяется как «то, что отличает человека от животных» (В. Оствальд).
Суммируя представленные определения, можно сказать, что культура - это убеждения, ценности и выражающие их символы (включая искусство и литературу), которые являются общими для группы и служат упорядочению опыта и регулированию поведения ее членов. Убеждения, ценности и символы какой-то части людей в группе часто называютсясубкультурой.
4. Культурные универсалии
Различия между разными культурами огромны. В то же время существуют общие черты, свойственные всем культурам - культурные универсалии. Дж. Мёрдок выделил более 60 культурных универсалий. К ним относятся: спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда и попытки управлять погодой. Конкретные формы, которые принимает спорт, украшение тела и т.п., могут, однако, различаться в той или иной культуре. Окружающая среда является одним из факторов, вызывающих эти вариации. Каждая культурная особенность - это продукт исторического развития определенной культурной среды; она может сформироваться в результате уникальной цепи событий. Дело не в том, какая форма спорта, запрета на кровнородственные браки и какой язык характерны для той или иной культуры, а в том, что эти универсалии в той или иной форме наличествуют в каждой из них.
Тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной называетсяэтноцентризмом. Сопутствующее этноцентризму понятие ксенофобия - боязнь и неприятие всего иностранного, а шире - всего чуждого. Этноцентризм является характерной особенностью деятельности первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей собственной, которую считали самой передовой. Американский социолог Вильям Самнер исследовал это в книге "Народные обычаи", опубликованной в 1906 г. Он считал, что культура может быть понята только в рамках ее собственных ценностей и в ее собственном контексте. Эта позиция известна сейчас как культурный релятивизм. Принцип культурного релятивизма полезен для понимания тонких различий между похожими культурами.
Культуру условно можно разделить на две части. Первая - культурное наследие(материальные артефакты, традиции, обычаи, великие достижения науки, искусства, литературы, религии прошлого). Вторая - образ жизни. Это часть культуры, которая относится к настоящему, характеризует образ жизни индивида, группы, общества. Образ жизни включает язык, верования, установки, ценности, манеры поведения, фасон одежды, качество жилья, условия труда, времяпрепровождение, обычаи, нравы, этикет, нормы и другие элементы культуры, которые не только типичны для данной социальной группы, но и отличают ее от других групп. Образ жизни выражает одновременно типичное и специфическое. Он отражает не культурное наследие, а текущую жизнь, не столько материальные артефакты, сколько социальные нормы, обычаи, ценности простых людей. Именно поэтому культуру нельзя сводить к изящным искусствам или живописи. Образ жизни в марксистской социологии - самостоятельная и очень важная категория, а культура - нечто вспомогательное, одна из сторон образа жизни наряду с трудом, бытом, общественной деятельностью. В зарубежной социологии сложилась иная традиция. Образ жизни - одно из определений или частей культуры, которая считается более фундаментальным понятием.
Информация о работе Специфика российского общества как социокультурной системы