Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования - состоит в осознание проблем стандартизации услуг, ее целей, задачей, принципов и методов, разобраться в системе организации работ по стандартизации услуг в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Объект исследования – стандартизация услуг, сущность, особенности, проблемы.
Предмет исследования – особенности стандартизации услуг.
Принципы стандартизации услуг.
Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях - принципах. Принципы стандартизации услуг отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. [10,116]
Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации услуг.
1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя - с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие - стремление учесть мнение всех сторон.
2. Системность стандартизации. Системность - это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару - ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.
3. Динамичность и опережающее развитие
стандарта. Как известно, стандарты моделируют
реально действующие закономерности в
хозяйстве страны. Однако, научно-технический
процесс вносит изменения в технику, процессы
управления. Поэтому стандарты должны
адаптироваться к происходящим переменам.
Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД (нормативных документов) международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.
4. Эффективность стандартизации. Применение
НД должно давать
5. Приоритетность разработки
Важное требование к стандарту - это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.
6. Принцип гармонизации. Этот принцип
предусматривает разработку
7. Четкость формулировок
8. Соответствие законодательству,
а также нормам и правилам
надзорных органов. При разработке
стандартов и других
Например, в основополагающий стандарт по Государственной системе стандартизации -ГОСТ Р 1.0-92, введенный 01.01.93, были внесены изменения в целях реализации норм Закона РФ «О стандартизации», принятого 10.07.93 и подвергшегося изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.12.95.
В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1998 гг. в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 взамен Правил по проведению сертификации в Российской Федерации от 16.02.94, были утверждены новые Правила от 10.05.00. [4]
9. Комплексность стандартизации
взаимосвязанных объектов. Качество
готовых изделий определяется
качеством сырья, материалов, полуфабрикатов
и комплектующих изделий. Поэтому
стандартизация готовой
Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации.
10. Объективность проверки
Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соот-ветствия, заключения надзорных органов.
Задачи стандартизации услуг.
Основными задачами стандартизации услуг являются:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов.
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации. [12,105]
Эталоны, их классификация
Эталон - это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них, рабочим средствам измерений. Эталоны классифицируют на первичные, вторичные и рабочие.
Первичный эталон -это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в анной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В России национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РФ.
Международные эталоны хранит и поддерживает Международное бюро мер и весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности МБМВ состоит в систематических международных сличениях национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами, а также и между собой, что необходимо для обеспечения достоверности, точности и единства измерений как одного из условий международных экономических связей. Сличению подлежат как эталоны основных величин системы СИ, так и производных. Установлены определенные периоды сличения. На пример, эталоны метра и килограмма сличают каждые 25 лет, а электрические и световые эталоны -- один раз в 3 года.
Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие (разрядные) эталоны. Размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном.
Вторичные эталоны (их иногда называют "эталоны-копии") могут утверждаться либо Госстандартом РФ, либо государственными научными метрологическими центрами, что связано с особенностями их использования.
Рабочие эталоны воспринимаю размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь ел у жат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого разряда) и рабочим средствам и измерений. [13,70]
Самыми первыми официально утвержденными эталонами были прототипы метра и килограмма, изготовленные во Франции, которые в 1799 г. были переданы на хранение в Национальный архив Франции, поэтому их стали называть "метр Архива" и "килограмм Архива". С 1872 г. килограмм стал определяться как равный массе "килограмма Архива". Каждый эталон основной или производной единицы Международной системы СИ имеет свою интересную историю и связан с тонкими научными исследованиями и экспериментами.
Глава 2. Организационно-правовые основы стандартизации услуг в России и за рубежом.
2.1 Правовые основы стандартизации услуг в России.
Правовые
основы стандартизации в
Согласно
Закону РФ "О стандартизации"
ответственность за нарушение
его положений несут
Законодательные акты
Закон
"О стандартизации" регламентирует:
- организацию работ
по стандартизации услуг;
- финансирование
работ по государственной стандартизации,
государственному контролю и надзору,
В соответствии с Законом "О
стандартизации" в РФ действует
Государственная система
Данный комплекс включает