Стандартизация социальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - состоит в осознание проблем стандартизации услуг, ее целей, задачей, принципов и методов, разобраться в системе организации работ по стандартизации услуг в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Объект исследования – стандартизация услуг, сущность, особенности, проблемы.
Предмет исследования – особенности стандартизации услуг.

Файлы: 1 файл

Курсовая Голубев.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

     Принципы стандартизации  услуг.

     Стандартизация как наука и как вид деятельности базируется на определенных исходных положениях - принципах. Принципы стандартизации услуг отражают основные закономерности процесса разработки стандартов обосновывают ее необходимость в управлении народным хозяйством, определяют условия эффективной реализации и тенденции развития. [10,116]

     Можно выделить 10 важнейших принципов стандартизации услуг.

1. Сбалансированность интересов сторон, разрабатывающих, изготавливающих, предоставляющих и потребляющих продукцию(услугу). Участники работ по стандартизации, исходя из возможностей изготовителя продукции и исполнителя услуги с одной стороны и требования потребителя - с другой, должны найти консенсус, который принимается как общее согласие - стремление учесть мнение всех сторон.

2.  Системность стандартизации. Системность - это рассмотрение данного объекта как части более важной системы. Например, бутылка как потребительская тара входит частью в транспортную тару - ящик, последний укладывается в контейнер, а контейнер помещается в транспортное средство. Системность предполагает совместимость всех элементов сложной системы.

3.  Динамичность и опережающее развитие стандарта. Как известно, стандарты моделируют реально действующие закономерности в хозяйстве страны. Однако, научно-технический процесс вносит изменения в технику, процессы управления. Поэтому стандарты должны адаптироваться к происходящим переменам.                                                                           

    Для того чтобы вновь создаваемый стандарт был меньше подвержен моральному старению, он должен опережать развитие общества. Опережающее развитие обеспечивается внесением в стандарт перспективных требований к номенклатуре продукции, показателям качества, методам контроля и пр. Опережающее развитие также обеспечивается путем учета на этапе разработки НД (нормативных документов) международных и региональных стандартов, прогрессивных национальных стандартов других стран.

4. Эффективность стандартизации. Применение  НД должно давать экономический  или социальный эффект. Непосредственный  экономический эффект дают стандарты, ведущие к экономии ресурсов, повышению надежности, технической и информационной совместимости. Стандарты, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья людей, окружающей среды, обеспечивают социальный эффект.

5. Приоритетность разработки стандартов, способствующих обеспечению безопасности, совместимости и взаимозаменяемости  продукции (услуг). Эта цель достигается  путем обеспечения соответствия  требованиям стандартов, нормам  законодательства и реализуется  путем регламентации и соблюдения  обязательных требований государственных  стандартов.

      Важное требование  к стандарту - это пригодность его для целей сертификации. Стандарты, содержащие четко выделенные по тексту обязательные требования и методы их объективной проверки, являются «обязательными стандартами» и отвечают указанному требованию.

6. Принцип гармонизации. Этот принцип  предусматривает разработку гармонизированных  стандартов. Обеспечение идентичности  документов, относящихся к одному  и тому же объекту, но принятых  как организациями по стандартизации  в нашей стране, так и международными (региональными) организациями, позволяет  разработать стандарты, которые  не создают препятствий в международной  торговле.

7. Четкость формулировок положений  стандарта. Возможность двусмысленного  толкования нормы свидетельствует  о серьезном дефекте НД.

8. Соответствие законодательству, а также нормам и правилам  надзорных органов. При разработке  стандартов и других нормативных  документов необходимо обеспечивать  их соответствие нормам законодательства, а также нормам и правилам  органов, выполняющих функции государственного  контроля. [11,85]

Например, в основополагающий стандарт по Государственной системе стандартизации -ГОСТ Р 1.0-92, введенный 01.01.93, были внесены изменения в целях реализации норм Закона РФ «О стандартизации», принятого 10.07.93 и подвергшегося изменениям, внесенным Федеральным законом от 27.12.95.

В связи с изменениями и дополнениями, внесенными в 1995 и 1998 гг. в Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10.06.93 взамен Правил по проведению сертификации в Российской Федерации от 16.02.94, были утверждены новые Правила от 10.05.00. [4]

9. Комплексность стандартизации  взаимосвязанных объектов. Качество  готовых изделий определяется  качеством сырья, материалов, полуфабрикатов  и комплектующих изделий. Поэтому  стандартизация готовой продукции  должна быть увязана со стандартизацией  объектов, формирующих ее качество. Комплексность стандартизации предусматривает  увязку стандартов на готовые  изделия со стандартами на  сборочные единицы, детали, полуфабрикаты, материалы, сырье, а также технические  средства, методы организации производства  и способы контроля.

Рассмотренный принцип реализуется в программах комплексной стандартизации.

10. Объективность проверки требований. Стандарты должны устанавливать  требования к основным свойствам  объекта стандартизации, которые  могут быть объективно проверены, включая требования, обеспечивающие  безопасность для жизни, здоровья  и имущества, окружающей среды, совместимость  и взаимозаменяемость.

Объективная проверка требований к продукции осуществляется, как правило, техническими средствами измерения (приборами, методами химического анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве объективного доказательства используются сертификаты соот-ветствия, заключения надзорных органов.

Задачи стандартизации услуг.

Основными задачами стандартизации услуг являются:

-  обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями (заказчиками);

-  установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимозаменяемости продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

-   установление требований к технологическим процессам, в том числе в целях снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, обеспечения применения малоотходных технологий;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-технических программ и инфраструктурных комплексов.

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие реализации законодательства РФ методами и средствами стандартизации. [12,105]

      Эталоны, их классификация

      Эталон - это высокоточная мера, предназначенная для воспроизведения и хранения единицы величины с целью передачи ее размера другим средствам измерений. От эталона единица величины передается разрядным эталонам, а от них, рабочим средствам измерений. Эталоны классифицируют на первичные, вторичные и рабочие.

     Первичный эталон -это эталон, воспроизводящий единицу физической величины с наивысшей точностью, возможной в анной области измерений на современном уровне научно-технических достижений. Первичный эталон может быть национальным (государственным) и международным. Национальный эталон утверждается в качестве исходного средства измерения для страны национальным органом по метрологии. В России национальные (государственные) эталоны утверждает Госстандарт РФ.

     Международные эталоны хранит и поддерживает Международное бюро мер и весов (МБМВ). Важнейшая задача деятельности МБМВ состоит в систематических международных сличениях национальных эталонов крупнейших метрологических лабораторий разных стран с международными эталонами, а также и между собой, что необходимо для обеспечения достоверности, точности и единства измерений как одного из условий международных экономических связей. Сличению подлежат как эталоны основных величин системы СИ, так и производных. Установлены определенные периоды сличения. На пример, эталоны метра и килограмма сличают каждые 25 лет, а электрические и световые эталоны -- один раз в 3 года.

      Первичному эталону соподчинены вторичные и рабочие (разрядные) эталоны. Размер воспроизводимой единицы вторичным эталоном сличается с государственным эталоном.

      Вторичные эталоны (их иногда называют "эталоны-копии") могут утверждаться либо Госстандартом РФ, либо государственными научными метрологическими центрами, что связано с особенностями их использования.

Рабочие эталоны воспринимаю размер единицы от вторичных эталонов и в свою очередь ел у жат для передачи размера менее точному рабочему эталону (или эталону более низкого разряда) и рабочим средствам и измерений. [13,70]

      Самыми первыми официально утвержденными эталонами были прототипы метра и килограмма, изготовленные во Франции, которые в 1799 г. были переданы на хранение в Национальный архив Франции, поэтому их стали называть "метр Архива" и "килограмм Архива". С 1872 г. килограмм стал определяться как равный массе "килограмма Архива". Каждый эталон основной или производной единицы Международной системы СИ имеет свою интересную историю и связан с тонкими научными исследованиями и экспериментами.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Глава 2. Организационно-правовые основы стандартизации услуг в России и за рубежом.

          2.1 Правовые основы стандартизации услуг в России.

      Правовые  основы стандартизации в России  установлены Законом Российской  Федерации "О стандартизации" от 10.06.1993 г. (ред. от 10.01.2003) Положения  Закона обязательны к выполнению  всеми государственными органами  управления, субъектами хозяйственной  деятельности независимо от формы  собственности, общественными объединениями. Закон определяет меры государственной  защиты интересов потребителей  и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные  стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения  обязательных требований стандартов  при их применении. Сущность стандартизации услуг в РФ закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования стандартов могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы); к обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. [2]

      Согласно  Закону РФ "О стандартизации" ответственность за нарушение  его положений несут юридические  и физические лица, органы государственного  управления. В соответствии с  действующим в России законодательством  ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой  характер. Гражданско-правовая ответственность  за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.

       Законодательные акты Российской  Федерации в связи с принятием  законов РФ "О стандартизации", "Об обеспечении единства измерений", "О сертификации продукции  и услуг" (1995 г.); Постановлениями  Правительства РФ, принятыми во  исполнение Закона "О стандартизации", приказами Госстандарта РФ. Например, приказом Госстандарта РФ утвержден "Порядок проведения Госстандартом  России Государственного контроля  и надзора за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации  и за сертифицированной продукцией". [3]          

      Закон "О стандартизации" регламентирует:                                                                                             

- организацию работ по стандартизации услуг;                                                                         -  содержание и применение нормативных документов по стандартизации;                                   

-  финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору,                                                         

        В соответствии с Законом "О  стандартизации" в РФ действует  Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее  организации и функционирования  изложены в комплексе государственных  основополагающих стандартов "Государственная  система стандартизации Российской  Федерации", новая редакция которого  принята в 1993 г. и введена в  действие с 1 апреля 1994 г.                                                                 

        Данный комплекс включает следующие  документы:                                            -   ГОСТ Ρ 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения";                                                                                  -    ГОСТ Ρ 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов";                                    -    ГОСТ Ρ 1.4-93 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. [1]

Информация о работе Стандартизация социальных услуг