Принятая в Российской Федерации
система стандартизации услуг обеспечивает
и поддерживает в актуальном состоянии
единый технический язык, унифицированные
ряды важнейших технических характеристик.
В условиях рыночных отношений
стандартизация выполняет три
функции: экономическую, социальную
и коммуникативную.
Экономическая
функция позволяет заинтересованным
сторонам получить достоверную
информацию о продукции, причем
в четкой и удобной форме. При
заключении договора (контракта) ссылка
на стандарт заменяет описание
сведений о товаре и обязывает
поставщика выполнять указанные
требования и подтверждать их;
в области инноваций анализ
международных и прогрессивных
национальных стандартов позволяет
узнать и систематизировать сведения
о техническом уровне продукции,
современных методах испытаний,
технологических процессах, а также
(что немаловажно) исключить дублирование;
стандартизация методов испытаний
позволяет получить сопоставимые
характеристики продуктов, что играет
большую роль в оценке уровня
конкурентоспособности товара (в
данном случае технической конкурентоспособности);
стандартизация технологических
процессов, с одной стороны, способствует
совершенствованию качества продукции,
а с другой — повышению эффективности
управления производством. Однако
есть и другая сторона стандартного
технологического процесса: возможность
сравнительной оценки конкурентоспособности
предприятия на перспективу Постоянное
применение только стандартизованных
технологий не может обеспечить
технологический прорыв, а стало
быть, и передовые позиции на
мировом рынке.
Социальная функция стандартизации
заключается в том, что необходимо
стремиться включать в стандарты
и достигать в производстве
такие показатели качества объекта
стандартизации, которые содействуют
здравоохранению, санитарно-гигиеническим
нормам, безопасности в использовании
и возможности более экологической утилизации
продукта.
Коммуникативная функция связана
с достижением взаимопонимания
в обществе через обмен информацией.
Для этого нужны стандартизованные
термины, трактовки понятий, символы,
единые правила делопроизводства
и т.п.
Деятельность по стандартизации
услуг осуществляют соответствующие органы
и организации. Орган рассматривается
как юридическая или административная
единица, имеющая конкретные задачи и
структуру. Это могут быть органы власти,
фирмы, учреждения. Под органом, занимающимся
стандартизацией, подразумевается орган,
деятельность которого в области стандартизации
общепризнана на национальном, региональном
или международном уровнях. Основные функции
такого органа — разработка и утверждение
нормативных документов, доступных широкому
кругу потребителей. Однако он может выполнять
немало других функций, что особенно характерно
для национального органа по стандартизации.
Национальный орган по стандартизации
признан на национальном уровне
и наделен правом состоять
членом международных и региональных
организаций по стандартизации.
За разработку и/или принятие
технологических регламентов отвечает
регламентирующий орган власти.
Выполнение регламента обеспечивает
исполнительный орган по регламентам,
который иногда может быть
одновременно и регламентирующим
органом власти. Работа по стандартизации
в России осуществляется руководящим
органом (национальным), рабочими органами
и контролирующими организациями.
Национальным органом по стандартизации
услуг в России является Комитет Российской
Федерации по стандартизации, метрологии
и сертификации (Госстандарт РФ), который
осуществляет государственное управление
стандартизацией в стране, формирует и
реализует государственную политику в
области стандартизации. Госстандарт
РФ выполняет следующие функции:
- координирует деятельность
государственных органов управления,
касающуюся вопросов стандартизации,
сертификации, метрологии; - взаимодействует
с органами власти республик в составе
РФ и других субъектов федерации в области
стандартизации, сертификации, метрологии;
- направляет деятельность технических
комитетов и субъектов хозяйственной
деятельности по разработке, применению
стандартов, другим проблемам сообразно
своей компетенции;
- подготавливает проекты законов
и других правовых актов в пределах своей
компетенции;
- устанавливает порядок
и правила проведения работ по стандартизации,
метрологии, сертификации;
- принимает большую часть государственных
стандартов, общероссийских классификаторов
технико-экономической информации;
- осуществляет государственную регистрацию
нормативных документов, а также стандартных
образцов веществ и материалов;
- руководит деятельностью по аккредитации
испытательных лабораторий и органов
по сертификации;
- осуществляет государственный надзор
за соблюдением обязательных требований
стандартов, правил метрологии и обязательной
сертификации; - представляет Россию в
международных организациях, занимающихся
вопросами стандартизации, сертификации,
метрологии и в Межгосударственном совете
СНГ;
- сотрудничает с соответствующими
национальными органами зарубежных стран;
- руководит работой
научно-исследовательских институтов
и территориальных органов, выполняющих
функции Госстандарта в регионах; - осуществляет
контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований государственных стандартов,
правил обязательной сертификации;
- участвует в работах по международной,
региональной и межгосударственной (в
рамках СНГ) стандартизации;
- устанавливает правила применения в
России международных, региональных и
межгосударственных стандартов, норм
и рекомендаций; - при разработке государственных
стандартов определяет организационно-технические
правила; формы и методы взаимодействия
субъектов хозяйственной деятельности
как между собой, так и с государственными
органами управления, которые будут включены
в нормативный документ; - организует
подготовку и повышение квалификации
специалистов в области стандартизации.
[5]
В
структуре Госстандарта предусмотрены
подразделения для реализации
значительного объема работ: 19 научно-исследовательских
институтов, 13 опытных заводов, Издательство
стандартов, 2 типографии, 3 учебных
заведения, более 100 территориальных
центров стандартизации, метрологии
и сертификации (ЦСМ). Эти центры
проводят работы по сертификации
продукции (услуг), калибровке средств
измерений, оказывают инженерно-техническую
поддержку по стандартизации, метрологии,
сертификации. На базе
территориальных органов Госстандарта
создаются органы по сертификации
и испытательные лаборатории. По
данным на 1996 г., было аккредитовано
более 500 органов по сертификации
различных видов услуг и около
2000 испытательных лабораторий. Работы
по государственной стандартизации
планируются. Составление планов
находится в ведении Госстандарта
РФ (Госстроя РФ). Эти комитеты
— основные заказчики по государственным
основополагающим стандартам, стандартам
общих технических условий и технических
условий в части их обязательных требований,
по исследованиям в области международных
и региональных стандартов относительно
принятия и применения их в качестве государственных.
Другими заказчиками могут быть отраслевые
ведомства, предприятия, научно-технические
и другие общества, в том числе общества
по защите прав потребителей. Госстандарт
и Госстрой определяют стратегические
направления по государственной стандартизации,
анализируют все заказы, планы работы
технических комитетов, предложения от
субъектов хозяйственной деятельности
и разрабатывают планы по государственной
стандартизации, как правило, годовые.
Приоритетными считаются задания по гармонизации
отечественных нормативных документов
с международными (региональными), национальными
зарубежными стандартами, а также по разработке
требований безопасности к объектам стандартизации
и защите прав потребителей.
Постоянными
рабочими органами по стандартизации
являются технические комитеты (ТК),
но это не исключает разработку
нормативных документов предприятиями,
общественными объединениями, другими
субъектами хозяйственной деятельности.
ТК могут заниматься стандартизацией
как в инициативном порядке, так
и по договорам на выполнение
такого задания в соответствии
с программами ТК и планами
государственной стандартизации. Технические
комитеты специализируются в
зависимости от объекта стандартизации.
В рамках этой специализации
в ТК проводится также работа
и по международной (региональной)
стандартизации.
Основные
функции ТК:
- определение концепций
развития стандартизации в своей области;
- подготовка данных для годовых планов
по стандартизации; -
составление проектов новых стандартов
и обновление действующих; - оказание
научно-методической помощи организациям,
участвующим в разработке стандартов
и применяющим нормативные документы,
в частности, по анализу эффективности
стандартизации;
- привлечение потребителей через союзы
и общества потребителей.
Другие
субъекты хозяйственной деятельности,
разрабатывающие нормативные документы
(стандарты отраслей и предприятий),
создают в своей структуре
специальные службы, которые координируют
работу по созданию стандартов
других участвующих в этом
подразделений. Например, на предприятии
научно-исследовательские, конструкторские
и технологические отделы, лаборатории
выполняют исследования, связанные
со стандартизацией, а участие
других подразделений определяется
их компетенцией. Руководит работой
отдел стандартизации. [14]
Работа Технического
комитета начинается со сбора заявок на
разработку стандарта. Заявителями могут
быть государственные органы и организации,
общественные объединения, научно-технические
общества, предприятия, фирмы, предприниматели,
которые направляют заявки в ТК согласно
закрепленным за ними объектам стандартизации.
В заявке обязательно должна быть обоснована
необходимость разработки нормативного
документа, не исключено также приложение
к ней уже разработанного заявителем проекта
стандарта. На основании заявок Госстандарт
РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план
государственной стандартизации России.
Принятие
стандарта осуществляет Госстандарт РФ
(Госстрой РФ). Процедура принятия включает
обязательный анализ содержания проекта
на соответствие законодательству России,
метрологическим правилам и нормам, терминологическим
стандартам, а также ГОСТ Ρ 1.5-91 "ГСС.
Общие требования к построению, изложению,
оформлению и содержанию стандартов".
Стандарт
принимается консенсусом, после чего устанавливается
дата его введения в действие. Срок действия
стандарта, как правило, не определяется.
Далее принятый стандарт подлежит регистрации,
информация о нем публикуется в ежемесячном
Информационном указателе, издается и
распространяется. Все перечисленные
выше функции выполняет Госстандарт РФ
(Госстрой РФ) в установленном им порядке.
Стандарт
не должен быть тормозом для
развития экономики в соответствии
с достижениями научно-технического
прогресса. Но поскольку срок
действия его не устанавливается,
необходима постоянная работа
всех членов ТК и заинтересованных
сторон, направленная на своевременное
обновление нормативного документа.
Согласно
ГСС РФ обновление стандарта
проводится с целью поддержания
его соответствия потребностям
населения, экономики и обороноспособности
страны. Результатом анализа действующего
стандарта может быть внесение
изменений в его содержание
либо пересмотр, либо отмена нормативного
документа. С целью получения
информации для актуализации
стандартов технические комитеты
ведут постоянную работу по
поддержанию обратной связи с
предприятиями и организациями,
принимающими стандарты, а также
анализируют предложения, поступающие
от членов ТК по внесению
изменения в действующие нормативные
документы
Стандарты
научно-технических обществ, общественных
объединений пересматривают с
целью внесения в них новых
результатов научных исследований
или производственных достижений,
связанных с внедрением изобретений
и научных открытий. Отмена этой
категории нормативных документов
связана с моральным устареванием
объекта стандартизации. Все субъекты
хозяйственной деятельности, которым
предоставлено право разработки,
обновления и отмены стандартов,
обязаны информировать о проделанной
работе и ее результатах Госстандарт
РФ.
Государственный
контроль и надзор за соблюдением
обязательных требований государственных
стандартов осуществляются в
России на основании Закона
РФ "О стандартизации" и составляют
часть государственной системы
стандартизации. На современном
этапе государственный контроль
приобретает социально-экономическую
ориентацию, поскольку основные
его усилия направлены на проверку
строгого соблюдения всеми хозяйственными
субъектами обязательных норм
и правил, обеспечивающих интересы
и права потребителя, защиту здоровья
и имущества людей и среды
обитания.