Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа
Цель исследования - состоит в осознание проблем стандартизации услуг, ее целей, задачей, принципов и методов, разобраться в системе организации работ по стандартизации услуг в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Объект исследования – стандартизация услуг, сущность, особенности, проблемы.
Предмет исследования – особенности стандартизации услуг.
Во Франции стандартизацией услуг занимается Французская ассоциация по стандартизации на которую возложены следующие функции:
- организация, руководство и координация деятельности по стандартизации;
- анализ поступающих заявок на стандарты и определение потребности в новых стандартах;
- разработка и принятие национальных стандартов;
- контроль за их внедрением;
- пропаганда и продажа стандартов;
- составление годовых программ по стандартизации с учетом национальных приоритетов развития экономики;
- управление деятельностью по маркировке продукции знаком соответствия национальному стандарту NF;
- обучение, подготовка и переподготовка специалистов;
- представление Франции в международных организациях по стандартизации.
Помимо непосредственно стандартизации, деятельность AFNOR включает сертификацию, метрологию, управление и контроль качества.
Таковы современные направления, но к ним AFNOR подошла в основном в 1980-1990 гг.
Началом национальной стандартизации во Франции считают 1918 г., когда правительственным декретом была создана Постоянная комиссия по стандартизации, направившая свои усилия на унификацию типов изделий машиностроительных отраслей. Эта предшественница AFNOR просуществовала недолго, хотя результаты ее работы были весьма нужными и полезными.
Очередные крупные изменения в национальной французской стандартизации произошли в 1991 г. Их вызвала необходимость адаптации к переменам, происходящим в международной и прежде всего европейской стандартизации, связанным с созданием объединенной Европы.
В результате реформы 1991 г. изменилась оргструктура и самой национальной ассоциации по стандартизации. Структура AFNOR пересмотрена в целях ее наибольшего соответствия выполнению основных задач. Принята трехуровневая структура: вместо Высшего совета по стандартизации – Комитет по ориентации и планированию; Комитет по стратегическому планированию в отраслях экономики, а в рамках каждой программы — Генеральные комиссии. Во главе AFNOR стоит Административный совет, постоянными членами которого являются представители министерств. Кроме того, Генеральная ассамблея на своих регулярных собраниях избирает членов этого совета на определенный срок. Административным советом выбираются президент и вице-президент ассоциации (бюро Административного совета). Прошедшая реорганизация направлена не на усиление давления государства, а на дальнейшее развитие взаимопонимания и сотрудничества органов по стандартизации и государства. [18]
В национальной системе стандартизации Франции под методическим руководством AFNOR действуют отраслевые бюро по стандартизации (их более 30). Их организует Административный совет AFNOR, а утверждают государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли имеют бюро по стандартизации.
Если подобное отраслевое министерство принимает решение о проведении работ по стандартизации, то AFNOR создает специализированную комиссию из представителей промышленных предприятий, научно-исследовательских и технических центров, общества потребителей, которое и становится основным рабочим органом. Процедура подготовки и принятия национального стандарта проходит следующие этапы:
- исследования, направленные на изучение потребности в стандарте и планирование работы;
- разработка стандартов группами
экспертов в бюро или комиссиях по стандартизации;
- утверждение стандарта президентом AFNOR;
- регистрация и публикация. Весь период от разработки до публикации занимает 1-1,5 года.
Основным принципом работ по стандартизации во Франции считается использование программно-целевого метода; в настоящее время реализуется 19 долгосрочных целевых программ, направленных на решение приоритетных задач в различных областях экономической и социальной деятельности. При этом приоритетами в международной стандартизации признаны информационные технологии, в европейской — транспорт и телекоммуникации, а в национальной — экология, безопасность и агропромышленное производство.
Проблема
стандартизации услуг
Стоит отметить
основные проблемы
содержащихся в Общероссийском классификаторе услуг населению, стандартизацией охвачены лишь четыре, и то не в полном объеме.
жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), обеспечение здорового питания населения, развитие торговли, бытовые услуги, транспортная сфера и др. При этом, разумеется, учитывались интересы бизнеса, лежащие в плоскости повышения качества и конкурентоспособности услуг. Считаю, что Программу необходимо постоянно актуализировать это обусловлено возрастающими требованиями к качеству всех видов услуг.
Стандартизация, используя как уже апробированные, так и вновь разрабатываемые методы, способна стимулировать развитие сферы услуг, помочь малому и среднему бизнесу вывести производство на новый уровень, оказать противодействие недобросовестной конкуренции. Таким образом, стандартизация является эффективным инструментом повышения качества услуг и одним из способов защиты интересов потребителей, а следовательно, нужны дальнейшие исследования и разработки в области теории их стандартизации, а также подготовка квалифицированных специалистов в данной сфере. Следует определить приоритеты, разработать программу стандартизации услуг и начать ее реализацию. Необходимость стандартизации услуг не в достаточной мере осознана бизнесом, федеральными органами исполнительной власти и администрациями регионов, поэтому нужна активная разъяснительная работа в этой области. Из-за ограниченных возможностей предприятий сферы услуг и их разобщенности необходима поддержка государства для создания прочного фундамента развития стандартизации услуг.
9. Кайль Я. О необходимости стандартизации (регламентации) государственных и муниципальных услуг // Власть. - 2011. - №7. - С. 126-130.
10. Клевлеев В.М. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник / В.М. Клевлеев, И.А. Кузнецова, Ю.П. Попов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2004. - 256 с.
11. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Г.Д. Крылова. – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. – 479 с.
12. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебные.-Юрайт,200.-285 с.
13. Марусина М.Я. Метрология, сертификация и стандартизация / М.Я. Марусина, А.Б. Тихановский, В.Л. Ткалич и др. - СПбГУ: ИТМО, 2009. - 259 с.
14. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация: Учебное пособие. – М.: Логос, 2002. – 248 с.
15. Сертификация продукции и услуг. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Деловой альянс, 2005. – 176 с.
16. Савелов В.П. Хозяйственное (предпринимательское) право. – Московский институт экономики, менеджмента и права, 2007.
17. Стандартизация и управление качеством продукции / под Ред. В. А, Швандара.- М.: Юнити-Дана, 2008.-487 с.
18. Таныгин В.А. Основы стандартизации и управления качеством. – М.: Изд-во стандартов, 2007. – 208 с.