Стандартизация социальных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2015 в 14:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - состоит в осознание проблем стандартизации услуг, ее целей, задачей, принципов и методов, разобраться в системе организации работ по стандартизации услуг в РФ, ее нормативно-правовых основах.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция.
Объект исследования – стандартизация услуг, сущность, особенности, проблемы.
Предмет исследования – особенности стандартизации услуг.

Файлы: 1 файл

Курсовая Голубев.docx

— 57.00 Кб (Скачать файл)

      К  основным задачам госнадзора  можно отнести: предупреждение и  пресечение нарушений обязательных  требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации  и Закона "О единстве измерений" всеми субъектами хозяйственной  деятельности; предоставление информации  органам исполнительной власти  и общественным организациям  по результатам проверок.              

      Проводят  госнадзор должностные лица Госстандарта  и подведомственных ему центров  стандартизации и метрологии, получивших  статус территориальных органов  госнадзора, — государственные инспекторы. Главный государственный инспектор  России — Председатель Госстандарта  РФ, а главные государственные  инспекторы республик в составе  РФ и других субъектов Федерации  — руководители центров стандартизации  и метрологии, т.е. территориальных  органов госнадзора. 

        Государственный контроль и надзор  за соблюдением обязательных  требований государственных стандартов  осуществляют также и другие  организации. В частности, Государственная  инспекция по торговле, качеству  товаров и защите прав потребителей (Госторгинспекция) проводит контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров. Такие обязательные требования стандартов, как совместимость и взаимозаменяемость, информационная совместимость, не входят в компетенцию Госторгинспекции. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов осуществляет государственный экологический контроль. Государственной санитарно-эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве, применении всех видов продукции, в том числе и импортируемой. Проверкам в процессе госнадзора подвергается продукция (на всех стадиях ее жизненного цикла), в том числе подлежащая обязательной сертификации и импортируемая; услуги населению, виды работ, которые подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию; деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

      Субъекты  хозяйственной деятельности обязаны  не препятствовать, а оказывать  содействие государственным инспекторам  во всех их действиях, составляющих  процедуру госнадзора: свободный  доступ в служебные производственные  помещения, привлечение к работе  специалистов и имеющихся на  предприятии технических средств, отбор проб и образцов и т.п. Проверка осуществляется как лично инспектором, так и создаваемыми под его руководством комиссиями. 

      Права  и обязанности государственных  инспекторов определены Законом "О стандартизации". Им предоставлены  достаточно широкие права, как  представителям государственных  органов управления, в силу чего  они находятся под защитой  государства.  [2]

-    Государственный инспектор имеет право свободного доступа в служебные и производственные помещения проверяемого предприятия (организации), получать всю необходимую документацию, проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать поставку (реализацию) продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов, а также в случае отказа от предъявления ее к проверке.                                                                                                                   -    По результатам проверок государственный инспектор имеет право облагать нарушителей обязательных требований стандартов штрафами. Строгое наказание применяется и к невыполняющим запрет на реализацию — штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным требованиям российских нормативных документов распространяется и на импортную продукцию (услугу), тем более, если они не прошли сертификацию в соответствии с российским законодательством.                            -      Государственный инспектор имеет право направить необходимые материалы в арбитражный суд, органы прокуратуры или суд, если выданные им предписания или постановления не выполняются предприятием — объектом госнадзора. Государственным инспекторам предоставлены широкие права, но если они не выполняют возложенные на них обязанности, относятся к ним ненадлежащим образом или замечены в разглашении государственных (коммерческих) секретов, то несут ответственность в установленном законом порядке. Госинспектор всегда должен помнить, что он защищает интересы как государства, так и потребителя.

       В 1995 г. были внесены изменения  в Российский Кодекс об административных  правонарушениях, в соответствии  с которыми должностные лица  подвергаются штрафу, если в процессе  проверки устанавливается нарушение  организацией обязательных требований  государственных стандартов, относящихся  как к продукту, так и к обеспечению  единства измерений, а также правил  обязательной сертификации. Соблюдение  обязательных требований к продукции  определено Законом "О стандартизации" и не зависит от того, в каком  нормативном документе они содержатся (ГОСТ Р, стандарт отрасли или  ТУ). Инспекторами госнадзора выявляется  немало нарушений. Так, по итогам  проверок 1995 г. (их было проведено  около 40 тыс.) из более 10 тыс. предприятий половина работала с нарушением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации

       Специалисты Госстандарта России  отмечают, что эффективность госнадзора  в значительной степени снижена  в силу следующих причин: современная  концепция государственного контроля  и надзора не учитывает международный  опыт и опирается на опыт  бывшего Советского Союза; не  созданы четкая оргструктура, формы и методы, меры правовой и социальной защиты должностных лиц; оставляют желать много лучшего названные в Законе "О стандартизации" источники финансирования.

 

                       2.2   Международный опыт в стандартизации услуг.

     Подход к стандартизации услуг на западе существенно отличается от российского.  Не во всех странах национальной организацией по стандартизации является государственное учреждение. В США, Великобритании и Германии действуют неправительственные организации по стандартизации услуг. В Японии стандартизацией занимается государственный комитет.

     Функционируют  национальные институты стандартов, которые и занимаются вопросами  стандартизации. В развитых странах, в основном действуют рекомендательные  национальные стандарты. Некоторые  из них становятся национальными стандартами, после того как выйдет государственный закон. Например, о защите от загрязнений воздуха, воды, безопасности потребительских товаров.

   В качестве примера мы рассмотрим британский и французский подход к стандартизации услуг.

    В Великобритании определяющую роль в стандартизации играет Британский институт стандартов (BSI).

    Британский институт стандартов (BSI) создан в 1901 г. по инициативе обществ инженеров-механиков, инженеров-судостроителей, инженеров-электриков и инженеров-металлургов. Это независимая организация, действующая в соответствии с Уставом, впервые принятым в 1929 г. и пересмотренным в 1981 г. Основные функции BSI — координация деятельности по разработке стандартов на основе соглашения между всеми заинтересованными сторонами и принятие стандартов. [15]

Высший законодательный орган — Генеральная конференция — созывается один раз в год для заслушивания отчета о работе BSI, избрания президента и его заместителей, назначения финансовых ревизоров.

Высший исполнительный орган — Управляющий совет, подотчетный Генеральной конференции, руководит работой института и контролирует все направления деятельности (через подчиненный ему Финансовый комитет). Возглавляет Управляющий совет президент BSI.

Общие вопросы управления деятельностью BSI по стандартизации услуг, управлению качеством, информационному обслуживанию и маркетингу находятся в компетенции Совета директоров. Каждым отдельным направлением (стандартизации, испытаний продукции, управления качеством, помощи экспортерам и т.п.) руководят специализированные советы по стандартизации.

Непосредственно разрабатывают национальные стандарты основные рабочие органы BSI — технические комитеты (их около 3,5 тыс.). Курируют эту работу комитеты по стандартизации, в свою очередь подчиняющиеся отраслевым советам по стандартизации. Главная задача отраслевых советов — представлять интересы изготовителей, потребителей и всех других заинтересованных лиц в конкретной области. Наибольший объем работы приходится на отраслевые советы по стандартизации в области электротехники, автоматизации, информационной технологии, строительства, химии, здравоохранения, машиностроения.

Процедура разработки нормативного документа начинается с получения заказов на создание стандарта. Заказчиками могут быть представители организаций потребителей, изготовители продукции, любые другие организации. Каждое предложение рассматривает Управляющий совет, который при положительном решении поручает соответствующему техническому комитету разработать проект стандарта. Технический комитет обязан в своей работе руководствоваться организационно-методическим британским стандартом BS-O "Британская система стандартов". Если объект стандартизации представляет интерес для правительств (например, в аспекте создания технического регламента), то в качестве консультант в работе комитета участвует уполномоченный представитель от правительства. [16]

Первая редакция проекта стандарта рассылается на отзыв заинтересованным сторонам, а окончательный проект поступает в соответствующий комитет по стандартам, который имеет право разрешать публикацию нормативного документа. Если разрешение на публикацию подписывает представитель курирующего отраслевого совета и Управляющего совета, то стандарт считается принятым.

Информационным обеспечением стандартизации и распространением информации о стандартах занимается центральная справочная служба, которая имеет автоматизированную систему информации "Standartline". Система организована учетом участия BSI в деятельности ИСО и является составной частью ИСОНЕТ.

Общее количество действующих национальных стандартов достигает 20 тыс.

BSI представляет Великобританию в международных организациях по стандартизации и принимает решения об использовании международных стандартов стране. В ИСО BSI ведет стандарты 111 технических комитетов и подкомитетов в МЭК — 26 технических комитетов и подкомитетов, в СЕН — 29, в СЕНЭЛЕК — 11. При подготовке проектов национальных стандартов в максимальной степени учитываются требования нормативных документов, принятых этими организациями.

Около 25% национальных британских стандартов представляют собой принятые методом обложки международные стандарты. Примерно 70% разрабатываемых проектов стандартов ведется в соответствии с направлениями международной стандартизации. Более 16% стандартов представляют собой частичное принятие международных.

Заслуживают внимания взаимоотношения BSI и правительства Великобритании. В 1952 г. между ними был подписан меморандум о взаимопонимании, в котором BSI определяется как полномочный орган, ответственный за развитие национальной стандартизации. Действия BSI не противоречат законодательству Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Правительство признает статус BSI как национального представителя страны в ИСО, МЭК, СЕН и СЕНЭЛЕК. В меморандуме подчеркивается, что содержание и форма национальных стандартов должны быть удобны для использования их при контроле качества продукции, сертификации соответствия, а также при торговых переговорах и заключении контрактов.

Со своей стороны BSI считает приоритетными те направления стандартизации, которые правительство определяет как отвечающие национальным интересам. Если такие направления сопряжены со срочной разработкой нового или пересмотром действующего нормативного документа, что обычно требует научных исследований.

Все финансовые аспекты деятельности BSI контролирует Финансовый комитет, который анализирует и оценивает работу каждого подразделения института, представляет Совету директоров заключение о целесообразности реализации наиболее дорогостоящих программ, а также перспективных планов.

Еще одно направление деятельности BSI — участие в работах по единому рынку Европы, для чего в структуре института созданы 10 подразделений.

Большое значение придается заключению соглашений о взаимном признании сертификатов на системы обеспечения качества на предприятиях для исключения многократных проверок. Подписаны соглашения с германской, швейцарской, бельгийской и другими национальными организациями, отвечающими за сертификацию систем обеспечения качества.

Особо можно отметить еще два направления в деятельности BSI, не так часто встречающиеся в практике национальных организаций по стандартизации. Первое — обеспечение безопасности инвалидов, в частности слепых. В соответствии с Директивой ЕС об опасных препаратах BSI принят стандарт "Требования к осязательным предупредительным знакам на упаковке", который введен в действие в 1991 г. [17]

Второе — служба технической помощи британским фирмам- экспортерам по вопросам, связанным с техническими регламентами, системами сертификации стран-импортеров и т.п. Для производителей сельскохозяйственного оборудования с учетом их основных импортеров (ФРГ и Швейцария) организовано информационное обслуживание по техническим правилам, требованиям национальных нормативных документов. Заказчикам предоставляется обзор деятельности правовых органов стран- импортеров с приложением переведенных на английский язык соответствующих законов и стандартов.

Информация о работе Стандартизация социальных услуг