Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:52, статья
Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья.
Стратегическое планирование избирательной кампании
Владимир Львович Римский,
заведующий отделом социологии Фонда
ИНДЕМ
Тел. / факс: (095) 206 8172, 206 8792
Тел. (095) 206 8769, 206 8495, 206 8893
Email: rim@indem.ru
http://www.indem.ru
Проблемы политического консалтинга
Политическое консультирование в России появилось с началом проведения альтернативных выборов на Съезды народных депутатов СССР в 1989 году и РСФСР в 1990 году. Через несколько лет политическое консультирование в России превратилось в весьма доходный бизнес, по традиции в первую очередь связанный с выборами.
Постоянно проходящие выборы представительной
и исполнительной власти федерального,
регионального и местного уровней
систематически воспроизводят ситуацию
наличия спроса на услуги в области
политического консалтинга, которые
готовы эти услуги оплачивать и организаций,
готовых эти услуги предоставлять.
Российский рынок политического
консалтинга в настоящий период
настолько развит и дифференцирован,
что практически каждый потенциальный
заказчик имеет возможность найти
исполнителей, соответствующих его
запросам. Существуют организации, занимающиеся
политическим консалтингом, как на
всей территории России, так и на
территориях стран ближнего и
дальнего зарубежья. В последний
период отчетливо проявляется
На рынке политического
Фирмы, профессионально занимающиеся
консалтингом в области политики,
подошли к необходимости
Эти и некоторые другие проблемы
вполне успешно могут решаться с
использованием современных методов
стратегического
Что такое стратегическое планирование
В древности понятия стратегия
и тактика связывались, прежде всего,
с ведением военных действий. К
стратегии относились методы и приемы
выбора места сражения, расстановки
войск, создающей максимально
В современном западном бизнесе
стратегическое планирование принято
применять как для крупных
корпораций, финансовокредитных организаций,
так и для среднего и мелкого
бизнеса. Фактически к стратегическому
планированию в практике деятельности
западного бизнеса принято
В ходе стратегического планирования принято разрабатывать не только концепции, миссии, цели и задачи корпораций, организаций и других структур, но и выстраивать их в иерархические структуры, определять и оценивать с точки зрения целей и задач направления действий, стратегий, политик, отдельных программ и подпрограмм, и даже отдельных мероприятий. Для выполнения такого оценивания изучаются и проектируются действия акторов, факторов, влияние важных политических и экономических событий и т.п.
Особенностью современного западного
подхода к стратегическому
Технологические особенности современного стратегического планирования
Эффективность современного стратегического планирования определяется не только новизной подходов, но и применением новых технологий в этой области.
Весьма популярным в мире стало
проведение стратегического планирования
по методикам, сходным с методиками
анализа иерархий (Analytical Hierarchy Processes),
которые активно
Метод анализа иерархий основан на многоуровневой декомпозиции проблемы в более простые составляющие ее подпроблемы, значимость и определяющие факторы которых оцениваются в ходе специально организованных экспертных опросов.
Важным преимуществом анализа иерархий являются возможность выявления и анализа структуры проблемы, потому что для построения иерархии необходимо основательно вникнуть в проблему. Декомпозиция проблемы начинается с цели, которая ставится на верхний уровень иерархии. Цель разбивается на задачи, задачи на подзадачи, подзадачи еще могут разбиваться, но, в конце концов, это дойдет до конкретных мероприятий. Таким образом, проблема раскладывается на составляющие более простые обычно подпроблемы по уровням, а, кроме того, ее структурирование может быть доведено до конкретных мероприятий. Фактически, в ходе стратегического планирования строится иерархическая модель, элементами которой и являются проблема, цели, задачи, факторы и т.п.
В экспертных оценках может быть
численно выражена относительная степень
или интенсивность воздействия
элементов некоторого уровня на каждый
элемент более высокого уровня. При
этом принято ограничение: элементы
одного уровня не сравниваются, что, как
правило, сильно упрощает работу экспертов,
но практически не приводит к потерям
информации. Затем полученные экспертные
оценки обобщаются, проводится классификация
элементов модели по уровню их значимости,
важности или приоритетности. На основании
приоритетности формулируются основные
сценарии развития событий, в частности,
наиболее вероятный и наиболее желательный,
которые, как правило, не совпадают.
В итоге для лиц принимающих
решения формируются
В результате проведения стратегического планирования с использованием специально организованных экспертиз возникает отсутствующая в большинстве других методик возможность интеграции мнений экспертов различных школ и направлений, экспертов разной политической ориентации, представителей конкурирующих фирм и организаций и т.п. Дело в том, что экспертам задаются очень конкретные вопросы о силе влияния одних элементов на другие, а обобщенные, интегральные оценки проводятся на основе анализа численных значений этих оценок. Самое главное, чтобы эксперт имел достаточно четкую систему оценивания элементов ситуации и выполнял процедуру оценивания профессионально. Тогда его личные выводы и обобщения не слишком сильно будут влиять на результат экспертизы.
В России пока экспертов не очень используют, экспертным оценкам не всегда доверяют. Причина, видимо, в том, что в советский период каждый эксперт должен был соответствовать некоей установке, и различие в позициях экспертов было не столь важно. Ценность мнения конкретного эксперта была низкой и потому, что большинство решений принималось коллегиально, а мнения всегда обобщались. Естественно, такая политика в отношении экспертов и экспертиз была разрушительной, но понято это было не сразу. Сейчас, к счастью, мы возвращаемся к тому, что существует эксперт как субъект и планирования, и прогнозирования. Эксперт это человек, который обладает неким знанием, причем иногда неформализуемым. То есть сам эксперт не всегда в состоянии объяснить, почему он дает те или иные оценки, рекомендует те или иные решения. Но это не означает, что такой специалист не является экспертом.
В этой ситуации в советские времена
чаще всего пытались построить компьютерные
информационноаналитические и экспертные
системы, способные заменить экспертов.
Такой подход требует больших
затрат ресурсов, в частности, финансовых,
временных, кадровых и других. Но ведь
можно просто попросить эксперта,
которому мы доверяем оценить влияние
одних элементов модели на другие,
используя те когнитивные структуры
его сознания, которые мы пока смоделировать
не в состоянии, и таким образом
построить модель в диалоге с
экспертом, а не автоматически. Такой
подход намного дешевле, может быть
реализован сравнительно быстро, не требует
привлечения большой
В частности, методы анализа иерархий позволяют выделять и анализировать системы оценок и предпочтений каждого эксперта, сравнивать их и интерпретировать. Чем бережнее мы будем относиться к экспертам и их мнениям, тем быстрее изменится отношение к экспертизам и их результатам, тем легче будут внедряться в практику современные процедуры стратегического планирования.
Современные западные методики стратегического
планирования, адаптированные к российским
условиям, могут весьма эффективно
использоваться российскими фирмами,
специализирующимися в области
политического консалтинга, вопервых,
для получения определенных преимуществ
на этом рынке, а, вовторых, для разработки
стратегий избирательных
Стратегия избирательной кампании
Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности.
Для определенности далее будем
описывать подходы к
Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет показывает, что отсутствие стратегии не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата способна лишь более или менее успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером избирательной кампании, а тем более победить кандидат может только случайно.
В некачественном проведении или в
полном отсутствии стратегического
планирования заключается одна из причин
столь частых в России неожиданных
поражений лидеров
Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании