Стратегическое планирование избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:52, статья

Описание работы

Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья.

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование избирательной кампании.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

Стратегическое планирование избирательной кампании

Владимир Львович Римский, 
заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ

Тел. / факс: (095) 206 8172, 206 8792 
Тел. (095) 206 8769, 206 8495, 206 8893

Email: rim@indem.ru 
http://www.indem.ru

Проблемы политического  консалтинга

Политическое консультирование в  России появилось с началом проведения альтернативных выборов на Съезды народных депутатов СССР в 1989 году и РСФСР  в 1990 году. Через несколько лет  политическое консультирование в России превратилось в весьма доходный бизнес, по традиции в первую очередь связанный  с выборами.

Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней  систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области  политического консалтинга, которые  готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического  консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный  заказчик имеет возможность найти  исполнителей, соответствующих его  запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и  дальнего зарубежья. В последний  период отчетливо проявляется тенденция  успешной конкуренции за получение  заказов с крупными консалтинговыми  агентствами более мелких региональных консалтинговых структур, распространяющих свою активность на территорию одного или нескольких близлежащих регионов. Острая конкуренция на рынке политического  консалтинга сочетается с весьма строго соблюдаемыми договоренностями о его разделе. Совокупность этих признаков характеризует весьма успешно развивающийся рынок  услуг политического консалтинга, но развитие бизнеса в этой области  далеко не беспроблемно.

На рынке политического консалтинга  используются как высокоинтеллектуальные технологии работы с избирателями и  представителями элит, так и весьма грубые методы ведения избирательных  кампаний, характеризующиеся обилием  компрометирующих соперников публикаций в средствах массовой информации, административным давлением на оппонентов, прямым подкупом избирателей и нарушениями  законов при подсчете их голосов. Такое положение становится возможным  вследствие несоблюдения политическими  консультантами норм морали и этики  по отношению к конкурентам на выборах и к избирателям, происходящего, в свою очередь, вследствие выхода на этот рынок полулегальных и нелегальных  структур, борющихся за контроль над  собственностью и финансовыми потоками на федеральном и региональном уровнях.

Фирмы, профессионально занимающиеся консалтингом в области политики, подошли к необходимости стабильного  развития своего бизнеса для успешной конкуренции с аналогичными структурами  и получения относительно длительных по времени и высокооплачиваемых заказов. Для этого им необходимо снижать риски ведения дел, планировать  и получать достаточно высокие прибыли, привлекать стратегических партнеров, способных оплачивать консалтинговые услуги не периодически, а постоянно, и т.д. Решение этих задач предполагает, вопервых, повышение эффективности  воздействия на избирателей и  различные элитные группы применяемых  политических технологий, поскольку  более успешные фирмы имеют и  больше шансов на получение выгодных заказов, а, вовторых, выполнение прогнозирования  объема рынка и собственной деятельности на ближайшую и среднесрочную  перспективу.

Эти и некоторые другие проблемы вполне успешно могут решаться с  использованием современных методов  стратегического прогнозирования  и планирования, которые для краткости  будем далее называть стратегическим планированием.

Что такое стратегическое планирование

В древности понятия стратегия  и тактика связывались, прежде всего, с ведением военных действий. К  стратегии относились методы и приемы выбора места сражения, расстановки  войск, создающей максимально возможные  преимущества для ведения битвы  своим войскам и максимально  возможные препятствия для противника, и т.п. К тактике относили методы и приемы управления войсками в ходе сражения. Методы, применявшиеся древними стратегами и тактиками, постоянно  совершенствовались, некоторые из них  до сих пор изучаются в военных  училищах и академиях.

В современном западном бизнесе  стратегическое планирование принято  применять как для крупных  корпораций, финансовокредитных организаций, так и для среднего и мелкого  бизнеса. Фактически к стратегическому  планированию в практике деятельности западного бизнеса принято относить любую деятельность, связанную с  прогнозированием и планированием  достаточно важных и сложных в  осмыслении и реализации сценариев  и ситуаций. И деятельность такого рода может проводиться на любом  уровне управления.

В ходе стратегического планирования принято разрабатывать не только концепции, миссии, цели и задачи корпораций, организаций и других структур, но и выстраивать их в иерархические  структуры, определять и оценивать  с точки зрения целей и задач  направления действий, стратегий, политик, отдельных программ и подпрограмм, и даже отдельных мероприятий. Для  выполнения такого оценивания изучаются  и проектируются действия акторов, факторов, влияние важных политических и экономических событий и  т.п.

Особенностью современного западного  подхода к стратегическому планированию является приоритетный и целенаправленный поиск соответствующими методами факторов, направлений, стратегий, сценариев  развития событий, позволяющих получить определенное преимущество в конкурентной борьбе за счет неожиданных и нестандартных  действий. Кроме того, в современном  стратегическом планировании очень  много внимания уделяется факторам функционирования внешней, а не внутренней для организации среды. Все внутренние реорганизации и изменения целей, задач, структуры и состава персонала  производятся, в первую очередь, с  целью приспособления к изменениям внешних условий деятельности. При  этом ставится задача максимально достоверного прогнозирования предстоящих изменений  внешних условий деятельности, чтобы  успеть к ним адаптироваться. На основе результатов прогнозирования  такого рода решается задача повышения  эффективности функционирования самой  корпорации или организации.

Технологические особенности современного стратегического  планирования

Эффективность современного стратегического  планирования определяется не только новизной подходов, но и применением  новых технологий в этой области.

Весьма популярным в мире стало  проведение стратегического планирования по методикам, сходным с методиками анализа иерархий (Analytical Hierarchy Processes), которые активно разрабатываются  на Западе примерно с середины семидесятых  годов нашего столетия. При использовании  таких подходов удается хорошо структурировать  ситуацию.

Метод анализа иерархий основан  на многоуровневой декомпозиции проблемы в более простые составляющие ее подпроблемы, значимость и определяющие факторы которых оцениваются  в ходе специально организованных экспертных опросов.

Важным преимуществом анализа  иерархий являются возможность выявления  и анализа структуры проблемы, потому что для построения иерархии необходимо основательно вникнуть в  проблему. Декомпозиция проблемы начинается с цели, которая ставится на верхний  уровень иерархии. Цель разбивается  на задачи, задачи на подзадачи, подзадачи  еще могут разбиваться, но, в конце  концов, это дойдет до конкретных мероприятий. Таким образом, проблема раскладывается на составляющие более простые обычно подпроблемы по уровням, а, кроме  того, ее структурирование может быть доведено до конкретных мероприятий. Фактически, в ходе стратегического планирования строится иерархическая модель, элементами которой и являются проблема, цели, задачи, факторы и т.п.

В экспертных оценках может быть численно выражена относительная степень  или интенсивность воздействия  элементов некоторого уровня на каждый элемент более высокого уровня. При  этом принято ограничение: элементы одного уровня не сравниваются, что, как  правило, сильно упрощает работу экспертов, но практически не приводит к потерям  информации. Затем полученные экспертные оценки обобщаются, проводится классификация  элементов модели по уровню их значимости, важности или приоритетности. На основании  приоритетности формулируются основные сценарии развития событий, в частности, наиболее вероятный и наиболее желательный, которые, как правило, не совпадают. В итоге для лиц принимающих  решения формируются рекомендации по сближению наиболее вероятных  сценариев с наиболее желательными. На основе таких рекомендаций разрабатываются  конкретные программы действий и  планы мероприятий. По итогам выполнения этих программ и планов вносятся корректировки  в модель, и процедура стратегического  планирования повторяется вновь  с внесенными уточнениями.

В результате проведения стратегического  планирования с использованием специально организованных экспертиз возникает  отсутствующая в большинстве  других методик возможность интеграции мнений экспертов различных школ и направлений, экспертов разной политической ориентации, представителей конкурирующих фирм и организаций  и т.п. Дело в том, что экспертам  задаются очень конкретные вопросы  о силе влияния одних элементов  на другие, а обобщенные, интегральные оценки проводятся на основе анализа  численных значений этих оценок. Самое  главное, чтобы эксперт имел достаточно четкую систему оценивания элементов  ситуации и выполнял процедуру оценивания профессионально. Тогда его личные выводы и обобщения не слишком  сильно будут влиять на результат  экспертизы.

В России пока экспертов не очень  используют, экспертным оценкам не всегда доверяют. Причина, видимо, в  том, что в советский период каждый эксперт должен был соответствовать  некоей установке, и различие в позициях экспертов было не столь важно. Ценность мнения конкретного эксперта была низкой и потому, что большинство решений  принималось коллегиально, а мнения всегда обобщались. Естественно, такая  политика в отношении экспертов  и экспертиз была разрушительной, но понято это было не сразу. Сейчас, к счастью, мы возвращаемся к тому, что существует эксперт как субъект  и планирования, и прогнозирования. Эксперт это человек, который  обладает неким знанием, причем иногда неформализуемым. То есть сам эксперт  не всегда в состоянии объяснить, почему он дает те или иные оценки, рекомендует  те или иные решения. Но это не означает, что такой специалист не является экспертом.

В этой ситуации в советские времена  чаще всего пытались построить компьютерные информационноаналитические и экспертные системы, способные заменить экспертов. Такой подход требует больших  затрат ресурсов, в частности, финансовых, временных, кадровых и других. Но ведь можно просто попросить эксперта, которому мы доверяем оценить влияние  одних элементов модели на другие, используя те когнитивные структуры  его сознания, которые мы пока смоделировать  не в состоянии, и таким образом  построить модель в диалоге с  экспертом, а не автоматически. Такой  подход намного дешевле, может быть реализован сравнительно быстро, не требует  привлечения большой численности  персонала и т.д.

В частности, методы анализа иерархий позволяют выделять и анализировать  системы оценок и предпочтений каждого  эксперта, сравнивать их и интерпретировать. Чем бережнее мы будем относиться к экспертам и их мнениям, тем  быстрее изменится отношение  к экспертизам и их результатам, тем легче будут внедряться в  практику современные процедуры  стратегического планирования.

Современные западные методики стратегического  планирования, адаптированные к российским условиям, могут весьма эффективно использоваться российскими фирмами, специализирующимися в области  политического консалтинга, вопервых, для получения определенных преимуществ  на этом рынке, а, вовторых, для разработки стратегий избирательных кампаний. В настоящий период результаты многих избирательных кампаний, как федерального, так и регионального уровней  определяются еще до их начала с  применением неожиданных для  большинства конкурентов методов  и приемов. Противостоять такого рода технологиям, а тем более  использовать их самим можно только проводя специальное стратегическое планирование, основные принципы и  некоторые варианты применения которых  изложены ниже.

Стратегия избирательной  кампании

Стратегическое планирование избирательных  кампаний строится на основе общих  принципов применения соответствующих  методик, но имеет свои особенности.

Для определенности далее будем  описывать подходы к стратегическому  планированию для отдельного кандидата, например, по одномандатному округу при  выборах в представительный орган  власти или по региону при выборах  на должность главы его администрации. Аналогичные подходы с соответствующими корректировками описываемых методик  могут быть применены и для  избирательных кампаний других типов.

Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах  является отсутствие стратегического  планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. Практика выборов последних лет  показывает, что отсутствие стратегии  не позволяет политической партии, движению, кандидату стать лидерами избирательной кампании. Отсутствие стратегического планирования или  некачественное его проведение обычно приводит к тому, что кампания кандидата  способна лишь более или менее  успешно реагировать на действия конкурентов, но не способна навязать им свою стратегию, свою игру, свою волю. В этой ситуации стать лидером  избирательной кампании, а тем  более победить кандидат может только случайно.

В некачественном проведении или в  полном отсутствии стратегического  планирования заключается одна из причин столь частых в России неожиданных  поражений лидеров избирательных  кампаний и побед на них кандидатов, имевших невысокие шансы на победу. Именно поэтому в России на выборах, особенно регионального уровня, столь  распространены грубые, не всегда законные, часто называемые «грязными» методы ведения избирательных кампаний: в отсутствие эффективных стратегий  у многих кандидатов появляется желание  любой ценой не допустить победы конкурентов. Поэтому представляется, что внедрение методик стратегического  планирования в практику ведения  избирательных кампаний в России позволит эффективно противодействовать так называемым «грязным» избирательным  технологиям и будет способствовать превращению политического консалтинга  в более цивилизованный бизнес.

Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании