Стратегическое планирование избирательной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:52, статья

Описание работы

Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья.

Файлы: 1 файл

Стратегическое планирование избирательной кампании.docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

Время:

- Избирательная кампания уже  фактически началась или начнет  организовываться только после  объявления об официальном ее  начале 
- Достаточно ли времени для решения задач избирательной кампании, насколько команда кандидата готова к ним по сравнению с конкурентами 
- Способна ли команда вырабатывать и выполнять планыграфики кандидата, мероприятий, рекламной кампании, работы с СМИ и т.п.

Средства массовой информации:

- Доступность для кандидата 
- Влияние на избирателей 
- Прошлый имидж 
- Независимость от власти

Издание полиграфической  продукции:

- Типографии 
- Художники, оформители 
- Компьютерный набор 
- Независимость от власти

Команда исполнителей

- Наличие команды кандидата,  ее сплоченность, готовность работать  на общий результат, опыт ведения  избирательных кампаний 
- Команда наемная или из ближайшего окружения кандидата и тесно с ним связана 
- Наличие в команде креативной группы, ее возможности 
- Организационные возможности команды 
- Аналитическая группа 
- Группа рекламы 
- Группа сбора финансовых средств 
- Бухгалтерия 
- Группа материальнотехнического обеспечения 
- Агентура в штабах конкурентов 
- Распространители слухов 
- Возможности и варианты мотивации 
- Возможности контроля исполнения решений 
- Наличие и профессионализм прессслужбы, службы связи с общественностью 
- Наличие и профессионализм агитаторов 
- Добровольцы и ответственные за работу с ними 
- Возможности частичной компенсации недостатка финансовых средств работой добровольцев 
- Технические работники 
- Обеспечение безопасности 
- Возможности привлечения и мотивации доверенных лиц, их опыт работы, готовность работать на кандидата 
- Координаторы по районам, в районах по избирательным округам и участкам 
- Юридическое обеспечение 
- Поддержка политической партии или движения 
- Возможности создания коалиции кандидатов, возможности достижения договоренностей между ними по отдельным вопросам

Идеологическое обеспечение:

- Способна ли команда кандидата  выработать концепцию, стратегию  и тактику избирательной кампании, лозунги, слоганы, программу кандидата,  его речи, насколько они будут  действенны для избирателей

Информационноаналитическое  обеспечение:

- Уровень информационно - аналитического  обеспечения в команде кандидата 
- Мониторинг хода избирательной кампании 
- Сведения о конкурентах 
- Анализ сильных и слабых сторон кандидата и его конкурентов 
- Анализ ресурсов, намерений, планов и мероприятий конкурентов и политических сил 
- Описание особенностей избирателей по округам, социальным группам, возможностям воздействия на принятие решения 
- Описание целевых групп избирателей 
- Оценка шансов на избрание по округам, городам, в целом 
- Расчет времени 
- Разработка специальных программ для социальных групп, районов, тренингов кандидата, подготовка публичных дебатов и т.п. 
- Выявление эффективности концепции и хода избирательной кампании

Материальнотехническое  обеспечение:

- Наличие и возможность использования  помещений, офисов, в том числе,  в городах, районах 
- Средства связи 
- Средства транспорта 
- Компьютеры, принтеры, сканеры 
- Копировальномножительная техника 
- Бумага, канцелярские товары 
- Возможности поездок, встреч с избирателями самого кандидата и его доверенных лиц 
- Возможности получения готовой информации (из органов государственной власти или частных структур) 
- Возможности проведения исследований (социологических, фокус - групп, глубинных интервью, диагностики и т.п.)

Основные мероприятия  и события избирательной кампании

Мероприятия и события характеризуют  планируемый и прогнозируемый ход  избирательной кампании. Различие между  мероприятиями и событиями в  том, что мероприятия планируют  и проводят команды кандидата  и его соперников, а события  происходят относительно независимо от их усилий. Но разделить мероприятия  и события бывает довольно сложно, поскольку и те и другие могут  организовываться командами кандидатов, но формально проходить без их непосредственного участия. Для  целей разработки стратегии избирательной  кампании указанные различия между  мероприятиями и событиями несущественны.

Мероприятия и события важны  для описания и оценивания методов  использования ресурсов в ходе избирательной  кампании, а также сценариев ее развития. Поэтому для разработки стратегии избирательной кампании необходимо описать основные ее мероприятия  и события, которые, как предполагается, определят ее ход и исход, т.е. результат голосования.

Ниже приведен список типов некоторых  возможных мероприятий и событий. Этот список может быть дополнен по результатам предвыборного исследования региона, округа и кандидата. Описания и оценки значимости конкретных мероприятий  и событий желательно делать на основе опроса экспертов.

Возможные мероприятия  и события в период избирательной  кампании:

- Приезд в округ известного  политического или общественного  деятеля 
- Банкротство значимого для округа предприятия 
- Предъявление претензий налоговых служб к руководителям предприятий, финансовых и административных структур 
- Возбуждение уголовных дел в отношении одного из кандидатов или известных в округе должностных лиц 
- Закрытие или ограничение деятельности тех или иных средств массовой информации 
- Снятие кандидатуры одного или нескольких кандидатов под внешним давлением или по личным решениям 
- Крупные массовые праздники, фестивали, юбилеи, спортивные или другие мероприятия в период избирательной кампании 
- Родительские собрания в школах 
- Собрания жителей подъездов, домов, микрорайонов, сел и т.п. 
- Концерты звезд эстрады 
- Дискотеки 
- Возможные террористические акты, направленные против кандидата, его доверенных лиц, других кандидатов или известных в округе граждан 
- Встречи кандидатов и доверенных лиц с избирателями 
- Проведение кампаний «от двери к двери» 
- Проведение кампаний прямой почтовой рассылки 
- Агитация по телефону 
- Листовочные кампании: раскладка в почтовые ящики, раскладка в общедоступных местах, расклейка в общедоступных местах 
- Пикеты на улицах городов и поселков, раздача агитационных материалов 
- Наружная реклама на улицах городов и поселков: информационные и рекламные стенды, рекламные щиты, рекламные растяжки, электрифицированные щиты, стенды, вывески, реклама на общественном транспорте (внутри и снаружи транспортных средств), расклейка плакатов 
- Прессконференции, брифинги 
- Распространение прессрелизов 
- Выступления кандидата, его доверенных лиц и его соперников на телевидении и радио, в том числе, в прямом эфире 
- Проведение дискуссий, «круглых столов» в прямом эфире телевидения и радио или в записи 
- Выступления кандидата, его доверенных лиц и его соперников на массовых мероприятиях, праздниках, при вручении орденов, медалей, дипломов, сдаче объектов, фестивалях, юбилеях и т.п. 
- Проведение социологических опросов, в том числе, для агитации 
- Проведение интервью, фокусгрупп для мониторинга хода избирательной кампании 
- Создание и работа общественных приемных кандидата и его соперников

Краткое описание предлагаемой технологии

Проведение систематического выявления  и описания факторов, способных определить результат конкретной избирательной  кампании само по себе добавляет системности  в разработку ее стратегии и значительно  улучшает саму эту стратегию. Но обилие факторов такого рода, примерные списки которых приведены в предыдущих разделах, может затруднить выделение  из них ведущих факторов, самых  значимых для достижения целей избирательной  кампании. Для сокращения списков  значимых факторов можно рекомендовать  проведение следующей процедуры  экспертного оценивания по методу анализа  иерархий.

Перечислим еще раз самую  важную информацию, которая должна быть получена в результате предварительных  исследований, в том числе, методами экспертных опросов, анализа объективной  информации и анкетных социологических  исследований. Информацию такого рода можно с некоторой долей условности объединить, например, в следующие  категории:

1. цели избирательной кампании; 
2. ключевые задачи избирательной кампании, которые должны обеспечить реализацию ее целей; 
3. достоинства, возможности или плюсы кандидата; 
4. недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы кандидата; 
5. достоинства, возможности или плюсы конкурентов, особенно основного; 
6. недостатки, проблемы, отсутствие возможностей или минусы конкурентов, особенно основного; 
7. ограничения кандидата; 
8. основные мероприятия кандидата; 
9. основные мероприятия конкурентов; 
10. основные события в ходе избирательной кампании.

Перед началом процедуры экспертного  оценивания предлагается эти списки факторов мысленно расположить по следующим  уровням иерархии. На первый, самый  высокий уровень поставить список номер 1. На второй, подчиненный первому - список номер 2. Подчиненный ему  уровень 3 будет состоять из списков  номер 3, 4, 5, 6 и 7, а еще более низкий уровень 4 - из списков номер 8, 9 и 10.

Эти уровни представлены на следующей  примерной схеме. На ней условно  предполагается, что у кандидата  имеется 3 ключевые задачи избирательной  кампании.

Иерархия списков  для оценивания экспертов

Из представленных списков с  учетом их иерархии составляются таблицы  для проведения экспертного оценивания. Каждая таблица предназначена для  оценки значимости факторов одного списка некоторого уровня для факторов другого  списка из предыдущего уровня в этой иерархии, например, значимости 4 уровня для 3, 3 уровня для 2, 2 уровня для 1. Факторы  одного уровня иерархии между собой  не сравниваются: практика показывает, что их влияние друг на друга значительно  меньше их влияния на более высокие  уровни. Для удобства оценивания лучше  всего формировать по одной таблице  для каждой пары списков факторов. В приведенном примере для  оценивания значимости 4 уровня для 3 потребуется 3х5=15 таблиц, 3 уровня для 2 - 5х3=15 таблиц и 2 уровня для 1 - 3х2=6 таблиц. Всего для  проведения экспертизы потребуется 36 таблиц, поскольку экспертное оценивание влияния факторов 4 уровня на факторы 2 или 1 уровней и факторов 3 уровня на факторы 1 уровня не производится. По окончании экспертизы оценка значимости, например, факторов 3 уровня для факторов 1 уровня опосредованно может быть произведена на основании полученных экспертных оценок значимости факторов 3 уровня для факторов 2 уровня и факторов 2 уровня для факторов 1 уровня.

Каждая таблица для экспертного  оценивания формируется следующим  образом. По строкам этой таблицы  располагаются факторы одного из пронумерованных выше в этом разделе  списков некоторого уровня, а по столбцам - факторы одного из пронумерованных  списков следующего по иерархии уровня. На пересечении каждой строки и каждого  столбца эксперт при проведении экспертизы должен поставить балл, соответствующий уровню значимости фактора соответствующей строки для фактора соответствующего столбца. Таким образом, оценивается всегда значимость факторов некоторого уровня (строки таблицы) для факторов уровня на единицу меньшего (столбцы таблицы). Рекомендуется проводить оценивание по шкалам из 5 или 7 баллов. Для примера  приведем условное задание экспертам  на заполнение одной из таблиц.

Пример задания экспертам  на оценивание уровня влияния факторов

Шкала оценки в баллах:

7. Влияние очень велико 
6. Большое влияние 
5. Есть некоторое влияние 
4. Влияние не существенно 
3. Даст некоторый обратный эффект 
2. Большой обратный эффект 
1. Очень большой обратный эффект

Уровень влияния оценивается с  точки зрения кандидата и того, что для него более желательно.

Вопрос экспертам: В какой мере мероприятия кандидата  влияют на плюсы кандидата?

Действия кандидата

Плюсы кандидата

 

1. Слаженная команда кандидата

2. Хороший контакт с  руководством региона

3. Четкая политическая  программа

4. Издание своей газеты

1. Проведение круглого  стола по проблемам региона

       

2. Агитация на рынках

       

3. Распределение медикаментов  для ветеранов

       

4. Приезд в регион лидера  партии

       

5. Кампания «от двери  к двери»

       

Пример заполнения таблицы.

Если эксперт считает, что «2. Агитация на рынках» даст некоторый  обратный эффект на «2. Хороший контакт  с руководством региона», то в клетку таблицы на пересечении 2 строки и 2 столбца он должен поставить балл 3.

Если эксперт считает, что «4. Приезд в регион лидера партии» окажет большое влияние на «1. Слаженную  команду кандидата», то в клетку таблицы на пересечении 4 строки и 1 столбца он должен поставить балл 6.

Практика показывает, что для  получения достаточно обоснованных результатов необходимо провести экспертизу факторов избирательной кампании не менее чем с 810 экспертами.

Заполнение 36 таблиц, безусловно, представляет весьма большую по объему, а часто  и по интенсивности работу для  экспертов. Но и результат работы экспертов будет весьма значим, поскольку  в итоге можно надеяться получить значительно более объективные  оценки факторов стратегии избирательной  кампании, чем при использовании  более традиционных методик ее разработки. В частности, при проведении обычных обсуждений стратегий и планов некоторое среднее мнение большинства экспертов обычно формируется с подавлением мнений меньшинства. Предлагаемая методика позволяет не только учесть мнение каждого отдельного эксперта, ценность которого до окончания избирательной кампании, скорее всего, не может быть объективно оценена, но и позволяет получить оценки этих индивидуальных мнений экспертов в баллах, в их числовых выражениях.

С полученными баллами экспертных оценок можно выполнять любые  из известных математических процедур интеграции экспертных оценок, описанных  в соответствующих руководствах и справочниках. Эти процедуры  должны быть направлены на получение  числовых выражений значимости различных  факторов избирательной кампании. В  качестве одной из самых простых  из подобных процедур можно предложить следующую.

На основании баллов, проставленных  экспертами, можно вычислить средние  баллы по всем экспертам по каждому  фактору по строкам и столбцам каждой таблицы, а затем расположить  эти средние баллы вместе с  соответствующими факторами в порядке  убывания числовых значений. Аналогично для каждого отдельного эксперта можно выстроить его средние  баллы по строкам и столбцам каждой таблицы в порядке убывания. Таким  образом можно установить наиболее значимые факторы как в среднем  по всем экспертам, так и по каждому  из них в отдельности. Чаще всего, в результате экспертизы выявляются несколько групп экспертов, имеющих  сходные принципы оценивания, выражающиеся в сходных упорядочениях факторов по убыванию их значимости. В этих случаях  можно вычислить средние баллы  факторов по каждой такой группе экспертов, и затем описать различные  варианты расстановки приоритетов  избирательной кампании, предлагаемые этими группами экспертов.

Анализ упорядоченности по убыванию числовых выражений значимости факторов избирательной кампании по всем экспертам, по группам экспертов и по отдельным  экспертам позволяет сформировать комплексы из наиболее значимых таких  факторов, расположенных на разных уровнях предложенной иерархии. Для  этого следует на каждом уровне иерархии отбросить факторы, имеющие низкие экспертные баллы, как малозначимые. В случае противоречивых оценок значимости факторов организаторам экспертизы приходится принимать решение, какие  оценки считать низкими или выполнять  несколько вариантов обработки  такого рода, каждый на основе одной  из концепций отбрасывания малозначимых факторов.

Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании