Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:52, статья
Постоянно проходящие выборы представительной и исполнительной власти федерального, регионального и местного уровней систематически воспроизводят ситуацию наличия спроса на услуги в области политического консалтинга, которые готовы эти услуги оплачивать и организаций, готовых эти услуги предоставлять. Российский рынок политического консалтинга в настоящий период настолько развит и дифференцирован, что практически каждый потенциальный заказчик имеет возможность найти исполнителей, соответствующих его запросам. Существуют организации, занимающиеся политическим консалтингом, как на всей территории России, так и на территориях стран ближнего и дальнего зарубежья.
На основе полученных результатов и прогнозов составляется описание целевых групп кандидата и тех дополнительных групп избирателей, с которыми также предстоит работать в ходе проведения избирательной кампании.
Желательно также сравнить группы
сторонников кандидата с
По результатам сравнения
Прогноз числа голосов избирателей
\
Прогноз числа голосов избирателей,
необходимых для достижения поставленной
цели на выборах, проводится на основе
изучения результатов предыдущих голосований
и данных социологических исследований,
а также с учетом расчета числа
голосов целевых групп
Для получения прогноза числа голосов
избирателей необходимо определить
ожидаемый процент участия
Желательно также дать оценку процента избирателей округа, которые склонны менять свои электоральные предпочтения. К таким избирателям можно отнести тех, кто не имеет постоянных партийных предпочтений, на разных выборах голосовал за кандидатов разной направленности, для которых эмоциональная составляющая в принятии решения о выборе своего кандидата является доминирующей.
Расчет необходимого числа голосов
избирателей проводится следующим
образом: общее число избирателей
умножается на прогнозируемый процент
участия в выборах, а полученное
число умножается на прогнозируемый
процент голосов, который необходимо
набрать кандидату при
Концепция и стратегия избирательной кампании
Стратегия избирательной кампании
не только зависит от выбора ее концепции,
но в некоторых случаях и
Концепция избирательной кампании
понимается как ее основная идея, главное
сообщение, которое кандидат собирается
донести до избирателей. Концепция
избирательной кампании не может
быть ориентирована на всех избирателей,
поскольку в этом случае она в
силу своей общности перестанет их
мотивировать отдать голоса кандидату.
Концепция избирательной
Стратегия избирательной кампании
понимается как основная ее направленность:
голоса каких групп избирателей
должны быть поданы за кандидата, каковы
должны быть веские основания для
этих избирателей проголосовать
за кандидата, какие сообщения и
через какие информационные каналы
следует до них доносить, как правильно
распорядиться всегда ограниченными
ресурсами избирательной
Разработка стратегии
Определение реальных и мнимых целей избирательной кампании
Реальной в ходе избирательной кампании является та цель, которую действительно ставит перед собой кандидат. Мнимой является та цель, которую кандидат декларирует в ходе избирательной кампании, в которую, как он хотел бы, должны поверить избиратели и соперники. Реальные и мнимые цели могут не совпадать.
Необходимо по возможности точнее описать реальные и мнимые цели избирательной кампании кандидата, а также причины их расхождения.
Обычно мнимыми целями являются победа на выборах или защита интересов тех или иных социальных групп. Они обычно легко выявляются из беседы с кандидатом.
Реальные цели обычно скрываются,
иногда не осознаются, их может быть
не одна, а несколько. Например, кандидат
не откажется от победы на выборах,
но главным для себя считает возможность
публикации компрометирующих материалов
на некоторых известных
В качестве примера приведем список возможных реальных целей избирательной кампании:
- одержать сокрушительную
- просто победить на выборах, возможно
даже с минимальным перевесом;
- войти в политическую элиту;
- поддержать лидера избирательной кампании;
- взять голоса избирателей, чтобы они
не достались одному или нескольким конкурентам,
тем самым увеличив шансы лидера избирательной
кампании;
- провести негативную кампанию против
одного или нескольких кандидатов;
- получить опыт участия в выборах для
победы на других выборах;
- получить известность, например, для
более успешного ведения собственного
бизнеса;
- получить по итогам выборов должность
в структурах исполнительной власти и
т.п.
Определение главного оппонента кандидата
Под главным оппонентом понимается кандидат, группа кандидатов или некоторые условия ведения избирательной кампании, которые представляют главное препятствие для достижения реальных целей кандидата. Главный оппонент должен быть достаточно значимым и обладать достаточными ресурсами для противодействия кандидату.
Необходимо подробно описать главного оппонента и принципы, которые использовались для его выделения. В случае невозможности выделить главного оппонента кандидату, необходимо подробно описать почему это невозможно сделать.
Позиционирование и имидж кандидата
Под позиционированием понимается политическая позиция кандидата и те социальные группы, интересы которых он представляет. Эти интересы кандидат может представлять реально, а может только декларировать. Кроме того, возможно, что на предыдущих выборах кандидат позиционировал себя иначе, чем на предстоящих выборах.
Необходимо описать реальное и декларируемое позиционирование кандидата, а также причины расхождения позиций, если они имеются.
Под имиджем понимается образ кандидата,
который он стремится сформировать
у избирателей и своих
Необходимо описать идеальный образ кандидата и реальный образ нашего кандидата для каждой целевой группы избирателей, а также образ, декларируемый самим кандидатом для избирателей и соперников. По возможности, описать также причины расхождения всех этих образов.
С имиджем кандидата тесно связан стиль его поведения в ходе избирательной кампании. Желательно описать рекомендации по выбору этого стиля.
В качестве примера приведем некоторые типовые стили кандидатов:
- лидер избирательной кампании;
- выжидающий и использующий ошибки лидера
избирательной кампании;
- противопоставляющий себя лидеру избирательной
кампании;
- источник информационных поводов;
- источник конфликтов;
- оппозиционер;
- гонимый;
- судья;
- вездесущий и т.п.
Информацию по позиционированию и имиджу кандидата рекомендуется получать из результатов социологического исследования, фокус - групп, глубинных интервью с экспертами и избирателями.
Определение ключевых задач избирательной кампании
Под ключевыми задачами понимаются задачи гарантирующие достижение реальных целей избирательной кампании. Ключевые задачи следует выявлять на основе анализа всей доступной информации, полученной в ходе предвыборного исследования избирательного округа.
Обычно ключевые задачи избирательной кампании можно разделить на следующие основные типы:
- решение главных проблем
- развитие какихто преимуществ кандидата;
- использование нейтрального, не привязанного
к кандидату, ресурса и т.п.
Необходимо подробно описать ключевые задачи избирательной кампании, какие цели достигаются с помощью их решения, насколько решение этих задач значимо для достижения каждой из целей.
Ресурсы избирательной кампании
Практика политического
Все достаточно значимые ресурсы избирательной кампании для удобства последующего оценивания экспертами можно классифицировать, например, по следующим 5 категориям:
- достоинства, возможности или
плюсы кандидата;
- недостатки, проблемы, отсутствие возможностей
или минусы кандидата;
- достоинства, возможности или плюсы конкурентов,
особенно основного;
- недостатки, проблемы, отсутствие возможностей
или минусы конкурентов, особенно основного;
- ограничения кандидата.
К ограничениям кандидата может относиться, например, то, что кандидат уже занимает какуюто выборную должность, должность в структурах исполнительной власти, недостаток времени или финансовых средств, принципиальный запрет на ведение негативных кампаний по отношению к конкурентам (например, эта роль поручена другому кандидату) и т.п.
Ниже приведен примерный перечень возможных ресурсов избирательной кампании, которые могут оказаться существенными для разработки ее стратегии. Не обязательно исследовать и описывать все ниже перечисленные ресурсы, необходимо отобрать из них наиболее значимые. При необходимости к приведенному списку можно добавить другие значимые ресурсы. Каждый значимый ресурс должен быть достаточно подробно описан. Кроме того, для каждого значимого ресурса должно быть дано пояснение, почему он отнесен той или иной из 5 категорий. Желательно также указать как недостаток того или иного ресурса может быть компенсирован за счет других ресурсов. Описание и оценку значимости ресурсов избирательной кампании желательно проводить на основе опроса экспертов.
Примерный перечень ресурсов избирательной кампании
Кандидат:
- Известность, стартовый
- Возможность формирования позитивного
имиджа кандидата для целевых групп избирателей,
наличие или отсутствие харизмы
- Репутация
- Связи кандидата с властными структурами,
политическими и общественными организациями
- Профессиональные опыт и знания
- Опыт участия в избирательных кампаниях
- Возраст
- Навыки личного общения, умение говорить
публично, перед телекамерами
- Семья и родственники, возможность их
использования в избирательной кампании
- Друзья, возможность их использования
в избирательной кампании
- Биография
- Характер
- Быт
- Прошлое, реальные дела и их оценки
- Отношения с элитой и влияние на нее
- Доверие избирателей
- Необходимость психологической поддержки
- Насколько готов постоянно участвовать
в мероприятиях избирательной кампании
- Воля кандидата к победе, можно ли отговорить
кандидата от участия в избирательной
кампании
Финансы:
- Личные сбережения кандидата
- Средства спонсоров, возможности их мобилизации
- Средства государственного бюджета
- Насколько предсказуемо поступление
финансовых средств
- В какие периоды избирательной кампании
можно ожидать поступлений финансовых
средств, насколько точно будут осуществляться
платежи
- Можно ли рассчитывать на формирование
резерва финансовых средств или все поступления
денег будут уходить на текущие платежи
и ликвидацию задолженностей
Действующая власть:
- На местах, в районах
- На национальном уровне
- Возможности голосования по этническому
или родовому признаку
- Возможности обеспечения принятия властных
решений, давления на власть
- Участие в избирательных комиссиях всех
уровней
- Возможности использования материальнотехнического
обеспечения властных структур
Информация о работе Стратегическое планирование избирательной кампании