Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:50, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени
Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени………………………………………………….………………………………..15
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход…............................................................18
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение…………………………………………………….30
Заключение 36
Список используемых источников 39
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени первого Президента Б. Н. Ельцина
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИТОЛОГИИ И СОЦИОЛОГИИ
Кафедра прикладной социологии
Свободное время молодёжи на примере города Сургут.
Курсовая работа
студентки 3 курса
Сосниной А.Г.
Научный руководитель:
кандидат социологических наук, доцент
Веселкова Н.В.
Екатеринбург
2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность
использования свободного времени………………………………………………….………
1.4. Свободное время и досуг в
формационной и цивилизационной парадигмах.
Системно-структурный комплексный подход….......................
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение……………………………………………………
Заключение 36
Список используемых источников 39
Приложения……………………………………………………
Введение.
Изучение
роли времени в развитии и
становлении личности человека
остаётся чрезвычайно
Соотношение
разнообразия использования
Существует
множество подходов к
Проблемы
использования свободного
Объектом исследования является молодёжь г. Екатеринбурга в возрасте от 17 до 25 лет. Этот возраст является средней возрастной границей в определении молодежи в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р. Люди именно этого возраста, на мой взгляд, начинают формирование и «оттачивание» своей личности, этого своего рода этап взросления, более осознанного выбора способов проведения свободного времени, восполнения духовных и физических сил, определения баланса между эффективным и неэффективным использованием своего досуга.
Предметом исследования является изучение особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени
2. Определить факторы, обуславливающие эффективность использования молодёжью свободного времени
2.1. Выяснить,
планируют ли молодые люди
способы проведения свободного
времени; определить связь
2.2. Выявить,
как влияют на характер
Основные понятия:
Свободное время, молодёжь, структура свободного времени, способы проведения свободного времени, эффективность использования свободного времени, условия эффективного использования свободного времени, характер использования свободного времени, планирование, удовлетворенность в проведении свободного времени, потребности молодёжи, саморазвитие.
Глава 1. Теоретическая составляющая курсовой работы
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия
С появлением качественно новых явлений в сфере рабочего и свободного времени вновь актуализируется научный интерес к рассматриваемой проблематике. Гносеологическая неоднозначность трактовки свободного времени и места в нем досуга порождают теоретико-методологическую необходимость конкретизации этих понятий, которые на сегодняшний день сложно назвать терминами или категориями. В рамках исследования возникает необходимость переосмысления научных подходов к досугу и свободному времени. Теоретические предпосылки для развития социологического анализа досуга складываются в рамках философского подхода, который рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляются истоки возникновения свободного времени и нравственное содержание досуговой деятельности.
Исследования досуга и свободного времени актуализируются с ХIХ в., хотя упоминания об этом можно встретить еще во времена античности. Однако уже в культуре Античности формируется неоднозначность трактовки досуга. Здесь можно выделить два направления осмысления досуга.
К первому направлению можно отнести более раннюю концепцию досуга древнегреческих философов. Они уже умели дифференцировать формы досуга на высокие и низкие. Так к высоким формам досуга относились занятия искусством, самообразование, а к низшим - «праздность».
Культурное поле высокого досуга древних греков неоднородно. У Аристотеля в «Политике» оно носит земное происхождение. Достойным времяпровождением свободного человека, считал он, является не труд, а досуг. Досуг служит основным принципом нашей деятельности. Носителем
досуга является мудрец, свободный аристократ духа. Гениальные творения, по Аристотелю, являются продуктом не ежедневного труда, а свободного времени.
У Платона досуг явно небесного происхождения. Трактовка досуга Платона неопределенна и расплывчата. А.Ф. Лосев отмечает, что «досуг Платона непонятен и темен. Платон, как и Аристотель, с кем-то ведет дискуссию. Этот кто-то, возможно и есть первооткрыватель досуга, а его трактовка и является предметом нашего поиска».
В творчестве Платона возникает два гипотетических вопроса, связанных с досугом:
1. Какой - деятельный или временной - генезис досуга;
2. Какова судьба каждого из течений греческого досуга.
Несмотря на неоднозначность трактовки досуга Платоном, он наделяет его высшим смыслом и противопоставляет низменной праздности римлян. Подход греческих философов отличается возвышенным отношением к досугу и деятельности, которой он наполнен. Досуг, по мнению древних греков, является одухотворенной творческой деятельностью, осуществляемой в свободное время и направленной на созидание прекрасного.
Совершенно иной подход мы видим в трудах древнеримских философов. Римские истоки определения досуга (otium) на два с лишним века более позднего происхождения, чем греческие. В действующем в Греции и Италии античном исследовательском направлении «Greco and Roma», в работах И. Аидрэ, Е. Бернета, В.Лейдло, П. Грималя досуг известен с 211 г. до н.э. как полуцензурное явление. У римского комедиографа Тита Плавта, жившего в этот период в Риме, слово otium означало во многих случаях нечто, пользующееся дурной популярностью, и связывалось в первую очередь с развратом .
Таким образом, можно выделить два подхода к определению досуга в античной философии: греческий и римский, которые противоположны друг другу. Первый определяет досуг как возвышенную деятельность, направленную на развитие творческих способностей личности. Второй, напротив, - как время для праздности и удовлетворения низменных потребностей человека. Дальнейшее рассмотрение проблематики досуга реализовывалось в средние века. Однако фундаментально новых сторон рассмотрения проблематики досуга в этот период не произошло.
Более актуальной по-прежнему остается трактовка свободного времени, предложенная Карлом Марксом. В одной из своих рукописей («Критика политической экономии») К.Маркс приводит цитату автора анонимного социалистического памфлета, взгляды которого на свободное время он излагает в своих терминах в виду вольного перевода-толкования: «Нация по-настоящему богата лишь тогда, когда вместо 12 часов работают 6 часов. По его мнению, «богатство» в данном случае представляет собой не распоряжение прибавочным рабочим временем, а такое время, которым можно свободно располагать за пределами времени, затрачиваемого на непосредственное производство,- свободное время для каждого индивида и общества»1(всюду- курсив Маркса). Таким образом, К.Маркс определяет очень четко сущность свободного времени как времени, которым можно свободно располагать; в другом месте он добавляет к этим словам- «и ничего больше».2 В данном случае термин «свободно располагать» фиксирует и наличие времени, и вероятность свободного выбора.
По мнению, Зборовского Г.Е.3 существует три основных подхода, сложившихся в научной литературе относительно понятия свободного времени. Один состоит в том, чтобы рассматривать свободное время как элемент более широкого социального образования- социального времени либо его части- внерабочего времени. Второй подход сводится к характеристике свободного времени как относительно самостоятельной формы общественной жизни, т.е. к тому, чтобы анализировать его вне связи с названными выше более широкими социальными образованиями. В рамках третьего подхода внимание акцентируется на содержательной, деятельностной стороне свободного времени. Как писал Артёмов В.А., «собственно, свободное время- это деятельность, и когда речь идет о рациональном использовании свободного времени, имеются в виду социально значимые виды деятельности».4 Все три подхода имеют право на существование, у каждого из них, взятого в отдельности, есть свои достоинства и недостатки.
На рубеже XIX- XX вв. американский экономист и социолог Т.Веблен в своей книге «Теория праздного класса»5 попытался представить свободное время как основу образа жизни целого класса (буржуазии), охарактеризовав досуг в качестве особой формы деятельности, составляющей суть этого образа жизни.
Подлинный расцвет теории свободного времени, связанный с разработкой многочисленных определений его понятия, имел место во второй половине XX века, причем как в зарубежной, так и в отечественной социологии. Именно в это время социология досуга сформировалась как особая отрасль социологического знания. В рамках этой отрасли понятия «досуг» и «свободное время» зачастую отождествлялись. Так, досуг по определению М.Мид рассматривался, как время, в которое люди занимаются, чем хотят, делая что-то такое, что можно использовать лишь для себя, но не для других. «Досуг не должен распространяться на общество. Иначе он будет ненастоящим»6. На протяжении многих лет было популярным определение, предложенное известным французским социологом досуга Ж.Дюмазедье: «Досуг есть совокупность занятий, которым индивид может предаваться по доброй воле, чтобы отдыхать, развлекаться, развивать свою информацию или образование, свое добровольное социальное участие- после выполнения профессиональных, семейных и общественных обязанностей»7.
Отечественные социологи также предложили немало трактовок свободного времени, причем во многих из них свободное время предлагалось рассматривать в границах непосредственно внерабочего времени. Так, известный экономист и социолог Г.А.Пруденский писал: « Свободное время- это часть внерабочего времени, предназначенная для физического, интеллектуального развития трудящихся и отдыха»8. По мнению, Б.А. Грушина, под «свободным временем понимается часть внерабочего времени, остающаяся за вычетом всех названных затрат, или время, свободное от исполнения разного рода непреложных обязанностей»9. Близкое к этому определение предложили В.А. Артёмов, Б.Н. Кутырев, В.Д. Патрушев. Они считали «свободным временем часть суток( недели и т.д.), свободную от труда в общественном производстве и других необходимых занятий (труда в домашнем хозяйстве, питания, сна и т.д.)»10.
Информация о работе Свободное время молодёжи на примере города Сургут