Свободное время молодёжи на примере города Сургут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени………………………………………………….………………………………..15
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход…............................................................18
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение…………………………………………………….30
Заключение 36
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая!.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Свободная деятельность и необходимость являются двумя сторонами единого диалектического процесса, выявляющего внутреннюю личную необходимость действия, определяемого системой жизненных ориентаций и ценностей. Таким образом, досуг располагается по шкале «зависимость - свобода».

При обсуждении данного вопроса следует избегать двух крайностей: абсолютизации свободы индивида в сфере культурно-досуговой деятельности и растворения свободной деятельности в необходимости выполнения общественных потребностей.

Таким образом, возникла разница в оценках детерминации свободного времени в формационной и цивилизационной парадигмах.

Прямая проекция характеристик  формационного подхода на исследованные тенденции в современных развитых странах, создание иных механизмов регулирования экономических, политических и социально-культурных процессов не объясняют многих явлений, таких, как:

-  изучение тенденций  роста свободного времени;

-  изменение его  качественного содержания под  воздействием научно-технической революции;

-  формирование социально-культурных функций предприятий и местных органов самоуправления;

-  развитие социальных  инициатив и движений в разных  странах: миротворческих, экологических,  музыкальных, дискотечных, познавательных международных радио- и телевикторин;

-  стирание социальных различий  в условиях и характере проведения свободного времени;

- формирование систем непрерывного  образования, его демократизация и гуманизация;

-  осознание необходимости  не только физического, но и  духовно-нравственного выживания  человечества; взаимосвязь и взаимозависимость современного мира.

Это свидетельство обще цивилизационного характера изменений социально-культурного процесса, его влияния на развитие социально-культурных процессов в сфере свободного времени, которое становится предметом исследований специалистов разных стран.

Изучая разнообразие исследовательских  подходов у зарубежных ученых, видно, что при анализе сущности свободного времени, они отмечают специфические признаки досуговой деятельности.

«Очищение» досуговой  деятельности от разного рода необходимых, непреложных затрат. Отмечая важность этого признака, следует помнить предупреждения Ч.Р.Миллса («Социологическое воображение») и Э. Гидденса («Социология») о недопустимости переноса современных понятий на прошлые эпохи.

Болгарский ученый Л. Николов показывает невозможность применения понятия «непреложные затраты» в сфере свободного времени. И аргументирует неправомерность понятия «чистоты досуга» разным отношением воспитателя и родителя к своей деятельности во время прогулок с детьми; киномеханика и зрителя во время киносеанса и др.

 Использование взаимозаменяемости  занятий, свободы выбора варианта деятельности или бездеятельности, с точки зрения цивилизационного подхода, также не всегда правомерны. Но при этом следует отметить, что свобода выбора деятельности ограничена объективными и субъективными факторами: наличием социальной инфраструктуры, доступностью форм досуга и отношением субъекта к свободному времени, к духовным ценностям, кроме того, оно обусловлено состоянием здоровья, семейным положением, возрастом и др.

Пьер Бурдье, используя  методологию Маркса, ставящего стоимость  товара в зависимость от времени, необходимого для его производства, показал, что ценность эстетических взглядов, вкусов («габитус»)6 определяется ресурсами времени и их непринужденным освоением через интерьер, музицирование, посещение музеев, т.е. условий, какие могут быть только у выходцев из привилегированных слоев.

Автор противопоставляет  эстетический вкус столичной верхушки наивным взглядам провинциальной буржуазии и представителей неимущего класса. Полученные им эмпирические данные подтверждают, что в наши дни потребление, в том числе и досуговых форм, социально структурировано. П. Бурдье подчеркивает важность социализации индивида через культуру в самом раннем детстве, и её определяющее значение на последующих этапах.

Обоснование исследователем категорий «культурный капитал» и «символический капитал» подкрепляется многочисленными эмпирическими данными, которые подтверждают, что исключение детей низшего класса из элитарных форм культуры и досуга, обусловливает не только их отставание, но и добровольное психологическое подчинение элите. Это позволяет Пьеру Бурдье обосновать категорию «символического капитала», оказывающего дополнительное давление на низшие слои.

Вообще, социология досуга рассматривает культурно-досуговую деятельность как систему и форму социокультурного общения, творчества, самореализации, проявления общественных инициатив, и необходимость ее исследования отвечает задачам анализа общественной жизни и управления этой сферой. Потребность таких исследований растет по "вертикали", начиная с села, где информация может еще собираться традиционными методами, поскольку процессы здесь не всегда приобретают массовый характер, и кончая регионами, требующими разработанной методологии и методики.

Системно-структурный комплексный подход, отражая объект в целом, учитывает взаимную связь экономических, политических и культурных факторов в организации культурно-досуговой деятельности, и при этом выясняются ее роль, место, значение, специфика воздействия и функции на каждом конкретно-историческом этапе развития общества. Направленные на изучение и регулирование сегодняшних процессов, они существенно дополняют статистику в области культуры, которая не отражает многих субъективных показателей, мотивов и ценностных ориентации участников многообразных по направленности клубных объединений, отношения и переживания участников по поводу полученной информации и познавательных интересов, стимулирующих тот или иной вид досуговой деятельности. В современных условиях управление этой сферой духовной жизни должно базироваться на всесторонней информации о состоянии и тенденциях развития интересов и запросов трудящихся, специфики и уровня развития социокультурной среды, а результаты конкретно-социологических исследований являются источником информации "обратной" связи.

Социология досуга являет собой сочетание анализа эмпирического  материала с теоретическим анализом и обобщением социокультурной деятельности масс. Она помогает оперативно "замерять" особенности механизмов развития, динамики интересов и характера творческой деятельности, определять с помощью конкретно-социологических исследований реальное место, которое занимают культурно-досуговые учреждения в системе социализации на том или ином этапе общественного развития. Результаты анализа создают необходимые предпосылки для более полного учета культурных интересов и запросов людей, разработки научно обоснованных технологий планирования и руководства социокультурной деятельностью, повышения ее эффективности и корректировки на промежуточных этапах движения к основной цели. Дальнейшее развитие конкретно-социологических исследований поможет:

-  уточнить закономерности  и специфику процесса самовоспитания, развития инициативы и самодеятельности масс в духовном развитии и творчестве;

-  совершенствовать  ее технологию, уточнить понятия,  критерия раскрывающие сущность того или иного элемента системы, характера влияния его назначения и функции, определить связь с другими элементами и характер зависимости от тех или иных факторов и условий. К примеру, состояния социокультурной среды; уровня и характера руководства клубным процессом воспитания; развития демократических начал; уровня самоуправления и др.

В качестве структурных  элементов социологии культурно-просветительной работы в зависимости от основания могут быть:

- содержательная направленность  рекреационно-досугового процесса, взаимодействие его участников (субъекта  и объекта);

-  свойства участников  и характер воздействия (средства, методы и формы педагогического воздействия на духовно-практическую деятельность членов клубных объединений и их "обратного" влияния на общественную жизнь объединения и социокультурной среды);

-  видов и форм  досуговой деятельности, характера  и уровня руководства ею;

- материально-технической  базы;

-  система критериев,  показателей и индикаторов эффективности  социокультурной деятельности различной направленности. (Совпадение результатов самовоспитания с предварительно намеченной целью является интегральным критерием эффективности воспитательного воздействия). Отсюда вытекает необходимость разработки "идеальных моделей, характеризующих желаемое состояние, качества личности и общностей, способных служить эталоном. В специальной литературе они получили название целевых нормативов .

По другому основанию  культурно-досуговая деятельность сама может рассматриваться как система и тогда ее структурными элементами станут:

-  сеть и типы  культурно-досуговых учреждений, их  сравнительная характеристика и  размещение;

-  руководство сетью,  подготовка кадров и их технологический  уровень и материально-техническое обеспечение;

-   специфика средств  воздействия каждого вида деятельности  на отдельные

общности людей.

Навыки во многих формах деятельности достигают автоматизма, а досуг молодёжи важно подвести этот автоматизм именно под нравственно-культурные рамки.

Исходный принцип изучения воспитательной деятельности культуры досуга требует рассмотрения в тесной взаимосвязи с условиями, в которых  он осуществляется. Жизненный уклад, особенно в первые годы, формирует направленность сознания людей, создает положительные либо отрицательные предпосылки для восприятия культуры. Этот принцип требует учитывать в управлении культурно-досуговой деятельностью уровень образования. Знание специфики быта, труда, характера среды, определяющих закономерности формирования духовной жизни, культурного облика, ценностей референтных групп становятся необходимыми. То есть социальный объект должен рассматриваться по принципу "целостного реагирования".

Кроме того, комплексный  подход способствует налаживанию тесных взаимоотношений между существующими  компонентами и выявляет недостающие  звенья,как в организации деятельности всей системы, так и по отдельным  содержательным технологическим и  организационным аспектам, т.е. дает возможность получить не только количественные, но и качественные характеристики.

Молодёжь в рамках системно-структурного комплексного подхода здесь выступает как эмпирический объект изучения, она содержит в себе реальных членов досуговых коллективов и общностей, участвующих в разнообразной рекреационно-досуговой деятельности. Такое понимание объекта отражает сложные взаимоотношения понятий "теоретический" объект и "эмпирический" объект как следствие определенного отбора единиц исследования, своеобразной модели объекта. В таком понимании объект шире предмета исследования и как бы "вбирает" его в себя.

Предметом в данном случае являются характеристики, свойства объекта, отражающие главное звено (основу, ядро) противоречия. Исследование определит наиболее действенные либо менее эффективные формы и методы организации деятельности и выработает на этой основе соответствующие рекомендации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Прикладная составляющая курсовой работы

2.1. Действительность досуговой сферы общества.

В современной действительности кардинальные социокультурные изменения  породили ряд противоречий и рассогласований, характерных для культурно-досуговой  сферы российского общества. С  одной стороны, возрастает ценностное значение пространства досуга и свободного времени. Досуг становится важным показателем качества жизни, индикатором социального самочувствия граждан. Развитость культурно-досуговой сферы выступает активным социокультурным феноменом, отражающим уровень цивилизованности общества и благополучия населения. С другой стороны, повсеместные процессы коммерциализации культурно-досуговой сферы, производство товаров и услуг, ориентированных на свободное время, становятся прибыльной формой потребления, бизнеса и предпринимательства. Это приводит к изменению характера социальных взаимодействий в пространстве досуга, появлению новых культурных норм и ценностей, обусловливающих выбор способов досугового поведения. В ряде случаев наблюдается снижение степени удовлетворенности возможностями проведения досуга, что отражается на социальном самочувствии граждан, влияет на усиление культурного и социального неравенства.

В наше время, чрезвычайно актуально сделать упор на развитие сферы досуга именно для молодёжи. Пропаганда наркотиков, табакокурения и алкоголизма в продуктах СМИ растет с каждым годом всё больше. Все фильмы и ток-шоу основаны, в большинстве своем,  на жестокости и насилии. Подрастающее поколение уже кардинально отличается по нравственным установками от предыдущего. И необходимы меры по укреплению ценностей нравственности, культуры, этики у молодых людей. Правильные ценностные ориентации, заложенные в юном возрасте, во многом определяют дальнейшую жизнь человека.   Молодые люди должны задумываться не только о сегодняшнем и завтрашнем дне, но и о будущем, для благополучного построения которого необходимо уже сейчас задуматься о своем здоровье и в последующем- о здоровье собственных детей, и о саморазвитии- дабы получение образования не превращалось в «погоню за дипломом», но и обогащало человека морально, предопределяло построение карьеры и, как следствие, устойчивое материальное положение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методика  проведения пилотажного исследования

 

Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности. ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. использование свободного времени молодёжью является своеобразным индикатором её культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы. Без научного осмысления процессов жизнедеятельности молодёжи невозможно регулирование её подготовки, к примеру, в качестве будущих специалистов и формирования их как личности.

Информация о работе Свободное время молодёжи на примере города Сургут