Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:50, курсовая работа
Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени
Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени………………………………………………….………………………………..15
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход…............................................................18
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение…………………………………………………….30
Заключение 36
Список используемых источников 39
При анализе полученных данных не было выявлено таких вопросов, в которых бы содержались варианты ответов, на которые не ответил ни один респондент.
Заключение.
Проанализировав различные точки зрения авторов и данные, полученные в ходе проведения нашего пилотажного исследования, можно сказать, что свободное время играет очень важную роль в жизни молодёжи. Эта тема им интересна и близка, и в силу трансформации самого общества, претерпевает изменения и не несет за собой главенствующей роли. Даже при столь небольшой выборке, мнения респондентов были абсолютно разными, противоречивыми, что в общем и характерно для молодых и амбициозных людей. К сожалению, выводы тем не менее остаются не самыми лучшими: большая часть респондентов далека от культурной сферы досуга, продолжая ассоциировать его с развлечением, а не с возможностью для саморазвития. И это объясняется не только нежеланием проводить свободное время, обогащая свой внутренний мир, но и нехваткой времени и отсутствием финансов.
Гипотеза основания: свободное время молодых людей в современной обществе характеризуется малой степенью вовлеченности в культурно-познавательную деятельность, базируясь, в основном, на праздном врямепрепровождении.
С данной гипотезой мы можем согласиться, основываясь на проведенной нами работе. Развлечения, общение с друзьями занимает лидирующие позиции среди видов досуговой деятельности.
Гипотезы следствия:
1.Работающая молодёжь и учащиеся предпочитают пассивный отдых.
По полученным данным можно сделать вывод о том, что гипотеза частично подтвердилась.
2.Наиболее предпочтительным видом досуговой деятельности для молодых людей является просмотр ТВ-программ.
Исследование показало, что наиболее популярным видом досуговой деятельности являются встречи с друзьями. Таком образом, гипотеза не подтвердилась.
3.Уровень удовлетворенности молодёжи в проведении свободного времени низкий.
Гипотеза не подтвердилась, респонденты в общей массе оценили уровень удовлетворенности как средний. Проблемными моментами здесь выступает нехватка материальных и временных ресурсов.
4.Девушки планируют свое свободное время чаще, чем юноши.
По данным исследования, девушки действительно чаще юношей всегда планируют свое свободное время, в то время как юноши лишь иногда уделяют это внимание.
5.Более материально обеспеченные молодые люди предпочитают проводить своё свободное время в ночных клубах
5.1.Менее обеспеченные молодые люди предпочитают проводить свое свободное время в кинотеатрах/театрах.
Гипотезы подтвердились. Хотя большой процент людей разного материального положения один из самых распространённых способов проведения своего досуга назвали именно ночные клубы, все же основной массив респондентов, предпочитающих именно этот вид досуга, пришёлся на более обеспеченных молодых людей.
Для сравнения, можно
привести данные исследования «Свободное
время как характеристика стиля
жизни молодёжи провинции», проведенного
в г. Ливны, Орловской области в 2007 году кандидатом
социологических наук Ефремовой Ж.Д., и
опубликованного на сайте «Социологические
исследования в малом городе.16 В результате исследования были сделаны
следующие выводы: «В целом можно отметить,
что в сфере свободного времени молодежи
в настоящий период наиболее отчетливо
проявляются следующие тенденции: отступление
от культурных национальных традиций
в организации и проведении досуга; усиление
нормативной автономизации молодых людей,
когда они руководствуются своими нормами
поведения, составляющими их особую субкультуру;
извращенное понимание сущности свободного
времени; доминирование потребительских
форм использования свободного времени;
нарастание статусно-престижных интересов
в реализации свободного времени.
Одной из важнейших
причин, породивших эти тенденции, явилось
разрушение традиционных институтов социализации
молодого поколения. Такое положение дел
в сфере свободного времени остро ставит
вопрос о необходимости его регулирования
и должного наполнения соответствующими
эстетическими, этическими и общекультурными
ценностями. Повышению качественного
состояния свободного времени в огромной
степени будет способствовать рост материального
состояния населения нашей страны, развитие
и организация социальной инфраструктуры,
воспитание активного ценностного отношения
людей к образцам высокой духовной культуры,
ее всесторонне усвоение».
Как мы видим, результаты
исследования, базируются на тех же
принципах, что выявило проведенное
исследование в городе Сургуте: необходим рост материального состояния; развитие
и организация инфраструктуры города,
способствующие росту ценности культуры
в жизни молодого поколения.
Список используемых источников
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т46. Ч.2.- С.215.
2 Там же. Т.46. Ч.1.- С.371.
3 Г.Е.Зборовский Социология досуга и культуры. М. 2006-С.39
4 Артёмов В.А. Социальное время: Проблемы изучения и использования.- Новосибрск, 1987.- С.156.
5 См.:Веблен Т. Теория празного класса. –М., 1984
6 Mead M. The Changing Culture Patterns of Work and Leisure. Washington,1967.- P.9.
7 Dumazedier J. Toward a Society of Leisure. N.Y., 1967.- P.29.
8 Пруденский Г.А. Время и труд.- М., 1964. – С.323.
9 Грушин Б. Свободное время. Актуальные проблемы.- М., 1967.- С.14-15.
10 Артёмов В.А., Кутырев Б.П., Патрушев В Д. Свободное время: проблемы и перспективы. Доклад на VII Всемирный социологический конгресс.- Новосибирск, 1970. – С.4.
11 Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии.- Свердловск, 1970- С.80.
12 Орлов Г.П. Свободное время как социологическая категория.- Свердловск, 1973.- С.30-31.
13 Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия.- Свердловск, 1974.- С.167.
14 Маркс К., Энгельс Ф. «Экономические рукописи 1857-1859 годов» Соч. Т.46 Ч.2 – С.221.
15 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.26, ч.Ш. С.211
16 http://www.smalltown.siteedit.
Информация о работе Свободное время молодёжи на примере города Сургут