Свободное время молодёжи на примере города Сургут

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 21:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является выявление особенностей и эффективности использования молодёжью свободного времени.
Таким образом, задачами моего исследования являются:
1.Выявить общие характеристики свободного времени молодёжи
1.1.Показать наиболее предпочтительные для них виды досуговой деятельности
1.2.Определить основные проблемы в сфере проведения свободного времени
1.3. Раскрыть уровень удовлетворённости молодёжи использованием своего свободного времени

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоритическая составляющая курсовой работы 6
1.1. Свободное время: основные подходы к определению понятия 6
1.2. Структура свободного времени………………………………...12
1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени………………………………………………….………………………………..15
1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход…............................................................18
Глава 2. Прикладная составляющая курсовой рабоы…………………26
2.1. Действительность досуговой сферы общества 2 6
2.2. Методика проведения пилотажного исследования 28
2.3. Аналитическое заключение…………………………………………………….30
Заключение 36
Список используемых источников 39

Файлы: 1 файл

Курсовая!.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Зборовский Г.Е., при  определении свободного времени  как части внерабочего, высказал весьма, правильные, на мой взгляд, соображения. Суть сводится к тому, что понятие  «внерабочее время» не может распространяться на такие слои населения, как дети, учащиеся, и неработающие люди. В связи с этим, Зборовским Г.Е. и Орловым Г.П. была предложена своя трактовка свободного времени: «Свободное время личности- это пространство для её всестороннего развития, свободного выбора способов удовлетворения духовных и физических потребностей, проявления социальной активности в соответствии с личным жизненным опытом,  с совокупным опытом общества, класса, социальной группы и наличными общественными условиями»11 . Прекрасное, на мой взгляд, определение, максимально приближенное к условиям нынешней жизни общества. В дальнейшем мнения авторов несколько разошлись. Орлов Г.П. пришел к выводу, что «свободное время- это часть социального времени, высвобожденная трудом от непреложных дел и являющаяся сферой свободной деятельности людей, обусловленной в конечном счете всей совокупностью социальных отношений данного общества и уровнем развития каждой личности»12. Возможность свободно располагать частью социального времени и использовать его для свободной деятельности и развития в качестве принципов определения были положены в основу другой дефиниции, предложенной Г.Е.Зборовским: «Свободное время есть форма жизненного процесса, которой человек и общество свободно располагают, и которая используется ими для свободной деятельности и развития».13 Данное определение очень ёмкое и в то же время точное, именно поэтому я и отталкивалась от него в проведении исследования. Поскольку изучение свободного времени молодежи, в моем понимании, лежит именно на принципе эффективности, т.е. использование и вкладывание свободных минут именно в саморазвитие, а не праздный образ жизни. И здесь совершенно непринципиален фактор соответствия выбора досуга нормам общественной жизни и социальным отношениям. Интересен именно тот диапазон интересов современного молодого человека, позволяющий личности расти. Здесь, безусловно, немаловажную роль сыграет и жизненный опыт, а также та социальная группа, в которую входит индивид.

   На этом, закончим  с многочисленными определениями  понятия «свободное время» и перейдем, непосредственно, к его структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Структура свободного времени.

   

      Существует несколько трактовок структуры свободного времени. Одна из них заключается в выявлении видов деятельности, составляющих содержание свободного времени. Этот подход  являет собой содержательный критерий структуры свободного времени. Наряду с ним, существует подход характера использования свободного времени. В соответствии с этим критерием можно осуществлять структурирование свободного времени на личное и общественное, индивидуальное и коллективное             ( групповое, семейное), активное и пассивное.

     Другие  варианты структурирования свободного  времени связаны с таким критерием  как направленность в его использовании  и целеполагание. Здесь как цели можно выделить развлечение, отдых, повышение культурного и образовательного уровня, уровня физического состояния, семейной сплоченности и т.п. Достижение каждой цели предполагает наличие определенных групп досуговых занятий, что также выступает как структурирование свободного времени.

     Согласно  Карлу Марксу, «Свободное время-  представляющее собой как досуг,  так и время для более возвышенной  деятельности- разумеется, превращает  того, кто им обладает, в иного  субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и вступает затем в непосредственный процесс производства»14. Таким образом, в свободном времени выделяются два основных структурных подразделения- время для досуга и более возвышенной деятельности. Под досугом здесь очевидно предполагается время для развлечений, психической разрядки. А время для более возвышенной деятельности включает в себя действия, прежде всего, направленные на развитие личности, раскрытие потенциала, физическую и умственную активность. К.Маркс ставит эти два подразделения на одну ступень по значимости, отличие лишь в социальных функциях, которые они выполняют.

      В «Капитале»  К.Маркс дает более детальную  дифференциацию свободного времени. Здесь уже более подробней рассматривается каждое подразделение. Включаются время на образование, интеллектуальное развитие, время для выполнения социальных функций, товарищеского общения, физического развития, время «свободного труда в домашнем кругу для нужд своей семьи». Сюда же относится и время и для удовольствий и для досуга.

      В моем исследовании, выявление структуры свободного времени молодёжи необходимо для определения времени, которое молодые люди затрачивают на те, или иные виды деятельности. В частности, меня интересуют затраты времени на учебу и самообразование, общественную деятельность, развлечение и отдых индивидуального и публично-зрелищного характера. Это, своего рода, способы проведения свободного времени. Полагаю, что предпочтения в выборе того или иного вида досуга может быть как на добровольных, так и на вынужденных началах, и зависит непосредственно от социально-демографических характеристик, материальной обеспеченности человека, форм занятости, потребностей в релаксации или творческой самореализации, саморазвитии. Под саморазвитием и самореализацией  здесь следует понимать процессы, способствующие развитию талантов и потенциала, повышающий качество жизни, уровень уверенности в себе и своих силах.  Учитывая большую загруженность нынешней молодежи  не столько учебой и общественной деятельностью, сколько «убиванием» времени на различных интернет-сайтах и социальных сетях, хочется выяснить удовлетворяет ли молодых людей подобный способ проведения досуга, выявить процент людей, предпочитающих более интеллектуальные сферы отдыха, направленные на расширение кругозора и определить, какие факторы препятствуют им в этом.

    По К.Марксу, свободное время есть та сила, способная превратить человека  в высоко интеллектуальную личность. И личность эта вступает затем  в процесс производства не  как придаток, а как его организатор и руководитель. То, как человек использует свое свободное время, в дальнейшем определяет его успешность как личности. Поход в театр или концерт гораздо более благотворен в сравнении с просмотром сериалов и посиделок с друзьями. Стремление узнать что-то новое, пополнить свои знания в какой-то области, заставляют человека и цели себе ставить в дальнейшем соответствующие своему уровню. Развитие процесс бесконечный, человек не способен узнать все в мире, но очень хотелось бы, чтобы ценности нынешнего поколения не сводились к банальному отдыху у телевизора.

     Небезынтересны, программы проводимые государством  в сфере молодежной политики. В 2009-2010 гг. при поддержке Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам молодежи ключевыми операторами – Фондом «Национальные перспективы» и Центром новой молодежной политики были разработаны и эффективно реализованы программы и проекты межрегионального и регионального уровней в области организации региональных молодежных форумов, выявлению лидеров и поддержки талантливой молодежи, вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность, построения региональной инновационной инфраструктуры как инструмента поддержки молодежных инновационных проектов, международным молодежным обменам. Возможности растут, и спрос на них тоже. А, следовательно, и эффективность в проведении досуга возрастает. Об этом мы поговорим в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Эффективность и целесообразность использования свободного времени.

 

Понятие «эффективность», с одной стороны, может быть воспринято весьма неоднозначно. Насколько эффективно человек проводит свой досуг с точки зрения самого человека, и с точки зрения общества понятия разные. Для данного исследования представляют интерес оба фактора. Восприятие человека и оценка своих действий показывают насколько рационально он подходит к вопросу своего свободного времени. Эффективным здесь будет считаться время, потраченное именно на удовлетворение своего интеллектуального потенциала, подпитывание своего кругозора свежими идеями, восполнение духовных сил. На мой взгляд, эффективное использование времени и рациональность в данном вопросе являются синонимичными понятиями. В ходе работы родилась креативная идея аналогии популярного в настоящее время тайм-менеджмента и эффективности, для раскрытия сути этого понятия.

Тайм-менеджмент  являет собой именно рациональное использование времени. Чтобы повысить скорость и результативность работы, а также получить больше свободного времени, можно попробовать применить концепцию управления временем. Эта теория стала в последнее время довольно популярной и используется как на корпоративном, так и на персональном уровне. Ее основная цель – как можно более эффективное и оптимальное использование времени и как следствие – повышение скорости и качества работы, достижение желаемого за более короткие сроки, снижение нагрузки, более длительный отдых и многое другое. Ее применение позволяет человеку более четко контролировать собственное время и жизнь и повышать личную эффективность.

     Использование тайм-менеджмента в работе имеет ощутимые достоинства: снижение расхода сил и средств, улучшение памяти, уменьшение уровня стрессов и повышение стрессоустойчивости из-за готовности к непредвиденным ситуациям. Заметно повышается самодисциплина, бороться с собственной ленью становится намного проще.

Неотъемлемая часть  тайм-менеджмента – определение приоритетов. Тайм-менеджент предполагает, что лучшие силы и время следует отдавать главному.

Одним из инструментов тайм-менеджмента  также является составление плана  рабочего дня. Он позволяет структурировать информацию, четко составить план действий и не пропустить важные детали. С ним можно быть уверенным, что вы ничего не забыли. План стимулирует, подстегивает к выполнению намеченных заданий, дисциплинирует. Это очень хороший способ борьбы с ленью. Визуально отображенный список выполненных дел повышает самооценку, дает удовлетворение проведенным рабочим днем, мотивирует к выполнению новых заданий. И, независимо от плана, нельзя пропускать подвернувшиеся удачные возможности.

Работать нужно не столько много, сколько эффективно. Любое дело оценивается не по объему работы и сложности исполнения, а по тому, что оно дало для достижения цели.

    Можно более гибко подходить к планированию, оставлять себе свободу действий, но главное – не забывать о своих приоритетах. Рациональное использование времени лучше всего работает при индивидуальном подходе. Человек должен сам разработать ту систему управления временем, которая идеально ему подходит.

    Возвращаясь  понятию «эффективность», и учитывая вышесказанное о тайм-менеджменте, можно выделить три ключевых слова, на которых строится эта эффективность- мотив, планирование, самодисциплина. Насколько мотивированы наши молодые люди на развитие своей личности? Имеется ли у них стремление заполнять свой досуг интеллектуальными нагрузками? Планирование времени достаточно распространенно сейчас, всяческие группы и сообщества под лозунгом «Стань успешным здесь и сейчас» заполонили интернет и базируются, в основном, именно на принципе планирования своего времени. Но для планирования требуется самодисциплина, которая, в свою очередь, предполагает наличие мотива. Вот такой своеобразный замкнутый круг.

     Каковы  условия эффективного использования  свободного времени? Разумеется, основополагающую роль играют  экономические ( финансовые) возможности человека и, непосредственно, состояние инфраструктуры досуга района( города). Также немаловажными факторами остаются семейное положение, место проживания и бытовые условия, и, конечно, наличие постоянных любительских занятий, то, на что в первую очередь падает приоритет при выборе способа проведения досуга. Важно учесть характер использования свободного времени- спонтанные увлечения имеют место быть, но подход к постоянным увлечениям показывает весь спектр интересов молодого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Свободное время и досуг в формационной и цивилизационной парадигмах. Системно-структурный комплексный подход.

 

Условно исследовательские  подходы можно разделить на три  группы.

Представители первой (в  основном, экономисты) рассматривают свободное время как часть нерабочего времени, связанного преимущественно с расширенным воспроизводством рабочей силы в эпоху НТР. Поэтому в определениях они исходили из потребностей производства и роли свободного времени в повышении культурно-технического уровня. А он является важнейшим фактором повышения производительности труда.

Вторая группа (этнографы, психологи и педагоги) акцентируют  внимание на всестороннем развитии человека. А свободное время сводят к нерабочему и предназначают его для отдыха и физического развития трудящихся:

-   этнография учитывает  свободное время при рассмотрении  характеристики людей и традиций;

-   психология   изучает субъективное отношение  людей к свободному времени;

-   педагогика связывает с ним вопросы воспитания.

Таким образом, содержательные характеристики отражают экономические, специальные, физические и социально-психологические характеристики.

Третью группу представляют философы. Гегель характеризовал естественно- возрастной процесс и последовательность его состояний с предпочитаемыми формами досуга. Интерпретация гегелевской концепции А. Шопенгауэром оказалась пессимистическим признанием власти возраста над духовным состоянием и деятельностью человека.

В диалектической концепции  К. Маркса свободное время предстает как сфера свободной деятельности, «не определяемой подобно труду под давлением той внешней цели, осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью»15 . К признакам рабочего времени Маркс относил также технологическую и юридическую их регламентацию.

Маркс определил досуг  как «последовательный процесс  восстановления человеческих сил и их развитие», а свободное время как время, «представляющее собой досуг, так и время для более возвышенной деятельности...».

Из этих определений  вытекают два методологических принципа:

I.  В основе понятийного смысла термина «досуг» лежит понятие «свободного времени» как пространства досуга

II.  Введение уровней досуга - от развлечения до игры «творческих сил».

Следует подчеркнуть, что  философское осмысление соотношения  свободы и необходимости выявляет его нравственный смысл: ведь действие по необходимости освобождает человека от ответственности за свое поведение.

Информация о работе Свободное время молодёжи на примере города Сургут